Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие словаря детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.

  • 29 страниц
  • 27 источников
  • Добавлена 22.06.2009
288 руб. 960 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Глава 1. Значение словарной работы в воспитании и развитии дошкольников
Глава 2. Виды занятий по развитию речи
Глава 3. Планирование занятий по развитию словаря детей
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.
Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.
Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является значение слова. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умения свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно использовать слова и связывать их по смыслу.
Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнении значений слов, семантической точности употребления синонимов, антонимов и многозначных слов, понимании переносных значений). Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение применению слова связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.
В развитии словаря дошкольника очень важен принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное слово «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в семантическое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить — зашивать — вышивать — платье — рубашка — одежда — узор, острая — тупая — тонкая и т.п.
Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов [17].
Работа над синонимами (подбор слов, близких по значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись и т.п.; глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказать, спросить, ответить, прошептать, закричать, объяснить).
Работа над антонимами (словами с противоположным значением) должна проводиться с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение. При подборе словосочетаний со словами близкого и противоположного значения дети глубже осознают многозначность слов (дом старый — ветхий, платье старое — рваное, друг старый — давний, билет старый — недействительный; или свежий — черствый хлеб, свежая — вчерашняя газета, свежая— грязная рубашка).
Такая работа помогает детям понимать слова не только с прямым, но и переносным значением: злая зима, колючий ветер, золотые руки, лес дремлет, дом растет, песня льется, ручьи бегут. Для понимания слов с переносным значением необходимо проводить упражнения с прилагательными и глаголами, которые в зависимости от противопоставлений и словосочетаний меняют свое значение (Подушка мягкая, а скамейка ... жесткая. Пластилин мягкий, а камень ... твердый.) Кроме того, необходимо формировать умение выбирать адекватное слово из синонимического ряда: жаркий (горячий) день, жаркий (взволнованный) спор.
Многозначность слова нужно показывать дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок). При этом можно использовать слова разных частей речи: прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный) и глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т.п. Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа над многозначными словами может идти в такой последовательности: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, а затем предложений и в конечном итоге использование многозначных слов в связном тексте [17].
В словарной работе необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.
Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.
В словарной работе с детьми необходимо учитывать: тематический принцип организации лексики; семантический акцент, т.е. ознакомление со значением слова; ассоциативный метод объединения слов.
Сентябрь
- Составление предложений демонстрации действий (два занятия).
- Составление описательного рассказа «Овощи — фрукты».
Октябрь
- Составление рассказа по опорным сигналам «Осень».
- Пересказ рассказа «Спор деревьев».
- Составление трехсловных предложений.
Ноябрь
- Составление описательного рассказа «Птицы».
- Составление предложений по опорным словам и вопросу.
- Составление предложений по вопросам.
- Составление рассказа по серии картинок и вопросам «Транспорт».
Декабрь
- Составление рассказа по опорным картинкам «Зима».
- Составление описательного рассказа «Одежда».
- Составление рассказа по набору игрушек.
- Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Январь
- Обучение умению задавать вопросы.
- Составление рассказа по демонстрации действий «Ждем гостей».
Февраль
- Составление описательного рассказа «Наши помощники».
- Составление рассказа по серии картин «Зернышко» с творческим заданием.
- Пересказ рассказа по серии картин «Синичка» с творческим заданием.
- Составление описательного рассказа о животном.
Март
- Пересказ сказки «В гостях у Дедушки Мороза» с творческим заданием.
- Составление рассказа по картине «Семья».
- Пересказ рассказа по картине «Попугай Петруша».
- Составление рассказа по серии картин «Весна наступила».
Апрель
- Составление описательного рассказа «Ласточка» Сравнение белого и бурого медведей по плану.
- Пересказ рассказа по опорным сигналам «Наш двор».
- Составление рассказа по картине «Весна».
Май
- Обучение умению задавать вопросы.
- Составление рассказа по серии картин «Муравьи».
Составление описательных рассказов-загадок.

Составление предложений демонстрации действий (сентябрь)
Программное содержание. Связная речь. Рассказ «КОТ- ЗАДИРА» Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа
Словарь. Учить подбирать слова, характеризующие действия животных.
Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать их на слух; произносить протяжно и с разной силой голоса.
Цели: Учить детей отвечать на вопрос фразой из трех - пяти слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4 - 5 предложений с наглядной опорой.
В ходе занятия педагог читает текст рассказа, одновременно выставляя и передвигая картинки на фланелеграфе в соответствии с называемыми действиями.
Ход занятия
До начала чтения желательно выяснить знание детьми и в случае необходимости объяснить понятие «задира».
Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево.
Вопросы к рассказу
Как звали кота-задиру? - Почему его назвали задирой? - На кого вспрыгнул кот? - Как звали пуделя? - Что разломал Филя в песочнице? - Чьи это были куличики? Кто их лепил? - Что Филя сделал с голубем? - Во что он вцепился? - Кто выскочил из подъезда? - Какой был Пират? - Как Пират залаял на кота? - Куда забрался Филя? Почему? - Вам (тебе) жалко Филю? Почему?
Упражнения
1. Словарная работа. Педагог подробно объясняет названий действий и признаков: Подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, запаял, выгнул спину.
1. Подбор действий. Желательно, чтобы к этому времени ребенок самостоятельно подбирал 4-5 слов или словосочетаний, обозначающих действия. - Что может делать кот? (умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мышей, царапать диван, выгибать спину, гоняться за птицами, убегать от собак, забираться на дерево и т.п.) - Что может делать пёс? (10 действий). - Что может делать голубь?
2. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним предложения. К этому периоду обучения самые «трудные» дети еще отстают по запасу глаголов, особенно когда называются оттенки значений. Педагог просит вспомнить слова, обозначающие действия, из рассказа и составить предложения с этими словами:
Жил, прыгнул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выскочил, залаял, выгнул, забрался.
Объединяя два действия можно расширить предложение.
4. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически связанных предложений. Педагог росит ребенка определить, какое действие совершилось раньше, какое - позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа:
Прыгнул, жил-был;
Подкрался, разломал;
Залаял, выскочил;
Забрался, зашипел;
Выгнул, забрался.
Дополнение прочитанного педагогом предложения другим, логически связанным с ним.
На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя...
Из подъезда выскочил сердитый пёс. Он...
Пёс грозно залаял на кота. Кот...
6. Пересказ рассказа по опорным картинкам.

Составление рассказа по набору игрушек (декабрь).
Программное содержание. Связная речь. Учить составлять сюжетный рассказ, где главные персонажи — игрушки; давать описание и характеристику персонажей; вводить в повествование диалог.
Словарь. Учить подбирать определения к заданным словам. Познакомить с новыми словами. Ознакомление с предложением. Упражнять в составлении предложений из заданных слов; самостоятельно придумывать предложения.
Звуковая культура речи. Учить различать в словах звуки «с», «сь», «щ»; четко произносить слова с этими звуками.
Наглядный материал. Игрушки: кукла, зайчонок, котенок, щенок, медвежонок, белочка; картинки: сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка.
Ход занятия.
Педагог обращает внимание детей на игрушки, стоящие на столе. О каждой игрушке задает вопросы, требующие при ответе описать ее внешний вид и назвать основные черты (признаки).
Затем предлагает: «Составьте рассказ про девочку, которая пошла в лес и встретила там кого? (Зайчонка, медвежонка.) Что произошло дальше? А если девочка пошла не в лес, кого она могла встретить? (Котенка, щенка.) Подумайте, о чем разговаривала девочка со зверятами?»
По совету педагога несколько детей объединяются в группы и договариваются, кто будет рассказывать первый, кто последний и про каких зверей. Каждый ребенок берет соответствующую игрушку.
Остальные дошкольники, выслушав коллективный рассказ, придумывают ему название и дают оценку.
Подвижная игра (по усмотрению).
Педагог приглашает к столу шестерых детей, «дает» каждому слово: «котенок», «девочка», «весело», «быстро», «бежит», «прыгает».
«Из этих слов можно составить короткие предложения про девочку или про котенка. Тот, кто придумает предложение, не называет его, а выстраивает в нужном порядке детей-«слова».
Кто-либо из детей, не называя слов, составляет придуманное предложение и только после этого произносит его вслух.
Затем проверяется, правильно ли составлено предложение: дети-«слова» по порядку называют себя.
Аналогично выполняют задание еще несколько детей — они придумывают из этих слов другие предложения.
Подводя итог, педагог говорит: «Как много предложений можно придумать из одних и тех же слов: «Девочка бежит», «Девочка бежит быстро», «Девочка весело прыгает», «Весело прыгает котенок» и т.д.
Проводится игра на внимание. Дети рассматривают картинки, называют, что на них нарисовано (сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка). Педагог просит подойти двоих детей: один (Петя) будет прятать картинки, а другой (Витя) должен отгадывать, кого или чего не стало. Например, не стало щегла. Воспитатель четко произносит это слово, выделяя голосом звук «щ». Спрашивает: «Какой звук я выделила в этом слове? Петя, скажи слово «щегол» так, чтобы четко слышался звук «щ».
Аналогично проводится работа с картинками, в названии которых есть звуки «с» и «сь».


Заключение


В словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.
При анализе исследований по проблеме формирования словаря детей дошкольного возраста актуальными вопросами является рассмотрение роста объема словаря, возрастные динамические изменения системы значений слов, уровень осознания ребенком речевой действительности.
Словарная работа занимает важнейшее место в современной дошкольной педагогике, так как его формирование имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В процессе специальных занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление.
Знания об особенности развития лексики в дошкольном возрасте необходимы для построения словарной работы в ДОУ.
Список литературы

Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934. - С.324, 502.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М., 1982
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. – 23 с.
Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л., 1980. – 164 с.
Лавреньева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1996. - С. 57 – 69
Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - С. 36 - 63.
Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. - М, 1976. - С. 7 – 56
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 144 с.
Логинова В.И. Формирование словаря // Хрестоматия по теории и методики развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 226 – 236.
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975. - 253 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.,1979. - 319 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме правил словообразования // Психолингвистические исследования: Речевое развитие и теория обучения языку. – М., 1978.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2004. – 56 с.
Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы II сигнальной системы. - М.: Наука, 1979. - 248 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984. - 159 с.
Шахнарович A.M. К проблеме исследования формирования и развития понятий // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1976. - С. 150 – 156.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.











35

1.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934. - С.324, 502.
2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления советской психологии. - М., 1966. - С. 236 - 277
3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 471 с.
4.Грибова О.Е. Онтогенетический принцип в логопедии // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С. 31 – 40
5.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук. - М., 1972. – 23 с.
6.Клименко А. П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. - Минск, 1970. – 206 с.
7.Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - Л., 1980. – 164 с.
8.Лавреньева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. - СПб., 1996. - С. 57 – 69
9.Леонтьев А.А. Лингвистическое моделирование речевой деятельности // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974. - С. 36 - 63.
10.Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. - М, 1976. - С. 7 – 56
11.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 144 с.
12.Логинова В.И. Формирование словаря // Хрестоматия по теории и методики развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 226 – 236.
13.Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975. - 253 с.
14.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.,1979. - 319 с.
15.Медведева И.Л. Опыт психолингвистического исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1981. - С. 68 - 81.
16.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
17.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 425 – 426
18.Слобин Д., Грин Д. Психолингвистика. - М., 1977. - 350 с.
19.Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. - М., 1987. - 168 с.
20.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981.
21.Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2004. – 56 с.
22.Ушакова Т.Н. Функциональные механизмы II сигнальной системы. - М.: Наука, 1979. - 248 с.
23.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М., 1984. - 159 с.
24.Черемухина Г.А., Шахнарович A.M. Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1975. - С. 92 - 105
25.Шахнарович A.M. К проблеме исследования формирования и развития понятий // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. - М., 1976. - С. 150 – 156.
26.Штерн В. Психология раннего детства. - Петроград, 1922. - 57с.
27.Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. - М., 1958. - 115 с.

Узнать стоимость работы