Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Влияние семейных отношений на тревожность и агрессивность подростков

  • 76 страниц
  • 45 источников
  • Добавлена 15.07.2009
1 650 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния семейных отношений на формирование агрессивности и тревожности подростков
1.1 Агрессивность как черта личности
1.2 Причины и виды агрессивности
1.3 Тревожность: определение, виды, причины.
1.4 Подростковый возраст: понятие и основные характеристики.
Глава 2. Семья как детерминанта проявление агрессии и тревожности в подростковом возрасте
2.1 Семья как социальный институт
2.2 Родительское отношение к ребенку: определение, типы, основные модели.
2.3 Семья как детерминанта проявления агрессии и тревожности в подростковом возрасте
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния семейных отношений на формирование агрессивности и тревожности подростков
3.1 Цели, процедура и методики исследования
3.2 Экспериментальная выборка
3.3 Особенности проведения исследования
3.4 Описание и анализ полученных результатов
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45-50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: «чтобы не спешить в конце урока сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «по времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».
Часть вопросов носит неконкретный характер (например, «по-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы «двойку». Если она в хорошем настроении, то скажет: «Ничего, бывает», а если в плохом - будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.
Тестовый материал
Приветлив(а) и доброжелателен(а) со мной.
Понимает, какое у меня настроение.
Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
Помогает мне, если я его прошу.
При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.
Затевает ссоры по пустякам.
Уважает мое мнение.
Поручает мне ответственные дела.
Знает о моих интересах и увлечениях.
Проверяет, как я выполнил(а) поручение.
Я должен получить разрешение на любое свое действие.
Благодарит меня за помощь.
Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
Сомневается в правильности своих действий и решений.
Находит для меня время, если это мне нужно.
Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
Обижается на мужа/жену, даже если проблема уже разрешена.
Мне нравятся наши отношения.
Я уверен(а), что он(а) любит меня.
Угадывает мои желания.
Если он(а) чем-то расстроена, я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.
У нас есть общие дела и интересы.
Не выслушивает мое мнение при споре.
Сердится и кричит.
Позволяет мне самому решать, как проводить свое свободное время.
Считает, что я должен(а) выполнять все его (ее) требования.
Знает моих друзей.
Проверяет мой школьный дневник.
Требует моего подчинения во всем.
Умеет проявлять свою благодарность.
По-разному ведет себя в похожих ситуациях.
Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.
Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.
Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.
Строит свои планы, независимые от планов мужа/жены.
Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.
Я нравлюсь ему (ей) таким(ой), какой(ая) есть.
Может развеселить меня, когда мне грустно.
Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.
Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.
При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.
Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.
Передает мне ответственность за то, что я делаю.
Требует большего, чем я способен(а) сделать.
Знает, где я провожу свободное время.
Пристально следит за моими успехами и неудачами.
Прерывает меня на полуслове.
Обращает внимание на мои хорошие поступки.
Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.
Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.
Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.
Я не понимаю его слова и поступки.
Ссорится с мужем/женой из-за мелочей.
Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.
Интересуется тем, что меня волнует.
Умеет поддержать меня в трудную минуту.
Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.
Могу обратиться к нему (ней) за помощью.
Учитывает мое мнение при принятии семейных решений
При решении конфликта всегда старается быть победителем.
Если я заработаю деньги, позволит мне самому ими распорядиться.
Напоминает мне о моих обязанностях.
Знает, на что я трачу свои деньги.
Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».
Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).
Наказывая, может применить силу.
Его (ее) требования противоречат друг другу.
Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.
Покупает мне те вещи, о которых я прошу.
Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.
Заботится о муже/жене.
Я горжусь тем, какие у нас отношения.
Рад(а) меня видеть.
Сочувствует мне.
Мы испытываем схожие чувства.
Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.
Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.
При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.
Поддерживает мое стремление самому принять решение.
Учит меня, как надо себя вести.
Знает, во сколько я приду домой.
Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).
Отвергает мои предложения без объяснения причин.
Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.
Его (ее) легко переубедить.
Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Охотно отвечает на мои вопросы.
Неверно понимает причины моих поступков.
Приходит на помощь мужу/жене, даже если это требует жертв.
Наши с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.
Прощает мне мелкие проступки.
С уважением относится к моим мыслям и чувствам.
Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).
Участвует в тех делах, которые придумываю я.
При принятии решения у нас равные права.
При решении конфликта уступает мне.
Уважает мои решения.
Обращает мое внимание на существующие правила.
Знает о моих успехах и неудачах в школе.
Если я задерживаюсь, проверяет, где я.
Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.
Несправедливо меня наказывает.
На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.
Боится дать мне неправильный совет.
Выполняет свои обещания.
Своими действиями или словами ставит меня в тупик.
Прислушивается ко мнению мужа/жены в различных ситуациях.
В будущем мне бы хотелось сохранить наши отношения неизменными.
Закончите фразу:
Мне нравится …
Мне не нравится …
Мне хотелось бы …
Он(а) хочет видеть меня …
Ему (ей) нравился во мне …
Ему (ей) не нравится во мне …
Он(а) гордится тем, что я …
Он(а) терпеть не может …

Ключ к тесту
№ Шкалы № вопросов Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка 1 Принятие 1 19 37 55 73 91 2 Эмпатия 2 20 38 56 74 92 3 Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) 3 21 39 57 75 93 Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия 4 Сотрудничество 4 22 40 58 76 94 5 Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) 5 23 41 59 77 95 6 Конфликтность 6 24 42 60 78 96 7 Поощрение автономности 7 25 43 61 79 97 Блок контроля 8 Требовательность 8 26 44 62 80 98 9 Мониторинг 9 27 45 63 81 99 10 Контроль 10 28 46 64 82 100 11 Авторитарность 11 29 47 65 83 101 12 Особенности оказания поощрений и наказаний Оказание поощрений 12 30 48 Реализация наказаний 66 84 102 Блок противоречивости/непротиворечивости отношений 13 Непоследовательность родителя 13 31 49 67 85 103 14 Неуверенность родителя 14 32 50 68 86 104 Дополнительные шкалы 15 Удовлетворение потребностей ребенка 15 33 51 69 87 105 16 Неадекватность образа ребенка 16 34 52 70 88 106 17 Отношения с супругом Враждебность по отношению к супругу 17 35 53 Доброжелательность к супругу 71 89 107 18 Удовлетворенность отношениями 18 36 54 72 90 108 19 Ценностные ориентации 109 110 111 112 113 114 115 116 Обработка результатов теста
Для нахождения общего балла для большинства шкал нужно просто сложить все значения вопросов, совпадающих с ключом.
В четырех шкалах схема подсчета отличается:
Шкала №5, «Принятие решений» (начинается с вопроса № 5): в первых трех вопросах (№№ 5, 23, 41) значения заменяются: 1 на 5, 2 на 4, 4 на 2, 5 на 1. Общий балл вычисляется путем сложения новых значений и значений трех остальных вопросов.
Шкала №6, «Конфликтность» (начинается с вопроса № 6): общий балл вычисляется путем сложения значений трех первых вопросов. Остальные три вопроса описывают характер конфликтов и победителя в конфликте, их значения в общей сумме не учитывается.
Шкала №12, «Особенности оказания поощрений и наказаний» (начинается с вопроса № 12). Эта шкала состоит из двух подшкал: «Поощрения» (вопросы № 12, 30, 48) и «Наказания» (вопросы №№ 66, 84, 102). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
Шкала №16, «Неадекватность образа ребенка» балл считается суммарно по всем вопросам. Помимо этого возможно проведение анализа ответов на отдельные вопросы с целью выявления зон неадекватности.
Шкала №17, «Отношения с супругом» (начинается с вопроса № 17). Эта шкала также состоит из двух подшкал: «Враждебность» (вопросы №№ 17, 35, 53) и «Доброжелательность» (вопросы №№ 71, 89, 107). Баллы считаются отдельно для каждой подшкалы.
Тест "Диагностика межличностных отношений" (ДМО) Тимоти Лири Тест ДМО может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Время выполнения теста – 20–30мин. Обследуемым лицам выдается бланк для ответов и список из 128 суждений оценочного характера.
Инструкция к тесту
Инструкция первому испытуемому для самооценки черт характера: перед вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной уверенностью можете отнести к себе, и обведите соответствующий номер черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть искренним и по возможности объективным.
Инструкция второму испытуемому для взаимооценки черт характера: перед вами перечень признаков или черт, с помощью которых можно описать психологический портрет любого человека. Отберите из всего набора те, которые вы с полной уверенностью можете отнести к Н. (первому испытуемому) и обведите номер соответствующей черты в регистрационном бланке. Старайтесь быть по возможности объективным.
Тестовый материал (перечень черт)
Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.
Уверен в себе.
Пользуется уважением у других.
Не терпит, чтобы им командовали.
Откровенный.
Жалобщик.
Часто прибегает к помощи других.
Ищущий одобрения.
Доверчив и стремится радовать других.
Любит ответственность.
Производит впечатление значительности.
Обладает чувством достоинства.
Ободряющий.
Благодарный.
Злой, жестокий.
Хвастливый.
Своекорыстный.
Способен признать свою неправоту.
Деспотичный.
Умеет настоять на своем.
Великодушен, терпим к недостаткам.
Начальственно-повелительный.
Стремится покровительствовать.
Способен вызвать восхищение.
Предоставляет другим принимать решения.
Прощает все.
Кроткий.
Может проявить безразличие.
Бескорыстный.
Любит давать советы.
Зависимый, несамостоятельный.
Самоуверен и напорист.
Ожидает восхищения от каждого.
Часто печален.
На него трудно произвести впечатление.
Общительный и уживчивый.
Открытый и прямолинейный.
Озлобленный.
Любит подчиняться.
Распоряжается другими.
Способен быть критичным к себе.
Щедрый.
Всегда любезен в обращении.
Уступчивый.
Застенчивый.
Любит заботиться о других.
Думает только о себе.
Покладистый.
Отзывчивый к призывам о помощи.
Умеет распоряжаться, приказывать.
Часто разочаровывается.
Неумолимый, но беспристрастный.
Часто гневлив.
Критичен к другим.
Всегда дружелюбен.
Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).
Способен проявлять недоверие.
Очень почитает авторитеты.
Ревнивый.
Любит «поплакаться».
Робкий.
Обидчивый, щепетильный.
Часто бывает недружелюбен.
Властный.
Безынициативный.
Способен быть суровым.
Деликатный.
Всем симпатизирует.
Деловитый, практичный.
Переполнен чрезмерным сочувствием.
Внимательный и ласковый.
Хитрый и расчетливый.
Дорожит мнением окружающих.
Надменный и самодовольный.
Чрезмерно доверчив.
Готов довериться любому.
Легко смущается.
Независимый.
Эгоистичный.
Нежный, мягкосердечный.
Легко поддается влиянию других.
Уважительный.
Производит впечатление на окружающих.
Добросердечный.
Охотно принимает советы.
Обладает талантом руководителя.
Легко попадает впросак.
Долго помнит обиды.
Легко поддается влиянию друзей.
Проникнут духом противоречия.
Портит людей чрезмерной добротой.
Слишком снисходителен к окружающим.
Тщеславный.
Стремится снискать расположение каждого.
Восхищающийся, склонный к подражанию.
Охотно подчиняется.
Со всеми соглашается.
Заботится о других в ущерб себе.
Раздражительный.
Стыдливый.
Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
Дружелюбный, доброжелательный.
Холодный, вселяющий уверенность.
Холодный, черствый.
Стремящийся к успеху.
Нетерпим к ошибкам других.
Благорасположенный ко всем без разбора.
Строгий, но справедливый.
Всех любит.
Любит, чтобы его опекали.
Почти никогда и никому не возражает.
Мягкотелый.
Другие думают о нем благосклонно.
Упрямый.
Стойкий и крутой, где надо.
Может быть искренним.
Скромный.
Способен сам позаботиться о себе.
Скептичен.
Язвительный, насмешливый.
Навязчивый.
Злопамятный.
Любит соревноваться.
Стремится ужиться с другими.
Неуверенный в себе.
Старается утешить каждого.
Самобичующий.
Бесчувственный, равнодушный.
Обработка результатов теста
Цель обработки результатов - получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций - доминирование и дружелюбие. Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и результаты заносят в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия.
Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначенных римскими цифрами.
Доминирование = I - V + 0,7 х (VIII +II - IV - VI).
Дружелюбие = VII - III + 0,7 х (VIII - II - IV +VI).
Ключ к тесту
Номера тенденций Номера перечня черт I 3, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113 II 2, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123 III 5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128 IV 4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122 V 18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96, 100, 101, 112, 117, 125, 127 VI 9, 7, 8, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85, 87, 95, 110, 111, 121 VII 1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124 VIII 13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70, 80, 91, 92, 98, 103, 126

Кинетический рисунок семьи (КРС)
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».
На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,
где работают или учатся члены семьи;
как в семье распределяются домашние обязанности,
каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования). Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.
Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и раскрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:
благоприятная семейная ситуация;
тревожность;
конфликтность в семье
чувство неполноценности;
враждебность в семейной ситуации.
Таблица Симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи
Симптомокомплекс Симптом Балл 1. Благоприятная семейная ситуация 1. Общая деятельность всех членов семьи 2. Преобладание людей на рисунке 3. Изображение всех членов семьи 4. Отсутствие изолированных членов семьи 5. Отсутствие штриховки 6. Хорошее качество линии 7. Отсутствие показателей враждебности 8. Адекватное распределение людей на листе 9. Подчеркивание отдельных деталей 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1 2. Тревожность 1.Штриховка 2. Линия основания - пол 3. Линия над рисунком 4. Линия с сильным нажимом 5. Стирание 6. Преувеличенное внимание к деталям 7. Преобладание вещей 8. Двойные или прерывистые линии 9. Подчеркивание отдельных деталей 10. Другие возможные признаки 0, 1, 2, 3 0,1 0,1 0,1 0,1; 2 0,1 0,1 0,1 0,1 3. Конфликтность в семье 1. Барьеры между фигурами 2. Стирание отдельных фигур 3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 4. Выделение отдельных фигур 5. Изоляция отдельных фигур 6. Неадекватная величина отдельных фигур 7. Несоответствие вербального описания и рисунка 8. Преобладание вещей 9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 10. Член семьи, стоящий за спиной 11. Другие возможные признаки 0,2 0,1; 2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 4. Чувство неполноценности в семейной ситуации 1. Автор рисунка непропорционально маленький 2. Расположение фигур на нижней части листа 3. Линия слабая, прерывистая 4. Изоляция автора от других 5. Маленькие фигуры 6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 7. Отсутствие автора 8. Автор стоит спиной 9. Другие возможные признаки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 5. Враждебность в семейной ситуации 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 2. Агрессивная позиция фигуры 3. Зачеркнутая фигура 4. Деформированная фигура 5. Обратный профиль 6. Руки раскинуты в стороны 7. Пальцы длинные, подчеркнутые 8. Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1


Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)
Назначение теста: Определение уровня личностной тревожности.
Описание теста
Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б - для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Инструкция к тесту
(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).
Тестовый материал
Варианты ответов:
Нет Немного Достаточно Значительно Очень 0 1 2 3 4 Форма А
№ Ситуация Ответ Пример Перейти в новую школу   1 Отвечать у доски   2 Оказаться среди незнакомых ребят   3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах   4 Слышать заклятия   5 Разговаривать с директором школы   6 Сравнивать себя с другими   7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить   8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают   9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)   10 Видеть плохие сны   11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету   12 После контрольной, теста - учитель называет отметки   13 У тебя что-то не получается   14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна   15 На тебя не обращают внимания   16 Ждешь родителей с родительского собрания   17 Тебе грозит неуспех, провал   18 Слышать смех за своей спиной   19 Не понимать объяснений учителя   20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем   21 Слышать предсказания о космических катастрофах   22 Выступать перед зрителями   23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других   24 С тобой не хотят играть   25 Проверяются твои способности   26 На тебя смотрят как на маленького   27 На экзамене тебе достался 13-й билет   28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос   29 Оценивается твоя работа   30 Не можешь справиться с домашним заданием   31 Засыпать в темной комнате   32 Не соглашаешься с родителями   33 Берешься за новое дело   34 Разговаривать с школьным психологом   35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»   36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)   37 Слушать страшные истории   38 Спорить со своим другом (подругой)   39 Думать о своей внешности   40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах  
Форма Б
№ Ситуация Ответ Пример Перейти в новую школу   1 Отвечать у доски   2 Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку   3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах   4 Слышать заклятия   5 Разговаривать с директором школы   6 Сравнивать себя с другими   7 Учитель делает тебе замечание   8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают   9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)   10 Видеть плохие или «вещие» сны   11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету   12 После контрольной, теста учитель называет отметки   13 У тебя что-то не получается   14 Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил   15 На тебя не обращают внимания   16 Ждешь родителей с родительского собрания   17 Тебе грозит неуспех, провал   18 Слышать смех за своей спиной   19 Не понимать объяснений учителя   20 Думаешь о своем будущем   21 Слышать предсказания о космических катастрофах   22 Выступать перед большой аудиторией   23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других   24 Ссориться с родителями   25 Участвовать в психологическом эксперименте   26 На тебя смотрят как на маленького   27 На экзамене тебе достался 13-й билет   28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос   29 Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков)   30 Не можешь справиться с домашним заданием   31 Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи   32 Не соглашаешься с родителями   33 Берешься за новое дело   34 Разговаривать со школьным психологом   35 Думать о том, что тебя могут «сглазить»   36 Замолчали, когда ты подошел (подошла)   37 Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса   38 Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях   39 Смотреться в зеркало   40 Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого  
Ключ к тесту
Ключ является общим для обеих форм.
Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Обработка и интерпретация результатов теста
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации - как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам - отдельных видов тревожности.
Общая тревожность
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-33 0-26 0-34 0-26 0-34 0-37 0-33 0-27 2 34-40 27-32 35-43 27-32 35-43 38-45 34-39 28-34 3 41-48 33-39 44-50 33-38 44-52 46-53 40-46 35-41 4 49-55 40-45 51-58 39-44 53-61 54-61 47-53 42-47 5 56-62 46-52 59-66 45-50 62-70 62-69 54-60 48-54 6 63-70 53-58 67-74 51-56 71-80 70-77 61-67 55-61 7 71-77 59-65 75-81 57-62 81-88 78-85 86-74 62-68 8 78-84 66-71 82-89 63-67 89-98 86-93 75-80 69-75 9 85-92 72-77 90-97 68-73 99-107 94-101 81-87 76-82 10 93 и более 78 и более 98 и более 74 и более 108 и более 102 и более 88 и более 83 и более Школьная тревожность
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-8 0-7 0-2 0-7 0-8 0-7 0-7 0-6 2 9-11 8-10 3-5 8-9 9-10 8-9 8-9 7 3 12-13 11-12 6-7 9-10 11-13 10-12 10-11 8 4 14-16 13-14 8-10 11-12 14-15 13-15 12-13 9 5 17-18 15-16 11-12 13 16-18 16-17 14 10 6 19-20 17-18 13-15 14-15 19-20 18-20 15-16 11 7 21-22 19-20 16-17 16 21-22 21-22 17-18 12-13 8 23-25 21-22 18-20 17-18 23-25 23-25 19-20 14 9 26-27 23-24 21-22 19-20 26-27 26-28 21-22 15 10 28 и более 25 и более 23 и более 21 и более 28 и более 29 и более 23 и боле 16 и более Самооценочная тревожность
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-10 0-7 0-9 0-5 0-8 0-7 0-6 0-7 2 11 8-9 10-11 6-7 9-10 8-10 7-8 8-9 3 12-13 10 12-13 8 11-13 11-13 9-11 10-12 4 14 11-12 14-16 9-10 14-16 14-16 12-13 13-15 5 15-16 13 17-18 11-12 17-18 17-19 14-16 16-17 6 17-18 14-15 19-20 10-11 19-21 20-22 17-18 18-20 7 19 16-17 21-22 13-14 22-24 23-25 19-21 21-23 8 20-21 18 23-24 15 25-26 26-28 22-23 24-25 9 22-23 19-20 25-27 16-17 27-29 29-31 24-26 26-28 10 24 и более 21 и более 28 и более 18 и более 30 и более 32 и более 27 и боле 29 и более Межличностная тревожность
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-8 0-7 0-8 0-8 0-6 0-8 0-6 0-7 2 9 8 9-10 9 7-9 9-11 7-8 8-9 3 10 9 11-12 10 10-12 12-14 9-11 10-12 4 11 10 13-14 11-12 13-15 15-17 12-13 13-15 5 12-13 11-12 15 13 16-17 18-20 14-15 16-17 6 14 13 16-17 14-15 18-20 21-23 16-18 18-20 7 15 14 18-19 16 21-23 24-26 19-20 21-23 8 16-17 15 20-21 17-18 24-26 27-29 21-23 24-26 9 18 16 22-23 19 27-29 30-32 24-25 27-28 10 19 и более 17 и более 24 и более 20 и более 30 и более 33 и более 26 и боле 29 и более Магическая тревожность
Стены Половозрастные группы (результаты в баллах) 10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. 1 0-7 0-6 0-7 0-4 0-5 0-6 0-6 0-5 2 8 7 8-9 5-6 6-7 7-8 7-9 6-7 3 9-10 8-9 10-11 8-10 9-10 10-11 8-9 4 4 11-12 10 12-13 8-9 11-13 11-12 12-14 10 5 13-14 11-12 14-15 10 14-15 13-14 15-16 11-12 6 15-16 13 16-17 11-12 16-18 15-16 17-19 13 7 17-18 14 18-20 13 19-21 17-18 20-22 14-15 8 19-20 15-16 21-22 14-15 22-23 19-20 23-24 16-17 9 21-22 17 23-24 16 24-26 21-23 25-27 18 10 23 и более 18 и более 25 и более 17 и более 27 и более 24 и более 28 и более 19 и более
Оценка агрессивности в отношениях (А.Ассингер)
Назначение теста: Тест А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка.
Инструкция к тесту: Подчеркните наиболее подходящий ответ.
Тестовый материал:
1. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?
Всегда.
Иногда.
Никогда.
2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
Внутренне кипите.
Сохраняете полное спокойствие.
Теряете самообладание.
3. Каким считают Вас коллеги?
Самоуверенным и завистливым.
Дружелюбным.
Спокойным и независтливым.
4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?
Примете ее с некоторыми опасениями.
Согласитесь без колебаний.
Откажетесь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
Выдадите ему «по первое число».
Заставите вернуть.
Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
«Что это тебя так задержало?»
«Где ты торчишь допоздна?»
«Я уже начал(а) волноваться».
7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?
Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост»?
Вам все равно, сколько машин Вас обошло.
Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас.
8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
Сбалансированными.
Легкомысленными.
Крайне жесткими.
9. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
Пытаетесь свалить вину на другого.
Смиряетесь.
Становитесь впредь осторожнее.
10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?
«Пора бы уже запретить им такие развлечения».
«Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать».
«И чего мы столько с ними возимся?»
11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
«И зачем я только на это нервы тратил?»
«Видно, его физиономия шефу приятнее»
«Может быть, мне это удастся в другой раз».
12. Как Вы смотрите страшный фильм?
Боитесь.
Скучаете.
Получаете искреннее удовольствие.
13. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?
Будете нервничать во время заседания.
Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
Огорчитесь.
14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
Обязательно стараетесь выиграть.
Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
Очень сердитесь, если не везет.
15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?
Стерпите, избегая скандала.
Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?
Поговорите с учителем.
Устроите скандал родителям «малолетнего преступника».
Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой, по-вашему, Вы человек?
Средний.
Самоуверенный.
Пробивной.
18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
«Простите, это моя вина».
«Ничего, пустяки».
«А повнимательней Вы быть не можете?!»
19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
«Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»
«Надо бы ввести телесные наказания».
«Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»
20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
Тигра или леопарда.
Домашнюю кошку.
Медведь.
Обработка и интерпретация результатов теста
За ответ а начисляется 1 балл, за ответ b - 2 балла, за ответ с - 3 балла. Подсчитайте сумму ваших ответов.
45 и более баллов. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
36-44 балла. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
35 и менее баллов. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам - по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам - по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.






















Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М, 1975. - 204 с.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. -М, 1994. - с. 22
Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Ростов н/Д, 1998 – с. 30
Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия», Спб, 1997.
Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия», Спб, 1997. - с. 48
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение), Спб, 1998 – с. 117
Лалаянц И. «Убийство начинается в нейроне» // Литературная газета, 31 августа, 1994 с. 32-40.

Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия. /http://www.fio.by/vypusk/Potok_58/group_1/user_3/istoria.htm

Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Ростов н/Д, 1998 – с. 395
Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия. /http://www.fio.by/vypusk/Potok_58/group_1/user_3/istoria.htm
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение), Спб, 1998 – с. 127
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение), Спб, 1998 – с. 127
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение), Спб, 1998 – с. 467
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности, М, 1995..
Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук., стр. 39
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение), Спб, 1998 – с. 467
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение), стр. 257
Психологический тренинг с подростками. / Под ред. Л.Ф. Анн, М, 1996, с. 26
Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия. /http://www.fio.by/vypusk/Potok_58/group_1/user_3/istoria.htm
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса, М, 1983
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности, М, 1995.

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология М, 1996.

Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976.
Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье, Киев, 1983.

Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи, М, 1975.


Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями М, 1995.
Родители и дети. Электронный ресурс. http://www.all-about-child.com/parents.html
Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей, М., 1996 - с. 98
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика, Воронеж, 2000 – с. 181.













36





ЭГ№1

ЭГ№2

35%

47%

18%

высокий

низкий

умеренный

Список литературы

1.Годфруа Ж. «Что такое психология?» - М: «Мысль», 1992;
2.Дубинин Н.П., Карпец Н.Н., Кудрявцев В.Н. «Генетика. Поведение. Ответственность» - М.: 1986
3.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М., 1995, 212 с.
4.Бойко И. Б. «Проявление агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола» / Вопросы психологии, 1993, № 4.
5.Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний. // Вопросы психологии. – 1993. - №1.
6.Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» - Спб.: Питер, 1997
7.Виннескотт Д.В. Разговоры с родителями. - М., 1995. - 186 с.
8.Всеволодова Н.А. Ахметкужина И.В. Влияние стиля семейных отношений на личность подростка http://indigoufa.narod.ru/st5.html
9.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.
10.Дубинин Н.П. «Генетика о человеке» - М.: «Просвещение», 1978
11.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983, 368 с.
12.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 1986.
13.Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). М., 1976. - 238 с.
14.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2002 – 198 с.
15.Кон И.С. Психология старшеклассника М: Просвещение, 1980 – 193 с.
16.Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М:УРАО, 1998, - 176 с.
17.Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. - Киев, 1983. - 202 с.
18.Кутехова С.Ю. Подрастковый возраст. http://pmsc.shkola.spb.ru/r/kutekhova/2002_06/index.html
19.Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр и доп. Т- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
20.Лалаянц И. «Убийство начинается в нейроне» / Литературная газета, 31 августа, 1994;
21.Лалаяц И. «Почему они агрессивны?» / Наука и жизнь, 1997, № 2.
22.Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии. – 1969. – №1.
23.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): Пер. с нем. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс»,1994.
24.Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // «Психологическая наука и образование», 1998 г., № 2.
25.Матейчек З. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского. - М.: Просвещение, 1992. - 320 с.
26.Мухина В.С. Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия Учеб. пособие для студ. пед. вузов 5-е изд.,испр. – М: ИЦ Академия , 2005 – 624 с.
27.Немов Р.С. Психология: Психология образования. Кн. 2. М.: Владос, 1994, 537 с
28.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
29.Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания.- М, 1981. - 216с.
30.Прихожан А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст 2-е изд.:Спб. пер. Питер 2007 - 192 с.
31.Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Личностный аспект: Дис. д-ра психол. наук. М., 1996.
32.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.// «Психологическая наука и образование» 1998, №2.
33.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с
34.Психологический тренинг с подростками. / Под ред. Л.Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.
35.Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Изд дом «БАХРАХ» - 1998.
36.Родители и дети. Электронный ресурс. http://www.all-about-child.com/parents.html
37.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998
38.Румянцева Т.Г. «Понятие агрессивность в современной зарубежной психологии» / Вопросы психологии, 1991, № 1
39.Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
40.Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия. //http://www.fio.by/vypusk/Potok_58/group_1/user_3/istoria.htm
41.«Человек и агрессия» (дискуссионный клуб) / Общественные науки и современность, 1993, № 2
42.Юзефович Г.Я., Соколова В.Н. Трудные дети: беседы для родителей. Хабаровск, 1982. - 320 с.
43.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991 – 366 с.
44.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.
45.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков – М: Академический проект, 2005 –168 с.

Узнать стоимость работы