Вам нужен реферат?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Власть и оппозиция в современной России

  • 14 страниц
  • 6 источников
  • Добавлена 28.11.2006
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание:
1.Конституционные основы власти и оппозиции в Российской Федерации
2. Механизмы взаимодействия оппозиции и власти в России
Список используемой литературы:

Фрагмент для ознакомления

Работа парламента, который мог бы взвалить на свои плечи львиную долю реальных проблем - парализована послушным президенту и правительству большинством. Власть, по сути, узурпирована, отсутствует выборность и сменяемость, нарушается принцип равного участия всех субъектов политики в выборах, присутствуют двойные стандарты.[6]
Оппозиционные действия активизируются, как правило, в периоды войн, экономических кризисов, глубоких общественных преобразований. Экономические потрясения, массовое обнищание стимулируют недовольство населения, питают его оппозиционность.
Взаимоотношения между властью и оппозицией зависят от характера политической системы. В тоталитарной и авторитарной политических системах они антагонистичны. И власть и оппозиция не признают право друг друга на существование. Власть подавляет и преследует оппозицию, а оппозиция стремится свергнуть существующую власть. В этом случае политика становится сферой жесткого противостояния власти и оппозиции.
В демократических политических системах существует возможность конструктивного взаимодействия политических сил, находящихся у власти, и противостоящих им сил. Оппозиция может использовать различные формы влияния на власть
Существуют различные критерии для классификации оппозиции.
По характеру требований к власти различаются оппозиция умеренная и радикальная. Умеренная оппозиция функционирует в рамках существующей системы, а радикальная стремится ее ликвидировать, заменив иной, отвечающей ее собственным представлениям.
В зависимости от содержания политического курса оппозиция может быть конструктивной и деструктивной, Первая формулирует содержательные, деловые предложения, отвечающие национальным интересам. Действия второй носят разрушительный для общества характер.
В зависимости от условий функционирования различают оппозицию легальную, нелегальную и полулегальную.
Легальная оппозиция соблюдает основные законы и принципы существующей политической системы, считает неприемлемым использование силы для прихода к власти. Ее представители открыто и активно участвуют в политической жизни общества. Формы такого участия многообразны: избирательная деятельность, критика правительственного курса, влияние на принятие политических решений, участие при определенных обстоятельствах в деятельности властных структур. Власть и оппозиция, несмотря на наличие очевидных противоречий, проявляют лояльность друг к другу, готовность к сотрудничеству и диалогу, особенно в кризисных ситуациях. Нелегальная оппозиция действует вне рамок существующей политической системы, ее права и притязания не признаются властными структурами. По собственной инициативе или реагируя на репрессии со стороны власти, она использует насильственные средства борьбы. Наконец, полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от прямого противостояния власти, но в то же время и не сотрудничают с ней.
Проблема взаимоотношений власти и оппозиции остроактуальна для посткоммунистических государств. В этих государствах власти противостоят прежде всего силы реставраторской направленности и демократические оппоненты проводимому курсу. В отношении каждого из этих видов оппозиции власть должна избрать оптимальную линию поведения.
Для успеха реформ власти следует руководствоваться не принципами формальной демократии, а стремлением воспрепятствовать реставраторским силам восстановить отжившие общественные порядки. Утверждение демократии как формы организации власти возможно лишь при условии ограничения активности ее противников. В этом обстоятельстве коренится целесообразность использования авторитарной формы правления в период перехода к демократии.
Как показывает практика, реформируемое общество неизбежно вступает в этап, когда недовольство части населения результатами проводимого курса порождает не только антидемократические тенденции, но и демократическую оппозицию. Взаимодействие с этой оппозицией требует от власти лояльности, готовности к диалогу по проблемам корректировки курса реформ и реализации конструктивных альтернатив ему. При этом власть должна избежать завышенной самооценки себя в качестве единственного носителя демократических ценностей, уметь правильно соотносить стратегические и тактические аспекты внутриполитической борьбы.
Со стороны демократической оппозиции требуются ответственное отношение к диалогу с властью, отказ от ее жесткой и бескомпромиссной критики, способной вызвать отрицательные для демократического процесса последствия. Неуступчивость демократической оппозиции и зацикленность на справедливости прежде всего собственных предложений может стать причиной разрушения демократического электората и ослабления общего потенциала режима.
Чтобы население поддерживало курс реформ, демократической оппозиции стратегически важно заставить власти дополнять его новыми вариантами развития. В механизме принятия решений приоритетом должны пользоваться базовые демократические ценности, а не конъюнктурные соображения сохранения или обретения власти.
Хотелось бы, чтобы власть исповедовала разделение функций властей, сменяемость и выборность правящей элиты, верховенство закона, возможность победившей партии формировать правительство, обеспечивала права и свободы личности и, наконец, сосуществовала вместе с легальной оппозицией.
Для этого нужно законодательно совершенствовать систему власти в целом.
Вектор, по которому нужно исправлять и прошлые ошибки и сегодняшние, - это создание условий не для самовоспроизводства власти, а для стимулирования естественной конкурентной среды. Именно в ситуации конкуренции с одинаковыми для всех условиями и правилами рождается сильная и умная власть. И здесь в первую очередь, действующая власть должна менять психологию подхода к конкурентам. Видеть в них оппонентов и создать как оппозиции, так и себе самим возможность взаимного оппонирования. Не комментирования друг друга, а реального влиятельного оппонирования. Это скрепляет и усиливает политическую систему государства, а не разделяет и раздирает ее.
Система устойчива и сильна тогда, когда сильная власть ограничена сильной оппозицией. Оппозицией, которая имеет шанс прийти к власти, - и потому страна не шатается от недовольства невозможностью перемен, а власть не позволяет себе допускать многочисленных ошибок. Если же система устроена с перекосом в монопольное управление с декоративной оппозицией, то именно в те пробоины, которые образуются между властью и обществом, и попадают ресурсы, силы, идеи, направленные на подрыв суверенности.
Список используемой литературы:
1. Конституция Р.Ф.
2.Федеральный Закон «О политических партиях»..
3.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2005 году. Российская газета. №4. 2005 год.
4.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
5.Козлова. Е.И. «Конституционное право России». Москва.2006 год. С-321.
6.Терешников К.С. «Некоторые острые аспекты формирования российской партийной системы». Автореферат. Москва. 2006 год. С -321.













2

Список используемой литературы:
1. Конституция Р.Ф.
2.Федеральный Закон «О политических партиях»..
3.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2005 году. Российская газета. №4. 2005 год.
4.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
5.Козлова. Е.И. «Конституционное право России». Москва.2006 год. С-321.
6.Терешников К.С. «Некоторые острые аспекты формирования российской партийной системы». Автореферат. Москва. 2006 год. С -321.

Узнать стоимость работы