Пути совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом крупного города в переходный период (г. Выборга)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 107107 страниц
  • 57 + 57 источников
  • Добавлена 28.05.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Общая характеристика хозяйственного механизма управления региональным энергетическим комплексом
1.1. Энергетический комплекс как важнейший элемент крупного города
1.2. Зарубежный опыт организации управления региональным энергетическим комплексом
2. Анализ хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом г. Выборг
2.1. Общая характеристика города, его роль и место в системе расселения
2.2. Характеристика энергетического комплекса города
2.3. Анализ факторов управления энергетическим комплексом г. Выборг
3. Направления совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом г. Выборг
3.1. Приоритетные направления совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом г. Выборг
3.2. Разработка модели управления деятельностью энергетическим комплексом г. Выборг
3.3. Планирование развития энергетического комплекса г. Выборг
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Это позволит устранять перетопы и приведет к значительной экономии энергетических и материальных ресурсов;
Кроме того, ПВС фирмы "Кварк" работает практически бесшумно, без вибрации и гидроударов.
Из других достоинств ПВС следует отметить, что их тепловой КПД равен практически 100%, коэффициент теплообмена достигает 10000 Вт/м2 0С. Подогреватели ПВС можно устанавливать как для закрытых, так и для открытых систем теплоснабжения.
Повреждаемость теплотрасс высокая и по разным оценкам составляет одно-два повреждения на 1 км теплотрассы в год. Это приводит к потерям теплоносителя, так же происходят большие теплопотери из-за неудовлетворительной теплоизоляции и особенно - гидроизоляции. В условиях Урала отсутствие гидроизоляции приводит к потерям тепла теплотрасс не менее 50%. В настоящее время максимальный коэффициент тепловой эффективности теплотрасс составляет 0,55. Поэтому вопрос тепло-, гидро- и электроизоляции тепловых сетей – главный вопрос надежного и эффективного централизованного теплоснабжения, особенно при расположении теплоисточника вне городской черты.
Федеральная программа энергоресурсосбережения предлагает переход на преимущественное применение предварительно изолированных труб. Согласно данных Мосэнерго в случае применения импортных (АВВ) предизолированных труб потенциал энергоренсурсосбережения, реализуемый за счет замены существующих теплопроводов на трубы предизолированные пенополиуретаном составляет 2000 долл. на 1 км в год, что обеспечит окупаемость в течение 5-6 лет (с учетом продления срока эксплуатации трудопровода до 30-40 лет).
В нашей области производство таких труб в ограниченных масштабах освоило ОАО "Академэнерго".
Расчеты показывают, что в случае развития объемов собственного производства предизолированных труб срок окупаемости можно сократить до 2-2,5 лет, особенно в случае применения антикоррозий защиты внутренней поверхности.
Проблему экономии энергоресурсов можно решать также путем использования индивидуальных тепловых пунктов. Блочный ИТП представляет собой автоматизированную комплексную установку для подключения к централизованным тепловым сетям систем отопления отдельных зданий. В комплект теплопункта входят: пластинчатые теплообменник, циркуляционные насосы, автоматические регуляторы для системы горячего водоснабжения и отопления, регулятор разности давления, арматура, блок учета тепловой энергии, счетчики холодной и горячей воды. Обслуживание такого ИТП минимально и они могут использоваться, как для независимой, так и для зависимой схемы подключения отопления.
Применяемая система регулирования обеспечивает: поддержание температуры отопления в соответствии с температурой наружного воздуха, ограничение температуры обратной сетевой воды, поддержание заданной температуры горячего водоснабжения, хранение данных о параметрах теплоносителя и т.д.
Из всех достоинств в таких ИТП следует отметить то, что в этом случае практически полностью исключается коррозия и образование отложений в системе теплоснабжения дома, обеспечивается необходимое качество горячей воды, появляется возможность практически полностью исключить перегревы, перетопы и т.п. явления, которые при централизованной системе избежать практически невозможно.
Но такое ИТП отличаются и соответствующими ценами – до 40000 долларов США. Удельный прирост тепла эксплуатационных затрат – дополнительный расход электроэнергии на перекачку в независимом контуре отопления составит примерно 2000 долларов. Эффект оценивается в 8-10% тепла, получаемого от ТЭЦ.
Немаловажной задачей в сокращении энергопотребления является задача оснащения муниципального жилого фонда и организаций бюджетной сферы приборами узлов учета на границах раздела сфер ответственности между системами Минтопэнерго, источниками тепло-, водоснабжения других министерств и ведомств и муниципальными теплоснабжающими организациями. Анализ показывает, что в большинстве случаев фактическое потребление тепла составляет 30-60% от расчетных нагрузок по отоплению и ГВС.
К числу первоочередных задач относится также оснащение приборами учета вводов в здания и помещения, занимаемые организациями бюджетной сферы. Осуществление таких мероприятий даст для бюджетных организаций и муниципальных предприятий экономию платежей за тепло и воду от 15 до 60%.
Согласно Целевой Программы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Ленинградской области на 2005-2010 гг. к 2010 году предстоит создать систему, обеспечивающую установку и обслуживание поквартирных водосчетчиков, а также приборов регулирования потребления тепла, воды и других энергоресурсов.
Массовое внедрение приборов учета и регулирования энергопотребления потребителями г. Выборга должно заключаться в следующем:
в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта энергопотребляющих объектов необходимо предусматривать установку приборов учета и регулирования тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды, газа;
в обязательном порядке оборудовать приборами учета энергоресурсов энергоснабжающие организации, объекты здравоохранения, народного образования, соцкультбыта.
Источниками финансирования данных мероприятий могут выступать следующие средства:
кредиты, выделяемые муниципальным образованиям на подготовку к зиме;
средства, составляющие 0,1% от восстановительной стоимости жилого фонда, и выделяемые отдельной строкой в бюджетах муниципальных образований для финансирования программы оснащения жилого фонда приборами учета тепловой энергии;
средства, формирующие в жилищно-коммунальных организациях при оплате населением коммунальных услуг; источником этих средств служит доля (10%) платежей за коммунальные услуги, выделяемая в квитанции об оплате отдельной строкой "энергосервисные услуги", без увеличения общей суммы платежа.
Оценка экономической эффективности применения технологии стабилизационной обработки подпиточной воды с использованием антинакипина СК-110 приведено в таблице 6.
Таблица 6 – Оценка экономической эффективности применения технологии стабилизационной обработки подпиточной воды с использованием антинакипина СК-110
Показатели Единицы измерения Числовые значения Система теплоснабжения шт. 1 Расход тепла Гкал/год 5000 Стоимость оборудования и сервисных услуг тыс.руб. 279 Инвестиции тыс.руб. 310 Ежегодные затраты на реагент (в зависимости от качества исходной воды) тыс.руб. 31-77,5 Цена тепловой энергии руб./Гкал 638,6 Суммарный эффект 10% Гкал 15,5 Суммарный экономический эффект тыс.руб. 320 Срок окупаемости лет 1-1,2
Оценка экономической эффективности при организации раздельных контуров сетевой и котловой воды для одной системы теплоснабжения с применением пластинчатых теплообменников приведены в таблице 7.
Таблица 7 – Оценка экономической эффективности при организации раздельных контуров сетевой и котловой воды с системами теплоснабжения
Показатели Единицы измерения Числовые значения Система теплоснабжения шт. 1 Расход тепла гкал/год 5000 Стоимость оборудования тыс. руб. 248 Стоимость монтажа тыс. руб. 24,8 Инвестиции тыс. руб. 272,8 Непредвиденные расходы (15% от инвестиций) тыс. руб. 40,92 Цена тепловой энергии руб./гкал 638,6 Суммарный эффект от 1 до 1,5% Гкал 50-75 Суммарный экономический эффект (с учетом снижения затрат на ремонт) тыс. руб. 40-60 Срок окупаемости лет 5,3-7,8
Сравнительный анализ полной эксплуатационной стоимости подогревателя ПВС и обычного бойлера (таблица 8):
Таблица 8 – Сравнительный анализ полной эксплуатационной стоимости подогревателя ПВС и обычного бойлера
Характеристика ПВС-90-1 Бойлер ПП1-53-7-II Вес аппарата, кг 62 1565 Габариты аппарата, мм 1060 х 100 630 х 3915 Срок службы, год 30 15 Заводская стоимость, руб. 51200 49 640 Стоимость с учетом строительно-монтажных работ, раб. 124 000 (на 30 лет службы) 184 000 (на 15 лет службы) Потери тепла на излучение с поверхности аппарата (цена 1 Гкал-640 руб.), руб. Нет 375 000 Потери электроэнергии на прокачку воды через бойлер в течение срока службы (цена 1 кВтч-0,42 руб.) нет 511 500 Срок окупаемости, лет 4 -
Таблица 9 – Оценка экономической эффективности установки блочного теплового пункта
Показатели Единицы измерения Числовые значения Тепловая мощность Гкал/год 14000 Стоимость оборудования тыс. руб. 1240 Стоимость монтажа тыс. руб. 186 Прирост эксплуатационных затрат тыс. руб. 62 Инвестиции тыс. руб. 1426 Непредвиденные расходы (12% от инвестиций) тыс. руб. 171 Эффект Гкал 1100-1380 Цена тепловой энергии тыс. руб. 638 Экономический эффект тыс. руб. 702,5-881,3 Срок окупаемости лет 1,8-2,3
Проведем расчет экономического эффекта установки приборов учета расхода тепла в жилых домах. Сводные данные по срокам окупаемости мероприятий по установке узлов учета расхода теплоэнергии в жилых домах представлены в таблице 30 (стоимость узла учета составляет 20 тыс. руб.).
Таблица 10 – Сводные данные по срокам окупаемости мероприятий по установке узлов учета расхода теплоэнергии в жилых домах
Серия дома Расход тепла, Гкал/кв.м. в год Годовая экономия, руб. за кв.м. Окупаемость, месяцы отопительного сезона Площадь дома, кв.м. Годовая экономия, руб. Приближенно окупаемость, отопительных сезонов 113-81-/1.2 0,213 2,94 Больше года 3163,99 9332,81 2,14 81-09/1.2 0,181 6,44 Больше года 2538,9 16364,81 1,22 81-08/1.2 0,185 6,01 1327,08 7973,94 2,51 121-016/1.2 0,174 7,21 1971,09 14214,28 1,41
Годовая экономия при установке приборов учета тепла на отопление в жилищном секторе представлена на рисунке 7.

Рисунок 7 – Годовая экономия при установке приборов учета тепла на отопление в жилищном секторе, руб.кв.м

Таким образом, налицо эффективность внедрения мероприятия по установке приборов учета и регулирования энергоресурсов и воды.
Энергосбережение для своего успешного внедрения нуждается в активной пропаганде и разъяснении населению как технических, так и экономических аспектов реализации мероприятий энергоресурсосбережения. Необходимо использовать такие традиционные методы как выступления и публикации в средствах массовой информации, проведении семинаров, конференций, рабочих встреч.
Крайне важно развернуть широкую компанию по информированию населения, включая использование наглядной агитации для эффективного внедрения систем учета ресурсов по инициативе потребителей.
Необходимо организовать систему беспрепятственного сбора заявок от организаций и населения по установке средств учета тепла и воды коллективного и личного пользования.
Пропаганда энергосбережения сама по себе не может решить проблемы энергоресурсов, но ее отсутствие существенно снизит эффективность реализации программа энергосбережения.
Заключение


Муниципальная энергетика существенно влияет на развитие социально-экономических взаимоотношений в регионах и стране в целом. При этом коммунальная энергетика России является технически отсталым сектором экономики со многими проблемами, которые в последнее время особенно заострилась. Среди ключевых факторов этой проблемы главное место занимает низкая энергоэффективность. Отсутствие инвестиции в отрасль привело к значительному ухудшению технического состояния основных фондов, повышения аварийности объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКГ), увеличения удельных и непродуктивных расходов материальных и энергетических ресурсов.
Сегодня финансовое положение предприятий коммунальной энергетики есть крайне неудовлетворяющим, что предопределяется между прочим задолженностью из оплаты услуги со стороны предприятий, бюджетных учреждений и населения.
Это свидетельствует о наличии системного кризиса в сфере коммунальной энергетики, который заслуживает значительно большее внимание со стороны государства и общества и нуждается в кардинальных изменениях.
Повышения эффективности использования энергии в муниципальном хозяйстве - это актуальная проблема энергорасходной коммунальной энергетики России. Опыт развитых стран свидетельствует, что в жилищном секторе за счет эффективного потребления энергии можно удовлетвориться намного меньшим количеством энергии без ухудшения условий жизни рядовых граждан.
При производстве, передаче, распределении и конечном использовании, напрасно тратится к 60 % тепловой энергии. Однако при этом значительной проблемой является отсутствие надежных данных из потребления тепловой энергии. Существующая информация основывается преимущественно на нормативном потреблении или оценочных данных. Точное определение потребности конечных пользователей и детальную модель потребления упростят и оптимизируют процессы проектирования, разработки и усовершенствования системы теплоснабжения, а также будут способствовать планированию инвестиции.
За оценкой украинских специалистов, потенциал энергоэффективности в зданиях составляет 20 -50 %. Согласно опыту России, Финляндии и страны Балтии 30 % энергосбережение в зданиях является досягаемым за достаточно низкие расходы. Потеря в распределительной и магистральной сети является высокой (до 25 -30 %), но и расходы на внедрение мероприятий по их уменьшению тоже будут значительными. По мнению специалистов, энергосбережение в 4-5 раз экономически выгоднее, чем выработка эквивалентного количества энергии.
Замена старых или реконструкция существующей котельной и ТЭЦ за прогнозами, изложенными в Энергетической стратегии до 2030 г., значительно сократит использование топлива на единицу генерирующего тепла. Сокращение на 8 % до 2010 г. и 16 % до 2030 г. будет отвечать экономии топлива в 2,98 млн т н. e. но 4,13 млн т н. e. соответственно.
Одним из возможных вариантов замены может быть построение электрокотелен гидродинамического нагрева воды с системой аккумулирования тепла. Особенно эффективно эта котельная будет работать в местах избытка электроэнергии, используя ее в ночные провальные времена.
Решение проблемы повышения эффективности использования энергии в муниципальном хозяйстве можно представить по такой схеме: информированность - стимулирование - финансирование - реализация.
Информированность необходима, прежде всего, руководителям муниципальной энергетики для обоснованной деятельности из повышения энергоэффективности. Необходимая информация должна включать:
состояние объектов системы снабжения и потребления тепловой энергии, которая должна быть определена и задокументирована в определенных энергетических "паспортах" или "сертификатах";
возможны энергоэффективные мероприятия, которые могут быть применены на разных типах объектов, включая оценку стоимости и ожидаемого финансового эффекта;
все типы рисков, связанные с инвестицией в повышение энергоэффективности и мероприятия по смягчению этих рисков.
Стимулирование должно иметь конкретную направленность на поставщиков энергии (например, в способ введения поощрительной структуры тарифов), конечных потребителей (должен включать, по крайней мере, учет и регуляцию энергопотребления и создавать мотивацию для получателей субсидии в жилищном секторе), владельцев объектов с возможностью использования хотя бы части сэкономленных бюджетных средств на реинвестирование за собственным решением.
Источниками финансирования могут быть: целевые возобновляемые фонды; инвестиционная составляющая в тарифах или в расчетной норме потребления; прямое бюджетное финансирование и возможность реинвестирования сэкономленных бюджетных средств; инвестиции от потребителей.
Перемены, ставшие постоянным признаком российской общественной жизни на протяжении последних лет, безусловно, охватили такую базовую отрасль, как энергетика. В то же время признаки перемен в основном коснулись построения и развития крупнейшей энергетической компании страны – РАО "ЕЭС России". Позиция РАО "ЕЭС России" - это реформирование российской энергетики и создание конкурентного рынка энергии. Одним из принципиальных вопросов является увязка реструктуризации энергокомпаний и реформирования муниципальной энергетики.
Реформа "большой" энергетики не решает проблему света и тепла в квартирах жителей. Для этого необходимо вовлечение в этот процесс "малой" муниципальной энергетики, которая, также, решает проблемы тепло - и электроснабжения населения.
"Большая" и "малая" энергетика связаны единым технологическим процессом, поэтому процессы реформирования электроэнергетической отрасли страны и ЖКХ "не противоречат друг другу, имеют общие цели повышения уровня и качества услуг, предоставляемых конечному потребителю". Вместе с тем существуют проблемы в их взаимоотношениях. Предприятия ЖКХ получают 30% продукции РАО. По данным на 1 марта 2008 г. долги предприятий ЖКХ перед РАО "ЕЭС России" составляют около 55% от всей дебиторской задолженности, т.е. 40 млрд. руб. Стоит подчеркнуть, что реформа ЖКХ связана не только с реструктуризацией РАО "ЕЭС России", но и реформой МПС РФ, ОАО "Газпром" и реформой местного самоуправления.
Поэтому очень важно в ходе реформирования энергетики сохранить систему энергообеспечения и в целом энергетическую безопасность любого региона, города, в том числе и в Омской области.
В то время, как большая энергетика в лице РАО "ЕЭС России" определялась с основными принципами реформирования, в Омской области реформа шла полным ходом, обеспечивая, в первую очередь, задачи энергетической безопасности региона, удешевления систем жизнеобеспечения. Муниципальные органы должны создать все необходимые условия для реализации основных принципов реформирования отрасли – развитие конкуренции в сфере сбыта и оказания услуг, обеспечение бесперебойного энергосбережения населения, разработка четкого механизма формирования и регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию в пользу потребителей.
Одной из наиболее острых проблем, с которыми столкнулась Администрация города Выборг в 2001 году, были огромные суммы бюджетных дотаций – до 1 млрд. руб. в год – на тепло, электроснабжение, а также хронически ослабленная система ЖКХ, неудовлетворительное состояние жилого фонда. Поэтому с момента разработки губернаторской программы реформирования ЖКХ, Администрация города стала заниматься вопросами вывода муниципальной энергетики из кризиса, искать пути удешевления энергоснабжения, ремонта жилого фонда не за счет бюджетных денег (их всегда не хватает), а за счет инвестиционных программ, применения новейших технологий в технике и в системе управления, особенно в управлении финансами.
Формирование и регулирование теплового рынка в Выборге, как, пожалуй, во многих регионах, на все 100% - прерогатива региональных, муниципальных властей и крупных промпредприятий.
Теплоснабжение – основная проблема, которая должна решаться в процессе реформирования ЖКХ. Именно через теплоснабжение эти реформы должны быть взаимоувязаны. Нет утвержденной Правительством Концепции развития теплоснабжения страны, не говоря уже о реальной программе. А ведь задача теплоснабжения – это основная задача жизнеобеспечения региона, и по своей сути в условиях России.
Теплоснабжение в г. Выборг, в основном, централизованное и осуществляется:
теплоэлектроцентралями (ТЭЦ), входящими в ОАО "Ленэнерго";
промышленно-отопительными котельными различной мощности, входящими в состав промышленных предприятий и строительных организаций;
районными котельными (РК), входящими в состав энергосистемы и промышленных предприятий;
котельными, входящими в состав специализированного муниципального предприятия;
индивидуальными котельными отдельных зданий.
В 2008 году общий полезный отпуск тепловой энергии от теплоисточников ОАО "Ленэнерго" составил свыше 11 млн. Гкал. Основным потребителем тепловой энергии является население (39 %) и промышленные предприятия (37 %). В свою очередь, муниципальная теплоэнергетика отпустила потребителям г. Выборг более 7 млн. Гкал., из них 78% транспортировано от ОАО "Ленэнерго", 11% - от ведомственных теплоисточников и 11% приходится на котельные муниципального предприятия – "Выборгские электросети".
Основным видом деятельности МУП "Выборгские электросети" является выработка и передача тепловой энергии от собственных теплоисточников и оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Как и в большинстве регионов России, система муниципального теплоснабжения г. Выборг морально и физически устарела, характеризуется большими потерями тепла при транспортировке по магистральным и межквартальным трубопроводам, завышенными расходами подпитки. Надежность работы тепловых сетей, особенно распределительных и внутриквартальных, снижена, с одной стороны, из-за неудовлетворительного качества сетевой и подпиточной воды, а с другой - из-за наружной коррозии трубопроводов. Оценка потерь тепла из-за несовершенства изоляции и способов прокладки трубопроводов составляет более 30%.
Основные недостатки в развитии теплового хозяйства во многом объясняются отсутствием государственной политики и четкого руководства со стороны местных властей развитием теплоснабжающих систем. Законодательство, регулирующее деятельность предприятий по теплоснабжению, практически отсутствует. Не прописаны даже процедуры государственного регулирования локальных естественных монополий в теплоснабжении. Качество теплоснабжения федеральные органы управления также никак не регулируют, нет даже нормативных документов, определяющих критерии качества. Надежность теплоснабжения регулируется только через технические надзорные органы. Но так как взаимодействие между ними и тарифными органами ни в одном документе не прописано, оно часто отсутствует. У предприятий же имеется возможность не выполнять любые предписания, обосновывая это отсутствием финансирования.
Стоимость теплоснабжения регулируется только формально. Тарифное законодательство настолько общее, что практически всё отдано на усмотрение федеральной и в большей степени региональных энергетических комиссий. Нормативы теплопотребления регулируются только для новых зданий. В государственных программах энергосбережения раздел по теплоснабжению практически отсутствует.
Таким образом, система управления теплоснабжением децентрализована и требует реорганизации.
Результаты анализа финансово-экономического состояния деятельности субъектов муниципальной теплоэнергетики также неутешительны. Теплоснабжение в последние годы являлась убыточной отраслью вследствие постоянного возрастания затрат по независимым от предприятий причинам. К ним относится: изменение в законодательстве и нормативных актах, изменение тарифов и цен на энергоносители и т.д. В связи с проблемой неплатежей предприятиям "хронически" не хватает средств на хозяйственную деятельность. Основные неплательщики – население и бюджеты всех уровней.
Другой аспект финансовой стороны развития системы теплоснабжения состоит в том, что не существует реальных механизмов привлечения и возврата займов при обеспечении инвестиций в различные звенья теплоснабжения. Общегосударственная поддержка здесь практически не осуществляется, поэтому сложно привлечь кредиты в отрасль, для которой характерны очень большие сроки окупаемости инвестиций.
Таким образом, сегодня проблема теплоснабжения страны стоит в одном ряду с вопросами, определяющими жизнеспособность государства, а потому не может быть вне сферы его интересов. В ходе проводимых экономических реформ органами государственной и муниципальной власти, в первую очередь, должны быть решены следующие задачи:
Сделать работу системы самоуправляемой, т.е. для регионов и каждого муниципального образования необходимо создать систему управления и экономический механизм, обеспечивающие самостоятельное надежное функционирование теплоснабжения без вмешательства федеральных органов управления.
Обеспечить энергетическую безопасность систем жизнедеятельности в зимний период.
Запустить самофинансируемый инвестиционный процесс повышения энергоэффективности и технической модернизации теплоэнергетики.
Цель проведения структурной реорганизации состоит не в создании новой надстройки, а в выстраивании четкой вертикали управления, разведении финансовой и хозяйственной функций, налаживании жесткого контроля на всех уровнях, минимизации издержек, повышении прозрачности и инвестиционной привлекательности энергетики города.
Предложенная модель управления муниципальным энергетическим комплексом обеспечит защиту интересов горожан от реформирования энергетики. Региональные и муниципальные власти должны создать благоприятные условия для формирования предпосылок к созданию конкурентного рынка энергии.
Следующее направление наших реформ в муниципальной энергетике – это наведение порядка, борьба с бесхозяйственностью.
Будущее муниципальной энергетики требует уже сегодня активно осуществлять инвестиции в энергосберегающие технологии
Идея ресурсосбережения должна стать национальной идеей. К сожалению, сегодня энергоемкость российской экономики в 3 раза выше среднемирового уровня, что обуславливает необходимость разработки политики энергосбережения в жилищно-коммунальном комплексе.
Для органов власти политика ресурсо- и в том числе энергосбережения – это мощный инструмент эффективного использования бюджетных средств и решения социальных проблем.
Опыт преобразований в г. Москве более чем наглядно подтверждает этот тезис. Так, перевод котельных на газ, строительство автономных котельных в проблемных микрорайонах позволяют не только повысить надежность теплоснабжения, отказаться от протяженных (с большими потерями до 30%) теплотрасс, но и сэкономить бюджетные средства, снизить себестоимость тепловой энергии для потребителей.
К примеру, с пуском газовой котельной в СЗАО г. Москвы власти решили застарелую экономическую и социальную проблему. По нашей оценке, 30 процентов тех средств, которые затрачивали раньше на теплоснабжение округа, перегоняя тепло по трассе 4,5 километра, бюджет уже реально экономит.
Было бы несерьезно обсуждать необходимость инвестиций и целесообразность отдельных энергосберегающих инвестиционных проектов, не затрагивая вопрос их финансирования.
Состояние муниципальных бюджетов не позволяет рассматривать их как серьезный и достаточный источник инвестиций в энергетику, где высокий процент износа основных средств сопровождается одновременно значительными сроками окупаемости проектов. Необходимо создать нормативную базу для сотрудничества с частными инвесторами – это специальные решения Горсовета о залоговых обязательствах муниципального образования.
Инвестиционная активность должна реализовываться и на другом направлении политики энергосбережения. Это установка приборов учета тепла.
В г. Выборг необходимо разработать Программу оснащения муниципального жилья приборами учета тепловой энергии теплоносителя.
Конечно, сам по себе учет тепла никакой энергии не экономит, но внедрение приборов учета тепловой энергии, которое предусматривается Программой, даст потребителю возможность платить только за реальное потребление тепла и горячей воды, т.е. обеспечивает соблюдение прав потребителя. Именно поэтому Программа учета приборов является социальной.
Основные цели Программы: формирование благоприятных условий для ресурсосбережения, т.е., снижение стоимости коммунальных услуг для населения и энергозатратности городского хозяйства.
На практике расчеты за тепло осуществляются по договорной нагрузке, величина которой, как правило, превышает значение реального потребления тепла, зачастую, на 20-30 % (это средние цифры по объектам теплопотребления всех регионов России). Именно на эти проценты можно реально сократить размер оплаты потребителя за полученную тепловую энергию.
Естественно - это выгодно потребителю и городскому бюджету, и обеспечивает быструю окупаемость затрат на установку приборов учета. Срок окупаемости узла учета с тепловой нагрузкой > 0,5 Гкал/ч составляет 5-8 мес.
Учет тепловой энергии и теплоносителя, несомненно, выгоден всем:
производителям;
транспортировщикам;
потребителям.
Но в первую очередь, учет выгоден - населению и бюджету города.
Ориентировочная сумма ожидаемой экономии платежей на 1 узел учета тепловой энергии составляет - 175,19 тыс. руб., из них:
Население экономит - 72%, 126,14 тыс. руб.
Городской бюджет - 28%, 49,05 тыс. руб.
В заключение дипломной работы еще раз отмечу, что реформирование муниципальной энергетики г. Выборг должно строиться по принципу организации цивилизованного конкурентного рынка, формирования предпосылок для сдерживания и снижения тарифов. Муниципальные органы власти должны создать все необходимые условия для реализации реформ в энергетическом комплексе, опираясь не только на собственный опыт, но и результаты реформирования муниципальной энергетики других городов России: Москвы, Воронежа, Санкт-Петербурга и т.д.


Список использованных источников

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями на 12 июля 2006 года).
Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (с изменениями на 26 июля 2006 года).
Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ О естественных монополиях (с изменениями на 8 ноября 2007 года).
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ О защите конкуренции.
Федеральный закон от 09.10.2002 № 122-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями на 26 июля 2006 года).
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ Об электроэнергетике (с изменениями на 4 ноября 2007 года).
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (с изменениями на 4 ноября 2007 года).
Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (с изменениями на 4 ноября 2007 года).
Федеральный закон от 24.06.1999 № 122-ФЗ Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (с изменениями на 8 ноября 2007 года).
Федеральный закон Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России".
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам (с изменениями на 27 июля 2007 года).
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 529 О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности).
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. 530 Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 7 декабря 2007 г. № 315-э "О внесении изменений и дополнений в Формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемые в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядок их применения, а также порядок установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных Формулах, утвержденные приказом ФСТ России от 5 декабря 2006 года № 348-э/12".
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2007 г. № 378 "Об утверждении Порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)".
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 320 с.
Акулов А. В. Анализ проблем энергетического комплекса Республики Карелия на этапе начала процесса реформирования отрасли / Акулов А.В. // Проблемы региональной экономики. Труды Петрозаводского государственного университета: Серия Экономика. Вып. 6.
Петрозаводск, 2005. С. 48-57.
Акулов А. В. Проблемы государственного регулирования ЕМ в процессе их трансформации (на примере отрасли электроэнергетики) / А. В. Акулов // Проблемы региональной экономики (Глобализм и регионализм: диалектика, противоречия, проблемы и перспективы). Труды Петрозаводского государственного университета: Серия Экономика. Вып. 7. - Петрозаводск, 2006. С.70-77.
Акулов А. В. Реформирование электроэнергетики России: краткий анализ концепции реформирования отрасли / А. В. Акулов // ЭКО, 2005, 6. С. 44-53.
Акулов А.В. Государственное регулирование естественных монополий в процессе их трансформации (на примере отрасли электроэнергетики) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. - Петрозаводск, 2006. - 153 с.
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. / Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. 240 с.
Астапов К.Л. Реформирование естественных монополий на примере электроэнергетики. //Законодательство и экономика. 2003. - 8.
Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч 1. - Иркутск, 2006. - 520 с.
Власов С.Н. Региональная энергетика. – М.: Экономика, 2007.
Власть и монополии. //Деловой Красноярск. - 2002. - 2 (204).
Годовые отчеты ОАО Мосэнерго за 2004-2006 гг.
Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. //Российский экономический журнал. 2004. - 3.
Джабуа И. Новое в антимонопольном законодательстве / И. Джабуа // Маркетинг. 2002. 6. С. 8690.
Доценко О.М. Государственное регулирование отраслевой монополии (На примере электроэнергетики России) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. - Петрозаводск, 2000. - 191 с.
Исаков А.Ю. Государственная стратегия конкурентно-рыночного реформирования естественной монополии (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01, 08.00.05. - Пятигорск, 2005. - 165 с.
Карпов И.С. Энергетический комплекс России. – М.: Веди, 2008.
Киселев В. Антимонопольное регулирование в энергетике: теория и практика (О новых принципах и старых Правилах) / В. Киселев // Хоз-во и право. 2003. 2. С. 5266.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Концепция Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003 - 2008 гг. "5+5". М., 2002. 40 с.
Логунова М.А. Эффективность реструктуризации естественных монополий (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2002. - 182 с.
Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики. /Науч. ред. Демина М.П. - Иркутск, 1994. 204 с.
Матин А.А. Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. М., 2007. - 151 с.
Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М., 1999. - 380 с.
Новости российского центра поддержки конкуренции. 3 июня 2001 г. http://a№timo№opol.ce№tro.ru/№ews/pub3.htm
Носолева В.А. Экономические условия реформирования муниципальных и региональных монополий в городской электроэнергетике : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Ставрополь, 2002. - 198 с.
Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) естественных монополий. // Законодательство и экономика. -2005. - 4.
Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий. // Законодательство и экономика. 2006. - 12.
Романова С.И. Формы ценового регулирования российских естественных монополий (на примере электроэнергетики) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. М., 2006. - 212 с.
Романова С.И. К вопросу о государственном регулировании инфраструктурных отраслей//Промышленник России 3, 2006.
Романова С.И., Герасименко В.В. К вопросу о ценовом регулировании услуг по передаче электроэнергии//Промышленная политика в Российской Федерации ноябрь, 2006.
Романова С.И., Филимонов А.М. К вопросу о снижении издержек естественных монополий//Энергорынок. 4, 2006.
Современная экономика: Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие для студентов вузов (под науч. ред. Мамедова О.Ю.) Изд. 7-е, доп., перераб. - Ростов н/Д, Феникс, 2004. 416 с.
Ступников Е.Ю. Реформирование естественных монополий и развитие конкуренции в российской экономике (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Пятигорск, 2004. - 148 с.
ФАС завершает разработку порядка установления случаев манипулирования на энергорынке РАО ЕЭС. 31.08.2007. http://www.mdmba№k.ru/folders/2884/.№ewsId/57824/ext№ews-material
ФАС на каждый час. Оптовые покупатели электроэнергии смогут уменьшить свои затраты // "Российская газета" - Федеральный выпуск 4545 от 15 декабря 2007 г.
Финашева О.А. Совершенствование управления холдинговыми структурами отраслей естественных монополий (На примере электроэнергетики России) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2004. - 231 с.
Шеремета А.В. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности естественных монополий (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14. М., 2002. - 165 с.
Экономическая теория: Учеб. для студ./ Под ред. В.Д. Камаева. М., Владос, 2004. 592 с.
Электроэнергетика России (выпуск 3). Бизнес-справочник агентства "Эксперт РА" и РАО "ЕЭС России". - М., 2003. 225 с.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 года(Минэнерго России). М., 2004. 74 с.
Ясин Е. Перспективы российской экономики. Реформирование естественных монополий //Общество и экономика. 2002 г. - 2. С. 12-18.















Приложения



Приложение 1

Структура выручки и себестоимости передачи и сбыта электрической энергии в динамике за 2007-2008 г.г.
Наименование статей 2007 год 2008 год (план) Доходы от продажи работ, услуг (без НДС) 157 718,84 190 786,19 1. Услуги по передаче и эксплуатации электрических сетей 129 867,86 163 302,52 полезный отпуск, тыс.кВт.ч 316 454,83 316 569,00 1.1. Услуги по передаче электрической энергии 100 401,62 120 722,06 полезный отпуск, тыс.кВт.ч 316 454,83 316 569,00 1.2. Компенсация потерь 29 466,23 42 580,46 Потери, тыс.кВт.ч 48 483,71 52 481,00 2. Услуги по организации сбыта электрической энергии 14 960,57 14 862,78 2.1. Агентское вознаграждение 14 960,57 14 862,78 2.2. Услуги по субаренде помещений 2.3. Услуги по аренде имущества 3. Работы в счет арендной платы (по заказу МУП ЭС) 9 412,67 9 470,72 4. Работы и услуги прочим заказчикам 2 863,73 3 150,18 5. Работы по договорам техприсоединения 614,01 6. Обслуживание ВДС Себестоимость проданных работ, услуг (без НДС) 107 885,32 138 314,09 Производственные расходы 86 022,62 118 397,25 Материальные расходы 13 853,08 10 515,69 Материалы производственные (прямые сырье и материалы) 10 244,31 4 999,81 Материалы вспомогательные (инструмент и т.п.) 576,58 788,46 ГСМ и запчасти 2 659,66 3440,73 ОС стоимостью менее 10 тыс.руб. 39,63 1286,69 Счетчики электроэнергии 332,91 Прямые затраты на оплату труда 23 902,70 34 876,27 Начисления на зарплату 6 200,58 9 207,33 Амортизационные отчисления 581,49 648,02 Услуги сторонних организаций 41 484,77 20 569,48 Содержание и текущий ремонт основных средств, подряд 506,41 629,63 Капитальный ремонт основных средств 3 051,93 8 205,20 Содержание, текущий и капитальный ремонт автотранспорта 157,80 268,91 Транспортные расходы 166,47 196,89 Затраты на гос.регистрацию (паспортизация, регистрация, землеустройство, получение кадастровых номеров) Эксплуатация ГПМ 62,27 480,0 Эксплуатация систем РЗА и телемеханики Затраты на другие работы (в т.ч. проведение испытаний, получение разрешений, захоронение отходов и т.п.) 504,40 716,75
Услуги по сбору платежей (почта, банки) 189,94 Аренда ОС 5 635,09 5 639,90
Электроэнергия на технологические нужды 29 466,23 42 580,46 потери, тыс.кВт.ч 48 493,71 52 481,00 % потерь в сетях 13,3% 14,22% Лизинг оборудования 1 744,22
4 432,21 Услуги по обслуживанию узлов учета Прочие услуги Общепроизводственные и административные расходы 21 862,70 19 916,85 Материальные расходы 1 893,15 541,28 ГСМ и запчасти 485,59 Вспомогательные материалы 52,91 98,45 Спецодежда и СИЗ 966,67 Канцелярские товары 178,71 183,05 Хозтовары и хозинвентарь 52,60 61,02 Расходные материалы к компьютерной и оргтехнике 76,00 90,76 ОС стоимостью менее 10 тыс.руб. 80,68 108,00 Расходы на оплату труда 8 801,23 7 064,56 Начисления на заработную плату 2 262,54 1 850,05 Амортизационные отчисления 199,65 136,93 Услуги сторонних организаций и прочие расходы 8 706,13 10 324,02 Аренда ОС 3 870,00 3 870,00 Содержание и текущий ремонт основных средств (оборудование, здания и сооружения) 0,35 577,36 Содержание, текущий и капитальный ремонт автотранспорта 171,91 Транспортные расходы Расходы по технике безопасности, охране труда 119,92 329,35 Охрана окружающей среды 13,42 16,00 Пожарно-охранная сигнализация, противопожарные мероприятия 0,57 Вневедомственная охрана 660,00 715,00 Энергоснабжение на собственные нужды (электро-, теплоэнергия и газ) 1 789,47 2 024,04 Коммунальные услуги 65,32 96,01 Программное обеспечение 195,17 255,14 Услуги связи (телеф-, сотовая, радиосвязь, электр.почта, почта) 540,33 521,97 Командировочные расходы 24,12 100,00 Представительские расходы 8,93 24,00 Затраты по страхованию имущества 301,44 318,70 Затраты по страхованию персонала 393,34 473,52 Расходы по подготовке кадров 117,12 506,80 Информ-, консультационные и юрид-е услуги, реклама и публикации 230,23 273,46 Услуги по содержанию и ремонту компьютерной и оргтехнике 85,60 92,29 Транспортный налог 21,51 42,02 Прочие расходы (техобслуживание ККМ, услуги нотариуса и пр.) 97,38 88,37 Прибыль (убыток) от операционной деятельности 49 833,52 52 472,10 Прочие доходы (операционные и внереализационные) 545,69 Проценты полученные 17,36 Прочие доходы 528,33 Прочие расходы (операционные и внереализационные) 1 873,17 1 549,68 Проценты уплаченные Услуги банка 256,28579 233,04 Социальные выплаты 1 227,27 1 263,32 Налог на имущество 70,56 53,31 Плата за предельно-допустимые выбросы Безвозмездные выплаты и членские взносы 20,00 Прочие расходы 299,06 Прибыль в целом по филиалу 48 506,03 50 922,42 Расход по налогу на прибыль 12 029,50 12 221,38 Чистая прибыль (убыток) 36 476,53 38 701,04 Источник: данные филиала ОАО "ЛОЭСК" "Выборгские электросети" Приложение 2

Описание полезного отпуска электрической энергии и тарифов в разрезе основных потребителей электрической энергии в зоне действия филиала ОАО "ЛОЭСК" "Выборгские электросети".
Группа потребителей Полезный отпуск электроэнергии, кВт*ч Стоимость отпущенной электроэнергии, руб. Средний отпускной тариф, руб./кВт*ч 2006 2007 2006 2007 2006 2007 Промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью 750 кВА и выше 28322089 25396651 36516980 35568751 1,29 1,40 основная плата (мощность) в месяц, руб./кВт 52610 50880 7628450 7886400 145,00 155,00 дополнительная плата (эл. энергия). руб./кВтч 28322089 25396651 28888530 27682351 1,02 1,09   0 0 0 0     Промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью до 750 кВА 53148451 50351723 69973705 73845329 1,32 1,47 Электрифицированный железнодорожный транспорт на цели электротяги 0 0 0 0     Непромышленные потребители: 115949974 122747604 159139341 185498332 1,37 1,51 Бюджетные потребители 52887670 54243360 67179813 78249253 1,27 1,44 организации Федерального бюджета 26355803 24804841 34026689 36482780 1,29 1,47 организации областного и местного бюджетов 18513504 19929228 22752872 28056418 1,23 1,41 жилищные организации, потребляющие электрическую энергию на технические цели жилых домов (освещение лестничных клеток, освещение дворов, работа лифтов, насосов) 8018363 9509291 10400252 13710055 1,30 1,44 - в домах с огневыми (газовыми) плитами 8018363 9509291 10400252 13710055 1,30 1,44 - в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами 0 0 0 0     - в домах, расположенных в сельской местности 0 0 0 0     Внебюджетные потребители 63062304 68504244 91959528 107249079 1,46 1,57 Облпотребсоюз по лимитам 883344 733599 1287378 1091179 1,46 1,49 Облпотребсоюз сверх лимитов 0 0 0 0     ВОС, ВОГ, ВОЙ и РУПС УФПС ЛО по лимитам 354908 310702 540563 508514 1,52 1,64 ВОС, ВОГ, ВОЙ и РУПС УФПС ЛО сверх лимитов 0 0 0 0     Учреждения религиозного культа по лимитам 541312 447847 754818 687389 1,39 1,53 Учреждения религиозного культа сверх лимитов 0 0 0 0     прочие внебюдж. потребители 61282740 67012096 89376769 104961997 1,46 1,57 Производственные нужды сельскохозяйственных потребителей и фермерских хозяйств 1124500 833596 1440193 1179382 1,28 1,41 Тепличные хозяйства по лимитам 0 0 0 0     Тепличные хозяйства сверх лимитов 0 0 0 0     Лесхоз по лимитам 39498 31687 60431 53549 1,53 1,69 Лесхоз сверх лимитов 0 0 0 0     Прочие 1085002 801909 1379762 1125833 1,27 1,40 Население 102550825 107765576 109346815 128192485 1,07 1,19 Бытовые нужды населения с присоединенной нагрузкой до 10 кВт (номинальный ток главного предохранителя: при однофазном вводе до 45 А, при трехфазном вводе - не выше 12,5 А) 89662609 92400928 95592127 110241365 1,07 1,19 Бытовые нужды городского населения в квартирах, личных жилых домах, общежитиях. личных подсобных хозяйствах, садовых участках, дачах, личных гаражах, мастерских творческих работников 88375761 90946372 94605239 108980037 1,07 1,20 - в домах с огневыми (газовыми) плитами 83512733 85622679 90867603 104365342 1,09 1,22 - при наличии раздельного учета 2957846 5694529 2490470 5141175 0,84 0,90 - в ночное время (с 23.00 до 7.00) 1427021 3234601 807136 2078272 0,57 0,64 - в остальное время 1530825 2459928 1683334 3062903 1,10 1,25 - при отсутствии раздельного учета 80554887 79928150 88377133 99224167 1,10 1,24 - в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами 4863028 5323693 3737636 4614695 0,77 0,87 Бытовые нужды населения, проживающего в сельской местности с постоянной пропиской 1286848 1454556 986888 1261328 0,77 0,87 Малоимущие категории населения, имеющие право, подтвержденное в установленном порядке, на получение субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы потребления, утверждаемой администрацией муниципальных образований 0 0 0 0     в домах с огневыми плитами 0 0 0 0     - в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами, электроотопительными установками и ГВС 0 0 0 0     - бытовые нужды населения, проживающего в сельской местности 0 0 0 0     Население, занятое индивидуальной трудовой деятельностью 0 0 0 0     - непосредственно в квартирах или в пределах собственного жилого дома 0 0 0 0     - вне жилых помещений (мастерских, гаражах, пристройках, сараях, теплицах) 0 0 0 0     Население, занятое предпринимательской деятельностью с использованием наемного труда вне зависимости от места деятельности 0 0 0 0     Бытовые нужды населения с присоединенной нагрузкой 10 кВт и выше (номинальный ток главного предохранителя: при однофазном вводе до 45 А и выше, при трехфазном вводе -выше 12,5 А) 3167909 3566104 3396830 4172630 1,07 1,17 - при наличии раздельного учета 527705 1492421 495887 1595805 0,94 1,07 - в ночное время (с 23.00 до 7.00) 160109 438178 90910 282553 0,57 0,64 - в остальное время 367596 1054243 404977 1313252 1,10 1,25 - при отсутствии раздельного учета 2640204 2073683 2900943 2576825 1,10 1,24 Дачностроительные кооперативы и садоводческие товарищества, гаражные кооперативы и коллективные автостоянки для физических лиц. рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе 6460159 7279236 7172499 8804620 1,11 1,21 Населенные пункты, рассчитывающиеся по общему счетчику 3260148 4519308 3185359 4973870 0,98 1,10 - городские 2164356 3042935 2340535 3685174 1,08 1,21 - сельские 1095792 1476373 844824 1288696 0,77 0,87 Потребители, приравненные к населению 31949 0 36040 0 1,13   Исправительно-трудовые учреждения (на бытовые нужды жилых домов, бараков, общежитий) 29983 0 33032 0 1,10   - в городской местности 29983 0 33032 0 1,10   - в сельской местности 0 0 0 0     Общественные организации, существующие на добровольные пожертвования граждан 1966 0 3008 0 1,53   Электрическая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых домов, зданий производственного, служебного, коммунального и социального назначения. общежитии для использования в электронагревательных устройствах 0 0 0 0     - при наличии раздельного учета 0 0 0 0     - в ночное время (с 23.00 до 7.00) 0 0 0 0     - в остальное время 0 0 0 0     - при отсутствии раздельного учета 0 0 0 0     Хозяйственные нужды перепродавца 953005 1052318 1260392 1305163 1,32 1,24 Полезный отпуск с НДС 302080793 308147468 445701890 502195541 1,48 1,63 Полезный отпуск без НДС 302080793 308147468 377713466 425589442 1,2504 1,3811 Потери 59625073 48491832     16,4844% 13,5969% Покупная эл. эн. от АО "Ленэнерго" по акту 361705866 356639300     Источник: данные филиала ОАО "ЛОЭСК" "Выборгские электросети"




Власов С.Н. Региональная энергетика. – М.: Экономика, 2007. – С. 11.
Карпов И.С. Энергетический комплекс России. – М.: Веди, 2008. – С. 27.
Карпов И.С. Энергетический комплекс России. – М.: Веди, 2008. – С. 29.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.












78

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями на 12 июля 2006 года).
2.Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (с изменениями на 26 июля 2006 года).
3.Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ О естественных монополиях (с изменениями на 8 ноября 2007 года).
4.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ О защите конкуренции.
5.Федеральный закон от 09.10.2002 № 122-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями на 26 июля 2006 года).
6.Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ Об электроэнергетике (с изменениями на 4 ноября 2007 года).
7.Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (с изменениями на 4 ноября 2007 года).
8.Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (с изменениями на 4 ноября 2007 года).
9.Федеральный закон от 24.06.1999 № 122-ФЗ Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса (с изменениями на 8 ноября 2007 года).
10.Федеральный закон Российской Федерации от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России".
11.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам (с изменениями на 27 июля 2007 года).
12.Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 529 О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности).
13.Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. 530 Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
14.Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 7 декабря 2007 г. № 315-э "О внесении изменений и дополнений в Формулы индексации регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), применяемые в договорах купли-продажи электрической энергии (мощности), порядок их применения, а также порядок установления плановых и фактических показателей, используемых в указанных Формулах, утвержденные приказом ФСТ России от 5 декабря 2006 года № 348-э/12".
15.Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2007 г. № 378 "Об утверждении Порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности)".
16.Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 320 с.
17.Акулов А. В. Анализ проблем энергетического комплекса Республики Карелия на этапе начала процесса реформирования отрасли / Акулов А.В. // Проблемы региональной экономики. Труды Петрозаводского государственного университета: Серия Экономика. Вып. 6.
18.Петрозаводск, 2005. С. 48-57.
19.Акулов А. В. Проблемы государственного регулирования ЕМ в процессе их трансформации (на примере отрасли электроэнергетики) / А. В. Акулов // Проблемы региональной экономики (Глобализм и регионализм: диалектика, противоречия, проблемы и перспективы). Труды Петрозаводского государственного университета: Серия Экономика. Вып. 7. - Петрозаводск, 2006. С.70-77.
20.Акулов А. В. Реформирование электроэнергетики России: краткий анализ концепции реформирования отрасли / А. В. Акулов // ЭКО, 2005, 6. С. 44-53.
21.Акулов А.В. Государственное регулирование естественных монополий в процессе их трансформации (на примере отрасли электроэнергетики) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. - Петрозаводск, 2006. - 153 с.
22.Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. / Учебное пособие. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. 240 с.
23.Астапов К.Л. Реформирование естественных монополий на примере электроэнергетики. //Законодательство и экономика. 2003. - 8.
24.Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч 1. - Иркутск, 2006. - 520 с.
25.Власов С.Н. Региональная энергетика. – М.: Экономика, 2007.
26.Власть и монополии. //Деловой Красноярск. - 2002. - 2 (204).
27.Годовые отчеты ОАО Мосэнерго за 2004-2006 гг.
28.Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. //Российский экономический журнал. 2004. - 3.
29.Джабуа И. Новое в антимонопольном законодательстве / И. Джабуа // Маркетинг. 2002. 6. С. 8690.
30.Доценко О.М. Государственное регулирование отраслевой монополии (На примере электроэнергетики России) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. - Петрозаводск, 2000. - 191 с.
31.Исаков А.Ю. Государственная стратегия конкурентно-рыночного реформирования естественной монополии (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01, 08.00.05. - Пятигорск, 2005. - 165 с.
32.Карпов И.С. Энергетический комплекс России. – М.: Веди, 2008.
33.Киселев В. Антимонопольное регулирование в энергетике: теория и практика (О новых принципах и старых Правилах) / В. Киселев // Хоз-во и право. 2003. 2. С. 5266.
34.Конкин С.В. Основные тенденции развития региональных энергетических комплексов за рубежом. // Эксперт. – 2008. - № 3. – С. 13-15.
35.Концепция Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2003 - 2008 гг. "5+5". М., 2002. 40 с.
36.Логунова М.А. Эффективность реструктуризации естественных монополий (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2002. - 182 с.
37.Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики. /Науч. ред. Демина М.П. - Иркутск, 1994. 204 с.
38.Матин А.А. Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. М., 2007. - 151 с.
39.Микроэкономика. Теория и российская практика. /Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М., 1999. - 380 с.
40.Новости российского центра поддержки конкуренции. 3 июня 2001 г. http://a№timo№opol.ce№tro.ru/№ews/pub3.htm
41.Носолева В.А. Экономические условия реформирования муниципальных и региональных монополий в городской электроэнергетике : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Ставрополь, 2002. - 198 с.
42.Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) естественных монополий. // Законодательство и экономика. -2005. - 4.
43.Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий. // Законодательство и экономика. 2006. - 12.
44.Романова С.И. Формы ценового регулирования российских естественных монополий (на примере электроэнергетики) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. М., 2006. - 212 с.
45.Романова С.И. К вопросу о государственном регулировании инфраструктурных отраслей//Промышленник России 3, 2006.
46.Романова С.И., Герасименко В.В. К вопросу о ценовом регулировании услуг по передаче электроэнергии//Промышленная политика в Российской Федерации ноябрь, 2006.
47.Романова С.И., Филимонов А.М. К вопросу о снижении издержек естественных монополий//Энергорынок. 4, 2006.
48.Современная экономика: Лекционный курс: Многоуровневое учебное пособие для студентов вузов (под науч. ред. Мамедова О.Ю.) Изд. 7-е, доп., перераб. - Ростов н/Д, Феникс, 2004. 416 с.
49.Ступников Е.Ю. Реформирование естественных монополий и развитие конкуренции в российской экономике (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Пятигорск, 2004. - 148 с.
50.ФАС завершает разработку порядка установления случаев манипулирования на энергорынке РАО ЕЭС. 31.08.2007. http://www.mdmba№k.ru/folders/2884/.№ewsId/57824/ext№ews-material
51.ФАС на каждый час. Оптовые покупатели электроэнергии смогут уменьшить свои затраты // "Российская газета" - Федеральный выпуск 4545 от 15 декабря 2007 г.
52.Финашева О.А. Совершенствование управления холдинговыми структурами отраслей естественных монополий (На примере электроэнергетики России) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2004. - 231 с.
53.Шеремета А.В. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности естественных монополий (На примере электроэнергетики) : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14. М., 2002. - 165 с.
54.Экономическая теория: Учеб. для студ./ Под ред. В.Д. Камаева. М., Владос, 2004. 592 с.
55.Электроэнергетика России (выпуск 3). Бизнес-справочник агентства "Эксперт РА" и РАО "ЕЭС России". - М., 2003. 225 с.
56.Энергетическая стратегия России на период до 2020 года(Минэнерго России). М., 2004. 74 с.
57.Ясин Е. Перспективы российской экономики. Реформирование естественных монополий //Общество и экономика. 2002 г. - 2. С. 12-18.

Вопрос-ответ:

Какие пути совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом предлагаются в городе Выборг?

В городе Выборг предлагается ряд путей для совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом, таких как улучшение энергоэффективности, развитие возобновляемых источников энергии, модернизация технологий и систем учёта и контроля. Также акцент делается на повышении энергетической безопасности и повышении качества услуг для потребителей.

Какими критериями можно оценить эффективность хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом в городе Выборге?

Эффективность хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом в городе Выборге можно оценить по следующим критериям: стабильность и надежность энергоснабжения, доступность для потребителей, энергоэффективность, использование возобновляемых источников энергии, уровень инвестиций и экологическая допустимость.

Какой зарубежный опыт в организации управления региональными энергетическими комплексами может быть полезен для города Выборга?

В городе Выборге могут быть полезным следующие зарубежные опыты в организации управления региональными энергетическими комплексами: опыт Европы в развитии энергетической инфраструктуры и внедрении современных технологий, опыт Швеции в использовании возобновляемых источников энергии, опыт США в организации государственного регулирования и контроля энергетического сектора.

Какие основные проблемы выявлены при анализе хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом города Выборга?

При анализе хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом города Выборга выявлены следующие основные проблемы: недостаточная эффективность использования энергоресурсов, недостаточный уровень инвестиций в модернизацию и развитие сетевой инфраструктуры, недостаточный контроль за качеством энергетических услуг, несбалансированность в структуре энергетического комплекса.

Какие проблемы возникают при управлении энергетическим комплексом крупного города в переходный период?

В переходный период возникают различные проблемы при управлении энергетическим комплексом крупного города. Одной из основных проблем является необходимость обновления устаревшего оборудования и инфраструктуры, что требует больших инвестиций. Также возникают проблемы с оптимизацией работы энергетического комплекса, диверсификацией источников энергии и повышением его эффективности. Кроме того, в переходный период может возникать нестабильность в работе комплекса из-за изменений в экономической и политической ситуации.

Какими путями можно совершенствовать хозяйственный механизм управления энергетическим комплексом крупного города?

Существует несколько путей совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом крупного города. Один из них - это повышение энергоэффективности. Для этого необходимо внедрение современных технологий и оборудования, а также оптимизация работы системы энергоснабжения города. Еще одним путем является диверсификация источников энергии. Это значит, что помимо традиционных источников энергии, таких как уголь и газ, необходимо развивать возобновляемые источники, например, солнечную и ветровую энергию. Кроме того, важно развивать инфраструктуру для электромобилей и других альтернативных видов транспорта, чтобы уменьшить зависимость от ископаемого топлива. Еще одним путем совершенствования хозяйственного механизма управления является регулирование цен на энергию, чтобы сделать ее доступной для всех слоев населения.

Какую роль играет энергетический комплекс в крупном городе?

Энергетический комплекс является важнейшим элементом крупного города. Он осуществляет поставку электроэнергии, тепла и газа населению и предприятиям, обеспечивая их работу и комфортное проживание.

Какие пути совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом города Выборг по Вашему мнению являются наиболее эффективными?

Наиболее эффективными путями совершенствования хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом города Выборг могут быть: улучшение технического оснащения энергетических предприятий, внедрение инновационных технологий, оптимизация системы распределения энергоресурсов и повышение энергоэффективности.

Как проверить эффективность хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом города Выборг?

Эффективность хозяйственного механизма управления энергетическим комплексом города Выборг можно проверить по следующим показателям: уровень надежности поставки энергоресурсов, энергоэффективность, уровень взаимодействия с населением и предприятиями, финансовая устойчивость и конкурентоспособность комплекса.