Использование теории человеческих ресурсов в системе управления сестринским делом.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент
  • 3434 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 22.03.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕСТРИНСКИМ ДЕЛОМ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАЦИИ МУЗ «ГАТЧИНСКАЯ ЦРКБ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

5).

Рис. 5. Положительные результаты деятельности менеджера сестринского дела отделения анестезиологии и реанимации

Из всех участников анкетирования представление о теории человеческих ресурсов имеют только 40% (рис. 6).
Респонденты отметили, что в ракурсе использования теории человеческих ресурсов наибольшей заслугой старшей медсестры, как руководителя сестринского коллектива, является организация и проведение обучения медсестер (96%), поощрение сотрудников (96%), поддержка благоприятного микроклимата в отделении (91%) и грамотный найм сотрудников (91%) (рис. 7).

Рис. 6. Вопрос респондентам: «Знаете ли Вы, в чем состоит сущность теории человеческих ресурсов?»


Рис. 7. Элементы теории человеческих ресурсов в деятельности старшей медсестры отделения анестезиологии и реанимации

Практически все медработники (87,6%) признали необходимость существования должности менеджера сестринского дела в МУЗ «Гатчинская ЦРКБ».
Среди проблем, которые затрудняют работу менеджера сестринского дела, респонденты отметили низкий уровень организации условий труда (компьютеризация) и конкуренцию в деятельности со стороны старших сестер отделений (нечеткое распределение обязанностей).
Медработники высказали мнение по поводу знаний, которые необходимы менеджеру сестринского дела в работе более всего: менеджмент (96%), экономика (77%) и маркетинг (75,2%) (рис. 8).

Рис. 8. Необходимые знания для менеджера сестринского дела

По мнению сотрудников МУЗ «Гатчинская ЦРКБ», работу отделений учреждения могли бы улучшить следующие специалисты: менеджер по контролю качества ухода за больными – 35%; менеджер по снабжению медицинской аппаратурой и средствами ухода – 15%; менеджер по организации сервисных услуг населению – 7,5%; менеджер по контролю расходования и учета лекарственных средств – 5%.
Такое распределение связано с тем, что старшие медицинские сестры много времени тратят на участие в различных комиссиях (профилактика внутрибольничных инфекций; организации лечебного питания), что не позволяет им глубоко заниматься вопросами повышения квалификации персонала, проблемами качества сестринского ухода и внедрением в отделениях современного сестринского процесса.
В заключение исследования, респондентам было предложено выбрать теорию управления, которая наиболее была бы уместна в управлении сестринским коллективом – рис. 9.

Рис. 9. Вопрос респондентам: «Какая концепция в управлении, по Вашему мнению, наиболее подходит для руководства сестринским коллективом?»

Оказалось, что наиболее приемлемой для руководства сестринским коллективом явилась теория человеческих ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время чувствуется серьезный информационный недостаток в области медицинского менеджмента, возникший из-за серьезного разрыва между изменениями в теории и практике современного менеджмента и медленной реакцией на эти изменения системы здравоохранения, в т.ч. в сфере медицинского образования. Основной целью реформы медицинского управления становится достижение динамического равновесия между медицинской, социальной и экономической эффективностями деятельности. Задачами менеджмента являются создание условий для максимального использования всего потенциала медицинской организации: интеллектуального, научного, технологического, материального, чтобы добиться ситуации, при которой постоянные изменения и улучшения становятся нормой жизни.
Таким образом, проведенное исследование использования теории человеческих ресурсов в системе управления сестринским персоналом отделения анестезиологии и реанимации МУЗ «Гатчинская ЦРКБ» позволило сделать следующие выводы:
Основными задачами старшей медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации как менеджера сестринского дела являются создание благоприятного микроклимата в коллективе, обеспечение отделения лекарственными средствами, расходными материалами, медицинской аппаратурой и средствами ухода и обучение медсестер на рабочем месте.
Данная деятельность способствует повышению экономической эффективности работы отделения, освобождению медицинских сестер от части обязанностей (административных, документация и пр.).
Негативным фактором стало то, что далеко не все медицинские сестры имеют представление о теории человеческих ресурсов.
В ракурсе рассмотрения данной теории оказалось, что старшая медсестра активно занимается организацией и проведением обучения медсестер, поощряет сотрудников за заслуги, поддерживает благоприятный микроклимат в отделении, осуществляет найм высококвалифицированных сотрудников.
Практически все медработники признали необходимость существования должности менеджера сестринского дела в МУЗ «Гатчинская ЦРКБ». Среди проблем, которые затрудняют его работу респонденты отметили низкий уровень организации условий труда (низкое обеспечение отделения компьютерной техникой, которая могла бы облегчить работу медсестер с медицинской документацией).
По мнению сотрудников МУЗ «Гатчинская ЦРКБ», работу отделений учреждения в целом могли бы улучшить менеджеры по контролю качества ухода за больными, менеджер по снабжению медицинской аппаратурой и средствами ухода, менеджер по организации сервисных услуг населению, менеджер по контролю расходования и учета лекарственных средств. Затраты ЛПУ на данных специалистов оправдались бы в виду того, что они помогли бы взять на себя часть обязанностей главной и старших медицинских сестер, загруженных основной работой по отделениям и более качество организовать эти стороны деятельности больницы.
Такое распределение связано с тем, что старшие медицинские сестры много времени тратят на участие в различных комиссиях (профилактика внутрибольничных инфекций; организации лечебного питания), что не позволяет им глубоко заниматься вопросами повышения квалификации персонала, проблемами качества сестринского ухода и внедрением в отделениях современного сестринского процесса.
Оказалось, что наиболее приемлемой для руководства сестринским коллективом МУЗ «Гатчинская ЦРКБ» в настоящее время явилась теория человеческих ресурсов.
В настоящее время службы управления персоналом медицинских организаций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой порой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 30 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и мышления, расширении гарантий занятости трудовых ресурсов.
Поэтому если стремиться заменить не то, что человек делал на одном конкретном месте, а все его личные способности, т.е. пользу, которую мог бы принести он, на всех местах, где он смог трудиться в организации вообще, то издержки на такую замену будут оправданы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Двойников С.И. Менеджмент в сестринском деле: Учебное пособие / С.И. Двойников.- 2-е изд. – Ростов н/д: Феникс, 2007.- 511 с.
Двойников С.И. Управление развитием сестринского персонала: учеб. пособие / С.И. Двойников, Л.А. Карасева.- М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. - 119 с.
Дьяченко В.Г., Капитоненко Н.А., Киселев С.Н., Пригорнев В.Б., Солохина Л.В., Ципкина С.В., Гончарова О.П. Менеджмент в здравоохранении (социально-экономические проблемы организации медицинской помощи населению, способы разрешения, методы и функции управления). Учеб.-метод. Пособие// под ред. проф. В.Г. Дьяченко. – Изд. ДВГМУ – Хабаровск, 2002. – 644 с.
Ищук Т.Н. Педагогическая работа медсестры-руководителя / Т.Н. Ищук // Сестринское дело. - 2007. - № 8. - С. 4 - 6.
Лутиков А.С. Управление сестринским персоналом: специфика и проблемы / А.С. Лутикова, А.В. Пьяных // Медицинская сестра. - 2007. - № 8. - С. 29 - 30.
Система показателей качества сестринской помощи / И.Г. Новокрещенова [и др.] // Здравоохранение РФ. - 2008. - № 3. - С. 37 - 39.
Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской помощи: учеб. Пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 176 с.
Тарасова Ю.А. и др. Современная организация сестринского дела: учебное пособие / Ю.А. Тарасова, Э.О. Костюкова, З.Е. Сопина, О.В. Александрова, Л.Е. Сунгурова, И.А. Фомушкина, М.Б. Бершадская; под ред. З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 576 с.
Теории управления о роли человека в организации // Режим доступа: [http://www.persona-nova.ru/article3.html].














ПРИЛОЖЕНИЕ



Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые респонденты! Просим Вас принять участие в анкетировании, которое позволит выявить сущность использования теории человеческих ресурсов в управлении коллективом среднего медперсонала отделения анестезиологии и реанимации МУЗ «Гатчинская ЦРКБ».

Выделите Ваш вариант ответа.

Ваша должность:
- заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом;
- главная медсестра;
- старшая медсестра;
- медицинская сестра;
- менеджер сестринского дела;
- медсестра - координатор.
Возраст:
- до 25 лет;
- 26 – 40 лет;
- 41 – 55 лет;
- старше 55 лет.
Стаж медицинской деятельности:
- до 5 лет;
- 6 – 15 лет;
- 16 – 30 лет;
- более 30 лет.
Квалификационная категория:
- высшая;
- первая;
- вторая;
- нет категории.
Укажите, какие виды деятельности выполняет менеджер сестринского дела в отделении анестезиологии и реанимации:
- организация работы среднего медперсонала;
- организация сестринского ухода;
- обеспечение отделения лекарственными средствами, расходными материалами, медицинской аппаратурой и пр.;
- обучение медицинских сестер на рабочем месте;
- организация повышения квалификации медсестер;
- информационная деятельность для пациентов и их родственников;
- создание в коллективе благоприятного микроклимата для работы;
- развитие отделения;
- другое _____________________________________________________
Какие положительные результаты работы менеджера сестринского дела в отделении анестезиологии и реанимации Вы можете отметить:
- улучшилось качество работы медсестер;
- улучшилось мнение врачей о работе медсестер;
- у медсестер увеличилось время на непосредственный сестринский уход (за счет переноса некоторых функций на менеджера сестринского дела);
- улучшилось мнение пациентов о медицинской помощи в отделении;
- улучшилось материальное обеспечение отделения;
- увеличился поток пациентов в отделении, повысилась экономическая эффективность работы отделения;
- другое ______________________________________________________
Имеете ли Вы представление о том, в чем сущность «теории человеческих ресурсов»?
- да;
- нет;
- не совсем.
Какие элементы теории человеческих ресурсов старшая медсестра отделения анестезиологии и реанимации использует в своей деятельности?
- активно организовывает и проводит обучение медицинских сестер;
- поощряет сотрудников за заслуги, хвалит;
- способствует поддержанию благоприятного микроклимата в коллективе;
- способствует и поддерживает инициативу сотрудников по улучшению организации работы отделения;
- контролирует работу медицинских сестер и консультирует их, дает советы в работе;
- проводит найм сотрудников;
- затрудняюсь ответить;
- ничего не делает;
- свой вариант ________________________________________________
Нужен ли менеджер сестринского дела в отделениях МУЗ «Гатчинская ЦРКБ»?
- да;
- нет.
Какие проблемы затрудняют работу менеджера сестринского дела в отделениях МУЗ «Гатчинская ЦРКБ»? _____________________________
___________________________________________________________
Какие знания необходимы руководителям, менеджерам сестринского дела более всего?
- менеджмент;
- маркетинг;
- экономика;
- социология;
- теория сестринского дела;
- психология;
- юридические знания;
- другие ____________________________________________________
Какие должности менеджеров могли бы улучшить работу отделений МУЗ «Гатчинская ЦРКБ»?
- менеджер по контролю качества ухода за больными;
- менеджер по снабжению медицинской аппаратурой и средствами ухода;
- менеджер по организации сервисных услуг населения;
- менеджер по контролю расходования и учета лекарственных средств;
- другой вариант _______________________________________________
Какая концепция в управлении, по Вашему мнению, наиболее подходит для руководства сестринским коллективом?
- теория человеческих отношений;
- классическая теория;
- теория человеческих ресурсов;
- комплекс применения постулатов всех трех теорий;
- другая _____________________________________________________

Спасибо!








2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Двойников С.И. Менеджмент в сестринском деле: Учебное пособие / С.И. Двойников.- 2-е изд. – Ростов н/д: Феникс, 2007.- 511 с.
2.Двойников С.И. Управление развитием сестринского персонала: учеб. пособие / С.И. Двойников, Л.А. Карасева.- М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. - 119 с.
3.Дьяченко В.Г., Капитоненко Н.А., Киселев С.Н., Пригорнев В.Б., Солохина Л.В., Ципкина С.В., Гончарова О.П. Менеджмент в здравоохранении (социально-экономические проблемы организации медицинской помощи населению, способы разрешения, методы и функции управления). Учеб.-метод. Пособие// под ред. проф. В.Г. Дьяченко. – Изд. ДВГМУ – Хабаровск, 2002. – 644 с.
4.Ищук Т.Н. Педагогическая работа медсестры-руководителя / Т.Н. Ищук // Сестринское дело. - 2007. - № 8. - С. 4 - 6.
5.Лутиков А.С. Управление сестринским персоналом: специфика и про-блемы / А.С. Лутикова, А.В. Пьяных // Медицинская сестра. - 2007. - № 8. - С. 29 - 30.
6.Система показателей качества сестринской помощи / И.Г. Новокреще-нова [и др.] // Здравоохранение РФ. - 2008. - № 3. - С. 37 - 39.
7.Сопина З.Е., Фомушкина И.А. Управление качеством сестринской по-мощи: учеб. Пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 176 с.
8.Тарасова Ю.А. и др. Современная организация сестринского дела: учебное пособие / Ю.А. Тарасова, Э.О. Костюкова, З.Е. Сопина, О.В. Александрова, Л.Е. Сунгурова, И.А. Фомушкина, М.Б. Бершадская; под ред. З.Е. Сопиной. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 576 с.
9.Теории управления о роли человека в организации // Режим доступа: [http://www.persona-nova.ru/article3.html].

Вопрос-ответ:

Какая тема освещается в статье?

Тема статьи - использование теории человеческих ресурсов в системе управления сестринским делом.

Что содержится в главе 1 статьи?

Глава 1 называется "Менеджмент в работе медицинских сестер" и, вероятно, содержит информацию о роли менеджмента в сестринском деле.

О чем говорится в главе 2 статьи?

Глава 2 носит название "Теория человеческих ресурсов в системе управления сестринским коллективом" и, скорее всего, рассматривает принципы и методы применения теории человеческих ресурсов в сестринском управлении.

Какой пример анализируется в главе 3 статьи?

В главе 3 анализируется использование теории человеческих ресурсов в системе управления сестринским делом на примере отделения анестезиологии и реанимации в МУЗ Гатчинская ЦРКБ.

Какие положительные результаты деятельности менеджера сестринского дела рассматриваются в приложении 5?

В приложении 5 рисуется положительные результаты деятельности менеджера сестринского дела в отделении анестезиологии и реанимации, но конкретные детали неизвестны.

Какая теория используется в управлении системой сестринского дела?

В управлении системой сестринского дела используется теория человеческих ресурсов.

Какой главной темой затрагивает Глава 1 статьи?

Глава 1 статьи затрагивает тему "Менеджмент в работе медицинских сестер".

Каким образом теория человеческих ресурсов влияет на систему управления сестринским коллективом?

Теория человеческих ресурсов влияет на систему управления сестринским коллективом, предоставляя подходы и инструменты для эффективного использования человеческого потенциала, развития персонала и повышения уровня удовлетворенности работников.

Какие результаты показываются в приложении 5 статьи?

В приложении 5 статьи показываются положительные результаты деятельности менеджера сестринского дела отделения анестезиологии и реанимации, особенно в контексте использования теории человеческих ресурсов в системе управления.