Современные правовые проблемы международного сотрудничества в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 2626 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.04.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Правовой режим морской среды
1.1. Понятие морской среды
1.2. Предпосылки формирования международного сотрудничества по сохранению и защите морской среды от загрязнения
Глава 2. Международно-правовая регламентация сохранения и защиты морской среды от загрязнения
2.1. Проблемы международно-правового регулирования сохранения и защиты морской среды от загрязнения
2.2. Вопросы международного сотрудничества государств по сохранению и защите морской среды от загрязнений
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Правовые формы сотрудничества между государствами по защите и сохранению морской среды включают также и оказание содействия и технической помощи в подготовке научного и технического персонала, предоставление необходимого оборудования и повышение способности государств принимать эффективные меры по предотвращению или уменьшению загрязнения морской среды.
Рассмотренные и проанализированные формы международного сотрудничества свидетельствуют об их разнообразии. Расширение и развитие этих форм обусловливает необходимость оптимального сочетания глобальных и региональных мер и достижения более эффективной координации программ по охране морской среды, осуществляемых непосредственно государствами или через международные органы или организации.
Комплексный подход к правовому регулированию борьбы против загрязнения требует также сочетания научных методов с техническими и административными средствами на национальном, региональном и глобальном уровнях. В этом отношении уже существует правовая основа, созданная глобальными и региональными договорами, главная цель которых заключается в широком международном сотрудничестве.
Международное сотрудничество в глобальном масштабе позволяет избежать несогласованности и коллизий национального законодательства и международного права, противоречия между двусторонними, субрегиональными, региональными и иными решениями и универсальными нормами.
Международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей природной среды осуществляется на нескольких уровнях: во-первых, с другими странами СНГ; во-вторых, с восточноевропейскими; в-третьих, с развитыми капиталистическими; в-четвертых, с развивающимися странами. Можно еще выделить сотрудничество со странами Балтии (Латвией, Литвой, Эстонией). Балтийское море, как международный объект охраны природы, находится вне юрисдикции отдельных национальных государств. Формы международного сотрудничества различны: во-первых, участие в международных организациях (которые принимают решения, рекомендации, резолюции); во-вторых, заключение международных (двусторонних или многосторонних) договоров, соглашений, конвенций.
Свое участие в международном сотрудничестве по охране окружающей природной среды Россия, согласно ст. 81 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», осуществляет в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Имплементация международных, включая европейские, экологических норм и стандартов в российское законодательство осуществляется постоянно, хотя и с трудом - ввиду новизны проблем, отсталости технической оснащенности народного хозяйства и неисполняемости значительной части природоохранных предписаний в силу их декларативности и размытости, слабой исполнительской дисциплины.
Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем в сфере международного сотрудничества в сфере защиты и сохранения морской среды. Прежде всего, это несогласованность действий государств, что влечет признание некоторых норм декларативными и недействующими. Охрана окружающей среды и в частности, защита и охрана морской среды от загрязнений требует значительных финансовых средств, которые некоторые государства не заинтересованы вкладывать либо не имеют возможности во вливании средств в экологию. Прежде всего речь идет о развивающихся странах, чья экономика направлена на потребление и, чаще всего, является губительной для морской среды и окружающей среды в целом. Поэтому проблема сбалансированности интересов и распределения обязательств имеет место быть. Что касается Российской Федерации, которая имеет обширнейшие морские границы, то здесь также нет однозначности в политике нашего государства. Строительство нефтепроводов, прокладка кабелей по дну моря влечет разрушение морской экосистемы. Подобные действия говорят о незаинтересованности политического класса в развитии и совершенствовании экологической политики, что, безусловно, в ближайшем будущем негативно скажется на состоянии морской среды и Мирового океана в целом.
Таким образом, несмотря на то, что в мире уже накоплен определенный позитивный опыт природоохранного сотрудничества и имеются примеры успешного решения некоторых экологических проблем на национальном уровне, тенденция к прогрессирующему разрушению биосферы океана еще не преодолена. В этих условиях нужны более высокий уровень взаимодействия государств и народов в области защиты и сохранения морской среды, разработка и создание системы международной экологической безопасности в Мировом океане, в рамках такой системы подразумевается разработка и принятие единой стратегии международного природоохранного сотрудничества, принятие основополагающих принципов и норм поведения государств, введение международного контроля за их соблюдением и установление ответственности за нарушение этих принципов и норм.

Заключение
В результате проведенного исследования можно придти к следующим выводам.
Международное сотрудничество – один из наиболее существенных факторов охраны и оптимизации использования морской среды. Поэтому только совместные комплексные меры государств могут обеспечить предотвращение и ограничение загрязнения морской среды. Объективная необходимость такого сотрудничества определяется рядом факторов.
В современных условиях воздействие человека на природу усиливается, очень часто «перешагивая» национальные границы, затрагивая интересы многих либо всех государств земного шара. Некоторые важнейшие объекты природной среды используются одновременно несколькими сторонами, и при этом небрежное их использование одними нередко влечет загрязнение природы других. Поэтому охрана окружающей среды приобрела в последние десятилетия международный, а во многих случаях и глобальный характер. Наряду с мерами охраны окружающей природной среды в национальных рамках необходимы согласованные мероприятия многих или всех государств. Во всяком случае, каждое государство должно так использовать свои природные ресурсы и охранять окружающую природную среду, чтобы не наносить вреда другим.
Таким образом, в настоящее время фактически наблюдается возрождение известной в последнем десятилетии прошлого столетия концепции, согласно которой океанская экология должна быть основой океанского права и лежать в основе современного (и будущего) международного морского права. С этой целью используется ставшая уже привычной риторика о неразрывности и трансграничном характере природных процессов в Мировом океане, зависимости этих процессов от антропогенного воздействия на морские экосистемы, неспособности суверенных государств в одиночку решать возникающие в этой области проблемы и пр. В Соединенных Штатах, как и в Европейском союзе, в связи с этим звучат призывы некоторых ученых и политиков признать природные ресурсы Мирового океана общественным достоянием. Как видно, на основе чисто теоретической посылки «экология моря - основа международного морского права» могут возникать различные, зачастую потенциально конфликтные (хотя пока на первый взгляд и весьма эфемерные), политико-правовые конструкции.
Анализ доктрины и практики международного права по вопросам защиты моря показывает, что решение проблемы защиты его от загрязнений должно идти по следующим направлениям:
1. Распространение на международное судоходство положений международного и международного морского права в отношении охраны моря.
2. Непосредственное использование в практической деятельности государств в Мировом океане правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды, обязательных для торговых судов и военных кораблей.
3. Подготовка национальных ведомственных положений, рекомендаций, инструкций по охране и защите морской среды от загрязнения.
4. Организация и контроль над специальной подготовкой командного состава флота по вопросам предотвращения загрязнения моря.
5. Учения по отработке практических навыков и приемов, а также способов борьбы с загрязнением морской среды нефтью с судов.
6. Разработка планов организационных мероприятий министерств и ведомств.
7. Осуществление в национальных масштабах организационных и технических мероприятий, обеспечивающих защиту морской среды от загрязнения. К ним относятся: строительство береговых и плавучих очистных сооружений, специальных судов, технических средств, обеспечивающих сбор с судов нефтесодержащих вод и их очистку, оборудование судов различными техническими средствами по переработке эксплуатационных отходов (сепараторами для очистки нефтесодержащих вод, инсинераторами для сжигания мусора, установками по очистке сточных вод и др.), а также емкостями (стационарными или переносными) для сбора этих отходов; разработка и создание средств локализации разлитой нефти (боновых заграждений различного типа), технических средств сбора разлитой нефти с поверхности моря, приборов контроля над уровнем загрязненности и др.
8. Активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу.


Список использованной литературы

Конвенция ООН по морскому праву//Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 48. Ст. 5493.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 2 - 8.
Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.//СПС Консультант плюс.
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М.: 1978. -680с.
ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ. 2002 г., № 2, ст. 133.
Авраменко И. М. Международное морское право. –Р-н/Д.: Феникс. 2001. -448с.
Гуцуляк В. Н. Международное морское право. –Р-н/Д.: Феникс. 2006. -416с.
Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения. –М.: Научная книга. 2003. -416с.
Короткий Т. Р. Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения с судов. –Одесса.: Латстар. 2002. -200с.
Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды//Журнал российского права. 2003. № 2.
Мишнев В. М., Покровский И. Ф. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды нефтью с судов (на примере балтийского моря)//Транспортное право. 2004, № 4.
Овлащенко А. В., Покровский И. Ф. К вопросу об «экологизации» современного международного морского права//Транспортное право. 2009, № 2.
Овлащенко А. В., Покровский И. Ф. К вопросу об «экологизации» современного международного морского права//Транспортное право. 2009, № 2. С. 22
Авраменко И. М. Международное морское право. –Р-н/Д.: Феникс. 2001. С. 43
Конвенция ООН по морскому праву//Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 48. Ст. 5493
Гуцуляк В. Н. Международное морское право. –Р-н/Д.: Феникс. 2006. С. 98
Короткий Т. Р. Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения с судов. –Одесса.: Латстар. 2002. С. 13
Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.//СПС Консультант плюс
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М.: 1978. С. 540 - 549
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 2 - 8
Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 48. Ст. 5493
ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ. 2002 г., № 2, ст. 133
Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2003. № 2. С. 11
Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения. –М.: Научная книга. 2003. С. 320
Мишнев В. М., Покровский И. Ф. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды нефтью с судов (на примере балтийского моря)//Транспортное право. 2004, № 4. С. 34












3

Список использованной литературы

1.Конвенция ООН по морскому праву//Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 48. Ст. 5493.
2.Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций (Принята 24.10.1970 Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)//Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 2 - 8.
3.Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г.//СПС Консультант плюс.
4.Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.- М.: 1978. -680с.
5.ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//Собрание законодательства РФ. 2002 г., № 2, ст. 133.
6.Авраменко И. М. Международное морское право. –Р-н/Д.: Феникс. 2001. -448с.
7.Гуцуляк В. Н. Международное морское право. –Р-н/Д.: Феникс. 2006. -416с.
8.Ковалев А. А. Современное международное морское право и практика его применения. –М.: Научная книга. 2003. -416с.
9.Короткий Т. Р. Международно-правовая охрана морской среды от загрязнения с судов. –Одесса.: Латстар. 2002. -200с.
10.Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды//Журнал российского права. 2003. № 2.
11.Мишнев В. М., Покровский И. Ф. Ответственность за ущерб от загрязнения морской среды нефтью с судов (на примере балтийского моря)//Транспортное право. 2004, № 4.
12.Овлащенко А. В., Покровский И. Ф. К вопросу об «экологизации» современного международного морского права//Транспортное право. 2009, № 2.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы связаны с международным сотрудничеством в области защиты морской среды от загрязнения?

Международное сотрудничество в области защиты морской среды от загрязнения сталкивается с рядом проблем, таких как отсутствие единого подхода к регулированию морской среды, различия в законодательстве разных стран, недостаточная координация между государствами, сложности в контроле и наказании нарушителей, и другие.

Что понимается под морской средой?

Морская среда включает в себя все водные пространства, включая океаны, моря, заливы, проливы, а также живые организмы, обитающие в них, и природные ресурсы, представленные на морском дне и в его недрах.

Какие факторы способствуют формированию международного сотрудничества по сохранению и защите морской среды от загрязнения?

Существует несколько факторов, которые способствуют формированию международного сотрудничества в области сохранения и защиты морской среды от загрязнения. Это, например, природные опасности, такие как аварии с нефтяными танкерами и разливы нефти, а также экологические угрозы, вызванные деятельностью человека, такие как вырубка лесов, промышленные выбросы и др.

Какие проблемы существуют в международно-правовом регулировании сохранения и защиты морской среды от загрязнения?

В международно-правовом регулировании сохранения и защиты морской среды от загрязнения возникают различные проблемы. Например, некоторые государства не присоединяются к международным конвенциям и соглашениям, что затрудняет их применение в практике. Также сложности вызывает отсутствие единого подхода к определению и нормированию различных видов загрязнения и ответственности за их причинение.

Какие проблемы международного сотрудничества возникают в области защиты и сохранения морской среды от загрязнения?

Проблемы международного сотрудничества в этой области включают отсутствие единого правового режима, сложности в регулировании деятельности государств на морских пространствах, недостаток эффективного пресечения и наказания за нарушение международных соглашений, а также проблемы технической и финансовой поддержки для реализации защиты и сохранения морской среды.

Что представляет собой морская среда?

Морская среда - это комплекс связанных между собой элементов, включающий в себя морскую гидросферу (воду, дно и подводный мир), атмосферу над морем и взаимосвязи между ними. Она формирует уникальные экосистемы и обладает огромным биологическим разнообразием.

Какие факторы способствовали формированию международного сотрудничества по сохранению и защите морской среды от загрязнения?

Факторами, способствующими формированию такого сотрудничества, стали увеличение загрязнения морей и океанов, обострение экологических проблем и осознание необходимости совместных усилий для их решения, а также рост международной торговли и использование морского пространства для перевозки товаров.

Какие проблемы существуют в международно-правовом регулировании сохранения и защиты морской среды от загрязнения?

Проблемы включают недостаточность и неэффективность международных соглашений, сложности в принятии единого правового режима, различные подходы и интересы государств, а также необходимость усиления контроля и наказания за нарушения правил, при этом сохраняя справедливость и равновесие международных отношений.

Какие меры могут приниматься для сохранения и защиты морской среды от загрязнения?

Для сохранения и защиты морской среды можно принимать меры, такие как разработка и ратификация международных соглашений и стандартов, ужесточение наказания за нарушение правил, проведение экологической экспертизы перед началом деятельности, создание заповедных зон, введение ограничений на выгрузку опасных веществ, повышение осведомленности общества и обучение специалистов в области охраны окружающей среды.

Какое значение имеет понятие "морская среда" в контексте правового режима?

Понятие "морская среда" означает весь комплекс природных и антропогенных элементов, включая воду, дно и подземный слой моря, а также живые организмы, которые населяют морскую среду. В правовом режиме морской среды устанавливаются правила и нормы для предотвращения загрязнения данной среды и ее сохранения.