Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Чань-буддизм

  • 25 страниц
  • 6 источников
  • Добавлена 01.06.2009
500 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Содержание
Введение
Возникновение буддизма
Особенности буддийского вероучения
Основные направления в буддизме и появление Чань-буддизма
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Через девять лет созерцания стены монахи прониклись уважением к силе духа Дамо и того учения, которое он проповедовал. Однако суровый патриарх согласился взять в ученики только двух монахов –Даоюя и Хуэйкэ, которые перенимали истинное учение в течение пяти лет. По преданию, Хуэйкэ, который стал первым преемником Дамо отрубил себе руку и положил ее передпатриархом, демонстрируя чистоту своих помыслов и решимость постигать учение чань.
Новое направление буддизма, возникшее на китайской земле, получило название “чань“ – соединив в идеи и методы индийской йоги и китайского даосизма. Учение, созданное Бодхидхармой, выражалось кратким требованием: два вхождения и четыре действия. Два вхождения – это достижение просветления путем духовного внутреннего развития и созерцания (духовное вхождение) и путем совершения практических действий (вхождение через действие).
Чань-буддизм постулирует неразрывную связь внешнего и внутреннего, формы и глубинного образа, физического и психического, явления и его символа. Состояние просветления сознания, которое не могут затронуть и загрязнить мирские дела, в основном базировалось на сидячей медитации, традиционно выполняемой лицом к стене, так как это делал патриарх-основатель. Как говорили чань-буддисты: “нынешнее состояние человека ложно, истинно лишь возвращение к собственной природе“.
Человеческий разум человека вечно пребывает всуете мирских дел, не может выбраться за пределы тех условностей и границ, которые он сам же и определил, не понимая порой их противоестественности. По сути дела, необходимо немногое – увидеть за монотонностью обыденной жизни Великий Символ, и познав глубину всех внешних форм, преодолеть ее. Тогда все вещи воспринимаются в единстве, а человек преодолевает ту невидимо тонкую, но чрезвычайно плотную завесу, мешающую ему слиться с природной естественностью и обрести “спонтанность самопроявлений духа”. Освобождение от суеты повседневности, от всего, что составляет жизненные интересы большинства людей, ведет к тому, что “чань” называет “великой пустотой” – к абсолютной духовной свободе. А эта свобода дает возможность познать истинную сущность и смысл человеческой жизни, скрытые обычно иллюзиями мышления. С ментальной точки зрения “великая пустота” оказывается новым видением мира; с эмоциональной – успокоением духа, его безмятежностью; в волевом отношении – автономностью и независимостью от окружающих.
В отличие от европейских мыслителей, не раз призывавших изменить окружающий мир для того, чтобы стать счастливыми, Будда отрицал зависимость состояния духа от внешних условий. Он был твердо уверен, что надо изменять не мир, а себя. Известная поговорка утверждает, что “богатые тоже плачут”, что можно иметь полный набор материальных благ, и все равно испытывать страдания. А для буддиста секрет счастья очень прост: надо научиться правильно понимать жизнь, правильно ощущать ее ритм, строить свое поведение в соответствии с этим ритмом, ежедневно обращаться к своему подсознанию. Сам Будда призывал людей быть счастливыми “здесь и сейчас”, а не “потом”, в результате каких-то внешних событий.
Вхождение через действие, предписанное первоучителем, предусматривает четыре вида поступков – воздаяние за зло, отсутствие мирских стремлений, служение буддийскому учению, следование линии судьбы. Последний вид поступков позволяет исчерпать жизнь во всей ее полноте, так как человек не пытается выйти за пределы собственного предопределения, но рассматривает свою жизнь через призму реализацию универсального пути и закона всех вещей – дао.
В рамках чань-буддизма особое развитие получили практические методы трансформации человеческой психики и тела, такие как медитация, работа с энергией, воздействие физиологические процессы и внутренние органы тела. В совокупности, эти три группы методов называются “внутренней работой”. Задача медитативных методов в том, чтобы, умело направляя ум, чувства и волю на внешние или внутренние объекты, отрабатывать вход, пребывание и выход по отношению к различным ситуациям бытья, как реальным, так и воображаемым. При этом первой ступенью медитации (созерцания) является выполнение упражнений (или действий), связанных с концентрацией внимания на дыхании, движении, работе сердца, удержания равновесия, циркуляции энергии, каком-либо предмете или его отдельном качестве. Уже на данной ступени адепт начинает чувствовать пока слабые сигналы, исходящие из внешнего и внутреннего мира. Таким образом, базой для духовного вхождения стало успокоение духа и очищение сознания путем регуляции собственного дыхания.
Вторая ступень позволяет человеку обретать состояние “не-ум”, благодаря чему его “Я” растворяется в природных стихиях. Ощущение собственной личности уходит для него на второй план, он воспринимает себя частицей великого целого всего Бытия. Его сознание полностью освобождается от всякого беспокойства, и он реализует принцип единого “тела”, связанного со всем Космосом, т. е. начинает принимать сигналы от всех окружающих его существ: людей, животных, растений.
Для облегчения трудностей медитации, связанных с преодолением логической, контролирующей функции сознания, в чань-буддизме были разработаны специальные приемы, главными из которых стали метод коан и метод мондо.
Метод коан заключался в обдумывании учеником логически бессмысленных суждений, сообщаемых ему учителем. Например, могли быть суждения такого типа: “Каков твой первозданный образ, который ты имел еще до рождения?”, “Обладает ли собака природой Будды?”. Метод мондо (“огневой беседы”) – это диалог учителя и ученика, в ходе которого они обмениваются внешнничегоне значащими репликами. Оба эти метода помогли человеку перестать мыслить логически и перейти на другой, ассоциативный уровень сознания, который свободен от контроля индивидуального “Я”. Для этих целей использовались специальные буддийские тексты, которые изобилуют резными парадоксальными суждениями.
Дыхательно-энергетические упражнения направлены на овладение жизненной энергией “ци” (“ки” – в японском произношении) и развитие внутренней силы. Эта группа методов дает возможность научиться проводить энергию по трем серединным и двенадцати парным каналам, аккумулировать ее в особом центре, находящемся внизу живота.
Система воздействия на внутренние органы тела и происходящие в нем физиологические процессы включает в статические и динамические упражнения, близкие к комплексам индийской йоги, самомассаж биологически активных точек, специальные дыхательные упражнения для глубокой вентиляции легких. Однако все это только лишь оболочка, скрывающая главное – работу с энергией, концентрацию внимания, самовнушение. Именно через “внутреннюю работу” происходят серьезные трансформации психики, имеющие устойчивый характер.
Учение “чань”, вместе с его практическими методами, является квинтэссенцией методов достижения соразмерности и упорядоченности всех сторон бытия, включая собственное тело и собственную психику, это согласованность целей и средств, формы и содержания. Именно гармония противостоит хаосу в природе, в человеческой душе и в обществе. Гармоничный человек – человек умиротворенный, абсолютно лишенный страха, невозмутимый, радостнодушный. Это человек с “улыбкой Будды”, мягкий, доступный, благожелательный, бескорыстный – и в то же время несгибаемый, упорный и сильный. Это человек превосходящий, прежде всего, своей духовной мощью обыкновенных людей. Его сердце открыто Вечности, а тело наполняется энергией Космоса.
Патриархи Чань упорно отрицали трудности на пути к прозрению, утверждая, что оно доступно всякому, кто искренне верит в свою природу “Будды”, доверяет естеству и следует его велениям. Человек, который видит свою истинную природу, свободен всегда и везде, в любой ситуации. Он естественно действует в соответствии с ситуацией и может ответить на любой вопрос. По этому целью всей чаньской практики является пробуждение естественного начала в человеке, снятие многочисленных психических стопоров, мобилизация возможностей человеческого мозга, резкое обострение всех пяти чувств, способствующих улучшению таких психических процессов, как память, образные представления, мышление. Согласно учению Чань, Истину невозможно передать в книге, она всегда вне слов. Осознав свое место в мире, постигнув единство всего сущего, относительность добра и зла, человек обретает душевное равновесие и покой, поколебать который не в силах никакие бури и грозы. Просветленный адепт Чань, познав законы жизни, отказывается от мысли об их изменении: его заботит лишь правильное следование естественному ходу вещей.
Когда ученик спросил чаньского наставника, в чем смысл Дао (Пути), тот ответил: - В простом, здравом смысле. Когда голоден, ем, когда устал, сплю. - Но разве все делают не то же самое? – спросил ученик. - Нет, - ответил наставник, - большинство не ощущают того, что они делают. Итак, Чань призывает ощущать, переживать каждое мгновение земного бытия, воспринимать все окружающее как проявление великого Дао.
Школа чань-буддизма получила широкое распространение в средневековой Японии, где она называлась дзэн-буддизм. Здесь возникло множество направлений японского буддизма, среди которых наиболее известны “cото” и “риндай”, различающиеся методами медитации. Для “сото” характерно стремление “забыть самого себя”, даже забыть, что ты хочешь стать Буддой, сниться с природой, погрузиться в ее красоту. “Риндай” широко культивировала приемы коан и мондо. Отличительной чертой чань-буддизма и дзэн-буддизма является положительное отношение к мирской жизни и участию в труде. Внутреннюю жизнь верующих этих направлений буддизма не нарушают треволнения, происходящие в реальной жизни, сложности и трудности людского бытия. Именно это вызывает интерес к дзэн-буддизму современного человека, в особенности врачей, психологов, философов, представителей творческой интеллигенции, спортсменов. Чань-буддизм и дзэн-буддизм сыграли огромную роль в развитии изобразительного искусства Китая и Японии, их идеи легли в основу военно-прикладных искусств, различных видов единоборств.




























Заключение
Буддизм, возникнув, более двух с половинной тысячи лет назад и широко распространившись по Азии, продолжает оставаться притягательным религиозным и социальным феноменом и в других частях Света. В своем развитии буддизм прошел долгий путь: от индивидуальной философской системы просветленного пророка к мировой религии с миллионами последователей, храмами, монастырскими общинами, литературными и художественными артефактами. Вместе с тем, как и любая другая сложная система, буддизм со временем претерпел изменения, он перестал был однородным, появились разные течения. В числе таких течений можно назвать и Чань-буддизм.
Чань-буддизм получил особое распространение в таких странах Юго-Восточной Азии, как Китай, Япония, Корея. При этом естественно, что на его формирование, оказали влияние местные религиозные и философские традиции, такие как: даосизм, конфуцианство, синто.
Для Чань-буддизма очень важна связь тела, ума и духа. Телесные упражнения укрепляют дух и делают ум более острым. Любой человек может достигнуть Абсолюта, главное самоконтроль и дисциплина. При этом момент постижения Истины и ощущения причастности к жизни всей Вселенной подобен резкой вспышке молнии, осветившей жизнь человека.
Чань-буддизм оказал огромное влияние на развитие культур целого ряда стран Юго-Восточной Азии и национальное менталитет народов их населяющих. Влияние и проникновение было столь сильно, что вошло в такие специфические сферы как военное дело, спорт, кулинарию, организацию производства и многие другие. При этом, чань-буддизм не остановился в своем развитии, теперь уже участвуя в культурном обмене со странами западной цивилизации, привлекая в ряды своих последователей европейцев и американцев.


Список литературы
Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993, 323 с.
Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992, 544 с.
Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М.,1994, с. 288.
Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл., 1992, 256 с.
Розенберг О. О. Труды по буддизму М.,1991, 541 с.
Щербатовский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, 669 с.

Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992, С. 86.

Там же. С. 82 -83.
Розенберг О. О. Труды по буддизму М.,1991, С. 220 -222.

Щербатовский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, С. 186 – 188.

Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992, c. 413 – 416.

Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл., 1992, C. 22 -23.

Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М.,1994, C. 247 – 250.

Розенберг О. О. Труды по буддизму М.,1991, С. 440 – 441.
Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992, С. 111 -112.













1

Список литературы
Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993, 323 с.
Буддизм: Словарь /Под общ. ред. Н.Л. Жуковской. М.,1992, 544 с.
Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М.,1994, с. 288.
Монгуш М.В. Ламаизм в Туве. Кызыл., 1992, 256 с.
Розенберг О. О. Труды по буддизму М.,1991, 541 с.
Щербатовский Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988, 669 с.

Узнать стоимость работы