Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Формирование художественных стилей

  • 26 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 15.03.2011
770 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание


Введение
1. Понятие о художественном стиле
2. Формирование и развитие стилей
2. 1. Эпоха античности
2. 2. Эпоха Средневековья
3. Эпоха Возрождения
4. Художественные стили нового времени
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Научные достижения, противоречившие вековому опыту видения мира, вызывали надлом в психологии людей.
Зачатки барокко появились еще в искусстве Высокого Возрождения. В работах Микеланджело возникли избыточность средств и смешение масштабов, что и явилось первыми проявлениями искусства барокко.
Это время породило тезис, говоривший, что чем менее правдоподобно творение мастера, чем более оно отлично существующего в реальности, тем больший художественный интерес оно представляет.
Барокко представляет собой стиль, построенный на сочетании крайностей, контрастов земного и высокого, низменного и прекрасного.
Искусство барокко предназначалось для возвеличивания католической церкви и монархов. Оно отличалось это пышностью, декоративностью, замысловатостью и, в тоже время, было величественно, наполнено страстью и артистизмом.
Классицизм. Классицизмом (classicus — образцовый), было названо направление в литературе и искусстве середины XVII—начала XIX столетий, которое вернулось к наследию античности, превратив его в идеальный образец. Франция XVII века, переживавшая подъем абсолютизма, стала местом зарождения и формирования классического стиля.
В XVIII веке классицизм, опиравшийся на идеи Просвещения, стал выражением гражданских революционных устремлений. Классицизм строился на принципах античного искусства, а также на философском рационализме, на идеях разумных закономерностей мира, высоких идеалах героизма и нравственности.
Однако были в классицизме также утопизм, идеализация, академическая отвлеченность. Позже проявление этих черт приведет к кризу стиля и вырождению его в сухой академизм.
Возникнув в эпоху абсолютизма, классицизм имел прочную связь с культурой придворной аристократии. Его идеологической базой в XVII веке были патриотизм, служение государству, ограничение личных чувств разумом и нормами общественной морали.
Во Франции в период царствования Людовика XIV (1643—1715) сложился и получил распространение так называемый «Большой стиль». Он соединил в себе элементы классицизма и барокко. «Большой стиль» стал отображением идей величия мощного абсолютизма власти короля, единения нации, процветания и богатства. Художники получали прямые приказы о необходимости прославления величия абсолютной власти. Денег на это не жалели. Рационализм и строгость классицизма не давали требуемой пышности, поэтому французские мастера заимствовали приемы и формы итальянского барокко.
Следует отметить, что само понятие художественного стиля оформилось во Франции только во второй половине XVII столетия. В эпоху Людовика XIV пришло осознание стиля, как главной художественной категории. Стиль вошел в быт и нравы, стал непременной частью придворной жизни. Пышность придворного искусства порождала иллюзию вечного яркого праздника.
«Большой стиль» выразил содержание эпохи, но не истинное ее существо, а только состояние которое хотелось бы видеть определенной части общества.
Ампир. Завершающей фазой эволюции классицизма стал стиль ампир (empire — империя). Он утвердился в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX столетия. Ему были присуща массивность и монументальность форм, богатый декор в виде орнамента и военных эмблем. Ампир стремился унаследовать художественные идеи римского императорского величия, древнегреческого и древнеегипетского искусства. Это должно было способствовать выражению символов могущества и военной силы государств.
Стиль ампир формировался во Франции во времена империи Наполеона Первого. Для этого стиля характерна парадность мемориальной архитектуры и великолепие интерьеров дворцов.
В других стран ампир отразил идеи государственной независимости, защищенной в войнах против империи Наполеона. Именно так был создан русский ампир, оставивший множество сооружений, ставших классикой архитектуры монументальной скульптуры.
Во Франции появление и развитие ампира было обусловлено требованиями власти Бонапарта. Т. к. Наполеон мечтал о блеске, равном блеску римских кесарей, художники французской Империи получали указания считать образцом древнеримское искусство. Эта твердость требований превратила ампир не художественный стиль, в правильном понимании, а в стиль декоративный и камуфляжный.
Модернизм. В конце XIX—начале XX столетия в. европейском и американском искусстве возникло стилевое направление «модерн» (moderne — новейший). Модернисты применяли новые технические и конструктивные средства, использовали свободную планировку, создавая необычные, неповторимые здания.
В изобразительном искусстве первой трети ХХ столетия модернизм сформировал ряд направлений художественной практики. К ним относятся кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, конструктивизм, поп-арт и ряд других.
Искусство модернизма возникло как попытка разрешить комплекс проблем, возникших к началу ХХ века в традиционном и искусстве и культуре в целом. Новый взгляд на мир, порожденный научными открытиями (расщепление атомного ядра, теория относительности, психоанализ) вызвал утрату в рационализм действительности.
Появление модернизма назвали «эрой прозрения», возникшей из-за утраты, как у художников, так и у публики доверия к традиционным художественным формам. Привычные приемы стали казаться маской реальности. В искусстве модернизма психологический компонент переставал опираться на изображаемый предмет. Психологическая составляющая стремится к самодостаточности, возможности преодоления неразрывной связи с внешней предметностью. Модернизм в своей художественной практике базировался на идее о том, что «искусство не обязано находиться в рабстве у реальности». Декларировалась мысль о том, что художественное творчество способно само создавать смысл собственными способами. Смысл порождается интонациями, тембром, светом, цветом, ритмами, контрастами и т. д. Позиция художника, в связи с этим, определялась не желанием эпатировать публику, но отыскать новые приемы искусства, соответствующие эпохе и новизне жизненных ощущений.
Новое искусство предложило в качестве предмета отображения нечто не вполне конкретное, ибо сама жизнь и ее процессы не имеют четких определений. Персонажи утратили резкую конкретность и очерченность. Художественный взгляд на мир стал многомерным, пришло время отказа от привычных и давно знакомых образов.
«Неклассические формы» в изобразительном искусстве, музыке, литературе были сначала восприняты, как гибель искусства, крушение того важного, что сохранялось в художественной практике конца XIX столетия.
Модернизм, хотя и нес в себе идею отрицания искусства предшествующего времени, стал мощной созидательной силой.
Художественная символика модернизма не обращена к реальности напрямую, она приходит к отражению мира посредством привлечения внутренних ресурсов искусства. Потребовалась огромная созидательная работа огромного числа людей творчества, чтобы художественная практика создала новый тип отношений реальности и людей.
Модернизм разрешал дилемму. С одной стороны — бесконечность мира и невозможность выразить современную ему действительность известными художественными и поэтическими приемами, с другой — старания модернистов привели к появлению множества ярких выразительных средств в языке искусства, стремившихся сделать язык эпохи более совершенным, привнеся в него новые формы художественной речи и зрительного отображения.
Модернизм отличался особой психотехникой. Она должна была позволить художнику преодолеть безжизненность культуры, не выходя за пределы художественной деятельности. Это привело к потоку экспериментов, в надежде найти способы художественными методами изменить действительность. В случае, когда это становилось невозможным, делались попытки примирить искусство с жизнью отрицанием всех признаков реальности, вплоть до полного отрицания изобразительности (абстрактное искусство) и отрицания отображения мира, как функции искусства.
Модерн выразил стремление прервать поток «бесстилья» и пестроты множества художественных течений, которые существовали в предшествующие десятилетия. Творцы этого стиля противопоставили противоречиям и кризисам реальности, целостность и гармонию. Их Творчество модернистов — стремление укрыться от действительности в некоем фантастическом мире идеальных образов.



















Заключение
Рассматривая художественные стили разных эпох с диалектической точки зрения, следует сделать вывод, что стиль, является продуктом синтеза духовных и социально-экономических проявлений определенного исторического периода и соответствует степени развития общества на данном этапе. В тоже время, нельзя считать стиль строго «привязанным» к религиозным, философским и прочим аспектам, ибо существует отчетливая возможность независимого от идей общества развития стилей.
Возникновение масштабных художественных стилей происходит в связи с эволюцией человеческого мышления. Человечество, развиваясь, изменяет мировоззрение и вместе с ним меняется подход к способам восприятия и отображения действительности.
Искусство, главным образом, выражает не социально-экономический аспект эпохи, а ее духовное содержание. Известно, что уровень экономического базиса формации и ее идеологической надстройки не совпадают. По этой причине художественные направления эпохи отражают не ее истинное лицо, а идеализированный образ. Классическим примером является российская культура. Достаточно вспомнить, что богатейшая архитектура, великолепные образцы живописи, скульптуры, театр были созданы в крепостнической России. Не говоря уже о том, что на эпоху крепостничества пришлось появление Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова.
Художественный стиль не возникает с нулевой отметки. Проявления стиля исподволь вызревают в глубине предыдущей эпохи и реализуются, при возникновении исторической ситуации, в эпохе следующей.
Необходимо понимать, что стиль, выражая черты своего исторического периода, обретает реальное проявление лишь став творением мастера. Только художник дает жизнь идеям, направлениям, течениям в искусстве. Только в его внутреннем мире сложится проявление стиля, превратившись в произведение искусства.
Литература
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — СПб., 1994.
Виппер Б. Р. Ренессанс, барокко, классицизм. — М., 1966.
Власов В. Г. Стили в искусстве. — СПб., 1996.
Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. — Л., 1975.
Кошекова И. Э. От Античности до Модерна. Стили в художественной культуре. — М., 2000.
Крыжановская М. Я. Искусство западного средневековья. — М., 1963.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — М., 1994.
Соколов А. Теория стиля. — М., 1968.
Соколов М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. — М., 1999.
Филипьев Ю. А. Искусство в системе человеческих ценностей. — М., 1996.

Соколов А. Теория стиля. — М., 1968. С.47.

Кошекова И. Э. От Античности до Модерна. Стили в художественной культуре. — М., 2000. С.31.

Там же. С.40.
Филипьев Ю. А. Искусство в системе человеческих ценностей. — М., 1996. С.127.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — СПб., 1994. С.149.

Крыжановская М. Я. Искусство западного средневековья. — М., 1963. С.184.

Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. — Л., 1975. С.162.

Виппер Б. Р. Ренессанс, барокко, классицизм. — М., 1966. С.53.

Соколов М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. М., 1999. С.97.

Виппер Б. Р. То же соч. С.79.
Там же. С.137.
Власов В. Г. Стили в искусстве. — СПб., 1996. С.97.













3

Литература
1.Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — СПб., 1994.
2.Виппер Б. Р. Ренессанс, барокко, классицизм. — М., 1966.
3.Власов В. Г. Стили в искусстве. — СПб., 1996.
4.Знамеровская Т. П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. — Л., 1975.
5.Кошекова И. Э. От Античности до Модерна. Стили в художественной культуре. — М., 2000.
6.Крыжановская М. Я. Искусство западного средневековья. — М., 1963.
7.Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. — М., 1994.
8.Соколов А. Теория стиля. — М., 1968.
9.Соколов М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. — М., 1999.
10.Филипьев Ю. А. Искусство в системе человеческих ценностей. — М., 1996.

Узнать стоимость работы