Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Экспорт капитала Саудовской Аравии

  • 27 страниц
  • 19 источников
  • Добавлена 30.05.2009
288 руб. 960 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1. Саудовская Аравия – экономика и развитие страны
1.1. Нефть – основной источник капитала страны
1.2. Экономические и политические факторы повышения значения и роли Королевства в мире
2. Экспорт капитала в Саудовской Аравии : инвестиции в зарубежные страны
2.1. Организация Исламская конференция (фонд помощи на многостороннем уровне)
2.1.Фонды помощи на двустороннем уровне
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Новый закон о недвижимости разрешает иностранным гражданам владеть недвижимым имуществом в любой части страны, за исключением двух Священных городов: Мекки и Медины. Чтобы сделать экономику более прозрачной и повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке, Саудовская Аравия вносит значительные изменения в законы, регулирующие область деловых отношений. В настоящее время пересматриваются следующие законы: закон о рынке ценных бумаг, закон о компаниях, закон о посредничестве, закон о страховании, горный закон и закон о труде. Изменения в некоторых законах необходимы для того, чтобы ускорить процесс либерализации экономики. В Саудовской Аравии наиболее перспективными являются инвестиции в следующие сферы:
Нефтехимическая промышленность и вторичные отрасли
Добыча и распределение природного газа
Опреснение воды
Производство электроэнергии
Информационные технологии
Инфраструктура
Строительство
Ремонт и обслуживание недвижимого имущества
Промышленное оборудование и запасные части
Горная промышленность
Туризм
Крупнейшей нефтяной компанией страны является государственная Saudi Aramco, которая контролирует большинство концессий на разработку месторождений и 8 нефтеперерабатывающих заводов (общая мощность переработки около 1.75 млн. баррелей в сутки). В числе иностранных нефтяных компаний, работающих в Саудовской Аравии, можно назвать Arabian Oil Company (Япония), ExxonMobil, Shell и Chevron Texaco. Нефтяная транспортная инфраструктура включает 6400 км трубопроводов, 150 км нефтепродуктопроводов и 2200 км газопроводов. Самый значительный трансаравийский нефтепровод соединяет нефтепромыслы Персидского залива с портами в Красном море.
Специфика саудовского капитала состоит в том, что он тесно связан с государством и королевской семьей. Всеми делами в стране занимаются правящие кланы, либо близкие к ним группировки. Решения принимаются узким кругом людей 10-12 человек. У арабских инвесторов своя традиционная модель бизнеса, ключевыми пунктом которой является получение полного контроля над активами. Но за рубежом это не всегда возможно, поэтому арабские инвесторы десятилетиями держали деньги на счетах в американских банках. И только в последние годы правящая саудовская семья решила диверсифицировать вложения. Основными сферами ее интереса в Европе и США являются недвижимость, строительство, торговля и ценные бумаги. При этом саудовцы практически не инвестируют в другие отрасли. Во многом это связано с характером их капитала, который, по сути, является капиталом рантье. В этом его основное отличие от капитала западного в основе своей предпринимательского.
Более половины саудовских инвестиций приходится на долю США, но после событий 11 сентября 2001 года арабский капитал чувствует себя здесь неуютно. Однако многие специалисты отмечают, что заметный отток капиталов связан не с политическими опасениями, а с неопределенной экономической ситуацией в США. Доверие арабских инвесторов к американской экономике подорвано многочисленными корпоративными скандалами. По оценкам аналитиков, за последнее время Саудовская Аравия вывела из США порядка $200 млрд. Европа уже занимает весьма существенную долю в арабских зарубежных инвестициях (более 20%). Но ее экономика стагнирует, прибыльных проектов не слишком много. Наконец, Европа слишком тесно связана с США и потому проблему диверсификации инвестиций не решает. А инвестиции в Китай и страны Юго-Восточной Азии для арабских инвесторов не слишком актуальны. Сейчас КНР больше заинтересована в инвестициях, связанных с ввозом в страну высоких технологий, чего арабские инвесторы обеспечить не могут. И взоры арабских шейхов все чаще обращаются в сторону России. Однако пока страны только присматриваются друг к другу, а потому торгово-экономические связи Королевства с РФ незначительны и практически ограничиваются сферой торговли, которая в 2002 году составила $138,4 млн.
Подготовлен новый закон, который предусматривает более благоприятные условия для иностранных инвесторов. Реформа впервые позволит иностранным предприятиям приобретать в стране земельные участки. Реформируется также налогообложение иностранного капитала, которое регулируется так, чтобы он в возрастающей степени мог использоваться для инвестиций в королевстве. В Саудовской Аравии все еще существуют большие опасения, что часть народного хозяйства может попасть под иностранный контроль. Поэтому до сих пор зарубежный капитал зачастую обходил королевство стороной.
В конце 1999г. американские фирмы учствовали в 167 совместных предприятиях. Американский капитал составил в этих обществах в целом 2,25 млрд.долл., что равно 45% всех иностранных капиталовложений в стране. Вторым важнейшим инвестором была Япония, вложившая около 576,80 млрд.долл. в 35 объектов.
Во главу угла ставится вопрос о местных частных, государственных, а также иностранных инвестициях в Саудовскую Аравию. Кроме того, рассматривается вывоз капитала из Королевства за рубеж.
Хорошая экономическая инфраструктура, годовой прирост населения, составляющий 3,5%, стратегическое расположение страны и новый закон об иностранных инвестициях являются вескими причинами, по которым следует вкладывать капитал в перспективную Саудовскую Аравию.
Инвестиционный климат в Саудовской Аравии отражает проводимую политику либерального открытого рынка и частного предпринимательства, а новый закон об иностранных инвестициях позволяет иностранцам приобретать в полную собственность строящиеся объекты и недвижимость. Саудовская Аравия может гордиться современной инфраструктурой, соответствующей мировым стандартам.
Создание в стране иностранных фирм сопряжено с трудностями. Свобода передвижения ограничена многочисленными правилами. Получение въездной визы нередко приходится ожидать очень долго. Земельные участки в настоящее время наряду с местными частными лицами могут приобретать только поданные пяти других государств Кооперационного совета. Иностранцам разрешается участие в предприятиях в размере не более 49%.
Мировые нефтяные компании также рассматривают возможность вложения более 100 миллиардов долларов в добычу природного газа в течение 20 лет.
Кроме того, ожидается, что в развитие туристического сектора будет вложено более 6 миллиардов долларов национального капитала.
В стране подготовлена к реализации программа тендерного распределения инвестиционных проектов, крупнейшими из которых являются так называемые "Газовые инициативы" (Gas Initiative). В течение 6 лет планируется привлечь $20 млрд. в 10 проектов газового сектора. В рамках приватизации готовится 21 водный и энергетический проект общей стоимостью $12,8 млрд. К числу крупнейших инвестиционных проектов также можно отнести расширение газовых заводов Hawiyah и Juaymah, строительство аэропорта в Дубе и возведение 60 новых объектов в Медине. Весьма перспективным с точки зрения инвестиций является также туристический бизнес, обороты которого, по прогнозам экспертов, через 15 лет могут достигнуть $22 млрд. в год. Однако пока крупнейшими саудовскими компаниями, наиболее успешно привлекающими прямые иностранные инвестиции, остаются госкорпорации - нефтяная Saudi Aramco и нефтехимическая Saudi Basic Industries Corp. А самой притягательной для инвесторов по-прежнему является святая святых Королевства – нефтяная отрасль.












Заключение

В 70-е годы благодаря огромным доходам от нефти и важному военно-стратегическому положению роль Саудовской Аравии в международных отношениях и прежде всего среди мусульманских государств, значительно возросла. Эр-Рияд играет существенную роль в Совете сотрудничества Арабских государств Персидского залива. Саудовская Аравия- член ООН и Лиги арабских государств с 1945 года, с 1957г.- член МВФ и МБРР, с 1960г.- член Организации стран-экспортеров нефти. В 2005 году страна вступила в ВТО, что повлечет за собой либерализацию нескольких закрытых секторов экономики. В частности, вступление в ВТО открыло доступ на рынок Аравии Израилю. Это может привести к пересмотру участия Саудовской Аравии к бойкоту Израиля странами Лиги арабских государств. До сих пор включение страны в ВТО исключалось из-за жестких правил доступа иностранцев на ее внутренний рынок. Кроме этого, вхождение Королевства в ВТО обеспечивает устойчивый экспорт аравийской продукции на рынки развитых стран, привлечение зарубежных инвестиций.
Совет сотрудничества арабских государств персидского Залива (ССАГПЗ) был основан в 1981 году и включает Саудовскую Аравию, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт и Оман.С конца 60-х гг. Саудовская Аравия играет в арабском мире все возрастающую роль. Скачкообразный рост цен на нефть, с одной стороны, поражение Египта в войне с Израилем в 1967 г., а в последствии изоляция египетского режима в арабском мире – с другой, привели к тому, что Саудовская Аравия стала оказывать значительное влияние на ход событий в регионе. Межарабская политика Саудовской монархии носит многоплановый характер, отражая противоречивый процесс модернизации саудовского общества и его зависимость от мирового, прежде всего американского, империализма.

С одной стороны, страна резко осуждает агрессивную политику Израиля и помощь, которую оказывает ему США. Руководители Саудовской Аравии неоднократно объявляли о намерении использовать свою нефть в качестве политического оружия, чтобы вынудить США, страны Западной Европы и Японию оказать давление на Израиль и заставить его пойти на уступки арабам. В 1973 г. Саудовская Аравия действительно применила «нефтяное эмбарго». Значительная финансовая помощь оказывается многим арабским странам со стороны Саудовской Аравии. Стремясь к развитию отношений с арабскими странами, Саудовская Аравия преследует цель повлиять на их политику, с тем, чтобы они отказались от радикальных социально-экономических преобразований. Саудовская Аравия поддерживала Ирак в войне с Ираном и оказывала ему политическую и материальную помощь. В 1981 г. Саудовская Аравия и Ирак заключили соглашение об определении границы между ними, что решило давний спор о пограничном районе. Значительную финансовую помощь Саудовская Аравия оказала и другим арабским странам. Большая часть этой помощи оказывается формально безвозмездно.



Список литературы

20 век: явления века,страны,люди. - М.: Дело,2004. - 723 с.
Агаслы Э.Г. Межарабские экономические отношения. - М.:Прогресс,2007. - 736 с.
Багдасаров С.Б. Сырьевые ресурсы Азии.-М.:Прогресс,1995. - 274 с.
Богданович О., Семеницкий С.А. Страны мира. - М.: ИНФРА-М, 2001.-726 с.
Вачнадзе Г. Азия и Россия. Экономические связи. - М.: Прогресс,2007. 274 с.
Гукасян Г.Аравийская интеграция// МЭ и МО.-2004-№2.-С.80-90.
Котова Е.В.Процессы монополизации в странах Азии. - М.:Дело,2007.-453 с.
Матяш В.Н. Мировые инвестиционные потоки. - М.:ИНФРА-М,2004.-274с.
Международная информация нефтяной индустрии.- М.:Дело,2007 .-274с.
Мелкумян Е. Персидский залив// МЭ и МО.-2007-№9.-С.85- 91.
Мелкумян Е.С.: Новейшая история арабских стран Азии.- М.:ИНФРА-М,1988.- 452 с.
Овчаренко О. Страны мира сегодня.- М.:ИНФРА-М, 2003.- 374 с.
Петров В.В. Нефтяная геополитика// ЭКО.-2005-№5.- С.27-32.
Погорлецкий А.Ч. Экономика зарубежных стран.-М.:Прогресс,2007.- 462 с.
Сейфульмулюков И.А. ОПЕК в развивающемся мире.-М.:Прггресс, 2002.-362 с.
Страны мира: современный справочник. - М.:ЦБ РФ.-2005. - 398 с.
Страны мира: политико-экономичсеский справочник . - М.:ЦБ РФ.-2005. -725 с.
Яковлев А. Аравийские монархии на пороге эпохи// МЭ и МО.-2002-№5.-С.72-98.
Яковлев А. Саудовская Аравия: достижения реформ//МЭ и МО.-2001-№1.-С.97-104.

Агаслы Э.Г. Межарабские экономические отношения. - М.:Прогресс,2007. - 736 с.

Международная информация нефтяной индустрии.- М.:Дело,2007 .-274с.

Мелкумян Е. Персидский залив// МЭ и МО.-2007-№9.-С.91.

Погорлецкий А.Ч. Экономика зарубежных стран.-М.:Прогресс,2007.- 462 с.

Страны мира: современный справочник. - М.:ЦБ РФ.-2005. - 398 с.

Погорлецкий А.Ч. Экономика зарубежных стран.-М.:Прогресс,2007.- 462 с.

Вачнадзе Г. Азия и Россия. Экономические связи. - М.: Прогресс,2007. 274 с.

Погорлецкий А.Ч. Экономика зарубежных стран.-М.:Прогресс,2007.- 462 с.

Котова Е.В.Процессы монополизации в странах Азии. - М.:Дело,2007.-453 с.

Погорлецкий А.Ч. Экономика зарубежных стран.-М.:Прогресс,2007.- 462 с.













2

1. 20 век: явления века,страны,люди. - М.: Дело,2004. - 723 с.
2.Агаслы Э.Г. Межарабские экономические отношения. - М.:Прогресс,2007. - 736 с.
3.Багдасаров С.Б. Сырьевые ресурсы Азии.-М.:Прогресс,1995. - 274 с.
4.Богданович О., Семеницкий С.А. Страны мира. - М.: ИНФРА-М, 2001.-726 с.
5.Вачнадзе Г. Азия и Россия. Экономические связи. - М.: Прогресс,2007. 274 с.
6.Гукасян Г.Аравийская интеграция// МЭ и МО.-2004-№2.-С.80-90.
7.Котова Е.В.Процессы монополизации в странах Азии. - М.:Дело,2007.-453 с.
8.Матяш В.Н. Мировые инвестиционные потоки. - М.:ИНФРА-М,2004.-274с.
9.Международная информация нефтяной индустрии.- М.:Дело,2007 .-274с.
10.Мелкумян Е. Персидский залив// МЭ и МО.-2007-№9.-С.85- 91.
11.Мелкумян Е.С.: Новейшая история арабских стран Азии.- М.:ИНФРА-М,1988.- 452 с.
12.Овчаренко О. Страны мира сегодня.- М.:ИНФРА-М, 2003.- 374 с.
13.Петров В.В. Нефтяная геополитика// ЭКО.-2005-№5.- С.27-32.
14.Погорлецкий А.Ч. Экономика зарубежных стран.-М.:Прогресс,2007.- 462 с.
15.Сейфульмулюков И.А. ОПЕК в развивающемся мире.-М.:Прггресс, 2002.-362 с.
16.Страны мира: современный справочник. - М.:ЦБ РФ.-2005. - 398 с.
17.Страны мира: политико-экономичсеский справочник . - М.:ЦБ РФ.-2005. -725 с.
18.Яковлев А. Аравийские монархии на пороге эпохи// МЭ и МО.-2002-№5.-С.72-98.
19.Яковлев А. Саудовская Аравия: достижения реформ//МЭ и МО.-2001-№1.-С.97-104.

Узнать стоимость работы