Вам нужна курсовая работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Государственный чиновник в России: история становления. Чиновник в структуре советского общества

  • 29 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 17.04.2009
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧИНОВНИЧЕСТВА В РОССИИ
1.1 Государственно-правовая подготовка чиновников в России в 1800–1850-е гг.
1.2 Система учебных заведений юридического профиля для подготовки чиновников
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧИНОВНИК В СТРУКТУРЕ СОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1 Особенности становления, структуры и числа государственных чиновников в XVII-XX веке
2. Государственный чиновник сегодня
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




















Фрагмент для ознакомления

Иерархия как способ реализации госвласти исторически предполагает личную зависимость. Поэтому преодоление феодальной личной зависимости как основы экономических связей и отношений не могло не отразиться на отношениях власти и политической организации общества. Господство либеральных ценностей и выражающее его понятие "экономический человек" вызвало к жизни понятие "госуправление", то есть основу, противоположную единовластию и непосредственному делегированию властных и экономических полномочий. Хронологически это совпадает с возникновением национальных государств. Средством достижения общественного консенсуса в этих условиях выступает государство как орган управления общими делами общества, основным отношением которого является атомизация, то есть отношение, противоположное централизации власти, всемогуществу государства, что находит выражение в понятии "гражданское общество".
Госуправление имеет место и в условиях госсобственности, идущей от самодержавия. Но в зрелом виде она выступает как госсобственность рыночного типа, то есть предполагает обособленность отдельных народно-хозяйственных звеньев.
Госуправление в демократическом обществе имеет соответствующие органы, отождествляемые с исполнительной властью, которая обосабливается от законодательной и судебной. Госуправление, таким образом, представляет собой обособившуюся исполнительную ветвь госвласти, имеющую отличный от властной иерархии способ и механизм организации.
Соединение в современной России в рамках исполнительной власти госуправления и госслужбы, то есть двух противоположных механизмов реализации госвласти, противоестественно и наносит огромный вред обществу.
Нельзя придавать госуправлению внеисторический характер, представлять себе деяния египетских фараонов, римских императоров, русских царей и т.Д. Как акты госуправления. В тех случаях отношения строились на основе внеэкономического принуждения, то есть верховная впасть выступала в качестве исходного первоначала. А госуправление появляется там и тогда, где и когда исходным началом становятся экономические отношения, либеральные ценности в лице частной собственности, свободной конкуренции, рынка и т.Д.
Госвласть в лице обособившейся исполнительной власти реализуется как госуправление лишь начиная с XVII века, когда экономические условия общественной жизни превращаются в определяющие. Теперь исполнительная власть в лице президента, правительства выступает в качестве органов власти и управления одновременно.
Госслужба, то есть должностная иерархия, выражающая, как и всякая иерархия, архаичный строй властных отношений, характеризующийся личной зависимостью и внеэкономическим принуждением, оказывается здесь встроенной в исторически новый механизм.
Этот новый механизм и есть госуправление, которое в отличие от властной иерархии непосредственно связывает субъект (орган власти и управления) и объект: экономические, социальные, политические и духовные отношения и процессы.
От эффективности управленческого воздействия на объект в этом случае зависит его поддержка обществом, и это является мерилом жизнеспособности рассматриваемой социальной организации.
Неадекватность института госслужбы современным условиям и импульсивно-произвольный характер ее введения можно объяснить лишь тем, что российская власть до реализации механизма госуправления как общественного стабилизатора рыночного регулирования еще не дозрела (хотя и не может уже обойтись хотя бы без внешних его аксессуаров), а властная иерархия, сложившаяся исторически, не может быть преодолена в одночасье (кроме всего прочего никто к этому и не стремился ввиду более спокойного и привычного способа властвования дедовскими методами).
Именно поэтому привести все это в строгую логическую систему и оформить законодательно оказалось невозможным.
Госвласть предполагает властную вертикаль сверху донизу. Вопреки этому ст. 12 конституции РФ гласит: "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Здесь, во-первых, местная власть отождествлена с местным самоуправлением, что не одно и то же. Во-вторых, если из системы госвласти исключить местные органы власти и управления, то властная вертикаль окажется укороченной в самом решающем для дела месте. В-третьих, это будет уже не властная вертикаль общества, пережившего почти вековую историю централизованной власти и управления на территории всей страны. И с этим нельзя не считаться хотя бы потому, что сложилась определенная инфраструктура, которая приобрела известную самодостаточность, не позволяющая резать по-живому. В-четвертых, это означало бы механический возврат к той территориальной структуре госвласти, которая сложилась еще в дореформенный период российской истории и лишь стала приобретать некоторые современные черты после отмены крепостного права.
В современных условиях понятия "госвласть", "госуправление", "региональное и местное самоуправление", как и их основы организации и самоорганизации, должны ранжироваться не по территориальному признаку (центр-периферия), а по содержательному, когда эти понятия присутствуют на любом уровне, в том числе и главным образом на центральном. Поскольку именно здесь реализуются в единстве власть и управление, определяются границы рынка и госрегулирования, правового государства и гражданского общества и т.Д.
Положения конституции РФ и закона (2004 г.) О госслужбе также свидетельствуют об изъянах законотворчества.
Статья 71 конституции рассматривает госслужбу даже не в рамках субъекта госвласти и управления, а как объект ведения РФ наряду с внутренней и внешней политикой, обороной и безопасностью, судоустройством и даже "федеральным коллизионным правом", метеослужбой, статистическим и бухгалтерским учетом, причем на "почетном" последнем, восемнадцатом, месте.
 Еще Клаузевиц, кажется, сказал: "Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее генералам". Сегодня мы убеждаемся, что реформа государственного управления - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее чиновникам.
Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации     15 августа 2001 года, декларировала: "Реформирование системы государственной службы осуществляется в условиях гласности и при участии гражданского общества". Парадокс в том, что приведенная выше цитата взята из документа, который до недавнего времени нес на себе гриф "для служебного пользования". Кто и по чьей инициативе гриф поставил, не известно до сих пор.
В 2004 году был принят Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Он касается работающих в гражданских федеральных ведомствах и органах власти субъектов Федерации. Основные принципы закона применяются и для муниципальных служащих. При его разработке можно было преследовать разные цели. Либо закон будет направлен на то, чтобы наконец-то сделать нашего чиновника работающим не на себя, и даже не на начальника, а на наши интересы. Либо главной задачей станет социально защитить государственного служащего.
Эксперты считают своей большой заслугой, что удалось включить в проект закона нормы о конфликте интересов на государственной службе, его выявлении и разрешении. Поясню, конфликт интересов - это ситуация, когда служебный долг, интересы общества требуют от чиновника принять одно решение, а его личные интересы или интересы связанных с ним лиц - совсем другое. В мировой практике эта проблема решается, а в российской государственной службе - еще нет, что и является одним из основных источников коррупции. Но дело не столько в норме, сколько в рассмотрении спорных ситуаций. В первоначальном варианте предполагалось, что в нем должны принимать участие представители структур гражданского общества, делегированные в соответствующие комиссии государственных органов и составляющие не менее половины их состава. В результате чиновничьей правки они превратились в "независимых" экспертов, приглашаемых руководителем органа и составляющих не менее четверти состава комиссии.
В современной России крупные чиновники — небедные люди. Так, самый богатый чиновник, министр транспорта Игорь Левитин, в 2004 году заработал 4 миллиона 850 тысяч долларов. Самым бедный, по официальным сведениям, из крупных чиновников, глава Минрегионразвития Владимир Яковлев декларировал доходы в 1689 долларов в месяц. Одним из известнейших чиновников, большая часть состояния семьи которого (более миллиарда долларов) записано на жену, является мэр Москвы Лужков. Его жена занимается строительным бизнесом на территории, которой распоряжается муж. Лужков неоднократно выигрывал судебные процессы о защите чести и достоинства.
Наблюдается тенденция увелечения доходов чиновников, занятых в органах власти. В 2005 году их доходы выросли на 44,1%. Это значительно превосходит рост доходов населения, который составил 21,3 процента.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Госслужба - институт иерархической организации государственной власти. Государственная (как и государева) служба реализуется в жаловании должности, назначении содержания, поощрении, награждении, продвижении по служебной лестнице, снятии с должности и т.д.
В качестве позитива можно отметить то, что госслужба выполняла роль противовеса разгулу рыночной стихии, заложенной в основу идеологии экономических реформ, начатых в 1991 году. В качестве негатива - то, что существование должностной иерархии как способа функционирования госвласти, явившейся инициатором и мотором либеральных реформ, находилось и находится в вопиющем противоречии с самими основами и духом либерализма.
В соответствии с Законом "Об основах государственной службы" в России создана типичная кадровая система госслужбы с присущей ей иерархией должностей, институтом рангов и т.д. В этом случае понятие "госслужба" связывается с обезличенным государством, государством как таковым. Поэтому положение Закона о госслужбе, относящее к последней чиновников категории "Б" и "В" по признаку исполнения полномочий чиновниками категории "А", лишено какой-либо логики. Именно тем, что в понятие "госслужба" не заложено содержательное начало, связанное с интересами общества и государства, и объясняется ее аморфность и нежизнеспособность.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12.12.1993г
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ МВД России от 21 августа 2002г. № 803 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 40 с. 121
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1, ст. 1. — 2001. — № 51, ст. 4824.
Андреев С.С. Политическое управление и политическое руководство // Социально-политические науки. - 1992. - № 4/5. - С. 12-23.
Атаманчук Г.В. Государственная служба как сфера управления. Кадры управления. Проблемы и система работы в России и за рубежом: Материалы международной конференции. М., 2002.
Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности. Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М., 1997.
Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. М., 1999.
Бачило И.Л. О концепции совершенствования системы государственного управления // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 20-28.
Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4. С. 24-32.
Бойков В. Государственная служба: взгляд изнутри и извне / Социологические исследования. – 2003. - № 9. – С. 85-90.
Вишняков В., Станкевич И. Административная реформа: цели и средства // Государственная служба. –2003. -№ 5.- нояб. – С. 85-90.
Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1997.
Государственная служба: состояние и проблемы функционирования. Материалы научно-практической конференции 6-7 февраля 1996 г. – Хабаровск., 1996.
Гражданское общество и государственная служба в условиях проведения административной и судебно-правовой реформ (результаты выборочного социологического опроса населения и экспертов Российской Федерации) // Административная реформа в России: социолого-политологический анализ: Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС – 2004. - № 5. – С. 23-55.
Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999.
Комаровский В.С. Реформа государственной службы России: ожидания и требования граждан // Административная реформа в России: социолого-политологический анализ: Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС – 2004. - № 5. – С. 5-23.
Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе в Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 9. С. 5-11.
Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. – 2007. - № 9.




Атаманчук Г.В. Государственная служба как сфера управления. Кадры управления. Проблемы и система работы в России и за рубежом: Материалы международной конференции. М., 2002. стр. 204-205

Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4. С. 24-32.
Бачило И.Л. О концепции совершенствования системы государственного управления // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 20-28.
Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999.стр. 74-78

Бойков В. Государственная служба: взгляд изнутри и извне / Социологические исследования. – 2003. - № 9. – С. 85-90.
Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе в Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 9. С. 5-11.
Комаровский В.С. Реформа государственной службы России: ожидания и требования граждан // Административная реформа в России: социолого-политологический анализ: Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС – 2004. - № 5. – С. 5-23.

Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. М., 1999.стр.146

Государственная служба: состояние и проблемы функционирования. Материалы научно-практической конференции 6-7 февраля 1996 г. – Хабаровск., 1996. стр. 84-86
Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. – 2007. - № 9. стр. 110-112
Бойков В. Государственная служба: взгляд изнутри и извне / Социологические исследования. – 2003. - № 9. – С. 88




2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12.12.1993г
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
3. Приказ МВД России от 21 августа 2002г. № 803 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 40 с. 121
4. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 1, ст. 1. — 2001. — № 51, ст. 4824.
6.Андреев С.С. Политическое управление и политическое руководство // Социально-политические науки. - 1992. - № 4/5. - С. 12-23.
7.Атаманчук Г.В. Государственная служба как сфера управления. Кадры управления. Проблемы и система работы в России и за рубежом: Материалы международной конференции. М., 2002.
8.Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности. Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М., 1997.
9.Атаманчук Г.В. Управление: всегда есть варианты. М., 1999.
10. Бачило И.Л. О концепции совершенствования системы государственного управления // Советское государство и право. 1987. № 6. С. 20-28.
11. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4. С. 24-32.
12. Бойков В. Государственная служба: взгляд изнутри и извне / Социологические исследования. – 2003. - № 9. – С. 85-90.
13. Вишняков В., Станкевич И. Административная реформа: цели и средства // Государственная служба. –2003. -№ 5.- нояб. – С. 85-90.
14. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1997.
15. Государственная служба: состояние и проблемы функционирования. Материалы научно-практической конференции 6-7 февраля 1996 г. – Хабаровск., 1996.
16. Гражданское общество и государственная служба в условиях проведения административной и судебно-правовой реформ (результаты выборочного социологического опроса населения и экспертов Российской Федерации) // Административная реформа в России: социолого-политологический анализ: Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС – 2004. - № 5. – С. 23-55.
17. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999.
18. Комаровский В.С. Реформа государственной службы России: ожидания и требования граждан // Административная реформа в России: социолого-политологический анализ: Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС – 2004. - № 5. – С. 5-23.
19. Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе в Российской Федерации // Государство и право. 2007. № 9. С. 5-11.
20. Манохин В.М. Нужны основы законодательства о службе Российской Федерации // Государство и право. – 2007. - №

Узнать стоимость работы