Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Дидактическая игра, как средство развития словаря детей дошкольного возраста

  • 30 страниц
  • 18 источников
  • Добавлена 10.01.2009
258 руб. 860 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Значение словаря детей
2. Развитие словаря детей средствами дидактической игры
3. Методика развития словаря детей в работе воспитателя
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;
введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.
В программе представлений об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; труд людей; средства передвижения людей и связь; жизнь природы.
«Программа» предусматривает постепенное усложнение материала по ознакомлению детей с окружающим миром. С возрастом кругозор детей расширяется — от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2-3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (8-7 лет).
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей воспитатель оперирует специфичными приемами обучения.
Один из методов активизации словаря детей — дидактические игры. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.
Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно.
Приведем описания нескольких типов дидактических игр с предметами [3, с. 103]:
1. «Угадай, что изменилось?». Существует несколько вариантов этой игры (в зависимости от сложности заданий). Самый легкий, применяемый в группах раннего возраста, заключается в том, что к нескольким стоящим перед детьми предметам добавляют новый. Следующий вариант: один из предметов убирают; более сложный вариант: один из предметов заменяют новым или меняют их местами. В этой игре удачно активизируются существительные, числительные, прилагательные, наречия, предлоги, например: карандаши были в коробке, теперь на коробке; были две длинные ленты, теперь одна длинная, одна короткая; справа сидел зайчик, а теперь справа матрешка; кукла была в шапке, а теперь она в платочке. Основная задача этих игр — подбор детьми точных слов для ответа. Поэтому воспитатель может использовать ограниченное количество предметов (от двух до пяти) и производить немного изменений и перемещений (1-2).
2. «Чудесный мешочек». Эта распространенная игра может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно у детей младших групп или плохо говорящих. В некоторых вариантах этой игры ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает его детям, и все вместе называют его. В этом случае мешочек служит просто атрибутом игры.
Хорошо, если мешочек обыгрывается, он должен быть по-настоящему «чудесным» (двойным), плотно охватывающим руку ребенка.
Основное правило: мешочек не откроется до тех пор, пока не назовешь то, что нащупал рукой.
Старший дошкольник может не только назвать предмет, прежде чем достать его из мешочка, но и определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого он сделан (резиновый, деревянный, металлический, матерчатый), качество его поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный и др.).
Методика игры «Чудесный мешочек» подробно разработана в дошкольной педагогике. Предварительно дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества. И в начале игры, до вкладывания игрушек в мешочек, следует еще раз назвать их, привлечь к ним внимание ребят. В старших группах ребенок может добавить к своему ответу рассказ-описание этого предмета, загадку или стихотворение о нем.
3. Игры с куклой. Эти игры широко распространены в практике детских садов, особенно в младших группах. Они проводятся в виде представления по определенному сценарию, заранее составленному воспитателем. В то же время это не только зрелище, развлечение, но и серьезная умственная деятельность детей, способствующая развитию речевой активности.
Основное дидактическое правило этих игр — закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни. Поэтому лучше всего выбирать для каждой игры узкое, конкретное содержание, но раскрывать его достаточно полно и глубоко. Игра «Встреча новой куклы» закрепляет правила культуры общения: встречать нового человека, гостя, знакомиться с ним (дети приглашают гостя войти в комнату, здороваются с ним, знакомятся, приглашают раздеться, предлагают стул, развлекают, читают стихи и т.д.). В игре «Угощение куклы» закрепляется навык культурной еды: дети называют посуду, блюда, действия. В этой игре куклу вносят в комнатной одежде и все внимание детей должно быть сосредоточено на теме игры (называние действий во время мытья рук, предметов сервировки стола и т. д.). Последовательность и правильность игровых действий определяют вопросы воспитателя: «А что вы делаете перед едой? Чем вы моете руки? Покажите, как вы намыливаете руки!» К активным действиям с куклой привлекаются по очереди почти все дети группы. Воспитателю следует добиваться, чтобы дети не ограничивались выполнением действий и односложными ответами, а правильно отвечали на вопросы.
Не следует забывать игры, закрепляющие знания общественного характера, интерес детей к событиям общественной жизни, — «Кто работает ночью», «Путешествия», «Расскажи, кто сделал эти предметы» и др.
Рассмотрим различные игры для развития словаря детей дошкольного возраста [11]:
1. «Кто заблудился?»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий-горький, старый-новый.
2. «Какие бывают иголки»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
3. «Ручка-ножка» [11]
Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».
— Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно...
— А какие предметы мы называем словом «ножка»?
— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.
4. «Как сказать по-другому?» [11]
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.
— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...
«Программа воспитания в детском саду» рекомендует для каждой группы основную тематику дидактических игр, способствующих закреплению словаря. Содержание игр раскрыто в многочисленных сборниках.
Отметим также роль словарно-логических упражнений (с предметами, картинками, словесных) [3, с. 104].
Для активизации словаря предлагается стройная система словарно-логических упражнений: узнавание и называние предметов; выделение признаков и обозначение их словом, сравнение (установление сходства и различия).
Для активизации обобщающих слов используется ряд упражнений: «Назови одним словом» (закончить перечисляемые педагогом слова обобщением), «Продолжи сам» (продолжение перечисления видовых понятий после обобщения педагога), «Что лишнее, в чем путаница?» (исключение лишнего понятия из группировки, исправление обобщений) и др.
Работа с картинками тесно связана с развитием мышления детей. Для этого используют такие дополнительные вопросы: Каким общим словом можно назвать все эти предметы? Чем они отличаются?
Заключение
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно работать над формированием словаря детей дошкольного возраста.
На первое место в словарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать из по смыслу.
Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
В процессе словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно выражают замысел говорящего.
Игровая деятельность в развитии личности ребенка играет наиболее важную роль. Она способствует умственному, речевому, эмоциональному развитию.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Дидактические игры, используемые в детском саду, должны быть разнообразными по содержанию, материалу, форме, проводиться систематически в различных вариантах и постепенно усложняться.
Список литературы
Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1972. – 244 с.
Богуславская 3. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1966. – 346 с.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2002. – 256 с.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
Тышкевич И. С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.359-364.
Удальцова Е. И. Дидактические игры. - М.: Педагогика, 1963. – 252 с.
Усова А. П., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в дидактических играх // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Педагогика, 1965. – 310 с.
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/04/vkl1.htm
Ушинский К. Д. Собр. соч. – М.-Л.: Мысль, 1981. Т. 5. – 450 с.
Филимонова О. Ю. Развитие речи, логопедия для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 128 с.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1971. – 240 с.
Формирование лексического строя речи в онтогенезе у детей без речевых патологий. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.leksika1.narod.ru
Хачапуридзе Б. И., Мачабели К. Г. О построении дидактических материалов и игр // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1966. – 352 с.
Шапошникова О. К., Петрова Н. Г. Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aspk.3dn.ru/publ/25
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 114 с.












33

1.Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1972. – 244 с.
2.Богуславская 3. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1966. – 346 с.
3.Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
4.Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
5.Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
6.Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2002. – 256 с.
7.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
8.Тышкевич И. С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.359-364.
9.Удальцова Е. И. Дидактические игры. - М.: Педагогика, 1963. – 252 с.
10.Усова А. П., Аванесова В. Н. Сенсорное воспитание в дидактических играх // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М.: Педагогика, 1965. – 310 с.
11.Ушинский К. Д. Собр. соч. – М.-Л.: Мысль, 1981. Т. 5. – 450 с.
12.Филимонова О. Ю. Развитие речи, логопедия для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 128 с.
13.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1971. – 240 с.
14.Формирование лексического строя речи в онтогенезе у детей без речевых патологий. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.leksika1.narod.ru
15.Хачапуридзе Б. И., Мачабели К. Г. О построении дидактических материалов и игр // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1966. – 352 с.
16.Шапошникова О. К., Петрова Н. Г. Дидактическая игра как средство развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aspk.3dn.ru/publ/25
17.Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
18.Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 114 с.

Узнать стоимость работы