Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Проблемы, цель, задачи семейного права

  • 24 страницы
  • 10 источников
  • Добавлена 04.10.2010
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ , ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Фрагмент для ознакомления

);
г) правоотношения между другими родственниками, т.е. братьями и сестрами, дедушками (бабушками) и внуками (внучками) и др. (Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ-Пресс", 2010 г.Раздел VI. Семейное право)
Деление семейных правоотношений на указанные виды делает более понятной структуру семейного законодательства, которое построено с учетом существования названных видов отношений.
Рассмотрим некоторые, на мой взгляд, особые актуальные проблемы, возникающие в семейном праве.
Обеспечение защиты семейных отношений. Общепризнанно, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства, а материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (ст. 16, 25 Всеобщей декларации прав человека). Все государства, исходя из национальных условий и в пределах своих возможностей, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. Основной закон Российской Федерации - Конституция РФ содержит три семейно-правовые нормы. В п. 1 ст. 38 Конституции РФ содержится общая норма, устанавливающая, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В соответствии с п. 2 ст. 38 Конституции родители вправе и обязаны заботиться о детях и воспитывать их. Согласно п. 3 ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
При осуществлении субъективных семейных прав, правообладатели не должны выходить за пределы этих прав. В рассматриваемой сфере проблема пределов осуществления субъективных прав особенно актуальна. Многие семейные права действуют по отношению к лицам, не обладающим необходимыми способностями к самостоятельной защите своих интересов либо находящимся в фактической зависимости от правообладателей. Здесь более, чем в иных областях гражданского права, велика опасность злоупотребления субъективными правами и использования их во вред интересам других участников семейных правоотношений.
Поэтому в семейном праве защита семьи занимает центральное место.
Защита семейных прав и охраняемых законом интересов граждан осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
Основной формой защиты семейных прав является судебная защита. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и положениям ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина РФ.
Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - т.е. органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Так, в соответствии со ст. 121 СК на них возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них соответственно проведения работы по выявлению, учету и устройству таких детей и последующему контролю за условиями содержания и воспитания детей (ст. 122, 123 СК). Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК).
СК отводит значительную роль в защите прав членов семьи именно органам опеки и попечительства. Согласно ст. 78 СК органы опеки и попечительства должны быть привлечены судом к участию в деле при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Весьма значимой и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается в случаях, установленных законом, органам опеки и попечительства по решению суда (лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена усыновления и др. - ст. 68, 71, 74, 143 СК). Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка (ст. 79 СК). В безотлагательных случаях, т.е. при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно отобрать ребенка у родителей (ст. 77 СК).
Развитие семейного законодательства. Семейное право является одной из динамично развивающихся отраслей российского права. В последнее десятилетие семейное законодательство России подверглось существенному обновлению и, несмотря на то, что Семейный кодекс Российской Федерации действует с 1996 г., его реформирование продолжается. Среди последних наиболее заметных изменений следует назвать изменения, связанные с принятием и введением в действие с 1 сентября 2008 г. Федерального закона "Об опеке и попечительстве", а также изменения, ужесточающие ответственность за ненадлежащее исполнение алиментных обязательств. Разъяснение смысла и значения имеющих место нововведений, донесение соответствующей информации до сведения участников семейных правоотношений - одна из задач семейного права Кроме того, накоплен достаточно большой опыт правоприменения Семейного кодекса РФ, который должен быть доведен до судебных органов, органов исполнительной власти в сфере семейных отношений.
Учитывая, что семейное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в правоприменительной практике необходимо учитывать также нормы семейного права, закрепленные в региональное законодательстве.
При решении практических проблем применения норм Семейного кодекса РФ, в частности при рассмотрении судами дел, возникающих из брачно-семейных отношений следует учитывать правовые позиции Конституционного Суда РФ, а также разъяснения, данные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ. Также в последние годы все большее значение для отечественного правопорядка приобретает и практика Европейского Суда по правам человека, в том числе и по вопросам брачно-семейных отношений.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья - уникальный институт общества, выступающий его фундаментом. Семья оказывала и оказывает не заменимое никаким другим институтом влияние на развитие личности, любого человека, особенно ребенка. Характер семьи, уровень ее материального благосостояния, духовный и нравственный климат семьи во многом определяют облик человека, его социальную активность, формируют его гражданскую позицию.
В предмет семейного права включены отношения, связанные:
1) с условиями и порядком вступления в брак, прекращением брака и признанием его недействительным;
2) регулированием личных неимущественных отношений между членами семьи;
3) регулированием имущественных отношений между членами семьи;
4) определением формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семья - это основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование как самого общества, так и государства. Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, 2008 год был объявлен Президентом России Годом семьи (Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. N 761 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" // СЗ РФ. 2007. N 25.)
Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, характера, направленных на улучшение условий и повышение уровня жизни семьи.
Семейному законодательству отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи. Оно исходит из необходимости:
а) укрепления семьи;
б) построения семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи;
в) ответственности перед семьей всех ее членов;
г) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;
д) обеспечения беспрепятственного осуществления семейных прав;
е) возможности судебной защиты семейных прав.
В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, (Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р (СЗ РФ. 2001. N 40.), предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности, обеспечение социальной защиты семьи и создание предпосылок для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как: а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи; б) повышение воспитательного потенциала семьи; в) создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями; г) обеспечение работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010 г.)
Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) (отв. ред. Низамиева О.Н.). - "Проспект", 2010 г)
Беспалов В.Ф., Гордеюк Д.В. Комментарий к судебной практике по семейным делам. М., 2005
Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - "Проспект", 2009 г)
Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). - "Деловой двор", 2008 г.)
Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ-Пресс", 2010 г.Раздел VI. Семейное право)
Гражданское право: учебник: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. Т. 3.)
Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев)
Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р (СЗ РФ. 2001. N 40.),
Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. N 761 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" // СЗ РФ. 2007. N 25.)














3

1.Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический) (под общ. ред. С.А. Степанова). - "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010 г.)
2.Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) (отв. ред. Низамиева О.Н.). - "Проспект", 2010 г)
3.Беспалов В.Ф., Гордеюк Д.В. Комментарий к судебной практике по семейным делам. М., 2005
4.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - "Проспект", 2009 г)
5.Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). - "Деловой двор", 2008 г.)
6.Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - "РГ-Пресс", 2010 г.Раздел VI. Семейное право)
7.Гражданское право: учебник: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. Т. 3.)
8.Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Отв. ред. Ю.А. Дмитриев)
9.Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р (СЗ РФ. 2001. N 40.),
10.Указ Президента РФ от 14 июня 2007 г. N 761 "О проведении в Российской Федерации Года семьи" // СЗ РФ. 2007. N 25.)

Узнать стоимость работы