Высокая классика в античной философии. Сократ, его учение, значение его в античной философии и европейской культуре в целом.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1818 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.10.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Период Высокой Классики в античной философии
§ 1. Философия Платона
§ 2. Философия Аристотеля
Глава II. Сократ и его значение в античной философии
§ 1. Философия Сократа в контексте его жизни и смерти
§ 2. Значение Сократа в античной философии
Заключение
Список используемой литературы


Фрагмент для ознакомления

Между тем, сама постановка вопроса о красоте и разумности, о принципе целесообразности в эстетике порой видится неизбежной на определенных путях развития античной культуры.
Исчерпывающее объяснение ненависти, которую питали к Сократу его соотечественники дает В. Соловьев в своей статье «Жизненная драма Платона». Античная философия возникает в древнем обществе, цельность которого держалась на вере людей в отечественных богов и в божественность родного города: «И с какого из двух концов ни поколебать эту двойную веру, — рушится зараз все здание. Если боги отеческие не действительны, или бессильны, то откуда святость отеческих законов? Если законы отеческие не святы, то на чем зиждется предписанная или отеческая религия?». Зарождение тенденции к самостоятельному исследованию производит раскол в греческом обществе на партию «охранителей» и партию «критиков»: «Вся сила той критики, которую древнейшая, т. e. до-сократовская философия обращала на богов и уставы отеческие, может быть выражена одним словом — относительность. С критикой мнимо-безусловного связывались у них попытки определения истинно-безусловного». Софисты же обратили эту критику и против самой философии, подрывая доверие к достоверности любого знания. У софистов единственным руководством оставалась практическая целесообразность, целью – успех, важнейшим же искусством – риторика.
Сократ же не принадлежал ни к одной из этих партий, признавая ту правду, которая была у каждой из них. Ненависть же к нему объяснялась тем, что «антагонизм здесь был не принципиальный в смысле отвлеченно-теоретическом, а жизненный, практический и, можно сказать, личный — в более глубоком значении этого слова». Сократ обвинял и охранителей, и критиков не в неверности их позиции, но в том, что они плохие охранители и плохие философы. Охранители не могли осознавать свое внутреннее превосходство, видя в своих соперниках не безбожных и нечестивых людей, а воплощение добродетели. Также и софисты не могли считать себя знаменем прогресса и борьбы с народной косностью, когда Сократ, обличая ту же косность, требовал от человека прежде всего внутреннего подвига в отличие от суесловия софистов. Между тем, «кто покушается на самодовольство темных или пустых людей, тот сначала — человек беспокойный, потом нестерпимый, наконец, преступник, заслуживающий смерти».
Вера Сократа действительно не соответствовала вере блюстителей отеческого закона – он почитал богов по внутреннему убеждению, а не потому, что их почитает город (как и вводил новых богов без согласования с городом) и подрывал веру юношества в невежественных наставников.
Таким образом, жизнь и смерть Сократа оказались не только переломным моментом в греческой философии, но и настоящей драмой и для учеников мыслителя, и для всех последующих поколений: «Трагизм — в том, что лучшая общественная среда во всем тогдашнем человечестве — Афины — не могла перенести простого, голого принципа правды; что общественная жизнь оказалась несовместимой с личной совестью; что раскрылась бездна чистого, беспримесного зла и поглотила праведника; что для правды смерть оказалась единственным уделом, а жизнь и действительность отошли к злу и лжи».

Итак, Сократ положил начало новому направлению в античной (а следовательно, и в мировой) философии. Данное начинание оценивается по-разному в истории философии, однако, нельзя не признать закономерность данного явления. Можно рассуждать о принципах трагизма и об обнищании духа в результате отступления от них, однако, делать выводы о том, каковы могли бы быть иные пути их развития, можно только умозрительно с весьма малой долей вероятности. Если же рассматривать Сократа как вдохновителя и начинателя всей европейской философской традиции, нельзя не оценить величия его вклада в мировую культуру и философию. Кроме того, нельзя забывать и непосредственном влиянии Сократа на Платона и платоническую традицию, а через нее – на христианской мировоззрение, представляющее собой основу европейской культуры. Таким образом, философию Сократа следует рассматривать как многогранное явление не только саму по себе, но и в контексте последующих философских учений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Античная философия представляет собой мост от традиционного мифологического понимания мира и человека как взаимодействующих макро- и микрокосмов к антропоцентрической модели Возрождения и Нового времени. Несмотря на то, что само зарождение философии в рамках мифоритуального мировоззрения шло рука об руку с осмыслением мифологии и критическим отношением к ней, собственно философия и собственно осмысление в полной мере проявились в трудах философов периода Высокой классики – Платона и Аристотеля – разработавших философский понятийный аппарат, создавших стройные философские системы. В ходе работы отмечена значимая роль Сократа, оказавшего огромное непосредственное и опосредованное влияние на развитие античной философии. Акцент, сделанный Сократом на человеке (то, что мы определяем как переход от космоса к человеку), и обусловил возможность построения философских систем Платона и Аристотеля, а жизненный пример Сократа наряду с новизной его философских воззрений является одним из самых влиятельных в европейской культуре.
Ключевое для философии противостояние идеализма и материализма, субъективизма и объективизма, номинализма и реализма определяется уже в античности, именно в рассматриваемый нами период, и дает направление всей европейской мысли, так что без знания идей античной философии вряд ли возможно исследовать актуальные доныне проблемы бытия и познания, этики и морали, существования человека в обществе, мире и космосе, то есть основные вопросы философии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Часть первая. - М.: «Мысль», 1969. – 576 с.
Басов Р. А. История древнегреческой философии. От Фалеса до Аристотеля. - М.: Изд. Дом «Летопись XXI», 2002. – 415 с.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1999 – 423 с.
Ксенофонт Сократические сочинения / Пер. с др.-греч.; Вступ. Ст. и примеч. С. Соболевского. - М.: «Мир книги», 2007 – 368 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: «АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2000. – 846 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: «АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2000. – 880 с.
Платон Апология Сократа // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер. с древнегреч. - М.: «Мысль», 1999. – 864 с.
Платон. Государство. Перевод А. Н. Егунова // Платон Сочинения в трех томах. Том 3. - М.: «Мысль», 1971. – 687 с.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - М.: «Академический проект», 2004. – 1008 с.
Соловьев В. Жизненная драма Платона. http://www.vehi.net/soloviev/ platon.html


Цит. по: Басов Р. А. История древнегреческой философии. От Фалеса до Аристотеля. - М.: Изд. Дом «Летопись XXI», 2002. С. 168.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: «АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2000. С. 13.
См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 785 - 786.
См.: Платон. Государство. Перевод А. Н. Егунова // Платон Сочинения в трех томах. Том 3. - М.: «Мысль», 1971. С. 330 - 354.
См.: Басов Р. А. История древнегреческой философии. От Фалеса до Аристотеля. С. 340 - 344.
Аристотель О душе. Книга вторая. // Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Часть первая. - М.: «Мысль», 1969. С. 455.
См.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: «АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2000. С. 103.
Аристотель Этика. Книга вторая. // Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Часть первая. С. 460.
См.: Басов Р. А. История древнегреческой философии. От Фалеса до Аристотеля. С. 370 – 386.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 57.
Лосев А. Ф. Комментарии к Апологии Сократа // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор. Комментарии. - М.: «Мысль», 1999. С. 690
Ксенофонт Сократические сочинения. – М.: «Мир книги», 2007. С. 172.
Ксенофонт Сократические сочинения. С. 176.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. - СПб., 1999. С. 34.
См.: Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - М.: «Академический проект», 2004. С. 125 - 126.
Там же. С. 126.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. С. 54.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 91.
См.: Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. С. 40.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. С. 58.
Там же. С. 59.
См.: Там же. С. 60 - 69.
Соловьев В. Жизненная драма Платона. http://www.vehi.net/soloviev/ platon.html
Там же.
Там же.
Соловьев В. Жизненная драма Платона. http://www.vehi.net/soloviev/ platon.html





2


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антология мировой философии. В четырех томах. Т. 1. Философия древности и средневековья. Часть первая. - М.: «Мысль», 1969. – 576 с.
2.Басов Р. А. История древнегреческой философии. От Фалеса до Аристотеля. - М.: Изд. Дом «Летопись XXI», 2002. – 415 с.
3.Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1999 – 423 с.
4.Ксенофонт Сократические сочинения / Пер. с др.-греч.; Вступ. Ст. и примеч. С. Соболевского. - М.: «Мир книги», 2007 – 368 с.
5.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: «АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2000. – 846 с.
6.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: «АСТ», Харьков: «ФОЛИО», 2000. – 880 с.
7.Платон Апология Сократа // Платон. Апология Сократа, Критон, Ион, Протагор / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступит. статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер. с древнегреч. - М.: «Мысль», 1999. – 864 с.
8.Платон. Государство. Перевод А. Н. Егунова // Платон Сочинения в трех томах. Том 3. - М.: «Мысль», 1971. – 687 с.
9.Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - М.: «Академический проект», 2004. – 1008 с.
10.Соловьев В. Жизненная драма Платона. http://www.vehi.net/soloviev/ platon.html


Вопрос-ответ:

Какие философы относятся к периоду Высокой Классики в античной философии?

Период Высокой Классики в античной философии характеризуется философскими учениями Платона и Аристотеля. Они являются двумя великими философами этого периода.

Каково значение учения Сократа в античной философии и европейской культуре в целом?

Учение Сократа имеет огромное значение в античной философии и европейской культуре. Сократ был основателем этической философии и рассматривал философию как средство самопознания и развития человека. Его методы диалога и майевтики стали основой для развития философии и образования.

Что можно сказать о философии Платона?

Философия Платона играет важную роль в античной философии. Платон развил учение Сократа и создал свою собственную теорию идеальных форм. Он рассматривал мир идеальных форм в качестве основы реального мира и считал, что знание возможно только через размышление и диалог. Он также описывал государство-идеал, которое основывается на справедливости и разумности.

Какую философию развивал Аристотель?

Аристотель развивал философию Платона и создал свою собственную философскую систему. Он интересовался различными науками, включая физику, этику, политику и логику. Аристотель считал, что знание может быть получено через наблюдение и опыт. Он описывал человека как живое существо, обладающее разумом и душой. Его работы оказали большое влияние на европейскую философию и науку.

Каково значение философии Сократа в контексте его жизни и смерти?

Философия Сократа имеет огромное значение в контексте его жизни и смерти. Сократ был одним из самых известных философов своего времени, но его учение искусственно обеспечивало его врагов и привело к его смерти. Его последние слова перед казнью запечатлелись в истории: "познавайте самого себя". Они стали символом его преданности принципам истины и мудрости.

Какие философы относятся к периоду высокой классики в античной философии?

Период высокой классики в античной философии относится к философам Платону и Аристотелю.

Какая философия была развита Платоном?

Платон развил идеи своего учителя Сократа, создав свою философию идеальных форм и теорию познания.

Какая философия была развита Аристотелем?

Аристотель развил философию Платона, добавив к ней свои идеи о логике, этике и биологии.

В чем заключается значение Сократа в античной философии?

Значение Сократа заключается в том, что он сыграл важную роль в развитии диалектического метода и этики, оказав влияние на будущих философов и формирование античной философской традиции.

Какую философию развивал Сократ?

Сократ не оставил письменных трудов, его философию мы знаем через работы его учеников, особенно Платона. Он акцентировал внимание на этике, постулируя, что знание добра равносильно благодати и что люди делают зло только из-за невежества.

Какой период в античной философии называется Высокой Классикой?

Период Высокой Классики в античной философии охватывает время с конца V века до н.э. до конца IV века до н.э.

Какую философию представляет Платон?

Платон является представителем и основателем идеалистической философии. Он развивал учение о мире идей, полагая идеи как более реальными, чем материальный мир.