Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблемы финансирования муниципальных услуг в РФ(на примере......)

  • 45 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 25.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Современное состояние сферы "Образование"
1.1.Образовательные учреждения РФ в 2006-2007 г.г.
1.2.Правовое регулирование деятельности образовательных учреждений
Глава II.Предоставление образовательных услуг на муниципальном уровне.
2.1. Зарубежный опыт финансирования образования.
2.2. Предоставление образовательных услуг на примере МО «Калининский район» Псковской области (Школа №2)
ГЛАВА III. Направления эффективности использования финансовых ресурсов учреждений образования на современном этапе
1.1.Комплексные меры для полного финансирования расходов бюджета.
2.2.Внедрение методологии БОР
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4

Фрагмент для ознакомления

Как же понять, насколько эффективно или неэффективно работает система образования? Для этого необходимо сравнение деятельности этой системы либо с предыдущими годами, либо с аналогичной деятельностью в других муниципальных образованиях. Тогда возможно понять в динамике, как изменяется эффективность и по какой причине.
Важная особенность этих трех показателей открывает вторую аналитическую возможность Рисунок 2.
Взаимосвязь показателей эффективности
Бюджетная услуга * Конечный результат =Конечный результат
Стоимость программы Бюджетная услуга Стоимость программы

Экономическая эффективность * Результативность = Эффективность
бюджетных расходов
Из таблицы видно, что для повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо двигаться по двум направлениям:
-при сохранении результативности повышать экономическую эффективность, т.е. сокращать расходы на предоставление услуг не снижая качество;
-при сохранении экономической эффективности повышать результативность, т.е повышать качество не увеличивая расходы.
Таким образом, для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо предоставлять услуги или качественнее, или дешевле, или совмещая оба этих подхода.
В динамике эта особенность показателей эффективности позволяет понимать, за счет чего изменилась эффективность бюджетных расходов.
Так, если значение показателя экономической эффективности выросло на 10% (т.е. индекс роста составил 1,1), а значение показателя результативности снизилось на 10 % 9т.е. индекс роста составил 0,9), то при относительно неизмененной эффективности бюджетных расходов, мы имеем дело с падением качества образования, которое. возможно, было вызвано сокращением финансирования в расчете на одного учащегося.
Рисунок 3
Анализ эффективности бюджетных расходов
индекс роста индекс роста индекс роста
экономической * результативности = эффективности бюджетных расходов
эффективности


1.1 * 0,9 = 0,99

Анализ эффективности расходов учреждений.
Четвертой аналитической возможностью является способность не только определить, насколько эффективна или неэффективна вся система образования в целом. так же можно определить в каких учреждениях имеются проблемы и чем они вызваны.
Рассмотрим на примере (табл.4) четыре школы и попробуем определить, какая из школ является проблемной и почему.
Таблица 4
Стоимость
(млн.руб) Кол-во учащихся
(чел) Закончившие на «4» и «5» (чел) Экономическая эффективность (чел./м.руб.) Результативность (%) Эффективность расходов (чел./м.руб.) Школа №1 10 1000 200 100 20% 20 Школа №2 8 500 200 63 40% 25 Школа №3 20 2500 900 125 36% 45 Школа№4 15 1000 500 67 50% 33 По всей сфере 282 29900 10500 106 35% 37 Источник: Годовые отчеты РУО Администрации Калининского района Псковской области

Показатель экономической эффективности свидетельствует, что школа №1 и школа №3 действуют с показателем эффективности, сопоставимым с показателем в целом по сфере. В то же время, школа №2 с показателем эффективности 63 человека на 1 млн. руб. и школа №4 с показателем 67 человек на 1 млн. руб. практически работают вдвое хуже, т.е. предоставляют услуги практически в два раза дороже, чем в среднем по всей системе образования.
Показатель результативности говорит, что имеется проблема со школой №1, где результативность образовательного процесса примерно вдвое хуже, чем средняя по всей сфере. в то же время школы №2 и №4 значительно превосходят по своей эффективности всю сферу образования.
Итоговый коэффициент эффективности бюджетных расходов показывает, что есть проблема в школах №1 и №2, где показатель эффективности более чем на 50 % хуже, чем в среднем по сфере, в то же время школы №3 и №4 показывают эффективность, сопоставимую со среднегородской. Очевидно, что для того, чтобы повысить эффективность бюджетных расходов необходимо проводить соответствующие мероприятия в школах №1 и №2.
Таким образом, показатели продемонстрировали, где и в каких школах есть проблемы. В чем же они заключаются?
На примере школы №1 ясно, что уровень расходов в ней соответствует среднегородскому значению, однако при этом она имеет довольно низкий показатель результативности, что говорит о низком качестве предоставляемых образовательных услуг. Очевидно, что проблемы в этой школе заключаются не в плохом финансировании (оно соответствует общегородскому уровню), а в том, что образовательный процесс не соответствует уровню, сложившемуся в целом городе. Таким образом, для повышения качества предоставляемых услуг в школе №1 нужно не наращивать финансирование, а предпринимать организационные меры.
В школе №2 ситуация обратная. При довольно высокой результативности школа имеет очень низкую экономическую эффективность. т.е. предоставляемые ею услуги значительно дороже, чем в среднем по городу. Таким образом, здесь проблема заключается именно в экономических причинах низкой эффективности- слишком дорогие услуги. По количеству- она самая малочисленная, и, по-видимому, недоукомплектована. Так что здесь необходимо осуществлять меры, направленные на сокращение расходов на образовательный процесс.
Таким образом, анализ эффективности позволяет не только выделить школы, показывающие низкую эффективность, но и понять, что необходимо предпринять в каждой из них.
Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетирование, ориентированное на результат является очень емким инструментом, его грамотное применение может приводить к хорошему результату в сфере управления финансами.
Перевод финансирования основных расходов на нормативную основу создает базу для выделения остальных средств на основе «программно-целевого принципа», связанного с достижением конкретных результатов. Развитие этого направления должно ориентироваться на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов, и т.д.
Пример, построенный мной на системе образования, а так же опыт работы Калининского района показывает, что подобные расчеты могут быть выполнены во всей социальной сфере, сфере ЖКХ, а так же многим другим услугам, предоставляемым муниципальными образованиями.
Заключение

Согласно Конституции РФ «государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования, а так же право на конкурсной основе бесплатно получить профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Образование, являясь одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды значительных финансовых ресурсов. Источниками финансирования системы образования являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. Кроме бюджетного финансирования учреждения образования получают и внебюджетное финансирование, но его место в финансах образования пока невелико.
В настоящее время проведен ряд мер, положительно повлиявших на развитие и финансирование системы образования в Российской Федерации , в частности муниципальной системы образования:
-внедрение новых принципов финансирования образования- перевод со сметного финансирования на нормативное бюджетное финансирование;
- введение прогрессивного и экономически целесообразного порядка финансирования бюджетных расходов через органы казначейства;
-привлечение дополнительных источников на финансирование образования;
-активизация работы по реструктуризации бюджетной сети, которая должна работать эффективно и быть ориентированной на конечный результат;
-внедрение новой системы оплаты труда педагогов.
Так же значительные ресурсы направляются на развитие образования в муниципальном секторе в рамках ПНП «Образование» и федеральных целевых программ.
Но, вместе с тем, на сегодняшний день существуют и много проблем, которые требуют решения. Одной из них является повышение эффективности бюджетных расходов в сфере образования, основными направлениями которых, на мой взгляд, могут стать:
-сокращение издержек оказания бюджетных услуг;
-оптимизация количества и изменение структуры оказываемых услуг; -разработка системы параметров оценки качества предоставляемых образовательных услуг;
-ликвидация противоречий в бюджетно-правовом статусе учреждений образования;
-повышение контроля в бюджетных учреждениях образования с целью проведения более рациональной политики в отношении бюджетных расходов.
Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с необходимым выделением для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Эти и другие меры помогут реализовать главное направление реформы бюджетной политики и отечественной системы образования, и сохранить место России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа, как страны, обладающим высоким уровнем науки и образования

Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М: Омега-Л, 2008.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ.[ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007] .-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
3.Гражданский кодекс РФ– М: Омега-Л, 2008.
4. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ( с изменениями).
5.Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
6.Указ Президента РФ от 6 апреля 2006г.№324 «О денежном поощрении лучших учителей»
7. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
8.Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009г. и 2010 г." от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756- р. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.г.».
10. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
11.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы»
12.Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. №89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».
13.Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2008 год» принят областным Собранием депутатов 26 декабря 2007 года.
14. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах: Распоряжение Правительства РФ от 03.04.06 г.№467-р.
15.Основные мероприятия приоритетного национального проекта ''Образование'' // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 10. – С. 9–12.
16.Гараджа М.Ю. «Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне».– М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
17.Климанов В.В., Бабко Н.В. Подушевое финансирование в общем среднем образовании// Финансы.-2007.- №2.
18.Международный опыт организации и финансирования общего образования». М.: Фонд «Институт экономики города» 2005
19.Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н.. «Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад».– М.: Аспект Пресс, 2003. Россия входит в группу стран с низким средним уровнем дохода на душу населения
20.Приоритетные национальные проекты [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www. rost.ru
21.Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru
22. Официальный сайт Псковской области [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [Псков.,2008.]. – Режим доступа : http:// pskov.ru




Приложение 1
Отдельные показатели деятельности организаций образования
Справочно 2007г. В % к 2006г. 2006 В % к 2005 Государственные и муниципальные дневные общеобразовательные учреждения Число учебных заведений, единиц 55711 95,0 58669 96,5 Численность учащихся, тыс.человек 13694,7 95,8 14291,0 94,6 Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения         Число учебных заведений, единиц 697 96,9 719 99,0 Численность учащихся, тыс.человек 71,3 100,1 71,3 98,6 Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования         Число учебных заведений, единиц 2566 97,5 2631 97,9 Численность студентов, тыс.человек 2287,7 95,8 2388,9 96,6 Прием, тыс.человек 730,1 96,6 756,2 93,3 Выпуск, тыс.человек 656,7 99,8 657,9 101,0 Государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования         Число учебных заведений, единиц 658 99,7 660 100,8 Численность студентов, тыс.человек 6208,4 101,2 6133,1 102,5 Прием, тыс.человек 1384,0 100,5 1376,7 100,3 Выпуск, тыс.человек 1108,9 105,0 1055,9 107,9 Приложение 2


Структура расходов на образование в 2007 году


Приложение 3



Динамика объемов финансирования системы образования в 2000-2006 гг.





Приложение 4

ПОРЯДОК
предоставления, расчета и использования субвенций местным бюджетам
на реализацию основных общеобразовательных программ в части
финансирования расходов на оплату труда работников
муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов,
обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральными законами от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 04.07.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
1.2. Порядок устанавливает правила предоставления, расчета и использования субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов, обеспечивающих организацию учебного процесса, расходов на дошкольное образование в общеобразовательных учреждениях.

2. Порядок расчета и использования субвенций

2.1. Размер субвенций местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, в том числе на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях, определяется на нормативной основе в соответствии с методикой расчета регионального норматива бюджетного финансирования муниципальных дневных и вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений области, утвержденной Администрацией Псковской области.
2.2. Субвенция включает в себя расходы на:
оплату труда (основную и дополнительную части) работников муниципальных общеобразовательных учреждений, определенную на основе регионального норматива в сумме 11026 рублей в год на одного обучающегося в общеобразовательном классе.
начисления на фонд оплаты труда;
обеспечение организации учебного процесса в размере 6 процентов от фонда оплаты труда с начислениями;
компенсационные выплаты педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции из расчета 100 рублей на 1 человека в месяц;
затраты, отражающие специфические особенности в каждом муниципальном образовании (различия в месторасположении общеобразовательных учреждений (городские и сельские), транспортная удаленность на переходный период);
выравнивание уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований на переходный период;
дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
2.3. Исходными данными для расчета базовой величины норматива являются:
количество педагогических ставок в расчете на один класс исходя из количества часов по базисному учебному плану при шестидневной рабочей неделе в разрезе ступеней обучения и установленной учебной нагрузки на ставку (20 часов в 1-4 классах, 18 часов в 5-11 классах);
размер базовой единицы специалистов и руководителей (кроме директоров, заведующих) составляет 2450 рублей, для руководителей (директоров, заведующих) – 4000 рублей, с 1 сентября 2008 года с учетом увеличения в 1,15 раза соответственно -2820 рублей и 4600 рублей;
норма предельной наполняемости классов по городским школам 25 человек, по сельским школам и на переходный период по школам поселков городского типа - 14 человек;
расходы на повышение разрядов и аттестацию педагогических работников в размере 2 процентов к должностному окладу;
размер дополнительной части фонда оплаты труда, установленный Законом Псковской области от 26 июля 2007 года № 684-ОЗ «Об оплате труда отдельных категорий работников государственных общеобразовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, и муниципальных общеобразовательных учреждений в Псковской области» (25 процентов от основной части фонда оплаты труда);
коэффициенты удорожания педагогической услуги от деления классов на группы и наличия групп продленного дня.
2.4. Основная часть заработной платы регулируется в зависимости от сложности труда, в основу определения которой заложены квалификационные факторы – квалификационная категория и профессиональный стаж.
При расчете фонда оплаты труда в основную часть включаются только те надбавки и доплаты, которые необходимо выплачивать при реализации образовательной программы, к ним относятся:
доплаты за работу в образовательных учреждениях со специфическими условиями труда, которые определены действующим законодательством в размере от 15 до 20 процентов к должностному окладу;
надбавки за вредные условия труда и режим работы в условиях труда, отклоняющихся от нормальных;
надбавка за работу в сельских образовательных учреждениях в размере 35 процентов к должностному окладу;
другие надбавки в соответствии с действующим законодательством.
2.5. В фонд оплаты труда включены суммы:
на дополнительное образование детей (кружковая работа исходя из норматива заработной платы педагога дополнительного образования 594 руб. на одного учащегося в год и численности учащихся);
на реализацию инновационных образовательных программ (фактические расходы на дополнительные образовательные программы);
на индивидуальное (надомное) обучение отдельных категорий детей (фактические расходы);
на обучающихся в негосударственных общеобразовательных учреждениях (по нормативу общеобразовательной школы).
2.6. Дополнительная часть фонда оплаты труда выполняет стимулирующую функцию. В ее состав включаются стимулирующие доплаты и надбавки, и выплаты, компенсирующие повышенные затраты труда работника.
2.7. В расходы, обеспечивающие учебный процесс, включаются:
расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей;
расходы на связь;
расходы на организацию и проведение мероприятий культурно-просветительного характера;
учебные расходы, связанные с приобретением учебных пособий, письменных и чертежных принадлежностей, материалов для учебных и лабораторных занятий;
расходы на учебные экскурсии, производственную практику;
расходы на приобретение учебных программ, бланков учебной документации, приобретение книг, учебной и другой литературы для библиотек;
расходы на подписку и приобретение периодических изданий, комплектование библиотечных фондов, включая доставку;
расходы на оплату курсов повышения квалификации педагогических работников;
расходы на приобретение оборудования, используемого в учебных целях.
2.8. Расходы бюджета на дошкольное образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях включают в себя:
оплату труда (тарифную и надтарифную части),
начисления на фонд оплаты труда;
компенсационные выплаты педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции из расчета 100 рублей на 1 человека в месяц;
прочие расходы, определенные в размере 6% от фонда оплаты труда с начислениями.
расходы, связанные с приобретением материалов для занятий и наглядных пособий;
расходы на оплату курсов повышения квалификации педагогических работников.
2.9. Главным распорядителем субвенций является Главное государственное финансовое управление Псковской области.
2.10. За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию основных общеобразовательных программ финансируются начальные, основные, средние школы, вечерние (сменные) школы, школы-интернаты.
2.11. Недоиспользованные средства субвенций подлежат возврату в областной бюджет в сроки, устанавливаемые Главным государственным финансовым управлением Псковской области.



Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. №89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».

Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М: Омега-Л, 2008.ст.43

Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).ст.5

Международный опыт организации и финансирования общего образования». М.: Фонд «Институт экономики города» 2005

Там же
Закон №95_ФЗ от 04.07.03г.
Нормы федерального законодательства.
Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н.. «Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад».– М.: Аспект Пресс, 2003. Россия входит в группу стран с низким средним уровнем дохода на душу населения.
Письмо Минобразования РФ от 19.08.2003 № 20-51-2564/20-05 «О реализации Федерального закона от 07.07.2003 №123-ФЗ».
Гараджа М.Ю. «Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне».– М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru

Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru

Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru

Приложение 21 к Закону Псковской области «Об областном бюджете на 2008 год»













2

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М: Омега-Л, 2008.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации №145 ФЗ.[ принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. в редакции ФЗ № 63 от 26 апреля 2007] .-М.: Омега-Л, 2008.-276 с.
3.Гражданский кодекс РФ– М: Омега-Л, 2008.
4. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 года № 131 ФЗ( с изменениями).
5.Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».
6.Указ Президента РФ от 6 апреля 2006г.№324 «О денежном поощрении лучших учителей»
7. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
8.Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009г. и 2010 г." от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756- р. «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.г.».
10. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
11.Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы»
12.Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 г. №89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы».
13.Закон Псковской области «Об областном бюджете на 2008 год» принят областным Собранием депутатов 26 декабря 2007 года.
14. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах: Распоряжение Правительства РФ от 03.04.06 г.№467-р.
15.Основные мероприятия приоритетного национального проекта ''Образование'' // Официальные документы в образовании. – 2006. – № 10. – С. 9–12.
16.Гараджа М.Ю. «Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне».– М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.
17.Климанов В.В., Бабко Н.В. Подушевое финансирование в общем среднем образовании// Финансы.-2007.- №2.
18.Международный опыт организации и финансирования общего образования». М.: Фонд «Институт экономики города» 2005
19.Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н.. «Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад».– М.: Аспект Пресс, 2003. Россия входит в группу стран с низким средним уровнем дохода на душу населения
20.Приоритетные национальные проекты [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www. rost.ru
21.Госкомстат России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [М.,2008.]. – Режим доступа : http:// www.grs.ru
22. Официальный сайт Псковской области [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.– [Псков.,2008.]. – Режим доступа : http:// pskov.ru

Узнать стоимость работы