Оформление педагогической науки в трудах Я.А. Коменского

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 3030 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 24.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.Вклад Я.А. Коменского в теорию и практику воспитания
2.Очерк жизни и деятельности Я. А. Коменского
3.Мировоззрение и социально-политические взгляды Я. А. Коменского
4.Я. А. Коменский - отец научной педагогики
5.Основные уроки Я. А. Коменского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Этими принципами и сегодня руководствуются учителя. Так, его "золотое правило" ("Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами") явилось действительно драгоценным вкладом в дидактику и великим приобретением методики.
Говоря о значении идей Я. А. Коменского в области нравственного воспитания, следует подчеркнуть, что не утратили актуальность его мысли о воспитании у детей и юношей способности сдерживать себя, быть господином своих действий, о воспитании привычки к труду, прямодушия и других социально значимых моральных качеств.
Благородный мыслитель-демократ самой прекрасной чертой морали считал преодоление эгоизма, желание действовать в интересах общего благополучия, а также - справедливость.
К Я. А. Коменскому восходит мудрая идея о том, что нравственные качества вырабатываются в действии, в упражнениях. Среди этих упражнений он выделял такие, которые формируют привычку делать все "благоразумно и одухотворенно". Пусть учитель заботится о том, чтобы юноши выполняли все дела с энергией и вниманием. Очень полезно поручать им заботиться о том или ином деле и давать дельный отчет о том, что и кем сделано. "Деятельности мы учим путем деятельности", - писал он. Он высказывался за организацию школьного самоуправления на демократических началах. Пусть школа и каждый класс представляют из себя "государство со своим сенатом", пусть на общих собраниях они сами разбирают свои дела. Не современно ли звучат эти слова?
Принципиально новые взгляды были высказаны им по поводу школьной дисциплины. С негодованием писал Я. А. Коменский, что школа напоминает "застенок", место пыток, что крики, насилие, побои - обычное явление. Он требовал гуманного отношения к детям. "Удары и пинки - верное средство возбудить ненависть к науке", - утверждал Ян Амос Коменский. Но он был против всепрощенчества. В исключительных случаях считал возможным "гром и молнию".
Ян Амос высоко ценил профессиональный учительский труд, личность учителя. "Человек есть не кусок дерева, из которого ты (если он ведет себя совсем пассивно) мог бы вырезать статую, а живой образ, формирующий сам себя, если ему создаются для этого условия", - утверждал он. Соответствующие условия создает педагог. Ребенок должен энергично работать под руководством учителя, упорно и систематически усваивая знания. "С учением связаны усилия и прилежание", - подчеркивал Я. А. Коменский. - Школа - это поприще труда, пусть даже приятного, но все-таки труда". Учитель должен суметь пробудить в ученике любовь к учению и правильно руководить этим процессом: " учащемуся - работа, учителю - руководство". Я. А. Коменский, как мы видим, четко осознавал руководящую роль учителя. "Пусть учитель увлекает детей своим примером, - писал Я. А. Коменский, - пусть учитель приобретает самому себе истинный и полный свет истинного просвещения для того, чтобы стать для учащихся сияющим солнцем". Он требовал от учителя энергии и самоотверженности и "постоянного подъема духа".
Новаторские педагогические идеи Я. А. Коменского до сих пор еще медленно проникают в практику. Этому мешают и косность педагогического мышления, и социально-экономические условия. Наблюдаем мы и своеобразное ниспровергательско-нигилистическое отношение к традиционной педагогической мысли.
Сейчас рождается новое педагогическое мышление. Новое - значит прогрессивное, передовое, его детищем является педагогика сотрудничества; она мужает под флагом справедливой критики командной педагогики. И это хорошо. Но настораживает одно обстоятельство. Выдвижение новых педагогических концепций сопровождается безоглядным ниспровержением фундаментальных достижений теории воспитания. Так Ш.А.  Амонашвили пишет: "В учебниках педагогики зафиксировано множество принципов; в одном из них перечисляются 13 принципов педагогического процесса:
целенаправленность педагогического процесса;
связь школы с жизнью, с решением задач ускорения развития страны;
научность содержания воспитания и обучения;
доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников;
системность и последовательность;
сознательность, активность, самодеятельность, творчество учащихся;
связь обучения и воспитания с общественно-полезным производительным трудом;
наглядность;
коллективный характер воспитания и обучения;
уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
выбор оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
прочность, осознанность и действенность результатов образования, воспитания и развития;
комплексный подход к воспитанию.

Мне представляется, что реестр этих принципов - плод формальной педагогики"
Многие из этих принципов сформулированы еще Я. А. Коменским. Его трудно обвинить в формализме.
Ян Амос Коменский не принадлежит истории. Он - с нами. И с нашими потомками он будет "Как живой с живыми говорить".
5.Основные уроки Я. А. Коменского
Подчеркивая личность Я. А. Коменского, можно вынести несколько жизненно важных уроков.
Плодотворные идеи не умирают. Время устраивает им лишь суровый экзамен. Таинственными, непостижимыми путями они пробиваются через толщу веков, как бы возникая из небытия в свой определенный час. В этом состоит, может быть, самый главный урок подвижнической жизни Яна Амоса Коменского: отданная без остатка людям, человечеству, она отзывается в веках.
Великий человек всегда является сыном своего времени. Мечтая о будущем, Я.А.  Коменский жил настоящим, разделяя его заботы и тревоги, все силы отдавая защите своего народа. И это тоже великий урок Я. А. Коменского: чтобы стать современником будущего, надо быть гражданином своей эпохи, надо жизнь отдать своему народу.
Светлое будущее само не придет. Для него надо честно и плодотворно трудиться. Я.А. Коменский всю жизнь стремился соединить небо и землю, возвысить будущее до идеала. Его мысль воспаряется к небесам, чтобы объять все человечество, проникнуть в грядущее. Но он не был Маниловым, праздным мечтателем. Прежде всего он был великий практик и организатор, твердо стоящий на реальной почве, обосновывающий каждое действие, ведущее к желаемому идеалу. Его любовь к человечеству сочетается с трезвостью ума, без которой любовь была бы бесплодна. И это еще один рок Я.А. Коменского: сражение за будущее, каким бы далеким оно ни казалось, начинается на пороге твоего дома и идет каждую минуту твоей реальной плодотворной, созидательной жизни.
Ян Амос не только ставил перед собой грандиозные цели, но и титаническим упорным трудом достигал их. Усовершенствовать человека, исправить мир ради всеобщего счастья - вот его жизненные устремления. Вся его жизнь была живым воплощением этих устремлений. Цена этого воплощения - каждодневный подвиг труда, поистине героические усилия воли, самоотречение. И это - тоже существенный урок Я.А. Коменского: только великие цели ведут к великой жизни.
Как ученый Ян Амос Коменский изучал не теоретические догмы, так как суха и безжизненна одна голая теория, а стремился проникнуть в сущность самих социально-педагогических явлений - "вечнозеленое древо жизни". Его творческая мысль никогда не была зашорена какой-либо одной научной школой, идейно-политической или философской доктриной. Опыт, личная практика, глубокий, неустанный анализ различных теоретических концепций (в поисках истины) - вот что послужило для него подлинным источником научной информации. Прежде всего изучай само явление в его многообразных существенных связях с другими жизненными фактами и тогда придешь к истине; сумей вовремя отказаться от устаревшей догмы (как бы прочно она ни застряла в голове) - и тогда достигнешь перспективных результатов. Этот урок мудрого мыслителя звучит особенно актуально для сегодняшнего педагога-исследователя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённые теоретический анализ педагогической деятельности Я.А.Коменского и его основных трудов позволяет говорить о достижении целей и решении задач исследования. Данный факт подтверждается следующими выводами:
1.Труды Я. А. Коменского предназначаются не для легкого чтения. Их осмысление требует основательной работы ума. Следует иметь в виду, что многие из них написаны языком средневековых философско-религиозных трактатов.
2.Своеобразен у Я. А, Коменского и способ аргументации высказываемых положений: обращение к природе, основанные на убеждении в том, что все в природе, включая и человека, и его деятельность подчиняется, в конечном счете, некоторым общим законам, Я. А. Коменский считал необходимым при разработке теоретических курсов педагогики пользоваться "указаниями" природы, следовать ее примеру. Он синтезировал, интегрировал мировые достижения педагогической мысли и создавал подлинную науку о воспитании, он стал истинным ее отцом.
3.Педагогика Я. А. Коменского основана на гуманистических началах. Я. А. Коменский наметил стройную систему преемственно связанных между собой четырех ступеней образования. Он учит, что никто не рождается только для себя. Необходимость совместной жизни с другими людьми соединяет всех законными узами, которые всех обязывают: а) никому не вредить; б) воздавать каждому, что подобает; в) приносить ту пользу, которую он может принести. К осознанию этих "вечных" мыслей человек приходит в продолжение многих лет.
4. Я. А. Коменский ввел новое научное знание, выдвинул принцип всеобщего образования, разработал новые принципы организации школьной работы: тщательное ее планирование, классно-урочную систему занятий.
5. В дидактической системе Я. А. Коменского впервые сочеталось изучение вещей с развитием мысли и речи. Именно он заложил основы развивающего обучения.
6. Ян Амос привел в систему принципы обучения, сыгравшие исключительную роль в развитии научной педагогической мысли. Он, к примеру, выдвинул и теоретически обосновал следующие дидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, сознательности, прочности, связи обучения с практикой, учета возрастных особенностей, наглядности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – 436 с.
История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.
Медынский Е.Н. История педагогики. Изд. 3-е. – Т.1-2. – М.-Л.: Работник просвещения, 1930. – Т.1. – 285 с.; – Т.2. – 440 с.
Медынский Е.Н. История педагогики: Учебник для пединститутов. – М.: Учпедгиз, 1947. – 580 с.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – Ч.1, 2. – СПб.: Мартынов, 1892-1899. – Ч.1. – 461 с. – Ч.2. – 605 с.
Монро П. История педагогики. Изд. 4 / Пер. с англ. – Ч 1, 2. – М.-Пг.: Гиз, 1923. – Ч.1. – 286. с. – Ч. 2. – 342 с.
Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов. – М., 1996.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных очерков А.И. Пискунов. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.
Хрестоматия по истории педагогики / Сост. А.П. Пинкевич. – Т.3. – М.: Учпедгиз, 1934. – 589 с.
Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Г.П. Вайсберг и др. – Т.2. – Ч .1. – М.: Учпедгиз, 1940. – 687 с.
Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф. Свадковский. – Т.1. Изд.3. – М.: Учпедгиз, 1940. – 687 с.
Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Н.А. Желваков. – Т.4. Изд.2-е. – М.: Учпедгиз, 1938. – 551 с.
Циглер Т. История педагогики / Пер с нем. – Пг.-М.: Сотрудник, 1911. – VIII. – 504 с.
Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Г.П. Вайсберг и др. – Т.2. – Ч .1. – М.: Учпедгиз, 1940. – С.89
Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф. Свадковский. – Т.1. Изд.3. – М.: Учпедгиз, 1940. – С.127

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных очерков А.И. Пискунов. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1981. – С.91

История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – С.218

Медынский Е.Н. История педагогики. Изд. 3-е. – Т.1-2. – М.-Л.: Работник просвещения, 1930. – Т.1. – 285 с.; – Т.2. – С.236

Монро П. История педагогики. Изд. 4 / Пер. с англ. – Ч 1, 2. – М.-Пг.: Гиз, 1923. – Ч.1. – 286. с. – Ч. 2. – С.52

История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – С.153
Циглер Т. История педагогики / Пер с нем. – Пг.-М.: Сотрудник, 1911. – VIII. – С.291

Монро П. История педагогики. Изд. 4 / Пер. с англ. – Ч 1, 2. – М.-Пг.: Гиз, 1923. – Ч.1. – 286. с. – Ч. 2. – С.213

Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Г.П. Вайсберг и др. – Т.2. – Ч .1. – М.: Учпедгиз, 1940. – С.128

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных очерков А.И. Пискунов. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1981. – С.211
История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. –С.152

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – Ч.1, 2. – СПб.: Мартынов, 1892-1899. – Ч.1. – 461 с. – Ч.2. – С.401
Медынский Е.Н. История педагогики: Учебник для пединститутов. – М.: Учпедгиз, 1947. – С.54

Амонашвили Ш. А. Основы педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М., 1989. С. 166.









2

1.История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – 436 с.
2.История педагогики и образования. – 2-е изд. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.
3.Медынский Е.Н. История педагогики. Изд. 3-е. – Т.1-2. – М.-Л.: Работник просвещения, 1930. – Т.1. – 285 с.; – Т.2. – 440 с.
4.Медынский Е.Н. История педагогики: Учебник для пединститутов. – М.: Учпедгиз, 1947. – 580 с.
5.Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. – Ч.1, 2. – СПб.: Мартынов, 1892-1899. – Ч.1. – 461 с. – Ч.2. – 605 с.
6.Монро П. История педагогики. Изд. 4 / Пер. с англ. – Ч 1, 2. – М.-Пг.: Гиз, 1923. – Ч.1. – 286. с. – Ч. 2. – 342 с.
7.Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов. – М., 1996.
8.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных очерков А.И. Пискунов. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.
9.Хрестоматия по истории педагогики / Сост. А.П. Пинкевич. – Т.3. – М.: Учпедгиз, 1934. – 589 с.
10.Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Г.П. Вайсберг и др. – Т.2. – Ч .1. – М.: Учпедгиз, 1940. – 687 с.
11.Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Ф. Свадковский. – Т.1. Изд.3. – М.: Учпедгиз, 1940. – 687 с.
12.Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Н.А. Желваков. – Т.4. Изд.2-е. – М.: Учпедгиз, 1938. – 551 с.
13.Циглер Т. История педагогики / Пер с нем. – Пг.-М.: Сотрудник, 1911. – VIII. – 504 с.

Вопрос-ответ:

В чем заключается вклад Я.А. Коменского в теорию и практику воспитания?

Я.А. Коменский внес огромный вклад в теорию и практику воспитания. Он разработал новую систему образования, основанную на принципах естественности, доступности и практичности обучения. Его работы стали основой для развития педагогики и стандартов образования.

Каковы основные уроки, которые можно почерпнуть из трудов Я.А. Коменского?

Основные уроки, которые можем извлечь из трудов Я.А. Коменского, включают в себя принципы естественного, практичного и доступного обучения. Он призывал к учету индивидуальности каждого ученика, развивал понятие "педагогической любви" и подчеркивал важность использования чувственного восприятия в образовательном процессе.

Какое мировоззрение и социально-политические взгляды исповедовал Я.А. Коменский?

Я.А. Коменский исповедовал прогрессивные и гуманистические взгляды. Он был противником бездумного запоминания и скучного обучения из книг. Коменский призывал к созданию равноправного и доступного образования для всех слоев общества и проповедовал идею мира и справедливости.

Какие были основные принципы Я.А. Коменского, которыми руководствуются учителя и сегодня?

Основные принципы Я.А. Коменского, которыми руководствуются учителя и сегодня, включают в себя индивидуализацию образования, стимулирование творческого мышления учеников, использование интерактивных методов обучения, привлечение реальных примеров и опыта в образовательный процесс, участие родителей в воспитании и обучении.

В чем заключается золотое правило Я.А. Коменского?

Золотое правило Я.А. Коменского состоит в том, что все, что только можно представлять для восприятия чувствами, является драгоценным вкладом в дидактику. Он призывал учителей использовать максимально доступные и понятные методы обучения, чтобы обеспечить полное восприятие материала учениками.

Какой вклад Я.А. Коменский внес в теорию и практику воспитания?

Я.А. Коменский внес значительный вклад в теорию и практику воспитания. Он разработал систему педагогических принципов и методов, которые активно использовались в образовательной практике вплоть до наших дней. Коменский подчеркивал важность практической направленности обучения, предлагал индивидуальный подход к каждому ученику и придавал большое значение наглядности в образовательном процессе.

Каковы были мировоззрение и социально-политические взгляды Я.А. Коменского?

Я.А. Коменский был выдающимся просветителем и гуманистом своего времени. Он придерживался идей толерантности, справедливости и равенства перед законом. В своих трудах он выступал за всеобщую образованность, светское государство и равные права для всех. Коменский также активно выступал против войн и конфликтов, призывая к миру и сотрудничеству между народами.

Какие основные уроки можно извлечь из педагогических принципов Я.А. Коменского?

Основные уроки, которые можно извлечь из педагогических принципов Я.А. Коменского, включают в себя: индивидуальный подход к каждому ученику, использование наглядности и практической направленности в обучении, стремление к всеобщей образованности, пропаганда мира и справедливости, а также применение современных методов обучения и технологий.

Какие принципы идеологии Я.А. Коменского актуальны и сегодня для учителей?

До сих пор учителя руководствуются принципами идеологии Я.А. Коменского. Важно индивидуализировать образовательный процесс, учитывая особенности каждого ученика. Также по сей день актуально использование наглядности и практической направленности в обучении. Акцент на всеобщей образованности, мире, справедливости и сотрудничестве между народами также является важным.

Какой вклад Я.А. Коменский внес в теорию и практику воспитания?

Я.А. Коменский внес огромный вклад в теорию и практику воспитания. Он разработал новые методы обучения, основанные на принципах оптимального использования времени и индивидуального подхода к каждому ученику. Также он подчеркивал важность практической направленности образования и обучения, считая, что знания должны быть применимыми в реальной жизни. Коменский разработал систему образования, включающую уровни начальной, средней и высшей школы, а также предложил создание общественных домов, где дети могли бы получать разностороннее образование. Все эти и другие идеи Коменского оказали значительное влияние на развитие педагогической науки и практики воспитания.

Какое влияние оказала философия Я.А. Коменского на его социально-политические взгляды?

Философия Я.А. Коменского оказала существенное влияние на его социально-политические взгляды. Он разделял воззрения на то, что государство должно быть организовано для блага всех своих граждан и что образование и воспитание должны быть доступными для всех людей, независимо от их социального положения. Коменский придерживался идеи равенства перед законом и признавал важность общественной справедливости и гармонии. Он выступал за установление международного порядка и взаимного уважения между нациями. Все эти принципы Коменского оказали значительное влияние на формирование его социально-политических взглядов.