Вам нужно эссе?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Эссе
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Основные идеи одного знаменитого социолога; как его работа может быть применена к аспектам жизни современного общества.

  • 15 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 23.12.2008
215 руб. 430 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение
Основные позиции теории социально-культурной динамики П.Сорокина
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Несколько натянутым кажется «подведение» под один и тот же тип или стиль совершено разных форм культуры. Согласно Сорокину, музыка Бетховена и философия Бэкона идентичны (7, с. 79).
Основная мысль Сорокина в том, что пока система ценностей не устарела, она порождает энтузиазм, в нее верят и ей следуют. Вера и энтузиазм ведут к ее победе. Но после победы начинается гибель. Наступает разложение и кризис. В качестве примера приводится сенситивная культура XV—XVIII вв., которая была очень содержательной и динамичной. Ее расцвет пришелся на XIX век, что подтвердилось активным развитием эмпирических наук, техники, искусства, не связанного с религией. Однако в конце XIX столетия начался кризис этой культуры. Люди теряют веру в прежних кумиров, в прежние идеалы. Верование слабеет, т. к. чувственный метод познания оказывается не беспредельным. Одноплановость взгляда на мир ведет к искажению мировоззрения, к нарушению его связи с реальностью.
По этой причине растет интерес к ирреальности, мистике. Философы пытаются вести «богостроительство». Социальные институты утрачивают прочность. В обществе нарастает напряжение, грозящее смутой и революцией. Сорокин так подает критическое положение культуры: «Мы живем в конце блестящей шестисотлетней чувственной эпохи... Косые лучи солнца все еще освещают пространство, но, угасая, они обнажают тени, и человеку становится все труднее ориентироваться в смятении сумерек... Ночь переходного периода, возможно, с ее кошмарами и ужасами, начинает маячить впереди...»
Говоря о кризисе, философ стремится отразить общность в разных областях жизни. Он говорит о гипертрофии чувственного познания в повседневной жизни, увеличении роли эмпирических воззрений в науке, росте материалистических взглядов — в философии, явлений техницизма — в общественной жизни. Основным результатом этих процессов становится потеря духовности. Это мнение совпадает с суждениями ряда исследователей, подвергающих критике европейскую цивилизацию. Отбирая у человека идеи божественного, священного, абсолютного, научно-техническая цивилизация умаляет суть человеческой личности до «рефлекторного механизма», «винтика социальной системы». Сенсуализм, прагматизм ведут к господству грубой силы, войнам, революционным переворотам нашей эпохи, анархии в духовной и социальной сферах. Делаясь все более относительными, чувственные ценности теряют силу. Это ведет к разрушению конструкции социальных взаимоотношений. Чувственная культура становится аморфной «культурной свалкой» (10, с. 176).
По П. А. Сорокину, суперсистемам культуры свойственна особая внутренняя жизненная динамика. Она проходит долгие этапы исторического развития: рост, вызревание, увядание, упадок и гибель. Одновременно философ уверен в том, что явление, именуемое «смертью культуры» не носит полного и необратимого характера. Он писал, что эта «мнимая смертная агония была не чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил» (8, с. 433).
Заключение
Питирим Александрович А.Сорокин один из тех ученых, чье имя становится символом науки, которой он посвятил свою деятельность. В Западном мире он считается одним из классиков социологии XX века в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Являясь выдающимся русско-американским социологом, он внес огромный вклад в совершенствование общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.
В нашей работе мы рассмотрели одну из основных, разработанных Сорокиным теорий, ставшую главной в его научной деятельности.
Согласно Сорокину, культура представляет собой систему ценностей. Посредством этих ценностей общество консолидируется и осуществляет связь между собой общественных институтов. Культура определяет энергию и направленность усилий человечества. Понимание сути процессов развития цивилизаций даст нам возможность верно оценить ход социального и культурного развития человеческого общества и придать ему должное направление.
Сорокин объясняет ход исторических процессов флуктуацией стилей культуры. Вывод этот не дает достаточного объяснения всей многогранности и противоречивости истории. Кроме того, сама флуктуация культур тоже требует серьезного объяснения. Сорокин считает, что культурные системы сменяют одна другую в силу своей неполноценности и ограниченности. По его мнению, когда очередная культурная система овладевает всем обществом, она «выдыхается», теряет силу и общество отторгает ее.
Здесь кроется уязвимость этой философской системы, ибо включить в эту же схему процессы развития науки, искусства, философии не представляется возможным.
Это лишний раз доказывает, что ни одна теория в чистом виде, даже при несомненной ее научной ценности и выдающемся таланте автора (или авторов) не может претендовать на полное познание истины.
Библиография
Воробьева М. 3. Логико-философский анализ концепции теоретической концепции Питирима Сорокина: замысел, воплощение, судьба. М., 1997.
Волгина С. Л. Критика социологической концепции религии Питирима Сорокина. Л., 1989.
Головко Э. П. Проблемы социальной динамики в социологической концепции П. А. Сорокина. М., 1970.
Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.
Дойков Ю. В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992. N 6.
Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001.
Сербенко Н. И. Критика этической концепции Питирима Сорокина. Л., 1984.
Сорокин П. А. Социокультурная динамика / /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.
Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993.











14

1.Воробьева М. 3. Логико-философский анализ концепции теоретической концепции Питирима Сорокина: замысел, воплощение, судьба. М., 1997.
2.Волгина С. Л. Критика социологической концепции религии Питирима Сорокина. Л., 1989.
3.Головко Э. П. Проблемы социальной динамики в социологической концепции П. А. Сорокина. М., 1970.
4.Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.
5.Дойков Ю. В. Питирим Сорокин // США. Экономика. Политика. Идеология. 1992. N 6.
6.Пархоменко И. Т., Радугин А. А. Культурология в вопросах и ответах. М., 2001.
7.Сербенко Н. И. Критика этической концепции Питирима Сорокина. Л., 1984.
8.Сорокин П. А. Социокультурная динамика / /Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
9.Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.
10.Яковец Ю. В., Пирогов С. В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993.





У нас вы можете заказать