Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Роль государства в экономике.

  • 34 страницы
  • 13 источников
  • Добавлена 27.12.2008
300 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. История экономических взглядов на роль государства в экономике
1.2. Объекты и цели государственного регулирования
1.3. Средства государственного регулирования
1.4. Механизм и методы государственного регулирования политики цен
2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Функция перераспределения дохода и смягчения социального неравенства
2.2. Функция стабилизация экономики
2.3. Госрегулирование внешних эффектов и общественных благ
2.4. Провалы рынка и роль государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Государство посредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охраной окружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер.
Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм.

2.3. Госрегулирование внешних эффектов и общественных благ
Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. Внешний эффект — это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей при производстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительного внешнего эффекта представляет строительство оросительной системы одним фермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешних эффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства.
А. Пигу, английский экономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновывает налоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную роль государства в решении проблемы внешних эффектов.
Р.Коуз, американский экономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночных отношений для преодоления внешних эффектов. Р. Коуз вводит понятие трансакционных издержек. Это издержки, связанные не с производством как таковым, a c соответствующими ему затратами (поиском информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т. д.). Р. Коуз считает, что регулирование внешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашений собственников.
Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере?
Задача, очевидно, состоит в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек. Как справедливо отметил известный американский экономист К. Д. Эрроу, определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния.

2.4. Провалы рынка и роль государства
Провал рынка – ситуация, при которой рыночная координация не способна обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов решения экономических проблем.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
 Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.
Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.
Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.
Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.
4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.
5. Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.
Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный  рынок, а государственные институты.    Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.
 Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые  не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.
«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
монополия;
несовершенная (асимметричная) информация;
внешние эффекты;
общественные блага.
Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы внешнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в 20 веке имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную политику антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все боле активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технических прогресс, стремится поддержать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему государство в течение 20 века. Неуклонно возрастала.
Государственный аппарат стремится решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы.
Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным.
Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее содействуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и так далее), особенно те из них, которые органично строены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять и усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями. Более того, применяя целые набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации. Вообще сфера действия прямых и косвенных административных методов должна быть строго определена. Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики.


Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена сущность государственного регулирования экономики.
Одним из важнейших направлений деятельности государства в современной рыночной экономике является регулирование экономики.
Государственном регулировании экономики основой является определенная последовательность действий, декларируемая как генеральная линия правительства. Совокупность проводимых мер образует государственную экономическую политику, которая проявляется в различных формах в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Экономическая политика рассмотрена здесь, посредством фрагментирования ее на составные части — инвестиционную, финансово-кредитную, внешнеэкономическую и другие виды политики.
Количество экономических субъектов, сохраняющих экономическую независимость, создает определенные сложности в выполнении задач государственной политики. Это объясняет наличие и экономических, и административных методов при осуществлении государственной экономической политики, которая имеет множество направлений. Основным из них является политика в области формирования экономической структуры национального хозяйства, инвестиций, поддержания определенного уровня цен и борьбы с инфляцией, внешнеэкономических связей и в социальной сфере. Рассмотрим эти и другие направления государственной экономической политики.
Государственное регулирование экономики — это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей:
создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма
обеспечение устойчивых темпов роста;
регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно-технической революции;
обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;
решение экологических проблем.
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально-экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлению экономики, изменению экономической системы.

Список литературы
Архипов А.И., Амосов А.И., Большаков К.А. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Велби, 2008.
Афонин В.Г. Экономическая теория. - М.: ОМЕГА-Л, 2004.
Борисов Ю.А. Переход к рынку: борьба мнений. М.: Наука, 2000.
Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве//МЭиМО, 2004, № 10-11. - С. 5-8.
Государственное регулирование экономики./Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Джеффи Сакс Рыночная экономика и Россия. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.
Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. - М.: РЭА им. Плеханова, 2003.
Заставенко, Райзберг Государственные программы и рынок//Экономист, 2005, № 3. - С. 11-18.
Игнатов А. П. Государство в рыночной экономике//Российский экономический журнал, 2004, № 11-12. - С. 34-36.
Карпов Н.В. Роль государства в экономике - Спб.: Питер, 2004.
Папава В. Роль государства в современной экономической системе//Вопросы экономики, 2004, № 1. - С.21-28.
Холланд О. Планирование и рыночная экономика//Вопросы экономики, 2005, № 1. - С. 11-15.
Холодов Л. Г. Вопросы государственного регулирования экономики. - М.: БЕК, 2004. - С. 12


Пусть заказчик объяснит, что имеется в виду под провалами государства. Такого термина не существует.
Архипов А.И., Амосов А.И., Большаков К.А. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Велби, 2008. – с. 259
Государственное регулирование экономики./Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 18
Карпов Н.В. Роль государства в экономике - Спб.: Питер, 2004. – с. 185
Папава В. Роль государства в современной экономической системе//Вопросы экономики, 2004, № 1. - С.25.
Архипов А.И., Амосов А.И., Большаков К.А. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Велби, 2008. – с.260
Игнатов А. П. Государство в рыночной экономике//Российский экономический журнал, 2004, № 11-12. - С. 35.
Борисов Ю.А. Переход к рынку: борьба мнений. М.: Наука, 2000. – с. 184
Архипов А.И., Амосов А.И., Большаков К.А. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Велби, 2008. – с. 263
Архипов А.И., Амосов А.И., Большаков К.А. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Велби, 2008. – с. 264

Афонин В.Г. Экономическая теория. - М.: ОМЕГА-Л, 2004. – с. 311.









4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Архипов А.И., Амосов А.И., Большаков К.А. Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: Велби, 2008.
2.Афонин В.Г. Экономическая теория. - М.: ОМЕГА-Л, 2004.
3.Борисов Ю.А. Переход к рынку: борьба мнений. М.: Наука, 2000.
4.Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве//МЭиМО, 2004, № 10-11. - С. 5-8.
5.Государственное регулирование экономики./Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
6.Джеффи Сакс Рыночная экономика и Россия. - М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.
7.Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. - М.: РЭА им. Плеханова, 2003.
8.Заставенко, Райзберг Государственные программы и рынок//Экономист, 2005, № 3. - С. 11-18.
9.Игнатов А. П. Государство в рыночной экономике//Российский экономический журнал, 2004, № 11-12. - С. 34-36.
10.Карпов Н.В. Роль государства в экономике - Спб.: Питер, 2004.
11.Папава В. Роль государства в современной экономической системе//Вопросы экономики, 2004, № 1. - С.21-28.
12.Холланд О. Планирование и рыночная экономика//Вопросы экономики, 2005, № 1. - С. 11-15.
13.Холодов Л. Г. Вопросы государственного регулирования экономики. - М.: БЕК, 2004. - С. 12

Узнать стоимость работы