Вам нужна курсовая работа?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Культура Китая в эпоху правления династии Тан

  • 30 страниц
  • 17 источников
  • Добавлена 09.12.2008
258 руб. 860 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Географические и временные границы
Глава 2. Культура и быт в период правления династии Тан
Глава 3. Особенности развития китайской живописи на свитках
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Живопись на свитках оказалась более гибкой изобразительной формой по сравнению с другими видами изобразительного искусства в обстановке хотя и не радикального, но постоянного изменения идеологической и культурной жизни Китая. Поэтому не случайно, что буддизм продолжил своё существование в искусстве в виде чаньской живописи на свитках, которая как художественное явление возникла еще в танское время и оформилась как школа в XIII веке, оказав большое влияние на всю дальневосточную живопись последующего времени.
Соотношение в системе различных видов искусства, окончательно сложившееся к концу Сунского периода, начало определяться уже в Танский период. Человек, его образ был одним из главных объектов интереса живописцев. Не случайно в танское время активно развивался жанр портрета. Культурными героями Китая были мудрецы, художники, литераторы, учёные, которые и создавали гуманитарную культуру китайского Средневековья. В ней возник образ совершенномудрого человека (цзюнь-цзы).
В танское время сложился жанр «животные». Художники с большим вниманием передавали все особенности экстерьера. Изображение особей, наиболее соответствовавших представлениям о видовой красоте и, кроме того, имевших еще и определенные заслуги социального характера, пользовалось наибольшей популярностью. В результате появились своеобразные портреты животных.
«В жанрах живописи, возникших в танское время, была отражена такая особенность китайского менталитета, как взаимообусловленность общего и конкретного, когда общее скрыто и распознается не сразу, но постоянно проявляется через конкретное и определяет его характер».
«Внимание художников к конкретным природным явлениям, к детали, которая равнозначна целому, ибо «Дао есть и в большом, и в малом», привело к тому, что в крут изображаемых объектов в X веке были введены насекомые, возник жанр «растения-насекомые». Обращение художников к самой малой природной форме отразило начало другого понимания связей человека и природы, конкретного и общего».
Танские художники, изображая животных, существовавших рядом с человеком и обслуживавших его интересы, придавали жанру животных «социальность», несколько ограничивающую его образность. Изобразительные мотивы же жанра «растения-насекомые» передавали картину природного мира, к которому человек обращался для достижения состояния гармонии со всем мирозданием.
В Танский период отсутствовала строгая иерархия жанров, хотя уже сложилось четкое представление о них. В то время в жанре «люди», как и в портрете, предметом рассмотрения в первую очередь был социальный аспект жизни человека. Художники разрабатывали в основном дворцовую тематику. Элементы придворной тематики переносились художниками и в пейзажную живопись. В танское время создаются картины величественной природы, включающие в себя изображения людных праздничных шествий. Такова большая часть пейзажных свитков этого времени.
В танский период возник и иной взгляд на природу. Он был связан с поздним творчеством Ван Вэя (699 – 759), создавшего философские пейзажи, образность которых сложилась под влиянием чаньского учения. До нашего времени дошли немногие работы Ван Вэя, но сохранились названия остальных. В них постоянно присутствует тема зимы, что позволило художнику сюжетно ограничить цветовую гамму своих свитков Ван Вэй, в отличие от большинства других мастеров пейзажной живописи танского времени, придворных художников, писавших яркие пейзажи с применением минеральных красителей, создавал свои свитки, используя лишь тушь и белила. С помощью нетрадиционного для его времени способа – тонких градаций тона туши от густого до самого лёгкого, - создавалось все сложное пространственное построение в свитке. Техника «брызганной туши» (по-мо), впервые применённая Ван Вэем наряду с другими приёмами монохромной живописи, получила широкое распространение сначала в Китае в X – XIII веках, а позже и в других регионах дальневосточного искусства.
В IX – X вв. сформировались основные жанры китайской живописи – шань-шуй, жэньухуа и хуа-няо. В соответствии с разными художественными задачами канонизировалась форма свитков. Горизонтальные свитки развертывали перед зрителями этап за этапом эпизоды легенд и мифов, бытовые сцены жизни дворца, города. Вертикальные – давали возможность пейзажисту создать обобщенный образ природы. Помимо монументальных пейзажных композиций, концентрирующих в себе представление о космических силах вселенной и зрительно отдаляющих природу от человека, в X – XI вв. возник тип небольших картин, предназначенных для украшения вееров и настольных экранов. Идея единства мира нередко выражалась через его малый фрагмент – птицу на дереве, стрекозу на стебле лотоса, распустившийся цветок. «В XII – XIII вв. грани между этими жанрами порой почти стирались. Идея слияния человека и природы остро проявилась в полных драматической напряженности монохромных картинах живописцев – монахов секты Чань. Хотя на протяжении всего периода Сун создавались произведения живописи, отмеченные яркой повествовательностью, насыщенные деталями, именно пейзаж определил лицо китайской культуры этого времени, собрав, как в фокусе, все лучшие достижения теории и практики искусства предшествующих веков».
Заключение
Во времена династий Тан (618 – 907 гг.) и Сун (589 – 617 гг.) формируется централизованное государство с жесткой иерархией (что соответствовало идеалу махаяны).
Архитектура в период династии Тан приобрела монументальный характер. Города строились как крепости и были разделены стенами на ячейки (чтобы продолжать оборону и внутри города). Дворцы, состоящие из множества деревянных зданий под черепичными крышами с загнутыми углами, утопали в садах. Платформы зданий облицовывали камнем, колонны и балки покрывали красным лаком. Сложные узорные кронштейны перераспределяли нагрузку крыши на балки и служили своеобразным украшением. Широкие выносы крыши затеняли окна от солнца.
Скульптура в период правления династии Тан стала более пластичной. Наиболее известны из творений этого периода статуя Будды Вайрочаны в Лунмыне (672 – 676 гг.), статуи монастыря Дуньхуан, выполненные из лессовой глины. Свирепо таращатся страшные духи – охранители входов, изящны фигуры танцовщиц и круглолицых бодисатв. Шедевром считаются шесть плит из погребения императора Тай-цзуна с динамичными изображениями лошадей.
Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра «цветы и птицы» - правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных картинах Ван Вэя на золотистом шёлке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун.
Список используемой литературы
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. – 488 с.
Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Искусство. – 160 с.
Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М.: Изд-во Академии Художеств, 1962. – 102 с.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М.: Эллис Лак, 1997. – 360 с.
Горелов А.А. Культурология. – М.: Юрайт-М, 2001. – 400 с.
Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика./ сост. Алпатов М.В. М.: Просвещение, 1989. – 382 с.: ил.
Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 928 с.
Культурология, под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 333 с.
Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сунн (12-13 вв.) в Китае. М.: Смысл. – 384 с.
Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, книга I А / гл. ред. Полевой В.М., М.: Советская энциклопедия, 1999. – 447 с.: ил.
Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.
Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (XV – XVII вв.). Хрестоматия. Ч. II. – М.: Просвещение, 1974. – 320 с.
Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. – М.: ИД «Муравей», 1999. – 384с.
Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с.
Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык Средневековья. – М., 1982. – 36 с.
Приложение

Иллюстрация 1. Колоссальная статуя Будды Вайрочана в пещерном монастыре Лунмэнь. Известняк. 672 - 676. Китай











Иллюстрация 2. Колоссальная статуя Будды Вайрочана в пещерном монастыре Лунмэнь
Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 93.
Там же. С. 93.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. – С. 431.
Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 159.
Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 157.
Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 158.
Там же. С. 158.
Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 158 – 159.
Горелов А.А. Культурология. – М.: Юрайт-М, 2001. – С. 137.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М.: Эллис Лак, 1997. – С. 49.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (XV – XVII вв.). Хрестоматия. Ч. II. – М.: Просвещение, 1974. – С. 89.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (XV – XVII вв.). Хрестоматия. Ч. II. – М.: Просвещение, 1974. – С. 89 – 90.
Там же. С. 90.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 69.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (XV – XVII вв.). Хрестоматия. Ч. II. – М.: Просвещение, 1974. – С. 102.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (XV – XVII вв.). Хрестоматия. Ч. II. – М.: Просвещение, 1974. – С. 102.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 69.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 69.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (XV – XVII вв.). Хрестоматия. Ч. II. – М.: Просвещение, 1974. – С. 100 – 101.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 69.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М.: Эллис Лак, 1997. – С. 50.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 70.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М.: Эллис Лак, 1997. – С. 50.
Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С. 70 – 71.
Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сунн (12-13 вв.) в Китае. М.: Смысл. – С. 10.
Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык Средневековья. – М., 1982. – С. 34.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М.: Эллис Лак, 1997. – 49 с.
Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сунн (12-13 вв.) в Китае. М.: Смысл. – 12 с.
Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сунн (12-13 вв.) в Китае. М.: Смысл. – С. 13.
Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сунн (12-13 вв.) в Китае. М.: Смысл. – С. 15.
Там же. – С. 13.
Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М.: Эллис Лак, 1997. – 51 с.












26

Список используемой литературы
1.Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Восточная литература, 2001. – 488 с.
2.Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Искусство. – 160 с.
3.Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая. – М.: Изд-во Академии Художеств, 1962. – 102 с.
4.Виноградова Н.А., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. – М.: Эллис Лак, 1997. – 360 с.
5.Горелов А.А. Культурология. – М.: Юрайт-М, 2001. – 400 с.
6.Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика./ сост. Алпатов М.В. М.: Просвещение, 1989. – 382 с.: ил.
7.Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 928 с.
8.Культурология, под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 319 с.
9.Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 333 с.
10.Осенмук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сунн (12-13 вв.) в Китае. М.: Смысл. – 384 с.
11.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, книга I А / гл. ред. Полевой В.М., М.: Советская энциклопедия, 1999. – 447 с.: ил.
12.Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.
13.Соколова М.В. Мировая культура и искусство. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
14.Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. История средних веков (XV – XVII вв.). Хрестоматия. Ч. II. – М.: Просвещение, 1974. – 320 с.
15.Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. – М.: ИД «Муравей», 1999. – 384с.
16.Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 735 с.
17.Харитонович Д.Э. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык Средневековья. – М., 1982. – 36 с.

Узнать стоимость работы