Психодиагностика личностных черт, как одно из направлений профориентационной деятельности психолога

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 5353 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 07.02.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Анализ литературы по теме профориентационной деятельности психолога
1.1. Профессиональное самоопределение старших школьников
1.2. Особенности профориентационной деятельности психолога
1.3. Мотивы выбора профессии учащимися старших классов
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи направленности личности старшеклассников и выбора профессии
2.1. Программа исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Подростки с данным типом направленности личности выбирают профессии, которые ориентированы на практический труд, быстрый результат деятельности.
Коллективистский тип направленности взаимосвязан с профессиями типа “Человек-человек” (p<0,01) и социального типа (p<0,01). В соответствии с этой направленностью поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности. Следовательно, подростки с данным типом направленности личности отдают предпочтение профессиям, связанным с общением, с необходимостью взаимодействовать с людьми.

Выводы по главе 2

Наиболее распространенный тип направленности среди испытуемых – коллективистская, реже встречается – личностная направленность и реже всего встречается – деловая. Эти данные можно интерпретировать таким образом, что старшеклассникам в ходе обучения важно взаимодействовать между собой, важна возможность общаться.
Подростков наиболее интересуют профессии, связанные со взаимодействием, с общением.
Наиболее популярен социальный тип профессий. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека.
Личностный тип направленности взаимосвязан с профессиями типа “Человек - художественный образ”, а так же с профессиями интеллектуального и художественного типа. Деловой тип направленности взаимосвязан с профессиями типа интеллектуального, предприимчивого, реалистичного типа. Коллективистский тип направленности взаимосвязан с профессиями типа “Человек-человек” и социального типа
Заключение

В ведущей деятельности старшеклассника доминирует учебно-профессиональный момент и мотив её – профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. Сверхзадача старшего школьника, стоящего на пороге самостоятельной жизни перед множеством дорог, - выбрать одну, именно его дорогу, определить своё место во взрослом мире. Появление самосознания у подростка - способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний – очень важное новообразование, влияющее на дальнейшее развитие личности. Направленность личности – это свойство личности, определяющее её психологический склад; совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы и уточнить первоначальную гипотезу: направленность личности влияет на выбор профессии старшеклассника. Личностный тип направленности взаимосвязан с профессиями типа “Человек - художественный образ”, а так же с профессиями интеллектуального и художественного типа. Деловой тип направленности взаимосвязан с профессиями типа интеллектуального, предприимчивого, реалистичного типа. Коллективистский тип направленности взаимосвязан с профессиями типа “Человек-человек” и социального типа
Учитывая принципиальную роль направленности в профессиональном самоопределении личности, в построении ею планов жизненного пути, необходимо сочетать в профориентационной работе исследование направленности личности с объективным психологическим изучением человека как индивида, личности, субъекта деятельности.
Таким образом, можно определить основные приоритеты в профессиональном и личностном самоопределении, соответствующие современной ситуации:
постепенное формирование у подростков умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий в ближайшей перспективе; отказ от безоговорочной ориентации на моду по отношению к довольно ограниченному числу профессий (юрист, экономист, фотомодель, менеджер, телохранитель, и т. п.). Идеалом реализации такого приоритета могло бы стать снижение конформизма и постепенное формирование полноценных субъектов выбора.
помощь в нахождении личностных смыслов не только по отношению к привлекательным выбираемым профессиям, но вопреки первоначальному желанию. Если профессиональное самоопределение бывает подвержено влиянию объективных факторов, то личностное и ценностно-нравственное самоопределение чаще зависят от самого человека.

Список литературы

Бендюков М. А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. –СПб.: «Литера Плюс», 1997.
Бендюков М., Соломин И.. "Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда". Санкт-Петербург, 1998, 334 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000
Даниличева Н. А., Балакирева Л. А. Психология профессионального успеха. – СПб., 1998.
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. М., 2001
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»).
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. –М., 1984
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с.
Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003
Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. –СПб.: «Литера Плюс», 1995.
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю Психология труда и человеческого достоинства. М., 2002
Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
Рабочая книга школьного психолога, под ред. д.пс.н. И.В.Дубровиной, М. «Просвещение», 1991, с.250-273
Резапкина Г. В. Я и моя профессия –М.: «Генезис», 2000
Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб.: Питер, 2003.- 464 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000– 720 с.
Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996– 180 с.
Приложения
Приложение 1. Методика Смекала-Кучера
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
А. Одобрения моей работы;
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;
В. Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. Известным игроком;
В. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
А. Радуются выполненной работе;
Б. С удовольствием работают в коллективе;
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
Б. Были верны и преданы мне;
В. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
Б. На кого всегда можно положиться;
В. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
А. Когда у меня что-то не получается;
Б. Когда портятся отношения с товарищами;
В. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;
В. Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
А. Проводить время с друзьями;
Б. Ощущение выполненных дел;
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
А. Добился успеха в жизни;
Б. По-настоящему увлечен своим делом;
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности
ученика;
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с
людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
А. Для общения с друзьями;
Б. Для отдыха и развлечений;
В. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
Б. У меня интересная работа;
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
А. Другие люди меня ценят;
Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы;
В. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать.
Б. Написали о моей деятельности;
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
А. Оскорбление личного достоинства;
Б. Неудача при выполнении важного дела;
В. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. Успех;
Б. Возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. Доступным;
Б. Авторитетным;
В. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;
В. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
А. Дирижером;
Б. Композитором;
В. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
А. Придумать интересный конкурс;
Б. Победить в конкурсе;
В. Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. Что я хочу сделать;
Б. Как достичь цели;
В. Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
А. Другие были им довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу;
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
А. В общении с друзьями;
Б. Просматривая развлекательные фильмы; В. Занимаясь своим любимым делом.
Приложение 2.
Утверждения для самооценки 1. Природа 2. Техника 3. Знак 4. Искусство 5. человек 1. Легко знакомлюсь с людьми         1 2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить   1       3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки       1   4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными 1         5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить     1     6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами         1 7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными 1         8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах     1     9. мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших   2       1 0. Люди считают, что у меня есть художественные способности       2   11. Охотно читаю о растениях, животных 1         1 2. Принимаю участие в спектаклях, концертах       1   13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин   1         14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы     2       15. Легко улаживаю разногласия между людьми         2   16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой   2         1 7. Людям нравится мое художественное творчество       2     18. У меня есть способности к работе с растениями и животными 2           19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме     2       20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь         1   21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди   1         22. Без особого труда усваиваю иностранные языки     1       23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям         2   24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.       1     25. Могу влиять на ход развития растений и животных 2           26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов   1         27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения         1   28. Охотно наблюдаю за растениями или животными 1           29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику     1       30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.       1     Результаты          
Приложение 3. Опросник Д.Голланда
1. а)инженер-техник б)инженер-контролер
2. а)вязальщик б)санитарный врач
3. а)повар б)наборщик
4. а)фотограф б)заведующий магазином
5. а)чертежник б)дизайнер
6. а)философ б)психиатр
7. а)ученый-химик б)бухгалтер
8. а)редактор научного журнала б)адвокат
9. а)лингвист б)переводчик художественной литературы
10. а)педиатр б)статистик
11. а)организатор воспитательной работы б)председатель профсоюза
12. а)спортивный врач б)фельетонист
13. а)нотариус б)снабженец
14. а)перфоратор б)карикатурист
15. а)политический деятель б)писатель
16. а)садовник б)метеоролог
17. а)водитель б)медсестра
18. а)инженер-электрик б)секретарь-машинистка
19. а)маляр б)художник по металлу
20. а)биолог б)главный врач
21. а)телеоператор б)режиссер
22. а)гидролог б)ревизор
23. а)зоолог б)зоотехник
24. а)математик б)архитектор
25. а)работник ИДН б)счетовод
26. а)учитель б)командир дружинников
27. а)воспитатель б)художник по керамике
28. а)экономист б)заведующий отделом
29. а)корректор б)критик
30. а)завхоз б)директор
31. а)радиоинженер б)специалист по ядерной физике
32. а)наладчик б)механик
33. а)агроном б)председатель сельхозкооператива
34. а)закройщик-модельер б)декоратор
35. а)археолог б)эксперт
36. а)работник музея б)консультант
37. а)ученый б)актер
38. а)логопед б)стенографист
39. а)врач б)дипломат
40. а)главный бухгалтер б)директор
41. а)поэт б)психолог
42. а)архивариус б)скульптор
Приложение 4. Опросник для оценки потребности достижения успехов

Форма А
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получить плохую.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое задание, то предпочел бы сделать его с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые наверняка решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неудачи.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все усилия, чтобы с ним справиться, чем перешел бы к тому, что у меня хорошо получается.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и средняя зарплата, работе с зарплатой выше средней, в которой я должен сам определять, что и как делать.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное трудное дело, в котором вероятность неудачи равна 50%, достаточно важному делу, в котором вероятность успеха составляет почти 100%.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют повышенного мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
11. Если я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в простую развлекательную игру, чем в трудную, требующую напряжения и сложных размышлений.
12. Я предпочитаю участвовать в соревнованиях, где я могу оказаться сильнее других, чем в таких, где участники примерно равны по силе.
13. В свободное от работы время я овладеваю какой-нибудь игрой скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.
14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его так, как мне советуют другие.
15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет умеренной и постоянной, чем работу, в которой начальная зарплата будет небольшой, но есть шанс, благодаря своим усилиям, в скором времени сделать ее достаточно высокой.
16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.
17. Я предпочитаю работать, не щадя себя, до тех пор, пока полностью не буду удовлетворен полученным результатом, чем стараться закончить дело побыстрее и как-нибудь.
18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу, вопросам, требующим для ответа глубокого размышления и выражения собственной оригинальной точки зрения.
19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но вместе с тем есть и возможность добиться большого успеха, чем такое, где вероятность неудачи сведена к минимуму, но и успеха не добьешься.
20. После удачного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь полученной высокой оценке.
21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.
22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем о том, как правильно его решить.
23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем сам стану искать выход из сложившегося положения.
24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.
25. Если есть сомнение в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.
26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь на то, что оно получится.
27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.
28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем знакомое, в успехе которого я уверен.
29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем тогда, когда передо мной задачу ставят лишь в самых общих чертах.
30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решать аналогичную задачу, чем перешел бы к более трудной.
31. Когда нужно соревноваться, то у меня скорее возникнет интерес и азарт, чем беспокойство и тревога.
32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.




4

Список литературы

1.Бендюков М. А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. –СПб.: «Литера Плюс», 1997.
2.Бендюков М., Соломин И.. "Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда". Санкт-Петербург, 1998, 334 с.
3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000
4.Даниличева Н. А., Балакирева Л. А. Психология профессионального успеха. – СПб., 1998.
5.Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология. М., 2001
6.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.
7.Зеер Э.Ф. Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»).
8.Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1998.
9.Климов Е. А. Как выбирать профессию. –М., 1984
10.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 224.
11.Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с.
12.Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003
13.Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. –СПб.: «Литера Плюс», 1995.
14.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю Психология труда и человеческого достоинства. М., 2002
15.Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе¬ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
16.Рабочая книга школьного психолога, под ред. д.пс.н. И.В.Дубровиной, М. «Просвещение», 1991, с.250-273
17.Резапкина Г. В. Я и моя профессия –М.: «Генезис», 2000
18.Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – СПб.: Питер, 2003.- 464 с.
19.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000– 720 с.
20.Эриксон Э. Детство и общество. М. 1996– 180 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет психодиагностика личностных черт в профориентационной деятельности психолога?

Психодиагностика личностных черт является одним из основных направлений профориентационной деятельности психолога. Она помогает определить индивидуальные особенности личности старшеклассника, которые могут влиять на его профессиональное самоопределение. Знание личностных черт помогает психологу предложить подходящие профессии, учитывающие эти особенности.

Какие особенности профориентационной деятельности психолога?

Профориентационная деятельность психолога включает в себя множество задач и методов. Главной особенностью является индивидуальный подход к каждому старшекласснику, учитывая его личностные черты и особенности. Психолог помогает ученикам определиться с будущей профессией, проводит психодиагностику и консультирует.

Почему мотивы выбора профессии важны для психолога?

Мотивы выбора профессии учащимися старших классов являются ключевым фактором в их профориентационной деятельности. Психолог должен понять, что движет учеником в выборе профессии, чтобы оказать ему поддержку и помощь. Знание мотивов также позволяет психологу предложить подходящие профессии, отвечающие этим мотивам.

Какие выводы можно сделать на основе анализа литературы по профориентационной деятельности психолога?

Анализ литературы позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, профессиональное самоопределение старшеклассников является важной задачей для психолога. Во-вторых, профориентационная деятельность психолога требует учета особенностей личности каждого ученика. В-третьих, мотивы выбора профессии играют решающую роль в процессе профориентации.

Какое значение имеет психодиагностика личностных черт в профориентационной деятельности психолога?

Психодиагностика личностных черт имеет важное значение в профориентационной деятельности психолога, так как позволяет выявить индивидуальные особенности личности старшеклассников и определить их профессиональный потенциал. Это помогает подобрать наиболее подходящие для них профессии и направления образования.

Какие особенности отличают профориентационную деятельность психолога?

Профориентационная деятельность психолога отличается особенностями, такими как необходимость работать с подростками старшего школьного возраста, у которых уже начинается формирование представлений о профессии и самоопределение в рабочей сфере. Психолог должен уметь проводить психодиагностику и анализировать результаты, чтобы помочь ученикам определиться с выбором профессии.

Каковы мотивы выбора профессии у старшеклассников?

Мотивы выбора профессии у старшеклассников могут быть различными. Некоторые ученики могут выбирать профессию на основе своих интересов и увлечений, другие могут ориентироваться на материальное благополучие или социальное признание. Также важным фактором может быть влияние родителей и окружающей среды.

Какая взаимосвязь существует между направленностью личности старшеклассников и выбором профессии?

Эмпирическое исследование показало, что существует взаимосвязь между направленностью личности старшеклассников и выбором профессии. Например, у тех, кто имеет предпочтение к социальным взаимодействиям, часто выбираются профессии, связанные с общением людьми, такие как психология или медицина. Направленность на творческую деятельность может привести к выбору профессий в области искусства или дизайна.

Что включает в себя программа исследования взаимосвязи направленности личности и выбора профессии старшеклассников?

Программа исследования включает в себя проведение психодиагностики личностных черт старшеклассников с помощью различных тестов и анкет, а также сбор информации о выборе профессии учениками. После сбора данных проводится анализ взаимосвязи между направленностью личности и выбором профессии старшеклассников.