Искусство как социальный феномен и его функции в культуре

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Эстетика
  • 1919 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 16.03.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Система культуры как картины мира
Искусство как подсистема культуры
Функции искусства в культуре
Тенденции развития современного искусства
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Эти процессы взаимозависят друг от друга, а так же находятся в зависимости с процессами всей культуры.Одним из ключевых понятий современного времени является информация. Появились понятия «информационной цивилизации», «информационного общества». В нынешней культуре информация носит всепроникающий, глобальный характер, который выражается в большом количестве различных связей и различными способами деятельности человека. Информатизация культуры оказывает огромное влияние на развитие современного искусства. «Медиатизированное пространство» как новая среда обитания человека является реальностью современной культуры. Новые технологии (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации) проникают во все сферы жизни и становятся не только передаточным механизмом, а в большей степени, основным средством производства современного искусства, культуры. Продукт искусства – это произведение искусства. С одной стороны, оно выступает как артефакт культуры, с другой как носитель информации – определенный текст. Информация, в свою очередь, реализуется через текст, рассматриваемый как самостоятельное произведение, которое обладает определенным смыслом и определенной структурой, формой, организующей содержание.Такая «оцифрованная» реальность обладает способностью и эстетическими средствами внушения, художественности, интуиции. В настоящее время происходит формирование медийно-активного типа художника. Новые ограничения и возможности искусства, которые возникают в связи с развитием базовой структуры сетевого общества, образуют предпосылки для поиска индивидуальных образных форм самопознания. Особое внимание необходимо уделить процессам интенсификации глобализованных информационных и культурных систем, а также систем массового досуга, основанных на электронных технологиях. Экспансия электронных технологий знаменует собой не только расширение мировоззренческих горизонтов личности. «"Виртуальная реальность", возникающая на телеэкранах и на дисплеях компьютеров, связана с вытеснением из жизненного опыта значительной части молодежи живой реальности, собственно-реальности. Телезвезда или собеседник по интернету во многом утрачивают свою человеческую жизненность и предметность: живой человеческий лик превращается в некое абстрактное электронное свечение, в эрзац-собеседника. Более того, иной раз анимационный персонаж из мультисериалов или компьютерных игр становится "роднее" и понятнее самых реальных людей из реального окружения. «Живее всех живых»».(Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная коэволюция? Электронное издание: www.krotov.org/yakov/dnevnik/1994/hvi11_05.html ).Такой современный стилистический плюрализм искусства связан с культурным «постмодерном» в культуре, когда происходит отказ от претензий на сотворение чего-то абсолютно нового и обращение к прошлому. В связи с этим, произведения искусства отличаются заимствованиями, цитатностью, создавая впечатление мозаичности, коллажности.Абсолютизм истины преодолевается при помощи иронии. Реальная жизнь представляется в виде игры, в которой сюрреалистические, фантастические образы органично сочетаются с повседневной жизнью. Применение моментов реальности отражается в искусстве поп-арта. Еще одной важнейшей отличительной чертой постмодернистского искусства является интерактивность. Читатель или зритель должен субъективно трактовать произведение искусства, составляя собственное повествование. При этом автор является лишь посредником между пользователем и анонимной художественной средой. Интерактивность является наиболее характерной для постмодернистских «перфомансов» и «хэппенингов».Уничтожаются прежние эстетические табу, разграничения между «низким» и «высоким», безобразным и прекрасным. Традиционные средства выражения (графика, живопись, ваяние и т. д.) совмещаются с новыми техническими средствами творчества (помимо кинематографа и фотографии, видеозапись, электронные свето-, звуко- и цветотехника). Наибольшее развитие данный процесс получил в «виртуальных образах» компьютерных устройств последнего поколения. «Постмодернизация» современного искусства, его информатизация и плюралистичность приводит не только к созданию «виртуальной реальности», но и к виртуализации художественной жизни.Итак, в сегодняшней культуре сам статус искусства существенно меняется. Если «классическое» искусствознание и эстетика привыкли иметь дело с «элитарным» искусством, которое основано на конкретных системах ценностей, то на текущий момент ситуация в корне изменилась. В настоящее время говорить об искусства в понятиях «массового» и «элитарного» сложно, поскольку постмодернизм несет «постидеологическое» искусство, которое принимает мир таким, каков он есть. В этой среде существуют на равных и шлягеры-однодневки, и «элитарные» шедевры прошлого. ЗаключениеТаким образом, искусство отражает все процессы, происходящие в обществе. В настоящее время, оно, так же как и все общество переживает период трансформации с характерными процессами глобализации и информатизации. Все это приводит к полистиличности искусства.Рассматривая взгляды на искусство как явление в историческом аспекте можно определить основные направления: искусство как подражание природе, искусство как творческое самовыражение, искусство с позиции знаково-символической концепции.Об общественной роли искусства задумывались Платон, Аристотель. Мыслители средневековья отмечали религиозность искусства. Философы эпохи Возрождения выделяли важную роль искусства в свободном и всестороннем развитии личности. В эпоху Просвещения подчеркивается общественно-мобилизующая и нравственно-воспитательная функция искусства. Как «образ свободы» трактуют искусство представители немецкой классической эстетики. Русские мыслители высоко ценили функцию искусства быть «приговором» действительности.Искусство является подсистемой культуры, тесным образом связанной с другими подсистемами: наукой и религией.Искусство выполняет множество функций по отношению к человеку, к природе, к культуре, к обществу, и к самому себе как специфически культурному явлению.По отношению к обществу искусство укрепляет общественных связи между людьми с помощью придания эстетического, эмоционально-действенного «облачения» различным социально-организационным действиям людей, а так же с помощью формирования сознания каждого члена общества в духе, отвечающем нуждам и идеалам этого общества.Итак, искусство является мощным фактором развития человеческой личности. Его специфика состоит в конденсации многообразия человеческого опыта в процессе взаимоотношения человека с миром. Искусство отражает не только итог эстетического познания явления, а и сам процесс эстетической обработки и оценки познаваемого мира.Список литературыБалим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры/Ю. Рыжов. – Таганрог: Из-во ТРТУ, 2003- 184 с.Бердяев Н.А. О культуре// Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М.: ИМА-пресс, 1990. – 288с.Грачев Г.Д. Творчество, жизнь искусство. – М.: Детская литература,1980 – 143 с.Дианова В.М. Искусство как моделирование картин мира// Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Материалы международной научной конференции. Вып№12. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003- 294 с.Еремеев А.Ф. Границы искусства. Социальная сущность художественного творчества. – М.: Искусство, 1987 – 319 с.Жидков В.С., Соколов К.б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алытейя, 2003 – 464 с.Каган М.С. Эстетика и философская наука. – СПб, 1997 – 300 с.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т III.- М.6 Искусство, 1974- 512 с.Соколов Е.Г. Искусство в системе культуры// введение в культурологию. Курс лекций./ Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб.: Прогресс, 2003 – 364 с.Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная коэволюция?www.krotov.org/yakov/dnevnik/1994/hvi11_05.html Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного.- СПб: Центр «Петербургское Востоковедение», 2000 – 544с. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.


Список литературы

1.Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры/Ю. Рыжов. – Таганрог: Из-во ТРТУ, 2003- 184 с.
2.Бердяев Н.А. О культуре// Бердяев Н.А. Философия неравенства. – М.: ИМА-пресс, 1990. – 288с.
3.Грачев Г.Д. Творчество, жизнь искусство. – М.: Детская литература,1980 – 143 с.
4.Дианова В.М. Искусство как моделирование картин мира// Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. Материалы международной научной конференции. Вып№12. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003- 294 с.
5.Еремеев А.Ф. Границы искусства. Социальная сущность художественного творчества. – М.: Искусство, 1987 – 319 с.
6.Жидков В.С., Соколов К.б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алытейя, 2003 – 464 с.
7.Каган М.С. Эстетика и философская наука. – СПб, 1997 – 300 с.
8.Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т III.- М.6 Искусство, 1974- 512 с.
9.Соколов Е.Г. Искусство в системе культуры// введение в культурологию. Курс лекций./ Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб.: Прогресс, 2003 – 364 с.
10.Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная коэволюция?
www.krotov.org/yakov/dnevnik/1994/hvi11_05.html
11.Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного.- СПб: Центр «Петербургское Востоковедение», 2000 – 544с.
12. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль искусство играет в современной культуре?

Искусство играет роль важного социального феномена, которое помогает людям осознавать и интерпретировать мир вокруг себя. Оно не только развлекает и вдохновляет, но и отражает общественные ценности, идеи и проблемы. Искусство также способствует формированию идентичности и социальной связности.

Как искусство влияет на формирование культуры и картины мира?

Искусство является важной подсистемой культуры и играет роль в формировании картины мира. Через свои произведения искусство передает значения, традиции и идеи общества. Оно может вызывать эмоции, вызывать обсуждение и приводить к изменению мировоззрения людей.

Какие функции выполняет искусство в культуре?

Искусство выполняет разнообразные функции в культуре. Одна из них - эстетическая функция, которая заключается в создании эстетического удовольствия и красоты. Еще одна функция - социальная, она помогает формировать социальные нормы и ценности, способствует интеграции общества. Искусство также может иметь функции религиозные, образовательные и политические.

Какие тенденции развития современного искусства существуют?

Современное искусство постоянно эволюционирует и отражает современные тенденции общества. Одна из таких тенденций - интерактивное искусство, в котором зритель становится активным участником. Еще одна тенденция - использование новых технологий и медиа для создания искусства. Разнообразие искусственных форм и эксперименты с материалами также являются характерными чертами современного искусства.

Существует ли зависимость между процессами развития искусства и общей культуры?

Да, существует тесная связь между процессами развития искусства и общей культуры. Искусство отражает и влияет на общественные процессы, и в то же время влияет на развитие всей культуры. Знание культурного контекста и истории помогает в понимании и интерпретации искусства, а искусство в свою очередь является важным компонентом культурного наследия.

Какова роль искусства в культуре?

Искусство играет важную роль в культуре, оно помогает выражать и передавать эмоции, идеи, ценности и символы. Оно способствует общению и взаимодействию людей, формирует и поддерживает идентичность и социальные связи. Кроме того, искусство может быть использовано как средство пропаганды, политической манипуляции или образования.

В чем заключаются основные функции искусства в культуре?

Основные функции искусства в культуре включают эстетическую, коммуникативную, экспрессивную, познавательную и социальную функции. Эстетическая функция связана с ощущением красоты и эстетического наслаждения. Коммуникативная функция позволяет передавать и расширять знания, идеи и ценности. Экспрессивная функция выражает чувства и эмоции художника. Познавательная функция помогает понять и интерпретировать мир, а социальная функция формирует и поддерживает социальные связи и идентичность.

Какие тенденции можно наблюдать в развитии современного искусства?

В современном искусстве можно наблюдать разнообразные тенденции. Одна из них - постмодернизм, характеризующийся фрагментарностью и разнообразием стилей и техник. Также наблюдается рост интереса к арт-активизму и социально-ангажированному искусству, которые стремятся повлиять на общество и вызвать общественную реакцию. Технологии и новые медиа также играют важную роль в развитии современного искусства, открывая новые возможности для творчества и взаимодействия.