Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности экономики как обьекта экономического анализа.

  • 28 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 19.01.2009
258 руб. 860 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты экономического анализа
1.1 Экономический анализ, его роль в управлении производством
1.2 Содержание, задачи, принципы анализа хозяйственной деятельности. Связь анализа с другими науками
1.3 Объект экономического анализа
2 Особенности экономики как объекта экономического анализа
2.1 Особенности современного экономического развития
2.2 Особенности переходной системы
2.3 Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020г.
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Доминирование институтов власти над институтами собственности в плановой экономике сопровождалось выравниванием социально-экономического положения регионов посредством трансфертов и субсидий. Предприятия были защищены от конкуренции и функционировали в условиях дефицита, когда вся производимая продукция мгновенно реализовывалась. В процессе перехода к рыночной экономике основные структуры и формы контроля экономики, присущие планово-распределительной системе, были демонтированы, а институты государственной власти серьезно ослаблены. Институциональные преобразования привели к ослаблению институтов власти без формирования развитых форм рыночного и государственного регулирования. В результате появилась значительная асимметрия в развитии регионов, и как следствие – дифференциация населения по доходам и уровню жизни, повышение уровня бедности, рост безработицы.
За последние время осуществлены серьезные меры по преодолению образовавшегося правового и организационного вакуума, по формированию правовых и государственно-властных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. (2, с. 113)
Ценовые диспропорции в плановой экономике объясняли тот факт, что цены, установленные сверху, не отражают истинную рыночную цену товара. Структура цен, отличная от рыночной, означала значительное, как прямое, так и косвенное, субсидирование отдельных отраслей. Либерализация цен, внешней торговли существенно изменила структуру экономики, цен и финансовых потоков, привела к увеличению доли добывающих отраслей и топливно-энергетического комплекса, неразвитости рыночной инфраструктуры и сферы услуг, сокращению наукоемких производств, сферы НИОКР.
Структурные диспропорции, выраженные в преобладании крупных предприятий и доминировании тяжелой промышленности (гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности), привели к образованию «социалистической черной дыры» и депрессивных отраслей народного хозяйства. Снижение мягких бюджетных ограничений, снижение льгот и субсидий, прекращение межотраслевого перелива капитала, а также развитие малого предпринимательства, порожденного реформами переходной экономики, привели к кардинальным структурным изменениям. На начальном этапе стали развиваться отрасли с высоким уровнем рентабельности. В первую очередь это отрасли сырьевой специализации, работающие на внешний рынок, а среди отраслей внутреннего рынка - это торговля.
В структуре собственности для административно-командной системы характерным являлся государственный монополизм со свойственной ему избыточной занятостью. Реализация процедуры приватизации перевела значительную часть государственной собственности в частную. Однако она не привела к передаче средств производства эффективным хозяевам или стратегическим инвесторам. В условиях навязанной стране ваучерной приватизации вкупе с массовыми манипуляциями при передаче собственности в руки менеджеров и приближенных чиновников произошла не имеющая прецедентов в истории «реформа собственности», в ходе которой природные ресурсы страны, особенно нефть и газ, были фактически экспроприированы «олигархами».
С начала экономической реформы в результате воздействия факторов переходного периода характер монополизации российской экономики, институциональные характеристики народного хозяйства и структура рынков претерпели существенные изменения.

2.3 Прогноз развития экономики России на 2009г.

Прогноз социально-экономического развития России до 2011г. предусматривает инновационный и инерционный варианты развития страны, а также два дополнительных варианта. В основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть - умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл./барр. до 88 долл./барр. в 2011г. (5)
Инерционный вариант отражает развитие российской экономики в условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Темпы роста ВВП по данному варианту снижаются с до 5,4-5,9% в 2010-2011гг. При этом добыча нефти стабилизируется на уровне 497-500 млн. т. Предполагается, что в данном варианте принятые ранее налоговые новации не окажут существенного влияния на увеличение добычи нефти в новых нефтедобывающих провинциях, таких как Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия), и высокий общий уровень налоговой нагрузки будет оказывать негативное влияние на инвестиции в освоение новых месторождений. Экспорт нефти увеличивается с 253 млн. т. в 2009г. до 256 млн. т. в 2010-2011гг.
Одновременно будет снижаться экспорт нефтепродуктов в связи со стабилизацией объемов добычи нефти и возрастанием потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. В период 2009-2011гг. прогнозируется снижение экспорта нефтепродуктов с 111,7 млн. т до 107 млн. т. (9)
Инновационный вариант развития ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2009-2011гг. прогнозируются на уровне 6,2-6,7%.
В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), образование и здравоохранение, повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.
Добыча нефти в 2009г. прогнозируется в объеме 503 млн. т (102,2% к уровню 2008г.), а к 2011г. она достигнет уровня 518 млн. т (105,28% к 2008г.). Экспорт нефти увеличивается с 255 млн. т в 2009г. до 262 млн. т в 2011г. Это обусловлено спросом на нефть на европейском рынке и дополнительным экспортом нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) по трубопроводной системе "Восточная Сибирь-Тихий океан". Замедление темпов роста экспорта нефти связано с увеличением объемов переработки нефти и снижением темпов роста добычи нефти. Экспорт нефтепродуктов увеличится с 115,4 млн т в 2009г. до 117,8 млн т в 2011г.
Все варианты развития России в ближайшие три года предусматривают снижение темпов инфляции. Для сдерживания монетарной инфляции в среднесрочной перспективе предусматривается ограничение роста денежной массы, повышение склонности населения к сбережениям. Для сдерживания немонетарной инфляции, согласно прогнозу Минэкономразвития, необходимо обеспечить рост предложения товаров, развитие конкуренции, а также сдерживать рост издержек. В результате проведения антиинфляционной политики целевая инфляция в 2009г. снизится до 7,0-8,5%, в 2010г. - до 5,5-7%. В 2011г. инфляция снижается до 5-6,8%. Снижению инфляции будет способствовать прогнозируемое падение мировых цен на нефть в 2009-2011гг.
По оптимистичному сценарию, ВВП страны в 2009 году вырастет на 2,4%, а промышленное производство сократится на 3%. Между тем масштабы спада или роста экономики определяются отнюдь не только ценой на нефть и состоянием мировой экономики, но и очень сильно зависят от эффективности мер, которые применяет правительство.
Например, дефицит бюджета планируется компенсировать из Резервного фонда (его объем на 1 января 2009 г. составил более 4 трлн. руб.), при любом сценарии на 2009 и 2010 гг. его хватит для выполнения социальных обязательств государства. Однако что было бы, если бы Резервный фонд не был бы сформирован правительством? Точно также как теперь в случае необходимости Россия теоретически может прибегнуть к практике зарубежных займов: наша страна по инициативе Минфина использовала нефтяные сверхприбыли для досрочного погашения долга СССР и России, получив высокий кредитный рейтинг. Что было бы в противном случае сейчас, в условиях кризиса, даже трудно предположить.
При всей неопределенности прогноза, актуальной является задача выбора приоритетов. Так, в прогнозе предусмотрена  инфляция в 11%. Это ниже показателя 2008 года (около 13,5%), но выше докризисного прогноза (7,5-8,5%). Как отмечали эксперты, именно высокая инфляция и осложняет работу финансового механизма в России, из-за нее нет нормальных кредитов, появляются финансовые проблемы даже в наиболее благополучных секторах экономики. И уж тем более проявляются последствия инфляции в социальной сфере, происходит подрыв доверия к банковской системе. Так что при составлении очередного антикризисного плана правительство будет вынуждено разрабатывать антиинфляционные меры. Тем более, наша инфляция – «рукотворная», она была вызвана во многом тем, что в экономику было вброшено большое количество денег, и она не могла их «переварить».
Другой важной составляющей прогноза остается цена на нефть на мировом рынке. Взяв за основу 50 долларов за баррель, Минэкономразвития рассчитал все остальные показатели. Отсюда - и существование более пессимистичных вариантов, вплоть до сокращения ВВП на полпроцента. В принципе на такую же цену ориентируются и зарубежные экономисты. В министерстве энергетики предполагают, что возможен спад до 30 долларов, но на незначительное время. Тем не менее, общий спад производства в мире сокращает и потребность в топливе, так что на какой именно срок может затянуться падение цен, никто не рискнет сказать.
К тому же, есть и другие причины уменьшения нефтяных доходов – новой способ расчета экспортной пошлины, изменения в налогообложении, стимулирующие нефтяников, но урезающие отчисления в казну.
Немаловажно, что за нефтяными ценами падает и цена на газ. Предполагается во втором полугодии 2009 года продавать его по 240 долларов за тысячу кубометров, тогда как в 2008 году средняя цена превышала 400 долларов. В связи с этим сократится и сальдо торгового баланса. По прогнозу Минэкономразвития,  2009 году оно составит всего 18 миллиардов долларов, а по пессимистичному варианту – может и вовсе стать отрицательным.  И это тоже – удар по бюджету, сокращение поступлений и прекращение роста резервных фондов.
Между тем, если сравнивать российский прогноз с  прогнозами европейских стран и США, то он окажется наиболее оптимистичным, несмотря на низкие показатели роста. Большинство экспертов, тем не менее, считают его вполне реальным. Что же касается цифр, то они – далеко не окончательные, как и не окончательны те антикризисные планы, которые готовит правительство.












Заключение

Экономический анализ в рыночной экономике является одной из важнейших функций управления. Формирование рыночных отношений требует разработки содержания, методологии и методики экономического анализа с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта.
В современных условиях содержание экономического анализа состоит в исследовании экономических процессов и резервов, а также факторов, обусловивших их; в объективной оценке эффективной хозяйственной деятельности предприятия и выявлении тенденций и закономерностей его развития.
Согласно базовому сценарию развития экономики в 2009 году инфляция в России составит 11 процентов. С 1 января по 15 декабря 2008 года инфляция в стране составила 12,9 процента, а по итогам года будет выше 13 процентов.
Курс доллара составит в 2009 году около 30,8-31,8 рубля. При этом если курс доллара к евро будет ниже, чем 1,25-1,3 доллара за евро, то рубль может оказаться дороже.
Новые прогнозы Минэкономразвития значительно отличаются от тех, которые заложены в уже одобренный бюджет на 2009 - 2011 годы. В них говорится, что цены на нефть в 2009 году будут составлять приблизительно 95 долларов за баррель. При этом сейчас стоимость нефти на мировом рынке опустилась ниже отметки в 40 долларов за баррель.
Цена на нефть является одним из основных показателей для бюджета, поскольку большую часть доходов Россия получает от производства и экспорта нефти и газа. Цена на газ в значительной степени зависит от цен на нефть на мировых рынках.


Список использованной литературы

Баканов М. М., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656с.
Вахрушев С.Д. Система противоречий переходной экономики России - М.: 2005.- 235с.
Гельвановский М. Россия на пути к нормальной хозяйственной системе // Общественные науки и современность. - 2005.- № 3
Леусский А. И., Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика, - М.: Юрайт. 2006. – 654с.
Минэкономразвития РФ предложило четыре варианта прогноза развития экономики до 2020г. // Финансы, - 2008, - № 10
Прогноз социально-экономического развития России // Экономика и финансы, – 2008, - № 8
Сёмина Т.А. Проблемы дезинтеграции экономического пространства страны и дифференциации социально-экономического положения регионов.- М., 2004.- 168с.
Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2003. – 480с. – (серия “Учебник для вузов”).
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики











3



Экономический анализ

Теоретический политэкономический анализ

Конкретно экономический анализ

Микроэкономический анализ

Макроэкономический анализ

Отраслевой экономический анализ

Анализ хозяйственной деятельности основных звеньев народного хозяйства

Народно-хозяйственный анализ

Территориально-экономический анализ

Программно-ориентированный анализ

Список использованной литературы

1.Баканов М. М., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656 с.
2.Вахрушев С.Д. Система противоречий переходной экономики России - М.: 2005.- 235с.
3.Гельвановский М. Россия на пути к нормальной хозяйственной системе // Общественные науки и современность. - 2005.- № 3
4.Леусский А. И., Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика, - М.:Юрайт. 2006. – 654с.
5.Минэкономразвития РФ предложило четыре варианта прогноза развития экономики до 2020г. // Финансы, - 2005, № 9
6.Прогноз социально-экономического развития России // Экономика и финансы, – 2007, № 6
7.Сёмина Т.А. Проблемы дезинтеграции экономического пространства страны и дифференциации социально-экономического положения регионов.- М., 2004.- 168с.
8.Экономический анализ / А.И. Гинзбург. – СПб.: Питер, 2003. – 480с.: ил. – (серия “Учебник для вузов”).

Узнать стоимость работы