Проблемы ценообразования в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 3636 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 11.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Теоретические основы ценообразования
1.1. Понятие ценообразования в РФ
1.2. Методы ценообразования
2. Проблемы ценообразования в РФ
2.1. Несовершенство законодательства
2.2. Государственное регулирование цен в отраслях естественных монополий
2.3. Налоговый контроль цен
2.4. Инфляция
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Одновременно возникает вопрос об источниках, которые могли бы предоставить информацию для такого расчета. Решением проблемы мог бы стать мониторинг цен, основанный на представляемых налогоплательщиками сведениях о ценах сделок, совершенных за период (либо в налоговый, либо в независимый орган). Форма отчетности должна содержать информацию в отношении каждого типа товара на базе Общероссийского классификатора об объеме реализации и цене. Если реализация одного и того же товара осуществлялась по разным ценам, то представляется информация в отношении каждого уровня цены. Учитывая, что цена объективно может колебаться в зависимости от размера партии, реализуемой одному покупателю, возможно информацию представлять в разрезе розничных и оптовых продаж. Предпочтительной является подача сведений в электронном виде. Конечно, это усложнит процесс ведения учета и составления отчетности для налогоплательщиков. Возможно освобождение некоторых категорий налогоплательщиков (например, предприятия розничной торговли и общепита) от подачи сведений. Мониторинг цен позволил бы, с одной стороны, полностью решить проблему определения значения рыночной цены, а, с другой стороны, сделал возможным осуществлять контроль цен камерально, либо определять круг налогоплательщиков, в отношении которых должна быть проведена выездная проверка.
Расширение состава косвенных методов определения рыночной цены. Практика применения статьи 40 НК РФ показала, что статья «не работает» в отношении дорогостоящих объектов единичного производства (это касается и объектов недвижимости). Учитывая индивидуальность таких товарных единиц применение метода рыночной цены идентичных (однородных) товаров практически невозможно. В этом случае следует применять последовательно все перечисленные методы в статье 40 НК РФ. Однако метод цены последующей реализации не может использоваться, если не будет дальнейшей реализации этого объекта. Применение же затратного метода приводит, как правило, к заниженному результату. Предлагается дополнить состав косвенных методов определения рыночной цены, а именно:
-  метод сопоставимой рентабельности – в соответствии с данным методом рыночная цена определяется путем применения того или иного показателя рентабельности, рассчитанного от операционной прибыли независимой компании по сопоставимы сделкам к соответствующему базису (т.е. активам, затратам, продажам) по контролируемой сделке. Этот метод (как и следующий) предусмотрен законодательством США в части налогового регулирования трансфертного ценообразования;
-  метод распределения прибыли – используется для определения рыночной цены по операциям между взаимозависимыми лицами, когда эти операции носят уникальный характер. Рыночная цена определяется с учетом распределения прибыли между сторонами по контролируемой сделке, которое осуществляется на основе доступной информации о распределении прибыли между независимыми контрагентами по сопоставимой сделке исходя из осуществляемых сторонами по контролируемой сделке функций (принимаемых рисков, используемых активов);
-  метод обратного счета – представляет собой разновидность метода последующей реализации. Разработан д.э.н., проф. Павловой Л.П. применительно к нефтяной отрасли с целью определения рыночной цены сырой нефти посредством восстановления ее стоимости исходя их рыночных цен нефтепродуктов. Эффективен также для определения стоимости ресурсов, являющихся объектом обложения адвалорными ставками (акциз на табачную продукцию, налог на добычу полезных ископаемых), производимых (добываемых), обрабатываемых и реализуемых в виде конечных продуктов в рамках вертикально интегрированных компаний. Заслуживает внимания также американский опыт использования косвенных методов по «правилу лучшего метода», согласно которому применяется тот или иной метод исходя из сути осуществленной операции.
Ограничение корректировок рыночной цены. Многообразие условий, в которых осуществляется хозяйственная деятельность, объективно влияет на уровень цен. Согласно ст.49 НК РФ при определении рыночной цены учитываются обычные при заключении сделок между не взаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. Однако Кодекс не содержит даже косвенных ограничений размеров скидок, чем умело могут воспользоваться налогоплательщики. Грамотно составленный пакет документов сделает легитимной практически любую низкую цену. В этой связи целесообразно ввести определенные ограничения к размеру скидок. Общеизвестны методики расчета демпинговых цен. Учитывая, что все затраты на производство товаров (работ, услуг) условно делятся на переменные и постоянные (прямые и косвенные), демпинговая цена определяется на уровне переменных (прямых) затрат, скорректированных на коэффициент внутренней рентабельности. При этом предполагается, что постоянные затраты, являющиеся функцией времени и не зависящие от объема произведенной продукции (работ, услуг), компенсируются при реализации базового объема продукции, в связи с чем цена на продукцию (работы, услуги), реализуемые в рамках маркетинговой кампании, устанавливается на заниженном уровне за счет доли постоянных затрат в цене. Поэтому логично внести уточнения в ст. 40 НК РФ о том, что при маркетинговых мероприятиях окончательная цена с учетом скидок не может снижаться ниже уровня переменных (прямых) затрат на производство единицы продукции.
Устранение последствий трансфертного ценообразования. Борьба с трансфертным ценообразованием может заключаться не только в организации эффективного налогового контроля цен, но и в устранении последствий трансфертного ценообразования. С 2007 года перенос убытка на будущее в течение десяти лет будет осуществляться без ограничения по размеру налоговой базы (ст. 283 НК РФ). Таким образом, убыток стал привлекательным активом, который с выгодой можно продать и купить, что, как показывает мировой опыт, зачастую является важным мотивом в корпоративных реорганизациях. В связи с этим налоговое законодательство (а не только правоприменительная практика) должно содержать правила об ограничении права переноса убытков на будущее в тех случаях, когда приобретение убыточного бизнеса было совершено исключительно с целью уклонения от налогов. В зарубежной практике такие ограничения получили название лимитов на перенос корпоративных налоговых атрибутов. Однако при этом Налоговый кодекс не должен содержать полный запрет переноса права на вычет убытков от одного юридического лица другому по следующим причинам:  запрет ограничивает права налогоплательщиков, осуществляющих реорганизацию по коммерческой, а не налоговой причине; эта норма легко преодолевается, если приобретающей стороной будет выступать убыточная организация. Представляется, что наиболее целесообразно в ст. 283 НК РФ включить специальный критерий переноса убытков, которым является экономическая идентичность основной деятельности реорганизованной организации с основной деятельностью убыточной организации.

2.4. Инфляция
Инфляция представляет собой обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества и потребительской ценности. Перенасыщение экономики денежной массой влечет за собой в конечном итоге рост цен, однако такое соответствие между динамикой денежной массы и уровнем цен не всегда подтверждается при эконометрическом анализе основных макроэкономических показателей и факторов монетарной политики денежных властей. Эти величины, несомненно, взаимно влияют друг на друга, но направление данного влияния не очевидно, и до конца не изучено. Высказывается мнение, что сторонники монетарных воззрений путают причину и следствие – рост денежной массы является ответом на возросший уровень цен. То есть, фактически подразумевается, что для сохранения текущих значений скорости обращения денег и реального ВВП с ростом уровня цен денежная масса должна увеличиваться в соответствующей пропорции. Это и является основной задачей денежных властей страны. Однако здесь встает вопрос о пределах роста денежной массы, что в свою очередь подразумевает решение проблемы взаимоотношений между ЦБ, правительством и парламентом, их адекватном взаимодействии при решении стратегических задач кредитно-денежной политики. Необоснованная или преждевременная реакция денежных властей на изменение макроэкономической конъюнктуры может повлечь за собой далеко идущие последствия в долгосрочном периоде.
Наиболее сильно финансовый кризис поразил отечественные промышленные предприятия, что выразилось в кризисе платежей, резком спаде производства, снижении налогооблагаемой базы и нарастании бюджетного дефицита. Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила государственные предприятия возможности нормально осуществлять свою деятельность, обесценив их оборотные средства. В настоящее время инфляция в России определяется главным образом издержками производства, основной вклад в которые дают тарифы естественных монополий. Все это сделало невозможным формирование цивилизованных рыночных отношений в производственно-хозяйственной сфере. В первом полугодии 2007 г. темпы инфляции относительно аналогичного периода прошлого года замедлились более чем на 1.5 процентного пункта. Снижение темпов роста цен в первой половине текущего года было вызвано двукратным замедлением роста цен на аграрную продукцию — соответственно до 8 с 16.7% (вклад в снижение темпов инфляции — 1.9 п.п.). В условиях снижения темпов роста цен на непродовольственные товары базовая инфляция выросла до 4 с 1.8% год назад. Такое увеличение темпов роста цен на базовые продукты питания отчасти объясняется повышением в первом полугодии текущего года цен производителей пищевой продукции на 4.3%. В декабре 2008г. годовая инфляция в России составила 13,3%, Потребительские цены выросли на 0,2%, с начала месяца — 0,7%. В 2007 году инфляция по итогам года составляла 11,9%. Продолжили дорожать основные продукты питания. В тоже время бензин подешевел на 1,2%, дизельное топливо - на 0,9%. Минэкномразвития в последнем мониторинге  экономики России прогнозировало инфляцию по итогам 2008 года на уровне 13,2-13,4%. За период с 23 по 29 декабря 2008 года индекс потребительских цен составил 100,2%, с начала месяца - 100,7%, с начала года - 113,3% (в 2007г.: в целом за декабрь - 101,1%, с начала года - 111,9%). Бензин автомобильный подешевел на 1,2%, дизельное топливо - на 0,9% (Таблица №1).
В феврале 2009г. индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 98,4% (за период с начала года - 94,2%), индекс цен производителей - 127,7% (118,6%).

Таблица №1. Динамика цен на бензин автомобильный и ресурсы нефтепродуктов в феврале 2009 года, %
  К предыдущему месяцу Февраль 2009г. к декабрь 2008г. январь 2009г. февраль 2009г. февралю 2008г. декабрю 2008г. Индекс потребительских цен           на бензин автомобильный 92,7 95,8 98,4 94,0 94,2 в том числе:           марки А-76 (АИ-80 и т.п.) 92,0 95,9 98,7 95,3 94,6 марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 92,6 95,6 98,4 91,7 94,1 марки АИ-95 и выше 94,1 96,2 97,8 96,6 94,1 на дизельное топливо 92,5 96,3 98,7 98,7 95,1 Индекс цен производителей           на бензин автомобильный 70,2 92,9 127,7 94,8 118,6 в том числе:           марки А-76 (АИ-80 и т.п.) 74,6 94,0 116,5 90,6 109,5 марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 67,2 92,3 139,8 98,6 129,1 марки АИ-95 и выше 73,2 90,2 117,9 91,6 106,4 на дизельное топливо 70,8 105,0 112,9 86,1 118,5 Справочно Индекс потребительских цен на товары и услуги 100,7 102,4 101,7 113,9 104,1 Индекс цен производителей промышленных товаров 92,4 98,2 102,8 94,2 101,0 В феврале 2009г. снижение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 66 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Магаданской области - на 9,9%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 8 субъектах Российской Федерации. Увеличение цен на бензин наблюдалось в 9 субъектах, в том числе в Республике Тыва на 8,2%. В Москве потребительские цены на бензин автомобильный за прошедший месяц в среднем стали ниже на 1,4%, Санкт-Петербурге - на 3,1%. (Диаграмма №1).
Диаграмма №1. Индексы потребительских цен и цен производителей по РФ, в % к декабрю 2007г.

В феврале 2009г. цены производителей на бензин автомобильный выросли на 27,7%. Он стал дороже в 16 субъектах Российской Федерации (от 0,2% в г.Москве до 2,0 раза в Республике Татарстан). На уровне января сохранились цены производителей на автомобильный бензин в Республике Саха (Якутия), в 3 субъектах отмечено его удешевление (от 6,2% в Ленинградской области до 0,1% в Тюменской области). В феврале цены производителей на нефть увеличились на 7,6% (за период с начала года снизились на - 2,7%), а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом выросли на 0,8% (за период с начала года - на 16,8%). Снижение инфляции — один из ключевых инструментов улучшения инвестиционной среды и увеличения экономического роста. Важными направлениями антиинфляционной политики являются: развитие экспорта и укрепление его базы; уход от сырьевой ориентации экспорта и переход на наукоемкие высокотехнологичные виды продукции; повышение эффективности экспортного и валютного контроля для прекращения оттока капитала за рубеж и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов по этим операциям.
Заключение
В данной работе было проведено рассмотрение проблем ценообразования в России.
Ценообразование представляет собой процесс формирования, движения и использования цен на товар или услугу. Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления на рынке.
В совершенствовании нуждается законодательство о свободных, о регулируемых ценах. Большие возможности в части регулирования цен предоставляет антимонопольное законодательство, претерпевшее в последнее время значительные изменения. Так, появился закон о защите конкуренции, в мае 2007г. года вступили в силу поправки, направленные на введение оборотных штрафов, в первом чтении приняты поправки в закон об электроэнергетике, подготовлены поправки в Земельный кодекс. То есть, ведомством ведется активная работа по совершенствованию законодательства в части регулирования цен. Действующий в отраслях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования, в том числе инфраструктурных монополий, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности. Приоритетными направлениями совершенствования ценовой политики должны стать системный анализ состояния ценовой сферы, исходя из задач практической реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, и преодоление негативных проявлений сложившихся деформаций в системе цен и ценообразования.
Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом монопольной политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать её сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
Налоговый контроль цен требует совершенствования. Практика применения статьи 40 НК РФ свидетельствует о несовершенстве ее понятийного аппарата, что, с одной стороны, является формальным основанием невозможности доначисления налогов в случаях очевидного занижения стоимостной налоговой базы, а, с другой стороны, проявляется соответственно в формальном подходе налоговых органов к налогоплательщикам, реализующим товары по отличным от рыночного уровня ценам, но объективным для конкретных условий.
Финансовый кризис оказал наибольшее влияние на отечественные промышленные предприятия, что выразилось в кризисе платежей, резком спаде производства, снижении налогооблагаемой базы и нарастании бюджетного дефицита. Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила государственные предприятия возможности нормально осуществлять свою деятельность, обесценив их оборотные средства.







Список использованной литературы
Абалкин Л. О новой концепции долгосрочной стратегии. //Вопросы экономики. 2008. № 3. - с.37-38.
Аганбегян А.Г. Экономика России на перепутье. //ЭКО. 2007. № 9. - с.3-28.
Базиков А.А. Экономическая теория. М.: Инфра – М, 2008. – 288с.
Бруч А.В. Инфляция снизилась. //Экономика и жизнь. 2007. №217. – 80с.
Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - с.30-32.
Ефимова Н.П.Федеральные целевые программы. //Финансы. 2006. №9.- 78с.
Журавлева Г.П. Экономическая теория. М.: Финансы и статистика, 2007. – 848 с.
Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Экономист, 2007. -861с.
Самуэльсон П.Э. Экономика. М.: Вильямс, 2007. – 1360с.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: «АСА», 2008. – 832с.
http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/50.htm



Журавлева Г.П. Экономическая теория. М.: Финансы и статистика, 2007. – 114 с.

Абалкин Л. О новой концепции долгосрочной стратегии. //Вопросы экономики. 2008. № 3. - с.38.

Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - с.31

Бруч А.В. Инфляция снизилась. //Экономика и жизнь. 2007. №217. – 56с.

http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/50.htm

http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/50.htm












2

Список использованной литературы
1.Абалкин Л. О новой концепции долгосрочной стратегии. //Вопросы экономики. 2008. № 3. - с.37-38.
2.Аганбегян А.Г. Экономика России на перепутье. //ЭКО. 2007. № 9. - с.3-28.
3.Базиков А.А. Экономическая теория. М.: Инфра – М, 2008. – 288с.
4.Бруч А.В. Инфляция снизилась. //Экономика и жизнь. 2007. №217. – 80с.
5.Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - с.30-32.
6.Ефимова Н.П.Федеральные целевые программы. //Финансы. 2006. №9.- 78с.
7.Журавлева Г.П. Экономическая теория. М.: Финансы и статистика, 2007. – 848 с.
8.Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Экономист, 2007. -861с.
9.Самуэльсон П.Э. Экономика. М.: Вильямс, 2007. – 1360с.
10. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: «АСА», 2008. – 832с.
11.http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/50.htm


Вопрос-ответ:

Какие методы ценообразования применяются в России?

В России применяются различные методы ценообразования, такие как себестоимостной метод, метод конкурентоспособной цены, метод предельной прибыли и др.

Какие проблемы связаны с несовершенством законодательства о ценообразовании в России?

Несовершенство законодательства о ценообразовании в России ведет к нечеткому определению понятий и принципов ценообразования, проблемам с контролем за ценами и возникающими спорами между субъектами.

Как государственное регулирование цен в отраслях естественных монополий влияет на ценообразование в России?

Государственное регулирование цен в отраслях естественных монополий в России может приводить к неоправданному ограничению возможностей предприятий в установлении цен и созданию конкурентной среды на рынке.

Каким образом налоговый контроль цен влияет на ценообразование в России?

Налоговый контроль цен в России может стимулировать предприятия к искажению ценовой политики, что может негативно сказаться на конкуренции и потребителях.

Как инфляция влияет на проблемы ценообразования в России?

Инфляция в России может приводить к изменению цен на товары и услуги, что создает нестабильность в ценообразовании и усложняет предсказание долгосрочных эффектов.

Какие методы ценообразования применяются в России?

В России применяются различные методы ценообразования, включая затратный, рыночный, конкурентоспособный и др. Затратный метод основывается на осуществлении расчетов себестоимости и наценок, при этом учитываются затраты на производство товара или услуги, расходы на управление и прибыль. Рыночный метод основывается на анализе спроса и предложения на рынке товаров или услуг и позволяет установить цену в соответствии с текущими рыночными условиями. Конкурентоспособный метод учитывает цены, предлагаемые конкурентами, и позволяет установить цену, которая будет конкурентоспособной.

Какие проблемы связаны с ценообразованием в России?

В России существуют различные проблемы в области ценообразования. Некоторые из них связаны с несовершенством законодательства, отсутствием четких правил и норм ценообразования. Государственное регулирование цен в отраслях естественных монополий также является проблемой, поскольку может приводить к неоправданным повышениям цен на товары и услуги. Налоговый контроль цен также является проблемой, поскольку некорректное учет цен может привести к неправомерному уменьшению налоговых обязательств. Инфляция также оказывает влияние на процессы ценообразования и может привести к росту цен на товары и услуги.

В чем заключается проблема несовершенства законодательства в области ценообразования в России?

Проблема несовершенства законодательства в области ценообразования в России заключается в нечеткости и противоречиях норм и правил ценообразования. Отсутствие четкого и единообразного подхода к ценообразованию может приводить к произвольным изменениям цен на товары и услуги, необоснованным повышениям или снижениям цен. Это создает неблагоприятные условия для бизнеса и потребителей, а также может стимулировать появление недобросовестных практик и монополизацию рынка.

Какие теоретические основы лежат в основе ценообразования в России?

Теоретические основы ценообразования в России базируются на понятии ценообразования и методах его проведения.

Что представляет собой понятие ценообразования в России?

Понятие ценообразования в России включает в себя процесс установления цен на товары и услуги.