Московское царствование в Руси с середины 15 века по начало 16 века.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 2020 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 15.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Объединение земель вокруг Москвы во второй половине XV в.
2. Окончательное освобождение от ордынского ига
3. Внутренняя и внешняя политика Ивана III после свержения ига
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Ученик известного старца Кирилло-Белозерского монастыря Паисия Ярославова Нил Сорский, побывав на Афоне, стал сторонником «нестяжания» Церкви. Основав скит на реке Сорке в окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря, он стал развивать свое учение, одним из элементов которого была мысль о необходимости ликвидации монастырского землевладения. Другой подвижник Русской Церкви Иосиф Санин – настоятель Волоколамского монастыря, наоборот, настаивал на необходимости для Церкви иметь большие материальные средства.
Между иосифлянами и нестяжателями развернулась борьба, которая продолжалась до середины XVI в. Великокняжеская власть поддерживала нестяжателей. Однако Церковный собор 1503 г. решительно отверг проекты секуляризации монастырского землевладения. Впрочем, это не означало падения нестяжателей, и Василий в первый период своего правления поддержал их. В это время большую роль в нестяжательской «партии» стал играть Вассиан Патрикеев, который в отличие от своего учителя Нила был прекрасным политиком. Старцы заволжских монастырей (именно там географически сосредоточилось нестяжательство) стали пополнять «кадровые» верхи Церкви. В 1511 г. митрополитом стал близкий к нестяжателям симоновский архимандрит Варлаам, который перевел Патрикеева из Кирилло-Белозерского монастыря в свою московскую обитель. Вскоре он стал одним из самых влиятельных людей при дворе. Между ним и Иосифом Волоцким возникли жаркие споры о судьбах церковного землевладения (1, С. 96).
Особый колорит внутрицерковной борьбе придавало участие в ней греков. С Афона для помощи в переписывании церковных книг прибыл Максим Грек, который долго не вмешивался в церковные распри, но в 1522 г. он подверг критике процедуру избрания московского митрополита Даниила, что и изменило отношение к нему властей. Таким образом, внутрицерковный конфликт осложнился борьбой за автокефалию и против нее – ведь Максим Грек хотел вернуть Русскую Церковь в лоно греческой. В этой ситуации великокняжеская власть сделала свой выбор: поддержала сильную ортодоксальную Церковь. Это не замедлило сказаться: митрополит Даниил в 1531 г. добился суда над Вассианом Патрикеевым и повторного «розыска о провинностях» Максима Грека. Вассиана заточили в Иосифо-Волоколамский монастырь, а Максима Грека – в тверской Отроч монастырь.
В 1497 г. был составлен единый общерусский Судебник. Источниками Судебника стали нормы права, которые бытовали на Руси в XV в. и известны нам по наместничьим уставным грамотам, Псковской Судной грамоте и т.д. Основной проблемой, которой посвящен Судебник, была организация судопроизводства на всей территории государства (исключая уделы) и регламентация судебных пошлин представителем, осуществлявшим суд в центре и на местах.
Вводились три типа суда: суд великого князя, суд наместников и волостной. Судопроизводство, вместе с тем, предусматривало в ряде случаев, участие «добрых христиан»: представителей крестьян и горожан. Проводится также последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности.
Другой сферой приложения Судебника 1497 г. была сфера социальных отношений: поземельная собственность и зависимое население. В нем впервые в русском законодательстве упоминается о такой форме крупного землевладения, как поместное, которое вместе с черными землями ставится в привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами. Допускался земельный иск и черных крестьян к помещику, что зафиксировало охрану черных земель от захвата частными землевладельцами (10).
Упомянутая выше поместная система свидетельствует о зарождении новой опоры княжеской власти – служилое сословие, напрямую зависящее от великого князя. Земельные пожалования теперь выдаются за службу и за право государства в любое время призвать служилого человека в поход против любого недруга – в том числе и внутреннего.
Статья 57 «О христианском отказе» вводила одновременный для всего государства срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина. Срок этот – за неделю до и после Юрьева дня 26 ноября – был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину «пожилое» – плату за пользование крестьянским двором (3). Начинается процесс закрепощения.
Таким образом, мы видим, что характер внешней и внутренней политики Ивана III носит иной характер: сила великокняжеской власти значительно возросла. В сферу интересов князя входят все русские земли. Принятый при нем Судебник 1497 г. – памятник значимый и важный, как первый документ, устанавливающий юридические нормы для всего объединенного государства.
Заключение


В процессе исследования поставленного перед нами вопроса мы пришли к следующим выводам.
Период середины XV – начала XVI в. характеризуется процессом создания единого государства с центром в Москве. Под началом Ивана III происходит политическое объединение земель русских, борьба с удельной системой за единовластие.
Большим успехом в политике Ивана Васильевича было свержение ордынского ига, означавшее получение реального суверенитета и возможности вести самостоятельную политику в интересах русского государства.
В давнем конфликте с Литвой перевес оказался на стороне Москвы, которой в конце XV – начале XVI в. удалось присоединить к Московскому государству целый ряд западнорусских земель. После ликвидации политической независимости ряда важнейших русских княжеств и республик и присоединения их земель к Москве произошло образование единой территории Московского государства, и началась перестройка его политической системы, завершившаяся установлением самодержавия в России. Значительно расширились дипломатические связи Московского государства.
В это время возникает новая форма феодального землевладения – поместная. Рост поместного, или условного феодального землевладения, был обусловлен теми социально-политическими процессами, которые происходили в это время в Московском княжестве. Социально-политической опорой великокняжеской власти в процессе образования Московского государства стало служилое сословие.
В 1497 г. был принят первый Судебник, который унифицировал и централизовал порядок судебно-административной деятельности на территории всего Московского государства.
Образование Московского государства сопровождалось дальнейшим развитием феодальных отношений, все более принимавших крепостническую форму.
Усилению власти способствовал и субъективный фактор – личность Ивана III. «Не романтическое вдохновение, а трезвый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни – возрождении единства и независимости Русской земли. В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором...», – пишет Н.С. Борисов (2, С. 612).
Таким образом, исследуемый нами период характеризуется сменой множества политических рубежей и суверенитетов, пестроты форм государственного устройства – все это произошло на глазах одного поколения современников быстро кристаллизующимся единством суверенной власти одного монарха, территории и границ, государственного и административного устройства.


Список литературы


1. Дворниченко, А.Ю., Кащенко, С.Г., Флоринский, М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. – М.: УИЦ «Гардарики», 2002. – 445 с.
2. Борисов, Н.С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2000. – 644 с. – (ЖЗЛ; вып. 776).
3. История России от древнейших времен до начала XX в. / Под ред. И.Я. Фроянова. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.hrono.ru/libris/lib_f/froyan00.html.
4. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 576 с.: ил.
5. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. – М.: Мысль, 1997. – Кн. 1. – 464 с.
6. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – 464 с.
7. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с. – (Наша история).
8. Татищев, В.Н. История Российская. В 3 т. – Т. 3. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 860 с. – (Классическая мысль).
9. Тихомиров, М.Н. Средневековая Москва в XIV-XV вв. – М.: Изд-во МГУ, 1957. – 316 с.
10. Черепнин, Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. – 899 с.












19

. Дворниченко, А.Ю., Кащенко, С.Г., Флоринский, М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Я. Фроянова. – М.: УИЦ «Гардарики», 2002. – 445 с.
2. Борисов, Н.С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2000. – 644 с. – (ЖЗЛ; вып. 776).
3. История России от древнейших времен до начала XX в. / Под ред. И.Я. Фроянова. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.hrono.ru/libris/lib_f/froyan00.html.
4. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Но-восельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 576 с.: ил.
5. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. – М.: Мысль, 1997. – Кн. 1. – 464 с.
6. Кузьмин, А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – 464 с.
7. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с. – (Наша история).
8. Татищев, В.Н. История Российская. В 3 т. – Т. 3. – М.: ООО «Изда-тельство АСТ», 2003. – 860 с. – (Классическая мысль).
9. Тихомиров, М.Н. Средневековая Москва в XIV-XV вв. – М.: Изд-во МГУ, 1957. – 316 с.
10. Черепнин, Л.В. Образование Русского централизованного государ-ства в XIV-XV вв. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. – 899 с.

Вопрос-ответ:

Какие земли были объединены вокруг Москвы во второй половине XV века?

Во второй половине XV века вокруг Москвы были объединены земли Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Твери и других городов, что позволило Москве стать центром единого государства.

Когда произошло окончательное освобождение Руси от ордынского ига?

Окончательное освобождение Руси от ордынского ига произошло в 1480 году, когда Иван III отказался платить дани орды и открыто встал против хана Ахмата.

Какая была внутренняя политика Ивана III после свержения ига?

Внутренняя политика Ивана III после свержения ига была направлена на укрепление центральной власти и объединение разрозненных земель вокруг Москвы. Он проводил реформы, создавал новые законы и укреплял свою власть, что привело к формированию Московского царства.

Какая была внешняя политика Ивана III после свержения ига?

Внешняя политика Ивана III после свержения ига была нацелена на объединение всех русских земель и установление влияния Московского государства на соседние государства. Он вел активную политику по отношению к Литве, Казанскому ханству, Новгороду и другим государствам.

Кто был Паисием Ярославовым, и какую идею он пропагандировал?

Паисий Ярославов был учеником известного старца Кирилло-Белозерского монастыря Нила Сорского. После посещения Афона он стал сторонником идеи нестяжания Церкви. В окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря он основал скит на реке Сорке и стал развивать свое учение о духовной жизни и монашестве.

Каким образом происходило объединение земель вокруг Москвы во второй половине XV века?

Объединение земель вокруг Москвы во второй половине XV века происходило путем осуществления активной политики силой и дипломатическими усилиями. Московские князья вели борьбу за власть с другими княжествами, побеждали и присоединяли их земли к своему государству. Ключевой фигурой в этом процессе был Иван III, который активно расширял территорию под своим контролем. В результате таких объединений Москва стала центром нового государства, Московского царства.

Когда произошло окончательное освобождение от ордынского ига?

Окончательное освобождение от ордынского ига произошло в 1480 году. Иван III, призванный также Иваном Нестеровичем, отказался платить дани владетелям Золотой Орды и в результате ордынские войска отступили от Москвы без сражения. Это событие стало символом освобождения Руси от ордынского владычества и обретения полной независимости.

Какое событие произошло во второй половине XV века в Москве?

Во второй половине XV века произошло объединение земель вокруг Москвы.

Какие земли были освобождены от ордынского ига?

Московское царствование в Руси с середины 15 века по начало 16 века привело к окончательному освобождению от ордынского ига.

Какая была внутренняя политика Ивана III после свержения ига?

Иван III после свержения ига провел ряд важных реформ и укрепил силу московского государства. Он осуществил реформы в армии, а также провел централизацию и укрепление государственной власти.

Кто был Паисием Ярославовым?

Паисий Ярославов был учеником известного старца Кирилла Белозерского монастыря. Он побывал на Афоне и стал сторонником нестяжания Церкви. Основав скит на реке Сорке в окрестностях Кирилло-Белозерского монастыря, он стал развивать свое учение.