Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Добро и зло- основные категории этики

  • 16 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 20.05.2010
350 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Остов формирования понятий добро и зло
2.Добро и зло, как две стороны одной медали
3.Взаимосвязь добра и зла
4.Моральный выбор между добром и злом
5.Роль зла
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Фрагмент для ознакомления

Одно дело вершить добро или зло и другое — позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). «Попустительство злу» — морально предосудительно, «потворствование злу», т.е. содействие злу, — недопустимо и почти приравнивается моральным сознанием к творению зла.
Однако «попустительствование добру» — фактически морально нейтрально (не случайно даже нет такого выражения), а «потворствование добру» воспринимается моральным сознанием как само собой разумеющееся и этому не придается особого значения.
Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение несправедливости, с моральной точки зрения, существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости — более разрушительно для сообществ, чем добро милосердия — созидательно (4.С.99.).
Роль зла
Зло нередко предстает не только как убийство, ложь, глубочайший эгоцентризм, выживание за счет всех остальных, война всех против всех по принципу: «Умри ты, но я останусь жить». Со злом связывается и нонконформизм, не дающий окостенеть порядку; а вместе с тем и нетривиальность, новаторство, творчество, пусть даже как поиск нового, нестандартного. Взгляды о несостоятельности того, что принято считать добром, высказывали уже софисты (3.С.210.).
О политической целесообразности несправедливости говорил Н. Макиавелли. В социально-экономическом плане, пожалуй, первым позитивную роль того, что с обыденной точки зрения воспринимается как зло, прямо попытался объяснить и обосновать Б. Мандевиль. В наиболее яркой форме и с убеждающей силой таланта выразил такое миросозерцание Ф. Ницше.
Для него добро всего лишь добропорядочно по причине жизненной слабости его носителей, зло же — энергично, целеустремленно, аристократично. В невдумчивой проповеди добра действительно может скрываться всего лишь поверхностная добропорядочность; такая проповедь таит в себе возможность как морализаторства, так и апологии здравого смысла, мещанства; но это уже не вопрос о добре и зле, а о живости и глубине ума, силе воли, устремленности к цели, таланте, высокой образованности и т.д. Каждая из этих способностей может служить как добру, так и злу — в зависимости от характера индивида (5.С.87.).
Таким образом, благо, добро осуществляются лишь через зло, и зло предстает как конструктивное начало истории. Эту парадоксальную диалектику добра и зла, через которую якобы обнаруживает свою творческую силу зло, Маркс вслед за Гегелем увидел в истории цивилизации (1.С.65.).
Однако логика морали далеко не всегда совпадает с логикой истории. Оттого, что социальный и технический прогресс всего человечества покупается великим множеством индивидуальных и коллективных жертв, зло не прибавляет в цене. Оно не перестает быть злом. И из этого уж никак не следует, будто бы именно благодаря тому, что совершается зло, происходит исторический прогресс, как бы его ни понимал тот или другой мыслитель (1.С.66.).
Представим ситуации, в которых присутствуют настоящие цены и платежи: цена объявляется на что-то и люди платят за что-то. Неверно думать, что происходящее в истории зло целенаправленно осуществляется бессердечными людьми, стремящимися таким образом содействовать прогрессу и не принимающими во внимание вынужденные отрицательные последствия для людей творимого ими.
Характерно, что моральный мыслитель и язвительный критик общественных нравов Мандевиль указывает лишь на то, что за человеческими действиями следует видеть не только и даже не столько моральные мотивы, сколько мотивы эгоистические.
Политико-экономический мыслитель Маркс отвлекается от моральных и духовных измерений человеческой активности. Для него прогресс цивилизации, а именно развитие производительных сил и производственных отношений, и составляет содержание истории (2.С.42.).
Между тем этический смысл того, что нечуткими к нравственности мыслителями воспринимается как конструктивность зла, состоит не в том, что благодаря злу, в его борьбе с добром в этом мире происходит что-то значительное, а в том, что само наличие добра и зла как альтернатив человеческого выбора свидетельствует о возможности человека выбирать, и что-то значительное в этом мире происходит благодаря свободе человека, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить зло (9.С.104.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав материал по теме «добро и зло» в заключении работы были сделаны следующие выводы.
Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки (6.С.54.).
Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло — то, что отдаляет от него (1.С.48.)
Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга, то есть они содержательно взаимозависимы (3.С.77.).
В выяснении природы добра и зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не может служить их обоснованием (2.С.112.).
Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание. Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение несправедливости, с моральной точки зрения, существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости — более разрушительно для сообществ, чем добро милосердия — созидательно (4.С.77.).
Благо, добро осуществляются лишь через зло, и зло предстает как конструктивное начало истории (9.С.88.).
Делайте, что и как можете: только любите добро; а что есть добро — спрашивайте у совести».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Голубева Г.А. Этика: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2007. - 318с.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2006. — 472с.
Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие. – М.: Тетра Системс, 2008.- 144с.
Канке В.А. Современная этика: Учебник. – СПб.: Омега-Л, 2009. 394с.
Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник.- М.: Форум Инфра-М, 2007. – 224с.
Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2007.—208с.
Николаева И.П., Тарасов Ю.Н. Этика: Учебное пособие. – МОУ ВЭПИ (Воронеж), 2007. – 311с.
Радугин А.А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов/Под ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2006.- 240с.
Разин А.В. Основы этики: Учебник. – М.: Форум Инфра-М 2008.- 304с.










3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Голубева Г.А. Этика: Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2007. - 318с.
2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2006. — 472с.
3.Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие. – М.: Тетра Системс,
2008.- 144с.
4.Канке В.А. Современная этика: Учебник. – СПб.: Омега-Л, 2009. 394с.
5.Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник.- М.: Форум Инфра-М, 2007. – 224с.
6.Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2007.—208с.
7.Николаева И.П., Тарасов Ю.Н. Этика: Учебное пособие. – МОУ ВЭПИ (Воронеж), 2007. – 311с.
8.Радугин А.А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов/Под ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2006.- 240с.
9.Разин А.В. Основы этики: Учебник. – М.: Форум Инфра-М 2008.- 304с.

Узнать стоимость работы