Правовое воспитание. Понятие, формы и методы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 2929 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 15.05.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Понятие, содержание и цели правового воспитания
2. Механизм, формы и средства правового воспитания
3. Особенности правового воспитания
4. Современные методы правового воспитания
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В общеобразовательном учебном заведении принимался "Билль о правах школы", где обозначались права школьников, родителей, учителей и администрации. Кроме того, билль регламентировал порядок функционирования школьных выборных органов (Совет школы и др.). Подобная модель правового сообщества в школе дает первые представления о выборах, тайном голосовании, механизме избрания в органы управления.
Помимо создания внутришкольных выборных органов, в ряде муниципальных образований организовывались Детские городские Думы, в которые входили представители всех школ города для решения проблем детского движения, проектирования деятельности детских организаций, разработки программ и акций.
Нельзя сказать, что подобная школьная демократия была лишь внешней формой. Педагоги во многих случаях поощряли различные инициативы учеников, естественно, если конкретное предложение не противоречило Уставу школы.
Таким образом, в настоящее время уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются.
В последнее время наблюдается положительная тенденция влиять на молодежную аудиторию через кинематограф. В частности, в последних сериях "Кадетства" (СТС) не раз поднималась "выборная" тематика.
Чтобы зрители не забыли дату, по сюжету сериала отец одного из кадетов участвует в выборах, которые должны состояться аккурат 2 декабря. Между главными героями разгорается недвусмысленная дискуссия на тему: "Что решает твой голос, и зачем вообще идти на выборы". При этом с помощью "афоризма своего родственника": "На выборы не ходят только дураки или трупы" один из кадетов дает зрителю мощный посыл, поскольку в подростковой среде слова из уст любимого героя – это самое авторитетное мнение.
Такой "продвинутый" метод правового воспитания, по всей видимости, не только имеет право на существование, но и является достаточно эффективным, так как формирование гражданственности осуществляется ненавязчиво, в понятной и доступной целевой аудитории форме.
Кто знает, может быть, именно эта "новейшая методика" правового воспитания молодежи когда-нибудь обеспечит стопроцентную явку на выборы.

Заключение

В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания.
Воспитание граждан осуществляется в рамках единой, всеохватывающей системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания: политическое, правовое, нравственное, трудовое, эстетическое и т.д. Каждый из этих отдельных воспитательных процессов обладает рядом особенностей, вытекающих из различия используемых специфических воспитательных форм, средств, методов и принципов. И если общим для всех этих видов воспитания служит объект воспитания — личность с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из них выступает соответствующий способ воспитания.
Правовое воспитание, как впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая — в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.
Главные особенности право воспитательного процесса:
его исходной базой, при помощи и на основе которой он строится, выступает система общеобязательных правовых норм;
при его осуществлении до сведения воспитуемых доводятся, внедряются в правосознание установленные
государством и связанные с их поведением правовые предписания, дозволения, запреты;
он опирается на гарантированную возможность в необходимых случаях применить принудительную силу государства в виде юридической ответственности правонарушителей;
его воздействием охватываются не только соблюдающие нормы права субъекты, но и лица, склонные к совершению правонарушений или уже совершившие их, в связи с чем в какой-то степени решаются и задачи непосредственного пресечения и предупреждения правонарушений;
осуществляется он в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических правовых средств и методов;
осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.
В механизме правового воспитания представляется возможным выделить следующую последовательную цепь звеньев:
общественное правовое сознание;
систему норм права;
формы и средства правового воспитания;
правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в правосознании общественном.
На мой взгляд, любая форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление право воспитательного воздействия, его определенная внешняя организация, а право воспитательное средство представляет собой канал, источник правовой информации, с помощью которого осуществляется правовое воспитание.
В настоящее время, когда осуществляется реформирование общественных отношений, проблемы правового воспитания, подъема ее уровня приобретают характер неотложных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации.
Однако система правового воспитания в России ещё не сформирована, её отсутствие отрицательно сказывается на осуществлении политической и правовой реформы, состоянии законности и правопорядка.
Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние социальные условия и уровень правовой культуры молодежи требуют создания дополнительных элементов системы право воспитанности, соответствующих нынешнему развитию науки и практики, повышения эффективности высшего юридического образования, развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.

Список литературы

Опубликованные

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ

Литература

Байниязов, Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Р.С. Байниязов // Правоведение. 2008. № 3.
Бондарев А.С. Правовое воспитание личности как целенаправленная, целостная и централизованная система / А.С. Бондарев // Вестник Пермского университета. Выпуск 3. Пермь, 2003.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов/ А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2006г.
Головистикова А.Н. Теория государства и права: Вопросы и ответы/ А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Юриспруденция, 2007г.
Гражданское право. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / О.В. Бобкова. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2007г.
Григонис Э. П. Теория государства и права: Курс лекций/ Э.П. Григонис – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2006г.
Демин, А.В. Теория государства и права: Курс лекций. / А.В. Демин. – М., 2002.
Долгополов В.А. Организация правового воспитания в современной России: Дисс. канд. юрид. наук / В.А. Долгополов. - М., 2004.
Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: [Учеб. - метод. пособие]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007г.
Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2003. - № 8.
Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2004 г.
Ромашов Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодежной среде / Р.А. Ромашов, Е.Г. Шукшина // История государства и права. 2006. № 2.
Сафронов, В.В. Общая характеристика правового образования // Теория государства и права: Сб. статей / Отв. ред. В.Д. Ардашкин; Красноярск, 2004.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Юстицин-форм, 2007г.
Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / А.В. Селянин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007г.
Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/ Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Интерстиль, 2007г.

Речь

Тема моей работы – правовое воспитание.
Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, происходящими в экономической, политической и правовой сферах жизни российского общества.
В настоящее время, когда осуществляется реформирование общественных отношений, проблемы правового воспитания, подъема ее уровня приобретают характер неотложных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех государственно-правового строительства в Российской Федерации.
В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных основ право воспитательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории правового воспитания.
Воспитание граждан осуществляется в рамках единой, всеохватывающей системы. Если расчленить ее на отдельные составные части, можно выявить различные, относительно автономные виды воспитания: политическое, правовое, нравственное, трудовое, эстетическое и т.д. Каждый из этих отдельных воспитательных процессов обладает рядом особенностей, вытекающих из различия используемых специфических воспитательных форм, средств, методов и принципов. И если общим для всех этих видов воспитания служит объект воспитания — личность с ее единым сознанием и психикой, то особенностью каждого из них выступает соответствующий способ воспитания.
Правовое воспитание — важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. Однако выработка этих знаний в правосознании индивидов довольно часто происходит не только в процессе специально организованной сознательной воспитательной деятельности, но и под воздействием различных объективных факторов социальной действительности.
Правовое воспитание, как впрочем, и весь воспитательный комплекс, выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая — в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.
Стратегической задачей воспитательного права является формирование высокого уровня правосознания граждан, ориентированного на повышение их социально-правовой активности.
Исходя из этой основной задачи, правовое воспитание следует, по моему мнению, сосредоточить на формировании в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:
знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
Входящие в эту совокупность компоненты правосознания, собственно, и образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности — быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.
Именно уровень этой готовности служит основным показателем эффективности право воспитательной работы.
Характеризуя проблемы правового воспитания в современной России, следует отметить, что сегодняшние социальные условия и уровень правовой культуры молодежи требуют создания дополнительных элементов системы право воспитанности, соответствующих нынешнему развитию науки и практики, повышения эффективности высшего юридического образования, развития системы общественных объединений, участвующих в правовом воспитании.









2

Опубликованные

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Россий-ская газета. 1993. № 237. 25 дек.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 нояб-ря 1994 г. № 51-ФЗ; Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; Часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ

Литература

1.Байниязов, Р.С. Правосознание: психологические аспекты / Р.С. Байниязов // Правоведение. 2008. № 3.
2.Бондарев А.С. Правовое воспитание личности как целенаправлен-ная, целостная и централизованная система / А.С. Бондарев // Вест-ник Пермского университета. Выпуск 3. Пермь, 2003.
3.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов/ А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2006г.
4.Головистикова А.Н. Теория государства и права: Вопросы и ответы/ А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Юриспруденция, 2007г.
5.Гражданское право. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / О.В. Бобкова. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Из-дательство «Экзамен», 2007г.
6.Григонис Э. П. Теория государства и права: Курс лекций/ Э.П. Гри-гонис – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2006г.
7.Демин, А.В. Теория государства и права: Курс лекций. / А.В. Демин. – М., 2002.
8.Долгополов В.А. Организация правового воспитания в современной России: Дисс. канд. юрид. наук / В.А. Долгополов. - М., 2004.
9.Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: [Учеб. - метод. пособие]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007г.
10.Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2003. - № 8.
11.Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 - 2004 г.
12.Ромашов Р.А. Правовая культура и правовой нигилизм в молодеж-ной среде / Р.А. Ромашов, Е.Г. Шукшина // История государства и права. 2006. № 2.
13.Сафронов, В.В. Общая характеристика правового образования // Теория государства и права: Сб. статей / Отв. ред. В.Д. Ардашкин; Красноярск, 2004.
14.Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., стер. – М.: Юстицин-форм, 2007г.
15.Теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов / А.В. Селянин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2007г.
16. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/ Под ред. Стрекозова В.Г. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Интерстиль, 2007г.

Вопрос-ответ:

Зачем нужно правовое воспитание?

Правовое воспитание необходимо для формирования у человека правовой культуры и правосознания, то есть осознания и уважения прав и законов общества. Оно помогает развивать навыки правомерного поведения, соблюдения правил и ответственности за свои действия.

Какими методами осуществляется правовое воспитание?

Правовое воспитание может осуществляться через различные методы, такие как информирование о правовых нормах и условиях их соблюдения, привлечение к обсуждению правовых вопросов, наглядные примеры и живые истории, практические упражнения, игры, ролевые модели и многое другое.

Какие особенности существуют в правовом воспитании?

Одной из особенностей правового воспитания является его комплексный характер, то есть учет всех аспектов образовательного процесса. Кроме того, правовое воспитание должно быть доступным и понятным для каждого ученика независимо от его возраста и индивидуальных особенностей.

Какие цели преследует правовое воспитание?

Основной целью правового воспитания является формирование у учащихся правового сознания, умения понимать и соблюдать законы, а также развитие навыков правового мышления, этического поведения и гражданской ответственности.

Какие современные методы используются в правовом воспитании?

Современные методы правового воспитания включают использование компьютерных программ и интерактивных технологий, применение игровых форм обучения, создание ситуаций, моделирующих реальные правовые ситуации, привлечение к проектной деятельности, организацию дискуссий и т.д.

Что такое правовое воспитание?

Правовое воспитание - это процесс формирования и развития у человека правовой культуры, осознания прав и обязанностей и умения их соблюдать.

Какие цели преследует правовое воспитание в общеобразовательных учебных заведениях?

Цели правового воспитания в школе включают становление у учеников уважения к правам и свободам других людей, способность адекватно оценивать свое и чужое поведение с точки зрения закона, развитие навыков правового мышления и решения конфликтов.

Какие методы и средства используются в правовом воспитании?

В правовом воспитании могут использоваться различные методы и средства, такие как изучение основ права, проведение специальных мероприятий (конференций, семинаров, конкурсов и т.д.), привлечение юристов и правозащитников для проведения лекций и бесед.

Какие особенности имеет правовое воспитание в современном обществе?

В современном обществе правовое воспитание стало особенно актуальным из-за развития информационных технологий и доступности информации. В связи с этим, особое внимание уделяется развитию навыков критического мышления и анализа информации, а также формированию этических норм и ценностей при использовании интернета.