Основные особенности современной науки

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 1717 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 19.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Структура современного научного знания
2. Дисциплинарная организация науки
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Так и в науке. Перспектив роста у прикладного научного знания нет без развития его основы — фундаментальных наук.
Заключение
Современный период развития науки является периодом постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием. Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч. — совместный, согласованно действующий) — это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т. д.). Было выявлено, что материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.
Постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познавательных стратегий. Здесь картина мира строится на основе идей эволюции и исторического развития природы и человека. Все специальные картины мира, которые формируются в различных науках, уже не могут претендовать на адекватность. Они становятся лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира.
Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели. Требуется строить сценарии, включая в них точки бифуркации и возможные пути развития систем. Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.
Так, осуществить построение идеальной модели уже невозможно без использования компьютерных программ, которые позволяют вводить большое число переменных и цель исторической реконструкции изучаемого объекта.
Рассмотрим пример. Допустим, объектом научного исследования является биосфера — природный сложный комплекс, в который включен в качестве компонента человек. Последний в процессе своей производственной деятельности взаимодействует с биосферой и влияет на ее структуры. Чтобы узнать вредные последствия этого влияния с целью выработки запретов и ограничений на некоторые виды человеческой производственной деятельности, следует построить идеальную модель с огромным числом параметров и переменных. Для обнаружения изменений в биосфере потребуется изучение изменений, происходящих под воздействием промышленности в популяциях, биоценозах; следовательно, надо задействовать параметры, связанные с состоянием рек, озер, морей, океанов, лесов, гор, атмосферы и т. д. Очевидно, что классическая идеальная модель не в состоянии связать в целостность все это огромное число параметров и переменных. Здесь не обойтись без особого математического эксперимента на ЭВМ, без специальных компьютерных программ и т. д.
Следует отметить и еще одну существенную особенность норм и идеалов постнеклассической науки. Из вышеприведенного примера явствует, что объяснение и описание исследуемого объекта не может быть ценностно-нейтральным. В составе объективно истинного анализа будут присутствовать аксиологические факторы, а ориентация на истинность будет соотноситься с этическими и гуманистическими принципами.
По-новому строятся и философские основания постнеклассической науки. Философия фиксирует зависимость научного познания от социальности и состояния культуры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями, а также признает историческую изменчивость онтологических допущений, идеалов и норм познания. Многие особенности философских оснований постнеклассической науки выражены в философии постмодерна.
Постнеклассический тип рациональности — это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами (а значит, соотносятся и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целевых, установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь, ее ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки и гносеологии.
Прогнозируя будущее науки, можно сказать, что статус доминирующего и определяющего принадлежит постнеклассическому типу рациональности. В. С. Степин пишет об этом так: «Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации (лат. — истолкование) ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки».
В эпоху техногенной цивилизации определение стратегии научного поиска с необходимостью должно включать гуманистические ориентиры, т. е. вопросы, связанные с человеком и его жизнью на планете Земля.
Литература
Власенко Ю.М. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.:Инфра-М,2006.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.:Эксмо,2006.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего.- М.: Эдиториал,УРСС,2003.
Карпенко С.Х. Концепции современного естетвознания.- М.: Академический Проект,2003.
Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.
Лешкевич Т.Г. Философия науки.- М.: ИНФРА-М,2006.
Рогожкин Р.П. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.:Инфра-М, 2006.
Соломатин В.А. История науки.- М.: Владос,2005.
Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира.- М.: Экспресс,2004.
Стрельник О.Н. Философия.- М.: Юрайт-Издат,2006.
Федюхин Г.Ю. Философия науки. СПб.: Питер, 2008
Философия /Под ред. Т.И. Кохановского.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.
Христославенко Э.И. История науки.- М.: Инфра-Мс,2005
Юшко Е.В. История науки.- М.: Владос,2005
Яценко С.П. Концепции современного естествознания.- М.:Инфра-М, 2007.

Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.-С.35.
Стрельник О.Н. Философия.- М.: Юрайт-Издат,2006.-С.56.
Стрельник О.Н. Философия.- М.: Юрайт-Издат,2006.-С.37.
Лешкевич Т.Г. Философия науки.- М.: ИНФРА-М,2006.-С.79.
Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира.- М.: Экспресс,2004.-С.41.
Философия /Под ред. Т.И. Кохановского.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.-С.496.
Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира.- М.: Экспресс,2004.-С.89.












3

Литература
1.Власенко Ю.М. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.:Инфра-М,2006.
2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.:Эксмо,2006.
3.Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего.- М.: Эдиториал,УРСС,2003.
4.Карпенко С.Х. Концепции современного естетвознания.- М.: Академический Проект,2003.
5.Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.
6.Лешкевич Т.Г. Философия науки.- М.: ИНФРА-М,2006.
7.Рогожкин Р.П. Горелов А.А. Концепции современного естествознания.- М.:Инфра-М, 2006.
8.Соломатин В.А. История науки.- М.: Владос,2005.
9.Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира.- М.: Экспресс,2004.
10.Стрельник О.Н. Философия.- М.: Юрайт-Издат,2006.
11.Федюхин Г.Ю. Философия науки. СПб.: Питер, 2008
12.Философия /Под ред. Т.И. Кохановского.- Ростов н/Д.: Феникс,2006.
13. Христославенко Э.И. История науки.- М.: Инфра-Мс,2005
14. Юшко Е.В. История науки.- М.: Владос,2005
15. Яценко С.П. Концепции современного естествознания.- М.:Инфра-М, 2007.

Вопрос-ответ:

Какие основные особенности современной науки?

Основные особенности современной науки включают в себя постнеклассический подход к исследованию, развитие сложных системных образований, дисциплинарную организацию и взаимодействие с фундаментальными науками.

Как структурировано современное научное знание?

Современное научное знание структурировано на двух уровнях - фундаментальных и прикладных наук. Фундаментальные науки занимаются исследованием основных законов и принципов, а прикладные науки применяют эти знания на практике.

Чем отличается дисциплинарная организация науки?

Дисциплинарная организация науки предполагает разделение на отдельные научные дисциплины, каждая из которых специализируется на определенной области знания. Такая организация позволяет более глубоко изучать и развивать конкретные научные направления.

Какие перспективы роста есть для прикладного научного знания?

Прикладное научное знание не может развиваться без основы фундаментальных наук. Развитие прикладных наук тесно связано с развитием фундаментальных наук, так как именно основные законы и принципы, изучаемые в фундаментальных науках, лежат в основе прикладных наук и позволяют развивать новые технологии и решать практические задачи.

Что изучается на современном этапе развития науки?

На современном этапе развития науки изучаются сложные системные образования, которые характеризуются не только саморегуляцией. Наука сталкивается с изучением множественных взаимосвязей и взаимодействий внутри таких систем, а также с анализом и прогнозированием их поведения и развития.

Каковы основные особенности современной науки?

Современная наука характеризуется сложностью исследуемых объектов, постоянным развитием и обновлением научных знаний, использованием новых технологий и методов исследования, а также междисциплинарным подходом.

Что такое структура современного научного знания?

Структура современного научного знания включает различные научные дисциплины, области и специальности, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Она основывается на систематизированных знаниях, теориях и методах научного исследования.

Что такое дисциплинарная организация науки?

Дисциплинарная организация науки означает разделение научных знаний по отдельным дисциплинам и областям исследования. Каждая дисциплина имеет свои специфические методы исследования и теории, которые позволяют исследовать определенные аспекты мира.

Какие есть основные фундаментальные науки?

Основными фундаментальными науками являются физика, химия, биология и математика. Они являются основой для развития прикладных наук и технологий и позволяют понять основные законы и принципы функционирования природы и общества.

Что представляет собой современный период развития науки?

Современный период развития науки называется постнеклассической наукой. Он характеризуется междисциплинарным подходом, использованием современных технологий и методов исследования, а также более сложными объектами исследования, требующими системного подхода и комплексного анализа.

Каковы основные особенности современной науки?

Основные особенности современной науки включают структурированность научного знания, дисциплинарную организацию, взаимосвязь с фундаментальными науками и развитие прикладного научного знания.

Что включает в себя структура современного научного знания?

Структура современного научного знания включает в себя различные дисциплины и области исследования, которые связаны между собой и вносят свой вклад в развитие науки.