Административная реформа на Украине.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Политология
  • 1616 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.06.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Но есть ряд признаков, по которым представляется вполне возможным сравнение Украины и России.
Это:
1) Схожесть стартовых условий на момент организации государств. Так, до 1991 года Украина и Россия развивались в составе одного государства, что способствовало формированию на начальном этапе схожих политических систем, на которые влияли пережитки советской системы. Трансформационный процесс на начальных стадиях также схож: к власти приходят представители старой номенклатуры Л.Кравчук и Б.Ельцин.
2) Территориальная неоднородность Украины и России.
3) Схожесть культурных параметров: менталитет, религия, язык, история.
4) В Украине и России сегодня наблюдаются схожие политические процессы. Так, и в Украине, и в России проходит реформа избирательной системы, согласно которой следующие парламентские выборы пройдут по пропорциональной системе, что ликвидирует представительство регионов по одномандатным округам.
Украина и Россия представляют собой неоднородные государства со сложной территориальной структурой. В то же время, единство государственной территории в этих странах обеспечивается различными формами территориально-государственного устройства. Так, Украина является государством унитарным, т.е. ее составные части не обладают статусом государственного образования. Регионы руководствуются одной конституцией, функционирует один парламент, одно правительство и одна судебная система (исключение составляет лишь Автономная Республика Крым). При этом территория административно-территориальных единиц может быть изменена обычным общегосударственным законом без согласия местного населения. В результате, согласно Конституции Украины 1996 года, закреплено деление Украины на Автономную Республику Крым, 24 области и города Киев и Севастополь.
В состав России, согласно Конституции 1993 года, входят 49 областей, 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 2 города федерального значения и 1 автономная область. Основные этапы формирования данной системы протекали в период с 1918 года до начала 70-х годов прошлого века: в итоге, сформировалась асимметрия в экономическом, территориальном, социальном план ах . В частности, в Российской Федерации субъекты различаются по площади в 388 раз, по численности населения – в 500 раз (в Москве проживает более десяти миллионов человек, в то время как в Эвенкийском Автономном округе около 17 тыс.). По стоимости основных производственных фондов отличия достигают 39-кратных размеров, по объему промышленного производства субъекты федерации разнятся в 132 раза и т.д. В Украине подобные противоречия, естественно, не так заметны.
Если официально Украина только подходит к практической стадии реализации реформы, то Российская Федерация ее проводит с конца 2003 года. Изменение внутренних границ изобретение не новое. Даже современная история знает множество примеров изменения внутренних территориальных границ. В Польше, вместо 49 воеводств в 1999 году стало всего 16, в Казахстане число областей сократилось до 14, плюс к тому же возникли два города (Астана и Алма-Аты), обладающие особым статусом. Да и в самой Украине и России не однократно происходило перекраивание границ областей.
Так, нынешнее административно-территориальное деление Украины, начало формироваться с 1932 года. Вначале было создано шесть областей, в 1937–1939 годах их стало 15. Еще восемь областей появились на карте государства после присоединения Западных областей Украины и Северной Буковины в 1939–1940 годах. Хотя, следует отметить, что в то время деление на области основывалось на количестве членов компартии и количестве партийных ячеек.
В России же еще в XVI I веке насчитывалось от 150 до 200 территориально-административных единиц. В 1708 году Петр I ввел единую систему: вся территория стала делиться на 8 губерний, которые, в свою очередь, подразделялись на 45 провинций, а провинции - на дистрикты. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем и подотчетные ему.
Как и сейчас, тогда одним из недостатков была асимметрия по численности населения, в одних губерниях проживало несколько миллионов человек, в других 10–12 тысяч. С приходом на российский престол Екатерины II, был установлен новый принцип территориального формирования: губерния состояла из 300–400 тысяч жителей, уезд из 20–30. Выделяется 16 основных административно-территориальных реформ в России, т.е. передел внутренних границ на протяжении трех веков предпринимался, как минимум, пять раз в столетие.
В Советском Союзе экономический фактор при районировании был определяющим (впрочем, это не касается национальных автономий). Имело место и укрупнение регионов, так, в середине 1950-х годов при Хрущеве была ликвидирована Великолукская область, ее объединили с Псковской. Из Курской области, в связи с разработкой Курской магнитной аномалии, была выделена Белгородская область. В начале девяностых из состава краев вышли автономные области. Большие полномочия получил округа, но данный процесс не затронул перекройку границ.
17 апреля 2005 года прошел второй референдум в России по объединению округов. И «за» объединение Эвенкийского Автономного округа, Долгано-Ненецкого Автономного округа и Красноярского края проголосовало 69,95% избирателей на Таймыре, 79,87% – в Эвенкии и 92,44% – в самом Красноярске крае.
На данный момент существует множество проектов по объединению регионов, например Чукотской и Магаданской области, Костромской и Ивановской, увеличение Ярославской области за счет соседних и т.д. По некоторым проектам, количество субъектов в Российской Федерации вообще должно сократиться до 25–30. Декларируемая цель данной территориально-административной реформы – выравнивание социально-экономического положения.
В Украине же предполагается проведение трехуровневой административно-территориальной реформы, где главными составляющими являются община, район и регион. Согласно данной реформе планируется образовать 4 тысячи общин, 280 районов, 70 городов-районов и 33 региона и города-региона. Базовой единицей станет община (громада). В основе разделения областей лежит принцип по численности населения. Так, в территориальной единице общине будет проживать не менее 5 тысяч жителей, в районе и городе-районе не менее 75 тысяч, в регионе, городе-регионе – не менее 750 тысяч жителей. Харьков, Одесса, Львов, Донецк, Днепропетровск, Запорожье и, возможно, Кривой Рог – получат статус городов-регионов. При этом изменения территориальных границ органов местного самоуправления предполагается осуществлять без предварительного выяснения мнения населения соответствующих территорий (в России по данным вопросам проходят референдумы).
Однако при объединении бедных западных областей выравнивание социально-экономического положения представляется крайне затруднительным. И в этом плане смысл объединения теряется. При таком развитии сценария, видимо не избежит раздела Донецк ая область с ее почти пятимиллионным населением. Под подобное дробление попадут и другие восточные области. Вполне возможно, что раздробление последней – одна из не декларируемых официально целей реформы. Ведь одной из задач увеличения количества территорий называют ликвидацию угрозы федерализма. С точки зрения управления территориями это более чем разумно, ведь в крупных городах восточной Украины многие руководящие должности занимают достаточно амбициозные и неугодные центральной власти представители местной элиты. А если они будут раздроблены, то и управлять ними будет легче.
Мы видим два разных подхода к реализации АТР в России и Украине. Так, РФ идет по пути уменьшения количества регионов. Что с одной стороны выглядит вполне логичным, так как управляться с 89 регионами из центра достаточно трудно, но с другой стороны, Россия явно идет по пути централизации и в тоже время проводит политику по укрупнению, что впоследствии может выразиться в автономизации и сепаратизме укрупненных регионов. А при подобной политике удобнее и выгоднее управляться с мелкими и слабыми регионами.
В то же время Украина идет по пути увеличения и привязки региона (общины, района) к числу жителей, что с точки зрения небольшой по территории (относительно России) страны выглядит вполне разумно и способствует укреплению унитаризма. Поэтому Украина представляется более гармонично развивающимся государством, что выражается в соответствиях обозначенных целей и проводимой политики.























Список использованной литературы

Указ Президента Украины от 22 июня 1998 г. «О мерах в отношении внедрения Концепции административной реформы в Украине». // Официальный вестник Украины 1999. - № 18. Ст. 774
Административное право Украины. // Под ред. проф. Ю.П.Битяка. – Киев, 2001
Коррупция и борьба с ней. // Под ред. В.В.Астанина. – М., 2002
Концепция административной реформы на Украине. – Киев, 1999
Михеева Е. Ну чиновник, погоди! (об административной реформе и административно – процедурном кодексе Украины). // Юридическая практика 2002 № 3 (213)
Сурова А. Административно – территориальная реформа в России и на Украине. // http://dialogs.org.ua
Украина на пути в НАТО: через радикальные реформы к полноправному членству. – Киев, 2005
Шрубенко К. Стратегия реформы (Об административной реформе Украины). // Столичные новости 2004. - № 13 (304)





Концепция административной реформы на Украине. – Киев, 1999 С. 5
Официальный вестник Украины 1999. - № 18. Ст. 774
Административное право Украины. // Под ред. проф. Ю.П.Битяка. – Киев, 2001. С. 34
Концепция административной реформы на Украине. – Киев, 1999. С. 11

Михеева Е. Ну чиновник, погоди! (об административной реформе и административно – процедурном кодексе Украины). // Юридическая практика 2002 № 3 (213). С. 3

Административное право Украины. // Под ред. проф. Ю.П.Битяка. – Киев, 2001 С. 39

Административное право Украины. // Под ред. проф. Ю.П.Битяка. – Киев, 2001. С. 41

Коррупция и борьба с ней. // Под ред. В.В.Астанина. – М., 2002
Сурова А. Административно – территориальная реформа в России и на Украине. // http://dialogs.org.ua

Сурова А. Административно – территориальная реформа в России и на Украине. // http://dialogs.org.ua













16

Список использованной литературы

1.Указ Президента Украины от 22 июня 1998 г. «О мерах в отношении внедрения Концепции административной реформы в Украине». // Официальный вестник Украины 1999. - № 18. Ст. 774
2.Административное право Украины. // Под ред. проф. Ю.П.Битяка. – Киев, 2001
3.Коррупция и борьба с ней. // Под ред. В.В.Астанина. – М., 2002
4.Концепция административной реформы на Украине. – Киев, 1999
5.Михеева Е. Ну чиновник, погоди! (об административной реформе и административно – процедурном кодексе Украины). // Юридическая практика 2002 № 3 (213)
6.Сурова А. Административно – территориальная реформа в России и на Украине. // http://dialogs.org.ua
7.Украина на пути в НАТО: через радикальные реформы к полноправному членству. – Киев, 2005
8.Шрубенко К. Стратегия реформы (Об административной реформе Украины). // Столичные новости 2004. - № 13 (304)

Вопрос-ответ:

Какие признаки позволяют сравнивать Украину и Россию?

На момент организации государств их стартовые условия были схожи, так как обе страны входили в состав одного государства - Советского Союза. Это способствовало формированию на начальном этапе схожих политических систем, на которые оказывало влияние советское наследие. Также схож был трансформационный процесс, когда к власти приходили представители старой элиты.

В чем основные причины проведения административной реформы на Украине?

Основные причины проведения административной реформы на Украине связаны с желанием улучшить эффективность государственного управления, снизить бюрократию и коррупцию, а также упростить процедуры для бизнеса и граждан. Реформа направлена на улучшение условий жизни населения и привлечение инвестиций в страну.

Какие изменения ожидаются в результате административной реформы на Украине?

В результате административной реформы на Украине ожидается сокращение количества государственных органов власти, ликвидация некоторых административных подразделений и оптимизация структуры государственного аппарата. Также планируется упрощение процедур получения разрешений и лицензий, а также снижение административных барьеров для бизнеса и граждан.

Какие проблемы могут возникнуть в процессе административной реформы на Украине?

В процессе административной реформы на Украине могут возникнуть проблемы с переходом сотрудников государственных органов на новые должности, сопротивление со стороны чиновников, а также сложности с изменением законодательства и реорганизацией государственных структур. Также возможны трудности с внедрением новых процедур и снижением бюрократии.

Чем можно объяснить схожесть политических систем Украины и России на начальном этапе их развития?

Схожесть политических систем Украины и России на начальном этапе развития можно объяснить тем, что до 1991 года эти страны находились в составе одного государства - СССР. Это способствовало формированию схожих политических систем, которые были отчасти основаны на пережитках советской системы.

Какие признаки схожести между Украиной и Россией в отношении административной реформы?

Один из признаков схожести между Украиной и Россией в отношении административной реформы - это схожесть стартовых условий на момент организации государств. Обе страны развивались в составе одного государства до 1991 года, что способствовало формированию схожих политических систем. Кроме того, трансформационный процесс на начальных стадиях также был схожим - в обеих странах к власти приходили представители старой системы.

В чем заключается существенная разница между административной реформой на Украине и в России?

Существенная разница между административной реформой на Украине и в России заключается в подходах и целях реформирования. На Украине административная реформа направлена на децентрализацию власти и усиление роли местных органов самоуправления. В России же административная реформа в последние годы связана с оптимизацией государственного аппарата и централизацией власти.

Какие перспективы открылись для Украины в результате административной реформы?

Административная реформа в Украине открыла перспективы для децентрализации власти и развития местного самоуправления. Благодаря реформе, местные органы власти получили больше полномочий и ресурсов для решения проблем и развития своих территорий. Это помогает укреплению демократии, повышению эффективности управления и удовлетворению потребностей населения на местном уровне.

Какие были стартовые условия для Украины и России на момент организации государств?

На момент организации государств, до 1991 года, Украина и Россия развивались в составе одного государства. Это способствовало формированию на начальном этапе схожих политических систем, на которые сильно влияли пережитки советской системы.