Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Выявление особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза. (Исправить работу)

  • 51 страница
  • 14 источников
  • Добавлена 01.06.2009
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Экспериментальное исследование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза
1.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика испытуемых детей
1.2. Научно-теоретические основы и содержание констатирующего эксперимента
Глава 2. Нарушение развития связной монологической речи у детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза
2.1. Результаты исследования
2.2. Сравнительная характеристика групп
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.
Таким образом, отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов-микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Таким образом, анализ результатов проверки умения составлять связное высказывание повествовательного типа позволили выявить низкий уровень связной речи дошкольников с ЗПР.

Анализ результатов шестого задания позволил выявить низкий уровень развития связной монологической речи дошкольников с ЗПР при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Полученные результаты отражены на диаграмме 6.
Диаграмма 6
Уровень сформированности умения составлять повествовательный рассказ

На диаграмме 6 видно, что дошкольники с нормальным интеллектуальным развитием справились с заданием на более высоком уровне, чем дошкольники с ЗПР церебрально-органического генеза (средний балл 3,9 и 1,4 соответственно).
В КГ только один ребёнок смог показать высокий результат выполнения (5 баллов), связный рассказ составлен самостоятельно, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Большинство дошкольников (7 человек) набрали по 4 балла. Их рассказы составлены с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечались нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. Рассказы 2 дошкольников составлены с помощью наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Отмечались пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия, эти дошкольники получили по 3 балла.
Полученные результаты позволили выявить, что ни один дошкольник экспериментальной группы (ЗПР) не смог набрать наибольшее количество баллов.
6 дошкольников задание не смогли выполнить (1 балл). 4 ребёнка смогли набрать по 2 балла. Рассказы составлены с некоторой помощью - стимулирующие вопросы. Достаточно полно отражено содержание картинок. Отмечались нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз. Встречались смысловые ошибки.
При составлении рассказа по серии сюжетных картин дети экспериментальной группы в основном использовали простые предложения. Предложения в основном двусоставные, иногда состоят из 3- 4 слов. В речи детей совсем нет прилагательных. Конструкция предложений, как правило, состоит из существительных и глаголов, иногда в речи присутствуют местоимения и предлоги. Дети не всегда могли грамматически правильно построить распространенные предложения. При употреблении сложных предложений появлялись выраженные нарушения. При составлении предложений дети часто опускали существительное.
В ходе анализа рассказов нами было отмечено наличие большого количества лексических, синтаксических и морфологических ошибок:
-пропуск членов предложения (девочка в лес..; там ёжик работал)
-нарушение временных форм глагола, использование глаголов в начальной форме (девочка собирать грибы);
-большое количество ошибок в использовании форм согласования и управления (махал рука, Аня грибик положил корзинку).
С точки зрения используемых морфологических разрядов слов (частей речи) существительные составляют около 25%, прилагательные, наречия и служебные части речи - менее 15%
Таким образом, нами получены данные об уровне владения речью детей с ЗПР и о состоянии синтаксической структуры отдельных высказываний.
Наиболее характерными особенностями являются:
- отсутствие в предложении некоторых членов предложения или служебных слов (чаще наблюдался пропуск предлогов);
-смешение родовых и падежных окончаний имён существительных (девочка собирал, ёжа помогал);
-нарушение законов согласования и управления;
-ошибки в употреблении предлогов (гриб на корзинку);
- пропуски слов (чаще пропускали сказуемое);
- перестановка слов (неправильно построенное предложение).
Несмотря на предварительный разбор содержания каждой картинки с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки, составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех испытуемых. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
Помимо отсутствия сформированных навыков в данном виде рассказывания, это, по-видимому, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей данной группы и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.
У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа - ежика), что свидетельствует с недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У 7 детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей, например:
«Они пошли… Ёж помог… Грибы… Грибы собрали… Лес ушёл… Они махали».
Результаты выполнения задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 8 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.
Таким образом, анализ результатов позволил установить, что у большинства дошкольников с ЗПР имеет место недостаточная сформированность монологической речи.
Дошкольники ЭГ составили рассказы, в которых от 3 до 5 предложений. Один дошкольник составил рассказ из 7 простых предложений.
Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы: связная речь экспериментальной группы характеризируется довольно низким уровнем развития.
По своему синтаксическому строю в высказываниях детей экспериментальной группы были отмечены простые предложения. Сложные предложения использовал 1 дошкольник экспериментальной группы.
Также дети используют преимущественно формальную связь, цепной связи выявлено не было.
Использование выразительных средств при составлении рассказов весьма ограничено.
У большинства как экспериментальной, так и контрольной групп детей отмечается употребление простых, нераспространённых предложений. Грамматически верно оформляет текст небольшая часть контрольной группы.

Анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков. В целом всех детей можно разделить на три группы в соответствии с уровнем сформированности связной монологической речи.
Диаграмма 7
Сформированность связной монологической речи у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза и детей с нормальным интеллектуальным развитием

Первый (высокий) уровень – Данный уровень сформированности связной монологической речи был определён только у детей с нормальным интеллектуальным развитием. В данную группу вошли 6 дошкольников (60%). У детей данного уровня степени сформированости связной речи находится на уровне выше среднего.
Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз по наглядной опоре; при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания.
При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. Недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.).
Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий.
Второй (средний) уровень – К среднему уровню развития связной монологической речи мы отнесли 4 детей (40%) с нормальным интеллектуальным развитием и 3 дошкольников (30 %) с ЗПР церебрально-органического генеза. Дети среднего уровня пользуются чаще всего структурой двухсоставного предложения, но испытывают затруднения в плане конструктивной организации предложения (Субъект – предикат – объект – локатив; Субъект – предикат – объект – объект).
К данной группе мы отнесли детей, у которых были выявлены серьёзные нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов. При этом требовалась помощь экспериментатора. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Исследования показали, что дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа; для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования
Степень сформированости связной речи находятся на среднем уровне и уровне ниже среднего.
Третий (низкий) уровень – был определён только у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В эту подгруппу вошли 7 дошкольников (70 %) экспериментальной группы. Дети не могут составить предложение, называя только отдельные слова.

Анализируя особенности связной речи у детей с ЗПР церебрально-органического генеза, необходимо отметить, что эта сторона речевого развития у всех дошкольников имеет низкий качественный уровень и нуждается в интенсивном педагогическом воздействии.
Во всех видах заданий у детей с ЗПР обнаружились существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза имеется отставание в развитии планирующей функции речи, трудности кодирования и декодирования текста. Характерны для детей с ЗПР является фиксирование незначительных деталей, не имеющих значения для раскрытия смысл ситуации. В рассказах наблюдается ситуативность. Даже при максимальной помощи взрослого дети не могли организовать программу высказывания. Картинка служила для них лишь толчком к появлению побочных ассоциаций, не отвечающих требованиям инструкции.

2.2. Сравнительная характеристика групп

Из данного исследования следует, что у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза уровень сформированности связной монологической речи находится на низком уровне. Нарушение монологической речи у детей с ЗПР церебрально-органического генеза имеет неоднородный характер.
Диаграмма 8
Результаты исследования сформированности связной монологической речи у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза и детей с нормальным интеллектуальным развитием

Примечание:
1 - Составление высказывания на уровне фраз
2. - Составление рассказа по серии сюжетных картинок
3 – Пересказ
4 - Составление рассказа – описания
5 - Рассказ из личного опыта
6 - Составление рассказа - повествования

На гистограмме видно, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза развитие связной монологической находится на низком уровне и значительно отстаёт от развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Таким образом, экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу - у детей с ЗПР церебрально-органического генеза развитие связной монологической речи будет находиться на низком уровне, по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.

Обработка полученных результатов по Т - критерию Стьюдента
Рассмотрим обнаруженные различия в формировании связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза и детей той же возрастной группы с нормальным интеллектуальным развитием с помощью Т - критерия Стьюдента.
Таблица 2
Данные исследования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза и детей той же возрастной группы с нормальным интеллектуальным развитием

Показатели методик Дошкольники с ЗПР церебрально-органического генеза Дошкольники с нормальным интеллектуальным развитием Т- критерий Стьюдента.
Уровни значимости Составление высказывания на уровне фраз 1,4 4,0 2,9234 0,026 * Составление рассказа по серии сюжетных картинок 2,3 4,3 3,7197 0,002 ** Пересказ 1,7 4,2 - 0,0202 0,002 ** Составление рассказа - описания 2,3 4,4 2,7849 0,03 ** Рассказ из личного опыта 1,7 4,1 3,4751 0,002 ** Составление рассказа - повествования 1,4 3,9 -4,9111 0,000 ***
Полученные данные показывают наличие значимых различий по всем заданиям (при р≤0,01). Обнаруженный факт свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР церебрально-органического генеза развитие связной монологической находится на низком уровне и значительно отстает от развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Итак, экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу исследования - у детей с ЗПР церебрально-органического генеза развитие связной монологической речи будет находиться на более низком уровне, по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
Исследование состояния связной речи у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза показало:
Задержка психического развития является серьезным препятствием в развитии связной монологической речи.
У дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза развитие связной монологической речи находится на низком уровне. Уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков. Так, простые формы (рассказ по серии сюжетных картинок) сформированы лучше, чем сложные формы (рассказ из личного опыта).
У детей с ЗПР наблюдаются нарушения как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутренне программирование, страдает в большей мере, чем языковое оформление.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.
В развитии планирующей функции речи у детей с ЗПР церебрально-органического генеза имеется отставание.
Дети с ЗПР церебрально-органического генеза испытывают трудности кодирования и декодирования текста при составлении рассказа описания (по игрушке) и составление рассказа из личного опыта.

С данной группой дошкольников должна быть организована коррекционная работа, направленная на формирование связной монологической речи.

Заключение

Анализ логопедической и психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме состояния и развития связной монологической речи дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Развитие связной речи имеет важное значение для общего психического развития ребенка, а также формирования его личности. Это обуславливает необходимость своевременной диагностики показателей связной речи дошкольников.
Многие авторы (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.А. Зимняя, Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович и др.) отмечают, что несформированность связной речи имеет широкое распространение среди детей как в норме, так и среди детей с интеллектуальным нарушением.
Однако эта проблема является недостаточно изученной, в связи с чем, изучение состояния монологической речи, у детей с ЗПР церебрально-органического генеза рассматривается как актуальный вопрос теории и практики коррекционной педагогики. В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния связной монологической речи дошкольников.
Проведённое исследование включило в себя следующие разделы:
Составление высказывания на уровне фраз.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ.
Составление рассказа - описания.
Рассказ из личного опыта
Составление рассказа - повествования
Проведённое исследование показало, что монологическая речь у большинства дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза сформировано на низком уровне. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность. Большей частью дошкольники пользуются словосочетанием, употребляя преимущественно существительные, глаголы и реже прилагательные. Языковые средства речи сформированы слабо. Грамматическое оформление связной речи имеет ряд нарушений, среди которых выделяется несогласование частей речи в падеже, числе и роде. Практически все дошкольники с ЗПР использовали помощь экспериментатора в виде наводящих и организующих вопросов.
Исследование монологической речи у детей в норме показало, что в данной группе наблюдается достаточно высокий уровень сформированности данного показателя. Дошкольники достаточно хорошо справились с заданием описания картинки, при этом в речи преобладали предложения и словосочетания, часто требовалась стимуляция активности дошкольников. Задание на составление рассказа на основе личного опыта было несколько сложнее для детей, у большинства наблюдается средний уровень сформированности повествования. Данное задание у некоторых требовало помощи экспериментатора в виде стимуляции активности и наводящих вопросов.
Сравнительный анализ показал, что уровень сформированности монологической речи дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза имеет существенные отличия от возрастной нормы, находится на более низком уровне. Уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР неодинаков.

Исследование состояния связной речи у дошкольников с ЗПР показало, что задержка психического развития у детей является серьезным препятствием в развитии связной речи, а именно монологической, так как диалогическая является первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения, а монологическая речь является более сложным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
У детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации. В развитии планирующей функции речи у детей с ЗПР церебрально-органического генеза имеется отставание; трудности кодирования и декодирования текста.
С данной группой дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза должна быть организована коррекционная работа, направленная на формирование связной монологической речи.
Все поставленные в ходе нашей работы задачи были выполнены. Проведённое исследование подтвердило правомерность положенной в его основу гипотезы.
Список литературы

Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ЗПР. – М., 1997.
Глухов В.П. Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004
Жаренкова Г.И. Действие детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология - №4. – 1973
Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. – М., 1976.
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006.
Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР. – СПб., 1992.
Лебединская В.В. Нарушение психического развития детей. – М., 1985
Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы порождения высказывания // Вопросы порождения и обучения языку. – М., 1967.
Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Ч.1 – М., 1975. - С. 2 - 10, 168 - 172.
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975 – 458 с.
Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. – 1985. - № 1.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1985
Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29.
Тригер Р.Д. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984
Приложение

Результаты исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально-органического генеза

№ п/п Составление высказывания на уровне фраз Составление рассказа по серии сюжетных картинок Пересказ Составление рассказа - описания Рассказ из личного опыта Составление рассказа - повествования 1. 2 балла 3 балла 2 балла 3 балла 2 балла 2 балла | 2. 2 балла 3 балла 2 балла 3 балла 2 балла 2 балла 3. 1 балл 2 балла 1 балл 2 балла 1 балл 1 балл 4. 2 балла 3 балла 3 балла 3 балла 3 балла 2 балла 5. 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл 6. 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 7. 1 балл 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 1 балл 8. 1 балл 3 балла 1 балл 3 балла 1 балл 1 балл 9 1 балл 2 балла 1 бал;? 2 балла 1 балл 1 балл 10. 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл 1 балл Ср.балл 1,4 балла 2,3 балла 1,7 балла 2,3 балла 1,7 балла 1,4 балла

Результаты исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным развитием

№ п/п Составление высказывания на уровне фраз Составление рассказа по серии сюжетных картинок Пересказ Составление рассказа - описания Рассказ из личного опыта Составление рассказа - повествования 1 4 балла 5 балла 5 балла 4 балла 5 балла 5 балла 2. 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 3. 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4. 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 5. 4 балла 5 балла 4 балла 4 балла 5 балла 4 балла 6. 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 4 балла 3 балла 7. 4 балла 4 балла 4 балла 5 балла 4 балла 4 балла 8. 4 балла 4 балла 4 балла 5 балла 4 балла 4 балла 9. 4 балла 5 балла 5 балла 5 балла 3 балла 3 балла 10. 4 балла 4 балла 4 балла 5 балла 4 балла 4 балла Ср.балл 4 балла 4,3 балла 4,2 балла 4,4 балла 4,1 балла 3,9 балла













2

Список литературы

1.Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ЗПР. – М., 1997.
2.Глухов В.П. Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004
3.Жаренкова Г.И. Действие детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции //Дефектология - №4. – 1973
4.Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. – М., 1976.
5.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006.
6.Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с ЗПР. – СПб., 1992.
7.Лебединская В.В. Нарушение психического развития детей. – М., 1985
8.Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы порождения высказывания // Вопросы порождения и обучения языку. – М., 1967.
9.Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Ч.1 – М., 1975. - С. 2 - 10, 168 - 172.
10.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975 – 458 с.
11.Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР // Дефектология. – 1985. - № 1.
12.Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. – Минск, 1985
13.Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29.
14.Тригер Р.Д. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984

Узнать стоимость работы