Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика метода опроса
Глава 2. Разновидности метода опроса
2.1. Анкетирование
2.2. Интервьюирование
2.3. Социометрический опрос
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Здесь не исключаются и указания на противоречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а теперь другое»), и просьбы пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом...»), и уточняющие вопросы («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых – до 1 – 1,5 часа, учащихся – 45 минут. Однако практика ряда западных социологов, в частности изученный нами опыт интервьюирования в Институте Макса Планка по проблемам развития образования и человека (Берлин), показывает, что глубокое интервьюирование в сочетании с использованием метода изучения биографий в ряде случаев достигает 4 часов.
Качество получаемой в ходе интервью информации определяют четыре фактора: личность респондента, личность интервьюера, качество инструмента, ситуация интервью.
Начнём с личности респондента, его компетентности, уровня информированности, искренности, готовности высказать свое мнение. Компетентными для интервьюера лицами можно считать тех, у кого область вопросов, где они хорошо осведомлены, совпадает с предметом исследования. Иногда интервьюеры сталкиваются с тем, что респонденты не осознают границ своей компетентности и выходят далеко за ее пределы. Здесь важно видеть, какие мнения респондента сложились под влиянием практической деятельности и личного опыта, а какие – не связаны с ними.
В некоторых случаях у респондентов возникают психологические барьеры и защитные реакции. Задача интервьюера – их преодолеть и вызвать доверие к себе. Здесь важно знать, что респондент может стремиться уклониться от ответа, скрыть свое мнение, особенно если он сам его оценивает как не соответствующее общепринятому. Поэтому интевьюер должен добиваться искренности и активности респондента. Этому могут способствовать контрольные вопросы, введение в беседу неожиданных и интересных для респондента поворотов.
Существенно влияет на ответы и поведение опрашиваемого реакция интервьюера: похвала, одобрительное движение головой, мимика. В ходе интервью недопустимы поучения, демонстрация превосходства над опрашиваемым, унижение чувства собственного достоинства, подчеркивание различий в мировоззренческих взглядах и установках.
Что касается выбора места и времени интервью, то, во-первых, оно не должно проходить в присутствии лиц, доставляющих респонденту дискомфорт, особенно, если обсуждаются «щекотливые» вопросы. Во-вторых, интервью не должно быть чрезмерно длительным и утомительным. В-третьих, нельзя вести запись беседы с помощью технических средств без разрешения респондента. Само время проведения интервью должно его в полной мере устраивать, чтобы не возникало ситуации спешки.
2.3. Социометрический опрос
Метод социометрического опроса был разработан в 1930-х гг. американским социологом Дж. Морено и получил затем широкое распространение как в социологии, так и в социальной психологии. Он направлен на изучение и измерение межличностных отношений и используется преимущественно для анализа поведенческих ситуаций в малой группе. Метод состоит в исследовании структуры межличностных отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных ее членами по тому или иному критерию.
С помощью социометрического опроса происходит выявление неофициальных лидеров и «изгоев» в малых группах, анализируется социально-психологический климат, изучается дифференциация коллектива на социально-психологические группировки, определяются причины конфликтов (межличностных, личностно-групповых, межгрупповых), рассматриваются проблемы оптимизации взаимодействий в малых группах.
Социометрический опрос принципиально отличается от других разновидностей социологического опроса. Суть его состоит в том, что респонденту предлагается по тому или иному критерию выбрать одного или нескольких членов группы. Сами критерии формулируются в вопросах (например: «С кем из членов бригады вы хотели бы вместе работать, а с кем – нет?» или «Кого из членов вашей бригады вы оставили бы в ней при формировании коллектива заново? А кого следовало бы уволить в первую очередь?»). Анализ ответов позволяет социологу выявить структуру социально-психологических отношений в группе.
Сами «социометрические» вопросы можно построить по номинальной или по порядковой шкале («Назовите трех членов группы в том и другом случае», «Проранжируйте всех членов бригады в том и другом случае, начиная с первого номера»), могут быть параметрическими (с ограниченным числом выборов) и непараметрическими (можно указывать любое число членов группы), обычными и аутосоциометрическими (последние предполагают просьбу респонденту оценить, кто из других опрашиваемых членов бригады отдаст ему свой выбор).
Социометрические опросы не гарантируют полной анонимности, поскольку касаются членов группы. Это обстоятельство приводит к снижению искренности ответов. Чтобы избежать его или хотя бы ограничить, применяются специальные процедуры: тщательно разъясняется научный характер опроса, гарантируется сохранение тайны либо исследователь ставится в ситуацию, когда он не знает, под каким номером «скрывается» тот или иной член коллектива.
Обработка данных, обобщение и способ представления материала осуществляются с помощью социометрической матрицы – таблицы, состоящей из нулей и единиц. В результате анализа данных опроса рассчитываются различные социометрические индексы: интегрированности группы, разобщенности группы, взаимных симпатий, взаимных антипатий, взаимной индифферентности, конфликтности группы и др.
Заключение
Методы – это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.
В исследование социально-экономических и политических процессов при сборе первичных данных используют четыре основных метода. У метода опроса есть свои достоинства, но и ограничения. Он является универсальным, поскольку выступает как источник знания о внутренних побуждениях людей и одновременно о событиях прошлого или настоящего. Это гибкий метод, ибо позволяет моделировать любые ситуации, нужные исследователю. Наконец, это надёжный метод, так как при наличии системы контроля он дает не менее достоверную и качественную информацию, чем методы изучения документов или социологическое наблюдение.
Значение метода опроса тем больше, чем меньше по изучаемой проблеме статистических данных, документальной информации, возможностей проведения наблюдения, эксперимента. Причем этим методом можно пользоваться в отношении практически любых слоев населения. Чтобы опрос как метод исследования был эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полученным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных условий опроса отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших любителей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.
Главное ограничение метода опроса состоит в том, что данные, полученные с помощью опроса, выражают субъективное мнение респондентов, поэтому их нельзя абсолютизировать, а обязательно нужно проверить информацией объективного характера, добытой иными методами. Отсюда следует важный вывод: для получения надежной, достоверной социологической информации опрос необходимо комбинировать с другими методами.
Список используемой литературы
Волков Ю.Г. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 572 с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2007. – 512 с.: ил.
Горбова Г.А., Самыгин С.И. Основы социологии и политологии. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – 336 с.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. М.: ИНФРА-М, 2003. – 232 с.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.
Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
Кравченко А.И. Социология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
Кравченко А.И. Социология. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 536 с.
Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть I. Ответственный редактор доктор философских наук А.Г. Эфендиев. М.: Об-во «Знание» России, 1994. – 192 с.
Приложение
ВОПРОСЫ
По структуре По функциям По содержанию По форме закрытые основные вопросы о событиях, фактах прямые открытые контрольные вопросы о мотивах, оценках косвенные полузакрытые фильтрующие прожективные контактные ловушки
Схема 1. Классификация вопросов
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – С. 144.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2007. – С. 78.
Кравченко А.И. Социология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 20.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 120.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – С. 168 – 169.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – С. 169.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 121.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 122.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 122.
Там же. С. 123.
Кравченко А.И. Социология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 461.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 123 – 124.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – С. 170.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – С. 173 – 174.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 125 – 126.
Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – С. 175 – 176.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 128.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 128.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 129.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 129 – 130.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 131.
Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – С. 131 – 132.












3

Список используемой литературы
1.Волков Ю.Г. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 572 с.
2.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2007. – 512 с.: ил.
3.Горбова Г.А., Самыгин С.И. Основы социологии и политологии. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. – 336 с.
4.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. М.: ИНФРА-М, 2003. – 232 с.
5.Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
6.Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2006. – 176 с.
7.Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
8.Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.
9.Кравченко А.И. Социология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
10.Кравченко А.И. Социология. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 536 с.
11.Основы социологии. Курс лекций. Изд. 2-е, испр. Часть I. Ответственный редактор доктор философских наук А.Г. Эфендиев. М.: Об-во «Знание» России, 1994. – 192 с.

Узнать стоимость работы