Принцип федерализма как фактор укрепления вертикали власти

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление
  • 1616 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 12.12.2012
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
Общая оценка тенденций развития федеративных отношений и региональной политики
Особенности межправительственных отношений в РФ
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако борьба с ельцинской практикой федерализма и отношений с регионами, к сожалению, осуществлялась в жестких формах и возникла опасность «с водой выплеснуть ребенка»: отказ от практики двусторонних сепаратных договорных отношений с регионами приводит к ослаблению сути и духа межправительственных отношений (соблюдении баланса интересов и реализации согласительных договорных процедур); приведение в соответствие региональных законов, норм и правил с федеральными поставило субъекты Федерации и муниципалитеты в узкие рамки, ограничив их законодательные инициативы; ликвидация многочисленных федеральных программ региональной направленности ограничивает использование эффективного программного подхода в государственном регулировании территориального развития.
Заметный сдвиг в балансе интересов в сторону федерального Центра и усиление централизма приводит ряд аналитиков к выводам о крахе российского федерализма и о том, что нынешняя политика содержит много угроз социально-экономического характера, в том числе и потенциальную угрозу превращения России в унитарное государство. Это весьма спорные утверждения. Во-первых, наведение порядка в стране и усиление авторитета власти, сопровождаемое выходом на траекторию экономического роста, задает более точные ориентиры и внушает больший оптимизм региональным властям и бизнесу, чем в предшествующие годы. Во-вторых, если исходить из гипотезы циклического развития федеративных отношений, использование нынешних механизмов политического контроля оправдано в качестве паллиативного решения проблемы до тех пор, пока не будут окончательно сформированы эффективные институты и условия для нового этапа децентрализации принятия решений. На нынешнем этапе выхода из экономического и политического кризиса усиление централизации власти и появление элементов унитаризма, по-видимому, оправдано, однако это не может продолжаться сколь угодно долго.
В действиях федеральной власти важные и нужные новации в сфере совершенствования федеративных отношений в России, к сожалению, зачастую продолжают носить противоречивый характер. Так, 29 мая 2004 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».
Значительная часть предложений направлена на запрет финансирования региональных структур федеральных органов власти из региональных и муниципальных бюджетов и исключение совместного финансирования бюджетных организаций и учреждений из бюджетов разного уровня. В принципе подобные меры достаточно давно назрели и их принятие должно приветствоваться и мы считаем, что в целом проект закона отражает правильный вектор совершенствования федеративных отношений в России, так как он ликвидирует многие проблемы, которые возникали на поле предметов совместного ведения Федерации, регионов и местного самоуправления при нечетких и «размытых» обязательствах сторон.
Данный законопроект исключительно масштабный – в соответствие с ним должны быть внесены изменения в 155 законодательных актов Российской Федерации и признаны утратившими силу 41 законодательный акт РФ. Однако внимательное рассмотрение проблемных блоков данного проекта закона показало, что, как и раньше, на практике реализуется унифицированный подход к разграничению предметов ведения и полномочий федерального, регионального и местного уровней без учета специфики российских регионов.
Сейчас пройден первый и важный шаг – наведение порядка в стране и возрождение ее единого экономического и правового пространства. Однако эти отдельные (хотя и масштабные) мероприятия не осуществлялись в русле единой и целостной концепции системных преобразований региональной политики и федеративных отношений. В результате укрепление вертикали власти не сопровождалось усилением горизонтальных интеграционных связей субъектов Федерации; региональная политика – по сути отошла на второй план в системе государственного управления; слабо развивались новые институты региональной политики и федерализма; не получила должного развития теория и практика российского конституционализма. Поэтому нам представляется, что именно разработка и осуществление такой целостной концепции и стратегии системных преобразований территориального устройства страны должно стать важнейшим направлением государственного строительства России на базе сильного конституционализма и верховенства закона, соблюдения прав и свобод граждан.

Список литературы:
Конституция Российской Федерации. Издательство: Виктория Плюс, 2007. – 48 с.
Введенский В., Горохов А. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Издательство: Серебряные нити, 2007. – 128 с.
Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.
Демократия и федерализм в России. Издательство: Росспэн, 2007. – 255 с.
Панкратов В. Основы избирательного права и Основной закон страны // Российская юстиция. – 2003. – № 12 – С.45.
Полищук Л. Правовые основы федеративного государства: гибкие или жесткие. Канадский опыт и российские дилеммы // Тезисы семинара «Правовые и экономические аспекты федерализма в России и Канаде». Новосибирск, 2003.
Шевцов В. Федерализм и Россия. История. Проблемы. Перспективы. Издательство: Элит, 2008. 2 т.
Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.
Введенский В., Горохов А. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Издательство: Серебряные нити, 2007. – 128 с.
Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.
Шевцов В. Федерализм и Россия. История. Проблемы. Перспективы. Издательство: Элит, 2008. 2 т.
Введенский В., Горохов А. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Издательство: Серебряные нити, 2007. – 128 с.
Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.
Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.
Демократия и федерализм в России. Издательство: Росспэн, 2007. – 255 с.
Введенский В., Горохов А. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Издательство: Серебряные нити, 2007. – 128 с.
Введенский В., Горохов А. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Издательство: Серебряные нити, 2007. – 128 с.
Демократия и федерализм в России. Издательство: Росспэн, 2007. – 255 с.
Введенский В., Горохов А. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Издательство: Серебряные нити, 2007. – 128 с.
Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.
Полищук Л. Правовые основы федеративного государства: гибкие или жесткие. Канадский опыт и российские дилеммы // Тезисы семинара «Правовые и экономические аспекты федерализма в России и Канаде». Новосибирск, 2003.
Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.












2

1.Конституция Российской Федерации. Издательство: Виктория Плюс, 2007. – 48 с.
2.Введенский В., Горохов А. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Издательство: Серебряные нити, 2007. – 128 с.
3.Глигич-Золотарева М. Правовые основы федерализма. Издательство: Юристъ, 2007. – 422 с.
4.Демократия и федерализм в России. Издательство: Росспэн, 2007. – 255 с.
5.Панкратов В. Основы избирательного права и Основной закон страны // Российская юстиция. – 2003. – № 12 – С.45.
6.Полищук Л. Правовые основы федеративного государства: гибкие или жесткие. Канадский опыт и российские дилеммы // Тезисы семинара «Правовые и экономические аспекты федерализма в России и Канаде». Новосибирск, 2003.
7.Шевцов В. Федерализм и Россия. История. Проблемы. Перспективы. Издательство: Элит, 2008. 2 т.

Вопрос-ответ:

Какой принцип является фактором укрепления вертикали власти?

Принцип федерализма.

Какие являются особенности межправительственных отношений в Российской Федерации?

В Российской Федерации особенности межправительственных отношений включают отказ от практики двусторонних сепаратных договорных отношений с регионами, что приводит к ослаблению сути и духа межправительств.

Что характеризует общую оценку тенденций развития федеративных отношений и региональной политики?

Общая оценка тенденций развития федеративных отношений и региональной политики свидетельствует о борьбе с ельцинской практикой федерализма и отношений с регионами, которая, к сожалению, осуществлялась в жестких формах и вызвала опасность отказа от практики двусторонних сепаратных договорных отношений.

Какие факторы приводят к ослаблению федерализма и отношений с регионами?

Ослаблению федерализма и отношений с регионами приводят такие факторы, как борьба с ельцинской практикой, осуществляемая в жестких формах, и отказ от практики двусторонних сепаратных договорных отношений.

Какие последствия возникают при отказе от практики двусторонних сепаратных договорных отношений с регионами?

При отказе от практики двусторонних сепаратных договорных отношений с регионами возникает опасность с водой выплеснуть ребенка, что ослабляет суть и дух межправительств.

Каков принцип федерализма?

Принцип федерализма предполагает разделение власти между центральным правительством и региональными уровнями власти. Он обеспечивает баланс между уровнями власти и гарантирует самоуправление регионов.

Как федерализм влияет на укрепление вертикали власти?

Федерализм позволяет центральному правительству устанавливать общие принципы власти и координировать деятельность регионов. Таким образом, федерализм способствует укреплению вертикали власти и обеспечивает единый подход к решению проблем страны.

Какие тенденции развития федеративных отношений и региональной политики существуют?

Существует тенденция к усилению роли регионов в принятии решений и формировании политики страны. Также наблюдается усиление финансовой независимости регионов и расширение их полномочий в различных сферах.

Какие особенности межправительственных отношений в РФ?

Межправительственные отношения в РФ характеризуются совместной работой центрального правительства и региональных органов власти. Важным аспектом является согласительный механизм принятия решений и регулирования конфликтов между различными уровнями власти.

В чем опасность отказа от практики двусторонних сепаратных договорных отношений с регионами?

Отказ от практики двусторонних сепаратных договорных отношений с регионами может привести к ослаблению самоуправления регионов и укреплению центральной власти. Это может создать недовольство в регионах и обострить конфликты между центральным правительством и региональными органами власти.

Какой принцип лежит в основе федерализма?

Федерализм - это принцип организации политической системы, основанный на разделении власти между центральным государством и его составляющими частями (регионами, штатами и т.д.). Основной принцип федерализма - это принцип самоуправления регионов и их равноправия перед центральным государством.

Какие факторы укрепляют вертикаль власти при применении принципа федерализма?

Применение принципа федерализма способствует укреплению вертикали власти путем распределения полномочий между центральным и региональными органами власти. Центральное государство сохраняет решающую роль в определении основных направлений политики, а регионы получают большие возможности для самоуправления и влияния на процессы принятия решений.