Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического резвития церебрально-органического генеза

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 4040 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 15.07.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1.
Связная речь. Развитие в онтогенезе, характеристика связной речи у детей с нормальным развитием.
Сущность понятия монологической речи.
Связная монологическая речь с позиции психолингвистического подхода.
Этапы развития речи в норме.
Типы монологической речи. Характеристика монологической речи в норме.
Выводы по Главе 1:
Глава 2
Понятие "задержка психического развития" и ее классификация.
Симптоматология различных видов ЗПР
Формирование связной монологической речи у детей с ЗПР церебрально-органического генеза
Особенности пересказа, рассказа при ЗПР церебрально-органического генеза.
Выводы по Главе 2 :
Заключение.
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Особенность речи детей второй группы отражается в обедненной лексико-грамматической стороне речи, в малом объеме словаря, а так же в неточности употреблении слов. Необходимо перечислить основные особенности речи детей с ЗПР второй группы:
- позднее появление первых слов – это происходит обычно к 2-2,5 годам;
- нарушение звукопроизношения – встречается как не четкое произношение звуков, так и отсутствие или неправильное произношение;
- у детей наблюдается в речи смешения глухих и звонких, твердых и мягких согласных звуков, расщепление аффрикат;
- отсутствие дифференциации понятий «буква», «звук», «слово»;
- присутствие общего недоразвития фонетико-фонематической стороны речи.
Все перечисленные выше особенности речевого развития детей второй группы проводят к тому, что связная речь находится на более низком уровне, чем у детей первой группы.
Именно поэтому проблема изучения особенностей формирования монологической речи у старших дошкольников с ЗПР и их возможностей в построении развернутых речевых высказываний является на сегодняшний день очень актуальной.
Экспериментальные исследования выявляют отставание в формировании монологической речи у старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза. Такое положение дел обусловлено низким уровнем речевой активности, замедленным, темпом становления планирующей функции речи, несформированностью основных этапов порождения развернутого речевого высказывания: замысла, внутреннего программирования и грамматического структурирования.
Несформированность синтаксических связей и парадигматических отношений слов приводит к трудностям построения высказывания, что в свою очередь сказывается на познавательной деятельности, на развитие мыслительных процессов, на способности саморегуляции умственной деятельности, и формировании произвольности.
Функции речи, и в том числе основная коммуникативная, также нарушают свое развитие в результате возникновения трудностей кодирования и декодирования речевых высказываний.
По данным исследований особенностей монологической речи у старших дошкольников с задержкой
психического развития Е. С. Слепович (18) и В. И. Насоновой (16) были выявлены следующие особенности:
- нецеленаправленность речевого высказывания;
- примитивность грамматических конструкций;
- затруднения в связном выражении собственных мыслей;
- излишняя вербализация, использование малопонятных по смыслу ребенку слов;
- неполноценность спонтанной речи;
- неполноценность отраженной речевой активности,
- несформированность грамматического строя речи,
- недостаточность словообразовательных процессов.
Изучение монологической речи детей с ЗПР церебрально-органического генеза старшего дошкольного выявляет ситуативный характер речи, и показывает, что в данном возрасте у детей только формируется переход к контекстной речи. Переход от ситуативной речи к монологическому высказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но и достижение им определенного уровня познавательного процесс.
Особенности монологической речи детей с ЗПР, выделенные в работах Е. С. Слепович (18) , Н. Ю. Боряковой (1), характеризующие нарушения грамотического строя речи (пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, в употреблении служебных слов, в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания), выявляют динамические нарушения речевой деятельности, т.е. несформированность внутреннего программирования и грамматического структурирования.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что работа логопеда с детьми, страдающими ЗПР церебрально-органического генеза, должна учитывать их психологические особенности и проводится по следующим направлениям (4 ):
• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
• формирование пространственных представлений;
• развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
• формирование морфологической и синтаксической системы языка;
• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
• формирование анализа структуры предложений;
• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Коррекционно-логопедическая работа при ЗПР имеет характер комплексный и в то же время дифференцированный, с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

Особенности пересказа, рассказа при ЗПР церебрально-органического генеза.
Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка с ЗПР церебрально-органического генеза захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержание памятью только для такой цели , они потом очень быстро „ выветриваются " так и не входя в активный запас ребенка. При нормальном развитии ребенок старается не столько точно словарно передать текст, сколько точно по смыслу.
Неполноценная игровая деятельность детей с ЗПР церебрально-органического генеза тормозит развития новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Высказывания детей с ЗПР церебрально-органического генеза нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую , более знакомую . Рассказывая , дети часто повторяют одни и те же фразы , что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи.
В речи детей с ЗПР церебрально-органического генеза встречается необоснованно частое употребление существительных, что вызвано трудностями в развертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново, воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объекты действия. Часто используются местоимения и наречия с обобщенным недифференцированным значением, что объясняется ограниченным словарным запасом.
Монологическая речь детей ЗПР церебрально-органического генеза старшего дошкольного носит ситуативный характер, в возрасте 5-6 лет, а в наиболее тяжелых случаях и позже, только начинается переход к контекстной речи, когда при нормальном развитии в этом возрасте дети уже овладевают основами пересказа и рассказа в полной мере и переходят на стадию совершенствования монологических высказываний.

Выводы по Главе 2 :
- Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
- Экспериментальные исследования монологической речи старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза выявляют резкое несоответствие временным и характерологическим нормам. Это обусловлено общим физическим и психическим состоянием детей с ЗПР церебрально-органического генеза. И обуславливает низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления планирующей функции речи, несформированность основных этапов порождения развернутого речевого высказывания: замысла, внутреннего программирования и грамматического структурирования.

- Коррекционно-логопедическая работа при ЗПР имеет характер комплексный и в то же время дифференцированный, с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

Заключение.
Проблема развития связной речи детей с задержкой психического развития является одной из важнейших направлений изучения. Это связано с тем, что одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.
Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из показателей состояния мышления ребенка. Нормальный уровень развития связной речи предполагает сформированность всех подсистем языка (фонетико-фонематической и лексико-грамматической), а также достаточный уровень развития познавательной деятельности ребенка. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с развитием деятельности и общения.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания всех психических функций. Это проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Особенности речевого развития детей данной категории, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует. Экспериментальные исследования монологической речи старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза выявляют резкое несоответствие временным и характерологическим нормам. Это обусловлено общим физическим и психическим состоянием детей с ЗПР церебрально-органического генеза. И обуславливает низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления планирующей функции речи, несформированность основных этапов порождения развернутого речевого высказывания: замысла, внутреннего программирования и грамматического структурирования.
В целом же ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.
Слово – как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.
Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс.
Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Список литературы:

Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968 г.
Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР М. 1983
Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.
Волкова Л.С. Логопедия. Шаховской С.Н. Учебник для вузов. М.- Владос 2002г.
Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. || М. 1982 г.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956., А. А. Леонтьев. Психолингвистика. Л., 1967.
Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития.1934 г.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960г.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г
Дети с задержкой психического развития (подряд Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной Н. А.) М. Педагогика 1984г.
Жинкин Н.Н. Мышление и речь. М., Изд. АПН РСФСР 1963г.
Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 1970.
Лалаева Р.И. Особенности логопедической работы с детьми страдающими задержкой психического развития || Логопедия. (Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н.) М.1998 г.
Лалаева П.И. Нарушение речи у детей с ЗПР Спб.,1992
Лалаева Р.И. Психолингвистическая характеристика порождения связной речи у умственно отсталых школьников // Психолингвистика и современная логопедия / ред. Халиловой Л.Б.. М. -1997г.
Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. Спб., 1992
Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.
Т Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.
Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития || Дефектология. 1975 г.№6
Миронова С.А. Развитие речи дошкольника с ЗПР
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР// Дефектология, №6, 1990
Методические материалы по развитию связной речи детей с общем недоразвитие речи. Учебно-методическое пособие Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой
Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР М. Наука-пресс 1998
Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997
Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000 г.
Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И.) Минск.1985
Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.1990 г.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г.









2

1.Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968 г.
2.Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевых высказываний у старших дошкольников с ЗПР М. 1983
3.Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психологического развития у детей.
4.Волкова Л.С. Логопедия. Шаховской С.Н. Учебник для вузов. М.- Владос 2002г.
5.Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. || М. 1982 г.
6.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956., А. А. Леонтьев. Психолингвистика. Л., 1967.
7.Выготский Л.С. Проблема развития в структурной психологии. || Основы психологического развития.1934 г.
8.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960г.
9.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. М.1992 г
10. Дети с задержкой психического развития (подряд Власовой Т.А. , Лубовского В.И. , Цыпиной Н. А.) М. Педагогика 1984г.
11. Жинкин Н.Н. Мышление и речь. М., Изд. АПН РСФСР 1963г.
12. Каше Г.А., Фамичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., 1970.
13. Лалаева Р.И. Особенности логопедической работы с детьми страдающими задержкой психического развития || Логопедия. (Под редакцией Волковой Л.С., Шаховской С.Н.) М.1998 г.
14. Лалаева П.И. Нарушение речи у детей с ЗПР Спб.,1992
15. Лалаева Р.И. Психолингвистическая характеристика порождения связной речи у умственно отсталых школьников // Психолингвистика и современная логопедия / ред. Халиловой Л.Б.. М. -1997г.
16. Логинова Е.А. Патология речи. История изучения, диагностика, преодоления. Спб., 1992
17. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В.В.) М.1978 г.
18. Т Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.1986 г.
19. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития || Дефектология. 1975 г.№6
20. Миронова С.А. Развитие речи дошкольника с ЗПР
21. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР// Дефектология, №6, 1990
22. Методические материалы по развитию связной речи детей с общем недоразвитие речи. Учебно-методическое пособие Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой
23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
24. Программно-методическая оснащения коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР М. Наука-пресс 1998
25. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка Союз Спб. 1997
26.Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская СПб: Издательство "Питер", 2000 г.
28. Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с задержкой психического развития || Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л., Лисиной М.И.) Минск.1985
29. Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.1990 г.
30. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
31. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995 г.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально органического генеза?

Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально органического генеза включают более медленный темп развития речи, отставание в словарном запасе и грамматическом строе, затруднения в построении связных высказываний. Такие дети могут испытывать затруднения с организацией и структурированием своих мыслей в речевую форму. Они также могут испытывать трудности с преодолением затруднений в произнесении, артикуляции и интонации.

Как развивается связная речь у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием?

У детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием связная речь развивается с каждым годом. На начальном этапе развития дети умеют строить простые предложения, затем они начинают использовать более сложные синтаксические конструкции и дополнять свою речь деталями и описаниями. В конце дошкольного возраста дети могут рассказывать о событиях прошлого и будущего, аргументировать свои мысли и выражать свои чувства и эмоции в речи.

Какая сущность понятия монологической речи?

Монологическая речь - это форма речи, в которой дети могут выражать свои мысли, идеи и чувства без вмешательства других людей. Они могут рассказывать о своих интересах, опыте, фантазиях и прочих деталях своей жизни. Монологическая речь является важным компонентом развития речевых навыков у детей и позволяет им стать более самостоятельными и уверенными в своих высказываниях.

Какие особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально органического генеза?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально органического генеза наблюдаются определенные особенности в формировании связной монологической речи. Эти дети часто испытывают затруднения при выражении своих мыслей и идей в связной форме, что связано с их ограниченными возможностями в области когнитивных функций и речевого развития. Они могут иметь слабую лексико-грамматическую базу, ограниченный словарный запас и недостаточную понимание синтаксиса. В связи с этим, их монологическая речь может быть диссоциативной, фрагментарной и бедной смысловыми связями. Они также могут испытывать затруднения со связыванием предложений и их организацией в логическую последовательность. Однако, с помощью специализированных программ речевой терапии и индивидуального подхода к обучению, эти дети могут достичь определенного уровня связной монологической речи.

Какие этапы развития речи проходят дети с задержкой психического развития церебрально органического генеза?

У детей с задержкой психического развития церебрально органического генеза процесс развития речи может несколько отличаться от детей с нормальным развитием. Обычно у них происходит позднее появление первых слов и фраз, а также более медленное развитие речи в целом. Они могут опаздывать в освоении фонетического и грамматического строя речи, иметь ограниченный словарный запас и слабое понимание синтаксиса. Однако, с помощью речевой терапии и индивидуальных занятий, эти дети могут пройти необходимые этапы развития речи и достичь определенного уровня коммуникативной компетенции.

Какие есть особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально органического генеза?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально органического генеза могут иметь определенные особенности в формировании связной монологической речи. Одной из таких особенностей является задержка развития лексического и грамматического аппарата, что может приводить к бедности словарного запаса и затруднениям в построении правильных предложений. Также у этих детей часто наблюдается недостаток в связи и логической организации речи, что приводит к размытости высказываний и сложностям в передаче последовательности мыслей и событий. В целом, у детей с задержкой психического развития церебрально органического генеза формирование связной монологической речи может быть отложенным и требовать дополнительной работы и поддержки со стороны специалистов.

Какова характеристика монологической речи у детей с задержкой психического развития церебрально органического генеза?

У детей с задержкой психического развития церебрально органического генеза может наблюдаться характеристика монологической речи, отличающаяся от нормы. Эти дети часто имеют бедный словарный запас и затрудняются в построении правильных предложений. У них также может наблюдаться низкая логическая организация высказываний, что приводит к размытости речи и сложностям в передаче последовательности мыслей и событий. В целом, монологическая речь у детей с задержкой психического развития церебрально органического генеза характеризуется задержкой развития и требует дополнительной работы для улучшения навыков связного монологического высказывания.

Какие особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического резвития церебрально органического генеза?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально органического генеза наблюдаются особенности в формировании связной монологической речи. Они имеют трудности с формированием основных компонентов связной речи, таких как логическое мышление, грамматическая правильность, связность и последовательность изложения мыслей.

Какие этапы развития речи присутствуют в норме?

В норме развития речи присутствуют следующие этапы: преобразовательный, репродуктивный и продуктивный. На преобразовательном этапе дети начинают усваивать речь, на репродуктивном этапе они могут воспроизводить и повторять знакомые слова и фразы, а на продуктивном этапе они начинают активно использовать язык для выражения своих мыслей.

Какие типы монологической речи существуют?

Существуют два основных типа монологической речи: рассказ и описание. В рассказе ребенок рассказывает о каком-то событии или истории, а в описании он описывает предмет или ситуацию. Оба типа монологической речи играют важную роль в развитии речи у детей.