Характеристика социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 4141 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 31.01.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ литературы по теме социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
1.1. Понятие трудной жизненной ситуации
1.2. Организация социально-педагогической поддержки подросткам в сложной жизненной ситуации
1.3. Методов социально-педагогической работы с подростками в сложной жизненной ситуации
Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
2.1. Методики исследования
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования
2.3. Программа социально-педагогической работы с подростками в сложной жизненной ситуации
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Я не нуждаюсь в наставлениях.
В детстве я был капризным и раздражительным.
У меня встречаются приступы плохого самочувстви с раздражительностью и чувством тоски.
Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать.
У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать.
Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.
Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются.
Наставления вызывают у меня желание делать все наоборот.
Стеснялся/стесняюсь ходить в школу: боялся/боюсь насмешек и грубости.
Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения.
У меня хороший аппетит, но я не обжора.
Люблю костюмы яркие и броские.
Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня.
Я сам люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.
Я не умею командовать другими.
Всякие правила и распорядок вызывают у меня желание нарочно их нарушать.
Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей.
Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
Люблю выпить в веселой и хорошей компании.
Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно.
Я отношусь настороженно к незнакомым людям и не вольно опасаюсь зла.
Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помоши.
Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей.
Я был как все дети и ничем не отличался от своих сверстников.
Я люблю сытно поесть.
Приложение 2.
1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться к друг другу.
3. Болезнь - дало случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими иэ-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит везения.
6.Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то что происходит мной.
9. Как правило руководство оказывается более эффективно, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настрояения учителя), чем от моих собственных усилий. .
11. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13.Думаю, что правильный образ жизни может помочь больше здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16 Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало е зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если уж очень захочу, то смогу расположить к себе любого.
28. На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешаться сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.
44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, лени и мало зависело от везения или невезения.

Приложение 3

№ п/п Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне скован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я растроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4
№ п/п Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко растраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверености в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4 Приложение 4.
План-конспект занятий

Занятие № I. Вводное занятие
План.:
1 .Знакомство с задачами курса и со структурой занятий
2. Чтение рассказа Джанни Родари «Почему»
3.Анонимный опрос «Наши почему»
4.Тестирование
Материалы к занятию 1. Тест школьной тревожности Филлипса
2. Тест Люшера
З.Бланки к тесту на каждого ученика
4.Листки для анонимного вопроса
Задачи занятия
1 .Формирование контакта с учащимися
2. Формирование безопасной среды
3. Стимулирование мышления и учебной мотивации (через вопросы)
4. Первичная диагностика
5. Выявление особенностей психологических интересов детей и их проблем.
Описание методики работы. На первом занятии важным является принятие во внимание потребности в безопасности. В этом контексте преподаватель представляется учащимся, делая свою личность и индивидуальность знакомой, а значит, безопасной. Параллельно формируется контакт. Второй аспект безопасности – структура. Поэтому учащиеся знакомятся со структурой занятий, но времени и содержательной структурой, а также некоторыми ожидаемыми правшами поведения. Также вносятся пояснения, зачем проводится тестирование. Напоминается аспект добровольности тестирования. Интересующие их вопросы дети записывают анонимно (без указания фамилий). Представления о потребности безопасности используются из концепции Маслоу об иерархии потребностей (2), представления о структуре – из транзактного анализа (5)

Занятия № 2-3 Учебная мотивации
1. Сообщение результатов тестирование
2. Вручение грамот за лучшие вопросы
З. Чтение рассказа Джанни Родари «Вопросы наизнанку»
4. Какие вопросы помогают человеку изучать окружающий мир.
5. Ответы на вопросы
Материалы к занятию 1 .обработанные результаты тестирования
2.Подготовленные ответы на вопросы
Задачи занятия 1. Повышение психологической заинтересованности и учебной мотивации.
Через ответы на вопросы
Ответ на интеллектуальные нужды, заполнение пробелов в знаниях (тж. вопросы лежат в ближайшей зоне развития)
Консультирование по результатам тестирования с ориентацией па анализ классных взаимоотношений и на индивидуальные особенности учеников в их реакции па стрессовые ситуации.
Описание методики работы. Час п. работы на втором уроке также принимает во внимание потребность в безопасности. Однако теперь фактор безопасности просматривается скорее не во взаимоотношениях учитель - ученик, а у отношениях ученик- другие ученики. С этой точки 8 зрения рассматриваются результаты тестирования по Филлипсу. Как правило, значительная часть детей отвечает на вопрос - будут ли другие дети смеяться при совсем неправильном ответе на уроке - «да», и ударяли ли тебя в классе - тоже «да». Результаты тестирования могут сделать это для класса наглядным. Важно дать классу осознание, что дети сами создают атмосферу в классе своим поведением и реакциями на уроке.
Когда потребность в безопасности удовлетворена, начинают работать на учебный процесс потребности в самоуважении, признании и потребность в познании (ориентации в окружающем мире). Урок включает в себя признание учащихся за самые лучшие, интересные вопросы об окружающем мире, которые они писали на первом уроке, а также за большее количество вопросов. Часть учащихся получает за вопросы отметки. Выдаются грамоты (см приложение) за самые глубокие, интересные вопросы.
Далее проводится коллективная работа на тему «Какие вопросы помогают человеку изучать окружающий мир». (Как, что, почему, зачем и т.п.) Предлагается провести эту работу в форме игры-соревнования, кто больше назовет слов-вопросов, и кто назовет последний. Отметки выставляются трем учащимся, кто придумал слово последним, а также тем, кто придумал наибольшее количество вопросительных слов. Названные слова фиксируются на классной доске, а также они записываются детьми в тетрать.
По крайней мере на часть вопросов, перечисленных на первом уроке, даются предварительно подготовленные преподавателем ответы.

Занятие № 4. Креативность в решении дивергентных задач.
План.
Деление на рабочие группы для работы в группах
Теоретическое объяснение - различие дивергентных и конвергентных задач
3. Работа в группах по методике Гатанова Ю.Б. (1)
Материалы, необходимые для проведения занятий - тетрадь учащихся Задачи 1 .Развитие креативности
2.Подготовка к использованию креативности для решения задач, поставленных на занятии № 6.
3.Формирование навыка работы в группе на групповой результат. Описание методики работы. Работа проводится по методике, описанной Гатановым Ю.Б. (1)

Занятия 5-7. Анализ учебного результата
Занятие 5. Анализ динамики оценок.
План. 1.Формулирование задачи урока
2.Составление таблицы
3.Занесение отметок в таблицу
4.Вычисление среднего арифметического
5.Фиксирование результатов сравнения
Материалы, необходимые для проведения занятия - тетради учащихся, личные дела, дневники за этот и предыдущий год обучения, возможно использование калькуляторов.
Задачи урока
Формирование навыка фиксирования учебного результата в наглядном виде
Формирование умения прогнозировать учебный результат
Формирование умения анализировать результат учебной деятельности
Описание методики работы.
Методика работы является авторской. Учащиеся под руководством преподавателя рисуют в тетради таблицу и вносят в нее итоговую отметку по предметам за предыдущий год (года), а также текущие отметки по всем предметам. Если работа выполняется во втором или третьем триместре, вносятся в таблицу итоговые отметки за предыдущий триместр. Таблица, в которую вносятся отметки учащихся, дана в приложении.
Далее учащиеся под руководством учителя высчитывают среднюю арифметическую оценку по каждому учебному предмету.(предварительно даются теоретические объяснения о среднем арифметическом), и осуществляют предварительный прогноз того, какую отметку они получат по предмету (предметам) в триместре. Эта предварительно спрогнозированная отметка также сравнивает с отметкой, полученной в предыдущем году (в предыдущем триместре).
Учащиеся также просматривают динамику оценок по годам, триместрам, и фиксируют (отмечают) динамику (изменения) балла стрелкой наверх, если идет увеличение балла, и стрелкой вниз, если идет снижение балла.
Также высчитывается средняя отметка за год и просматривается динамика средней отметки за год.
Одно из открытий, которое должны сделать для себя учащиеся, состоит в том, что их учебный результат не является постоянной величиной.

Занятие 6. Анализ причин успешности и/или неуспешности в учебной деятельности.
План. 1 .Самоанализ причин недостаточной успешности по предметам с низкими оценками с записью в тетради
2.Самоанализ причин успешности по предметам с высокими отметками или с улучшением результата с записью в тетради Материалы для занятия - тетрадь с записями урока № 5 Задачи 1. Формирование навыка самоанализа, способности критической оценки своего поведения
2. Формирование чувства ответственности за собственный учебный результат. 4. Формирование навыка к опоре и использованию сильных сторон личности и способностей
в обучении.
Описание методики работы. Методика работы является авторской. На уроке учениками под руководством учителя проводится самоанализ причин успешности и/или недостаточной успешности освоения знаний по тому или иному предмету. Для проведения анализа учащиеся сами выбирают из списка один из учебных предметов, в котором они считают себя успешными, и один из предметов, в котором они считают себя недостаточно успешным (оценки 2 или 3) или по которому они хотят достичь большей успешности (отметка 4, если у данного учащегося нет троек).Обучение по предмету считается успешным, если отметка по нему улучшилась,0 либо учащийся по данному предмету имеет стабильно высокий результат (5).
Учащийся фиксирует результат данной работы в своей тетради в форме таблицы. (Образец заполнения приведен в приложении).Целью данной работы является выявление учащимся собственных сильных качеств, сторон личности, и навыков, помогающих получить хороший результат в обучении, и слабых, недостаточно развитых качеств личности, неразвитых навыков, препятствующих эффективному обучению, а также факторов внешней среды, влияющих на обучение.
Самоанализ направлен на актуализацию имеющегося личностного и жизненного опыта, для того, чтобы в дальнейшем позитивный опыт он мог расширять и перенести на обучение другим предметам.
Также работа строится таким образом, чтобы учащиеся могли обмениваться опытом друг с другом и расширять свое представление о факторах, влияющих на обучение, через других учеников.
Для этого используются ответы учеников, запись на доске и разбор пример на доске, составление коллективного списка причин (работа в группах по методике Гатанова Ю.Б.).
В данном случае не должно быть навязываемо учителем его собственное понимание и представление о причинах успешности или неуспешности того или иного ученика.

Занятие 7.Выборы в поведении - что я могу сделать, чтобы улучшить отметку.
План 1. Разработка вариантов возможных решений, стратегий, поведения для эффективного решения учебных задач.
2.Разработка индивидуального плана каждым учащимся по улучшению или подтверждению оценки по предмету (предметам) Материал к занятию - тетрадь с записями. Задачи 1.Расширение выборов в поведении
2.Осознавание возможностей выбора
3.Формирование умения использовать результат работы группы
4.Формирование умения просить о помощи и использовать помощь других Описание методики работы. Работа проводится в коллективной форме, класс разбивается на подгруппы и работа осуществляется в группах. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность учиться друг у друга, использовать опыт других. Группы сообщают выработанный ими опыт. Предложения записываются на доске. Недостающие в итоговом списке возможные выборы в поведении подсказывает или подводит к ним преподаватель. Неэтичные или неконструктивные, опасные предложения отклоняются учителем или специально выбранном для этого жюри (Экспертной комиссией)
Далее список возможных выборов в поведении каждый участник заносит к себе в тетрадь. Отметка за урок выставляется за наибольшее количество предложений, за оригинальные предложения, за последнее внесенное предложение.
Далее следует составление личного плана каждым участником урока. Каждый учащийся сам выбирает один или два предмета, по которому он составляет план улучшения отметки. В тетради он записывает -что я буду использовать (из этого списка, а возможно что-то еще индивидуально), для того, чтобы достичь результата в обучении.
В процессе данной работы обязательно объясняется необходимость позитивной формулировки (без частицы «не»). Негативные формулировки, как в групповой работе, так и в индивидуальной работе учителем и/или «экспертной комиссией» отклоняются.

Занятия № 8-16 Школьные правила
Занятие № 8 Подготовка к проведению деловой игры. Изучение принципов выбора группового лидера.
План. 1 .Краткое ознакомление детей с планом игры.
2. Деление на три команды, выбор экспертной группы (жюри). 3.Работа в группах по составлению черт и качеств, необходимых для лидера, руководителя.
4. Пред ставите л и групп делают сообщение для класса 5.Экспертная группа дает оценку. 6.Занесение записей в тетрадь
Необходимые материалы, подготовка к уроку. Тетради, листы для работы в группах, из парт составляются «круглые столы» для каждой команды. Задачи. 1 .Формирование навыков работы в группе
2.Формирование умения использовать результат группы
3. Осознание учащимися качеств, для выполнения задач лидера группы.
4. Осознание преимуществ групповой работы
5. Структурирование группы, освоение различных внутригрупповых ролей.
б. Формирование навыков взаимодействия со взрослыми, (работа «экспертной комиссии»)
7.Проработка страха публичного выступления (для отдельных детей)
Описание методики работы. Учащиеся с помощью учителя разделяются на три примерно равные команды. Сначала каждый учащийся самостоятельно пишет список качеств лидера, которые он считает важными. Затем дети в каждой команде формируют общий список путем обсуждения, добавляют новые качества в список. После того, как список составлен, учитель предлагает каждой группе выбрать представителя (лидера), который будет представлять мнение команды. После выбора лидера команды каждая команда выдвигает в экспертную группу одного своего представителя. Жюри состоит из трех детей и 1-2 преподавателей. Выбранные группой лидеры по очереди вызываются к доске преподавателем, они зачитывают список качеств, составленный группой, и они должны дать объяснения, обоснования по каждому выбранному (перечисленному) качеству. Если кто-либо из «лидеров» испытывает затруднения с ответом у доски, он может выйти с «помощником» («помощниками»). Оценку работы команд осуществляет экспертная комиссия путем обсуждения и голосования. Командам выставляется коллективная оценка, выставляется отметка лидерам, представлявшим итог работы группы, и также группе, занявшей первое место по количеству и важности представленных качеств.

Занятие № 9. Подготовка к деловой игре. Распределение ролей.
Для проведения данного занятия дети предварительно делятся на две группы, и вся ролевая игра до конца уже проводится в этих сформированных группах.
План 1. Сообщение преподавателем плана работы на уроке
2.Выдвижение и самовыдвижение кандидатур на пост директора, завучей.
3.Самопредставление кандидатов (1-2 мин)
4. Проведение выборов тайным голосованием.
В случае равного количества голосов - повторное голосование.
Распределение остальных ролей путем свободного выбора, дискуссии и/или назначением директора.
Оформление ролевой атрибутики - бейджи. - (Фамилия, имя и отчество учителя, преподаваемый им предмет и/или должность вносятся на бейдж)
Материалы для проведения занятия - «Бюллетени» для проведения тайного голосования, бейдж на каждого учащегося плюс преподаватель, фломастеры у каждого учащегося, в классе должны быть доска и мел. Задачи 1 .Развитие социальных навыков
- освоение принципа выборности и порядка проведения выборов развитие самоконтроля (через соблюдение регламента)
2.Вхождение в роль учителя через процесс и атрибутику
3.Выявление детей с низкой самооценкой (испытывающих трудности с освоением ролевой атрибутики и присвоением роли учителя)
Описание методики работы. Учитель предлагает детям провести выборы, необходимые для проведения ролевой игры, а именно, выбрать директора и завучей школы. На первом этапе фамилии выдвигаемых и самовыдвигаемых кандидатур записываются на доске мелом. Учитель всячески поощряет самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатур. Затем каждый кандидат (по возможности) кратко излагает свои позиции или программу избирателям (здесь может понадобиться помощь учителя). Декларируемые правила выборов - можно вписывать свою фамилию (так как все равно будут себя вписывать, даже если запретить). Результаты голосования выписываются на доске помощниками учителя. Если количество голосов по какой-либо должности совпадает, то голосование проводится повторно по этим двум кандидатурам. После того, как выборы закончены, и роли директора и завучей распределены, преподаватель поздравляет выбранных и «педагогический коллектив», затем следует распределение оставшихся ролей по выбору. Каждый учащийся выбирает себе сам, преподавателем какого предмета он хотел бы быть. Преподаватель отслеживает, чтоб не возникало споров и неконструктивного соревнования в решении этого вопроса, а также за тем, что роли распределялись равномерно (например, чтобы не было одновременно четырех учителей математики). «Завучи» и «директор» в этой игре также могут преподавать какой-либо предмет. На выданные бейджи фломастерами они заносят свое имя, отчество, преподавателем какого предмета они являются и какую должность занимают.

Занятие 10. Ролевая игра «Педагогический совет по выработке правил взаимодействия»
План 1 .Краткое сообщение плана игры
2.Проведение игры по выработке правил проведения совещания, педсоветов. Необходимые материалы Круглый стол (составленные парты), бейджи с подготовленными надписями, тетради для фиксации правил
Задачи: 1. Повышение самооценки через проигрывание роли учителя
2. Осознанное принятие правил взаимодействия и поведения в группе
Активизация социальной креативности
Осознание своих нужд и потребностей во взаимодействии с другими
Развитие у учащихся понимания нужд и потребностей других
Развитие самоконтроля над поведением
Формирование умения слушать и слушать других, соблюдать регламент в дискуссии.
Освоение роли и функций лидера отдельными участниками процесса
Формирование навыка защитить, обосновать, объяснить свою точку зрения в групповой дискуссии.
Описание методики работы. На данном занятии предполагается самостоятельная выработка правил учащимися в ролевой игре. Координатором игры является преподаватель, так как сами дети не обладают для этого достаточными навыками. Координация игрой осуществляется преподавателем на правах эксперта по данной проблеме, а также через косвенное регулирование через избранного группой «директора».
Для проведения игры из парт собирается «круглый стол», за которым и проводится совещание. «Учителя» выдвигают правила, и затем они утверждаются через общее обсуждение и голосование. «Учитель», выдвигающий правило, должен его защитить, обосновать.
Совещание ведет «директор». Если «директор» слабый, он будет нуждаться в подсказках. Однако он будет обучаться через эти подсказки новым выборам в поведении и новому стилю поведения. Преподаватель предлагает «учителям» перед каждым выступлением представлять себя, то есть называть себя по имени и отчеству, и свою должность - например - Маргарита Васильевна, учитель физкультуры или - Ольга Викторовна, завуч по внеклассной работе и т.п. Такой способ представления направлен на освоение взрослой роли и присвоение качества профессиональной компетентности. Дети с низкой самооценкой будут испытывать трудности в назывании себя по имени и отчеству. Такая работа является одновременно и диагностической, и коррекционной.
Результатом работы должен стать записанный для себя каждым участником игры список правил взаимодействия.

Занятия № 11-12. Ролевая игра «Выставление итоговых отметок за триместр»
План. 1.Краткое сообщение задач и плана игры.
2. Реализация игры
Материал для проведения игры. Круглый стол, бейджи, подготовленные листки с текущими отметками (см. приложение) - аналог классного журнала, для каждого «учителя».
Задачи. 1. Освоение участниками игры принципов, правил выставление отметок.
2. Освоение мотивации учителя при выставлении отметок
3.Развитие у учащихся понимания сложности работы учителя, ответственности принимаемых им решений.
4.Освоение социальных навыков
- диалога с группой
- публичного выступления
- обоснования своей точки зрения
- умения ждать, пока выскажутся другие
- предоставлять другим возможность высказаться
- коллегиальности решения
- уважительного отношения к другим
- самоуважения
Описание методики работы. «Журнал» с отметками, с использованием которого «учителя» работают на совещании, составлен таким образом, чтобы в нем присутствовали разнообразные проблемы, возникающие у учителей при выставлении итоговых отметок. Например, это проблема, какую итоговую отметку выставить, если ученик имеет приблизительно равное количество четверок и пятерок за устный ответ. Или, один из учеников по сумме отметок должен получить в триместре двойку и учитель принимает ответственность за это решение. В целом, это такие проблемы, в которых учащиеся должны использовать для решения задачи такие качества, как великодушие, щедрость, справедливость, забота, ответственность, уважение и т.п.
В первой части игры «учителям» предлагается путем обсуждения и голосования принять решения о выставлении триместровых отметок 2-3 ученикам. Для данной работы для удобства каждый из них получает рабочий лист, на котором проставлены текущие отметки ученика. «Учителя», представляясь, по очереди берут слово и высказывают свою точку зрения относительно отметок. «Преподаватель», ведущий данный предмет, характеризует ученика в наибольшей степени, как тот обучается по данному предмету. «Классный руководитель» выступает в роли защитника и посредника. После того, как все высказали свою точку зрения, проводится голосование. Ведущий преподаватель совместно с «директором» следят за соблюдением правил, очередности, за ритуалом и т.п.
Во второй части предлагается провести обсуждение, как учителя могут помочь отстающим ученикам, слабым, получившим в триместре двойку. Совещание по этому вопросу проводится по аналогичным принципам.

Занятия № 13-14 Ролевая игра «Педагогический совет по разработке правил взаимодействия учеников и учителей» или проект «Новая школа».
План
Материал для проведения. Круглый стол, бейджи, тетради. Задачи 1.Осознанное принятие школьных правил
2.Рост (стимулирование) социальной креативности 3.Понимание мотивации учителя в его требованиях к ученикам 4.Освоение социальных навыков (см. занятие 11-12)
Описание методики работы. «Учителя» коллегиально а) вырабатывают и составляют список правил, необходимых для работы школы и обучения учеников б) формулируют цели, задачи школы. Преподаватель исполняет роль координатора и эксперта. Он отклоняет по ходу процесса те предложения, которые не касаются непосредственно учебного взаимодействия, (например, затрагивают хозяйственные проблемы школы).

Занятие №15. Договор как способ регулирования отношений.
План 1 Теория контракта
А) определение
Б) необходимые аспекты эффективного контракта - добровольность (взаимное согласие), равноценность (адекватная компенсация), законность (легальность), компетентность сторон, реальность и проверяемость.
2.упражнения по заключению контракта в парах, тройках, «на сцене» Материалы - тетрадь Задачи 1.Обучение осознанному использованию эффективных правил
2.Воспитание законопослушности
Описание методики работы. Первая часть работы - лекционная. Лекционный материал построен на теории, изложенный в книге Ян Стюарта и Вэнн Джойса (5). Для упражнений подобраны ситуации из школьной жизни, из профессиональной жизни, из семейной жизни.
Занятие №16 Завершение итогового текста договора.
План. 1 .Чтение текста договора
2.Дискуссия по отдельным пунктам, уточнение. 3.Разработка санкций за нарушение.
Материал, необходимый для проведения занятия. Текст договора, предварительно оформленный на компьютере.
Задачи. 1.Стимулирование осознания учащимися своих потребностей в учебном процессе.
2.Согласование договора двумя сторонами.
3.Составление окончательного текста договора.
Описание методики работы. Преподаватель предлагает учащимся разделиться на две группы с различной ролью. Вошедшие в первую группу представляют учеников, вошедшие во вторую группу - учите л ей. (возможна третья группа - администрации). Далее преподаватель предлагает еще раз просмотреть текст договора и медленно его зачитывает. Каждая ролевая группа рассматривает договор со своей точки зрения и вносит дополнительные предложения, уточнения, поправки. Далее предлагается разработать санкции и взаимодействия в случае, если принятое правило нарушается. (Основными формами компенсации должны быть извинения и компенсация принесенного ущерба).

Занятие № 17. Контрольное тестирование
План 1. Анкета «Что мне понравилось на занятиях»
Анкета «Чему я научился»
Контрольное тестирование с использованием теста Филлипса
Материал. Бланк для ответов по тесту Филлипса на каждого учащегося, а также листки для ответа; на анкету для каждого учащегося.
Задачи 1 .Закрепление полученного в ходе занятий результата (через его формулирование)
2.Проверка эффективности проведенного курса
3. Формирование навыка самоанализа собственной учебной работы Описание методики работы. Анкетирование по анкетам 1 и 2 проводится анонимно. Анкетирование по методике Филлипса проводится по процедуре, описанной в литературе (3)

Занятие № 18. Завершающее занятие. Подписание договора.
План 1 .Торжественное подписание договора учениками и учителем /учителями/
2.Вручение памятных грамот.
Материалы, необходимые для проведения. Окончательный текст учебного договора между учителями и учениками набран на компьютере и распечатан. Образец приводится в приложении. Желателен экземпляр на каждого ученика, чтобы он мог пользоваться им. Подготовлены и заполнены памятные грамоты на каждого участника процесса. Образец приводится в приложении
Задачи 1. Завершение ситуации
2. Закрепление выхода из игровой роли 3.Стимулирование осознанного следования правилам 4.Повышение самооценки учащихся
Описание методики работы. Подписание договора проводится в торжественной форме. Текст договора зачитывается, участники процесса поздравляются. Далее каждому участнику вручается памятная грамота и копия договора.

Занятие №19 Резервное время для индивидуальных и групповых консультаций по результатам тестирования.
План 1. Консультирование по результатам тестирование Материалы, необходимые для проведения - Данные тестирования.
Задача 1. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися
Описание методики работы. Консультирование проводится по результатам повторного тестирования для желающих, а также приглашаются дети, попавшие в так называемую группу риска. Намечается дальнейшая, индивидуальная коррекционная работа с учащимися группы риска.












8

Список литературы


1.Беличева С.А. Основы превентивной психологии М. Прогресс, 1994- 610 с.
2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995- 511 с.
3. Бочарова В. Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт.- М., 1993.
4.Волкова А. И. Психологическая поддержка развития личности субъекта воспитания как фундаментальная основа современной педагогики / Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона // Тезисы докладов VI годичного собрания Южного отделения РАО и XXVII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д., 1999.
5.Каблукова, И.Г. Сопровождение детей в трудной жизненной ситуации / И.Г.Каблукова // Сборник программ спецкурсов для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Красноярск: ИПК КГПУ им. В.П. Астафьева, 2006 – С. 16-25.
6.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.: "Академический проект", 1999- 375 с.
7.Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
8.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
9.Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. - М.: Академия, 2006. - 205 с.
10.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 479 с.
11.Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.
12.Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Справочник социального педагога: Защита детства в Российской Федерации. – М.: Феникс, 2005. – 474 с.
13.Расчетина С.А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования. - Псков, 1998. - 180 с.
14.Строкова Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 20 – 27.
15.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., Ун-т рос. акад. образования. 2002- 480 с.
16.Щуркова Н.Е. Методы педагогического взаимодействия / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогика, 1989. – 331 с.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы может иметь подросток в трудной жизненной ситуации?

Подросток, находящийся в трудной жизненной ситуации, может столкнуться с различными проблемами, такими как социальная изоляция, депрессия, нарушение поведения, плохая успеваемость, наркотическая зависимость и т.д.

Как организована социально-педагогическая поддержка подростков в сложной жизненной ситуации?

Организация социально-педагогической поддержки подросткам в сложной жизненной ситуации включает в себя проведение различных мероприятий, консультации специалистов, психологическую поддержку, оказание помощи в поиске работы или обучении и другие формы поддержки, направленные на решение проблем подростков.

Какие методы социально-педагогической работы существуют для работы с подростками в сложной жизненной ситуации?

Существует множество методов социально-педагогической работы с подростками в сложной жизненной ситуации, включая индивидуальные и групповые занятия, тренинги, игры, проекты, практические задания и многое другое. Конкретные методы выбираются в зависимости от особенностей конкретного подростка и его ситуации.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: трудная жизненная ситуация может вызывать у подростков различные проблемы, организация социально-педагогической поддержки имеет большое значение для помощи подросткам, а также существует множество методов социально-педагогической работы, которые могут быть применены для работы с подростками в сложной жизненной ситуации.

Какие особенности социализации подростков находящихся в трудной жизненной ситуации были обнаружены в эмпирическом исследовании?

В эмпирическом исследовании были обнаружены различные особенности социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, такие как низкая самооценка, ограниченное социальное окружение, сложности в установлении отношений с родителями, неблагоприятные условия обучения и др.

Что такое трудная жизненная ситуация?

Трудная жизненная ситуация - это состояние, когда подросток сталкивается с рядом проблем и трудностей, которые могут влиять на его социализацию.

Как организовывается социально-педагогическая поддержка подросткам в сложной жизненной ситуации?

Социально-педагогическая поддержка подросткам в сложной жизненной ситуации организуется через проведение различных программ, тренингов, консультаций и индивидуальной работы с каждым подростком.

Какие методы социально-педагогической работы применяются с подростками в сложной жизненной ситуации?

Социально-педагогическая работа с подростками в сложной жизненной ситуации включает в себя использование различных методов, таких как просветительские программы, тренинги, индивидуальные консультации и поддержка, формирование навыков самоуправления и т.д.

Какие особенности социализации подростков находящихся в трудной жизненной ситуации выявлены в ходе эмпирического исследования?

В ходе эмпирического исследования были выявлены особенности социализации подростков находящихся в трудной жизненной ситуации, такие как низкая уровень социальных навыков, негативное отношение к образованию, высокий уровень социальной изоляции и т.д.

Какие выводы можно сделать на основе анализа литературы по теме социализации подростков находящихся в трудной жизненной ситуации?

Анализ литературы позволяет сделать вывод о важности социально-педагогической поддержки для подростков в сложной жизненной ситуации, а также о необходимости разработки и использования эффективных методов работы с такими подростками.

Какие трудные жизненные ситуации могут возникать у подростков?

Трудные жизненные ситуации, с которыми могут столкнуться подростки, включают: неблагополучие семьи, насилие, бедность, бездомность, наркомания, проблемы со здоровьем и т. д.

Как организована социально-педагогическая поддержка для подростков в трудной жизненной ситуации?

Социально-педагогическая поддержка для подростков в трудной жизненной ситуации может включать такие меры, как проведение индивидуальных консультаций и тренингов, организация групповых занятий и мероприятий, направленных на развитие социальных навыков и поддержку подростков в решении их проблем.