Немецкое общество ХV века в сатирическом сочинении С. Бранта "Корабль дураков".

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Средних веков
  • 7373 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 10.12.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. «Корабль дураков» Себастьяна Бранта в истории литературы
§1. Себастьян Брант и гуманизм
§2. «Корабль дураков» и предшествующая литературная традиция
§3. История издания книги «Корабль дураков»
§4. «Корабль дураков» в литературоведении (историографический обзор)
§5. Роль поэмы «Корабль дураков» в истории литературы
Глава 2. Литературоведческий анализ произведения С. Бранта «Корабль дураков»
Глава 3. Немецкое общество XV века в поэме Бранта «Корабль дураков»
Выводы
Библиографический список


Фрагмент для ознакомления

Библейские персонажи и античные герои наделяются автором одинаковым уважением, что свидетельствует о половинчатости сознания Бранта – его принадлежность к средневековой христианской морали с одной стороны и гуманистический пафос возрождения, с другой;
Все персонажи служат иллюстрациями добродетелей и пороков. Таким образом, «Корабль дураков» везет не только вымышленных персонажей и их автора, но и мифологических и исторических персонажей прошлых лет, заимствованных из литературы, мифов, священных текстов. Аллегория становится еще более богатой, заимствуя в качестве персонажей исторических личностей, фольклорных героев и мифологических героев, то есть, Брант подключает к повествованию широкий культурный контекст;
Использование фольклора – это стилизация под «народный» язык, просторечие, воспроизведение народного склада ума, характера, апелляция к знанию читателя сказочных мотивов. Этот метод также способствует сближению автора с широкими кругами читателей, поскольку разговор ведется на «одном языке». Для исследователей советского толка, обращение к народному языку – одна из самых главных заслуг Бранта как гражданского литератора. По мнению Жирмунского, использование фольклора и просторечия обогатило поэму и скрасила ее грубоватый аллегоризм. Фольклор используется Брантом часто для создания комического эффекта – народный язык всегда хорошо помогал сатирическим задачам художников.
Заключением «Корабля дураков» служит та же фраза, что и в предисловии, и написана она в той же прозаической форме с небольшими отличиями от вводного предложения: «На этом кончается «Корабль дураков», который ради пользы, благого поучения, увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого — с исключительным тщанием, рачительностью и трудолюбием создан Себастианом Брантом, доктором обоих прав, и отпечатан в Базеле на масленой неделе, именуемой «Ярмаркой дураков», в лето тысяча четыреста девяносто четвертое от рождества Христова».
Два прозаических отрывка – предисловие и послесловие – образуют такой литературный прием, происходящий из фольклорной поэзии, как «кольцо», причем, в данном случае это «кольцо» - синтаксическое.
В широком смысле «кольцом» называют вообще всякое композиционное повторение начальных моментов художественного произведения или части его в конце — целиком или с теми или иными видоизменениями (может быть и звуковым, и лексическим, и синтаксическим, и смысловым - прямым или контрастным и т. д.).
Отметим и другие, основные литературные приемы, с помощью которых Брант организует свой текст: аллегория, антитеза, параллелизм, прямая речь, цитация, стилизация, пародия, ирония, гипербола, сопоставление, сравнение, метафора, смешение языковых стилей и многие другие. Часть из них заимствована у народной литературы, часть ориентируется на образцы аристотелевской «Поэтики». Выбор литературных приемов также отражает двойственность мировоззрения Бранта, чье время стало переходом из средневековья к Реформации и Возрождению.
Если кратко сформулировать идейно-художественную фабулу, то можно сказать так: автор, желающий очистить общество от «глупости» (под этим понятием скрываются разнообразные общественные пороки или грехи), создает аллегорию – плывущий в страну дураков корабль, на котором представлены все виды глупцов. Автор презирает эту публику, а потому наделяет себя правом осмеивать ее, хотя признает, что безгрешных людей нет, и сам он – тоже дурак. Смех – это единственное оружие, способное привести корабль глупцов в гавань мудрости.
Основные признаки «народности» и национального характера поэмы: смеховая «низменность» стиля, разговорный язык, маскарадные приемы, обряжение, шутовство, дурачества и непристойности, обращение ко всем слоям населения, фольклорные приемы, обилие народных пословиц и поговорок (не видеть бревна в своем глазу, держать плащ по ветру, загонять свинью в котел, с волками жить – по-волчьи выть, гнаться за двумя зайцами, рыть другому яму и многие другие).
Глава 3. Немецкое общество XV века в поэме Бранта «Корабль дураков»

XV столетие – это период, который относят к Позднему Средневековью (XIV — XVI века), за которым следует Новое время. Историки отмечают основные приметы времени: период прогресса науки и искусств при европейских университетах, чему сильно способствовало изобретение книгопечатания во второй трети XV века; возрождение интереса к античности; начало эпохи великих географических открытий к концу века; вектор от теологических основ мировоззрения к рационалистическим. Этот век был полон социально-политических противоречий, а экономическому разрыву между богатыми и бедными, между деревней и городом способствовали бедствия XIV в. (неурожай, голод и чума), вследствие которых население Европы уменьшилось на треть, а выжившие получили имущество погибших и стали основателями будущих купеческих и банкирских династий. Это способствовало оживлению торговли и зарождению новых социальных отношений.
Геополитическое положение Германии включало страну в международную торговлю и в XV столетии был высок рост городов, ремесел, торговли.
Середина XI — конец XV в., согласно историку С. Карпову, это период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В этот период нарастала тенденция к централизации государств и активного распада феодальных отношений. Возникает новая государственная форма — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая активизацию городского сословия. Именно горожане становятся той силой, которая формирует культурную жизнь, характеризующуюся секуляризацией сознания, становлению рационализма и опытного знания, чему способствовал укрепляющий свои позиции гуманизм. В конце XV века мы наблюдаем зарождение капиталистических отношений, что сопровождается обострением социальных противоречий (общественные антифеодальные движения, например, Крестьянская война 1524—1525 гг.), предвестников буржуазных революций.
Смену теологических идей (о “богоустановленности” власти феодальных властителей, о смирении человека с божественным порядком вещей и др.) на рационалистические, которую мы замечаем в «Корабле дураков» следует толковать как самую яркую примету времени. Теологическая система была принадлежностью церковно-феодального строя, кризису которого способствовал гуманизм, развитие рационалистического мышления, торговля и ремесла, расширение научного кругозора. Целесообразность, польза, правила общежития и хозяйствования, человеческий интерес – вот какие доминанты воспитывали прогрессивные силы XV столетия, подготавливая Новое время. Себастьян Брант очень близок к этим ценностям, поскольку он пишет «ради пользы и благого поучения, для увещевания и поощрения мудрости, здравомыслия и добрых нравов, а также ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков». Проследим рассудочность, рациональность Бранта, его требование не только избежать греха, но и стать разумным, исходя из лексического выбора:
1) «А к пользе общей равнодушен,/Тот – неразумная свинья:/Есть в общей пользе и своя!»;
2) «Остатков разума лишен…»;
3) «Столь неразумный шаг свершив,/Никто не может быть счастлив»;
4) «В ком здравый разум все же есть,/В игре да соблюдает честь»;
5) «Лишает гнев рассудка нас —/Не знаем, что творим подчас/Быть должен сдержан человек».
Тенденция к росту национального самосознания, выраженная у Бранта как в рассуждениях, так и в выборе языка, была характерна для всего Позднего Средневековья: «Прогресс цивилизации, рост открытий, изобретений и промышленности действовали в XV в. совместно с национализмом, который был могильщиком старой рациональной теологии».
Характерной для века становится смена адресата и смена заказчика для литературы и других видов искусств. В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, в XV веке значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.
Роль церковного аппарата так усилилась, что требование реформы церкви было всеобщим.
На уровне мировоззрения это проявлялась в развитии мысли личного отношения человека к Христу, что, по сути, являлось предтечей критического осмысления религиозных основ, и было важным звеном в цепи духовных процессов века: «возникает новый жизненный идеал, в соответствии с которым индивид чувствует свою внутреннюю самостоятельную ценность и радостно стремится к ее раскрытию в деятельности в конкретных условиях жизни».
В «Корабле дураков» чувствуется все противоречие времени: теистическое сознание, которое все более обращается к разуму человека, и ростки гуманизма – развитие личности под влиянием морального величия античной мудрости, их идеала и чувства жизни. «Независимость человека в вере» все более наглядно проступает у Бранта. В «Корабле дураков» античные знаменитости становятся положительными примерами, Брант восхищен образом жизни и мысли древнегреческих философов. Творчество Дюрера, иллюстрирующего первое издание «Корабля дураков», подтверждает этот творческий идеал – мышление художника рационально и свободно, а личностность ярко выражена.
Поэма Бранта преисполнена характерного для общества XV века чувства необходимости деятельности, объединения и общности, отсюда патриотические настроения и выбор языка – предпочтение национального вместо ученой латыни. «Корабль дураков» - это важный вклад в формирование немецкой национальной литературы.
Жирмунский отмечает у литературы немецкого бюргерства черты «провинциализма и филистерства» (обывательская косность и ханжество), а также «узкий идейный горизонт».
Тенденция критиковать бюргерство и вводить в этот термин негативную коннотацию, ассоциируя его с дурными чертами обывательщины – возникла в литературе 19 столетия (Г. Гессе, Т. Манн, Гофман и др.), но в момент написания «Корабля дураков» этот слой населения был действительно прогрессивным на фоне вырождающегося дворянства, деградировавшего папства, враждующих феодалов, нищих и безвольных крестьян. Бюргерство в XV веке – это новая и свежая социальная сила, которая принесла Европе обновление, развивая торговлю, способствуя объединению Германии, Ренессансу и зарождению капиталистических отношений, до неузнаваемости преобразивших мир. Судить бюргерство как провинциализм и филистерство не представляется объективным без учета этих обстоятельств средневековой Германии и без сравнения бюргерства с другими сословиями того времени.
Что касается «узкого идейного горизонта», тут тоже не все так однозначно. Этот упрек Жирмунский мог бы адресовать Бранту вот по какому поводу: Брант полагал, что все несовершенство общественных отношений возможно искоренить, если каждый человек увидит свои собственные пороки и откажется от них, в идеале - человек станет безгрешен, и мир станет совершенным. «Узость» этой идеи в том, что Брант не смог предложить, каким образом человеку избавиться от порока. Ведь даже если сатира Бранта смогла бы открыть глаза большинству людей, нет никакой гарантии, что после осознания следует очищение, и зло никогда не возвращается. Для этого, как и отмечает Брант, люди слишком глупы, слепы, ленивы, самодовольны. Идея Бранта глубоко утопична, невозможна для практического воплощения. С точки зрения советского критика, узость «идейного горизонта» Бранта в том, что автор не считает зло в душе человека порождением социального мира и не указывает конкретных путей разрешения революционной ситуации. А между тем, поиск ответов внутри человека, в его духовной и интеллектуальной глубине, субъективизм и личность – всегда были основой античной философии. В идее антропоцентризма, когда мерой всему является человек (и не только социальном, но и в духовном аспекте), заложен огромный потенциал для исследования. И никто еще не опроверг предположения о том, что любой поиск, на который бы не пустился любознательный человеческий ум, начинается с самоанализа.
Конкретные шаги для совершенствования действительности действительно были нужны в XV веке, более того, перед эволюцией не стояло задач, серьезнее коренных реформ, государственной централизации, правового обновления, свободы для предпринимательства, защиты прав неимущих, освобождения от церковной диктатуры и феодальной раздробленности и проч. Но кто сказал, что эти вопросы должна решать литература? Почему не общественные советы, не император, не министры, не общественные деятели, не влиятельные фигуры, не социологическая, экономическая или научная мысль?.. У истинной литературы никогда и не было законодательных, административных задач или тактики лоббирования интересов. Даже дидактические задачи и то ставятся под сомнение, поскольку лишают литературу художественности, образности, метафоричности.
Бюргер в широком смысле - каждый житель западноевропейского средневекового города, подпадавший под действие городского права, то есть, член городской общины.
В более узком смысле - средний слой городского населения, состоявший главным образом из самостоятельных ремесленников, средних и мелких торговцев.
Этот социальный класс изначально (11 – 13 века) произошел из зависимых крестьян и ремесленников, которые в поисках свободы стремились в города, где обретали право распоряжаться своим имуществом и различными привилегиями, что способствовало их обогащению. Занятые собственным делом и накапливая капитал, бюргеры, естественно, желали гарантий и благоприятных условий для своих коммерций, а потому стали той движущей силой, которая способствовала централизации страны и разрушала феодализм. Во времена сословной монархии, когда бюргерство получило право участвовать в сословно-представительных учреждениях, они сформировались как отдельное сословие в феодальном обществе. При этом, бюргеры оставались в двойном положении: они имели капитал и эксплуатировали городские низы, но сами при этом, по сравнению с дворянством, представляли неполноправное и даже, можно сказать, презираемое положение, поскольку к ним относились свысока.
В русской художественной литературе и публицистике XIX века, имеющей дворянское происхождение, а также в просторечии — слово бюргер часто употреблялось в пренебрежительно-презрительным контексте, наряду с такими понятиями как «филистер» «обыватель», «мещанин». В немецкой литературе подобная тенденция тоже была выражена ярко (Томас Манн, Герман Гессе и др.), но понятие «бюргер» и в русской литературе и в немецкой употреблялось с отрицательной коннотацией лишь тогда, когда понималось широко – не как конкретный социально-исторический слой, а как образ обыденного, среднего человека и его скудное, приземленное мировоззрение, его обывательский образ жизни, его жажда накопительства и консервативность.
По мнению исследователей, бюргерское сословие сыграло огромную роль в развитии феодального общества, стимулируя товарно-денежные отношения и создавая новые социокультурные условия. Именно бюргерство подготовило гуманистическое движение эпохи, поскольку ценностями этого социального слоя были разум (рационализм) и свобода. В 16- 18 веках бюргерство дало начало новому социальному слою – буржуазии.
Мы так подробно говорим о понятии бюргерства, поскольку такая литература как «Корабль дураков» была обращена именно к этой части населения, как к наиболее прогрессивной. Таким образом, идеология бюргерства лежит в основе произведения.
По мнению Гуревича А. Я., бюргерство способствовало рационализации пространственно-временных представлений жителей средневековых городов. Кроме того, действовать в форме «цеха», то есть, коллективного производства, было для них удобнее, отсюда – тяга к объединению, консолидации (отсюда – национальная централизация). Объединяясь, бюргеры чувствовали себя сильнее, достойнее, а потому громче выступали против спесивого дворянства и церковных регламентаций.
У Себастиана Бранта мы читаем:
Кто себялюбью лишь послушен,
А к пользе общей равнодушен,
Тот — неразумная свинья:
Есть в общей пользе и своя!
За юмористической формой тут скрывается очень важная (и очень «бюргерская») мысль: человек обязан стремиться к общей пользе, личное неотделимо от общего. Следовательно, помимо усилий по спасению собственной души, человек обязан налаживать и укреплять общественные отношения.
«Бюргер — гражданин своей коммуны, собственник, трудящийся субъект. По многосторонности своих социальных отношений он превосходит представителей других сословий феодального общества» - это мнение Гуревича подтверждает прогрессивность этой части населения.
Противоречивая обстановка позднего средневековья вынуждала бюргера находить какие-то основания для чувства собственного достоинства – они гордились своим делом, своим имуществом, своей свободой. Это было тем самым истоком, откуда проистекал антропоцентризм – признание важности человека и его деятельности – который, лег в основу Возрождения.
Глазами бюргерства мы видим все другие сословия, которые среди прочих дураков отправляются в Наррагонию. Персонажи Бранта лишены индивидуальности (имен, биографий, характеров), но образ часто носит сословный характер (герой выступает в сообществе себе подобных). Среди героев Бранта все категории и профессии средневекового общества: ростовщики, попы, рыцари, крестьяне, аристократы, бюргеры, ремесленники, студенты, профессора, князья, мошенники, врачи, нищие и т.д. Брант обличает невежество и своекорыстие, мир торжества «господина Пфеннига», забвение заботы об общем благе князьями, попами, монахами, юристами. Нравоучительные сентенции, народные пословицы и поговорки пронизывают всю ткань его произведения.
Разнообразие героев свидетельствует о том, что Брант был хорошо знаком с общественной жизнью Германии своего времени. Критика Бранта, как это характерно для бюргерства, имеет два адресата – католический и буржуазный.
Выводы

XV век в Германии - время кризиса ее феодальной системы, бесконечной чреды княжеских смут и зарождение самых главных тенденций века – укрепление класса буржуазии, патриотические настроение, призванные подготовить Реформацию и объединение страны в единое государство, развитие гуманистического мировоззрения. Как это всегда бывает в переходный период, страна, изображенная Брантом в «Корабле дураков» охвачена брожением, которое со временем приведет к потрясениям эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. В городах рождается и укрепляет свои позиции сатира, растут национальные литературы, черпающие свое вдохновение в национальном языке, фольклоре. Необходимость критики общественных порядков вызывает к жизни сатирический жанры. Именно в Германии в середине XV в. было изобретено книгопечатание - концу столетия типографии имелись уже в 53 немецких городах.
Литературная ситуация в XV веке характеризовалась разнообразием направлений: наряду с «ученой» латинской литературой гуманистов, призванной обслуживать в основном узкие круги интеллигенции, развивается немецкая агитационно-полемическая литература на религиозные и политические темы, а также развивается художественная бюргерская литература на немецком языке. Противоречия эпохи отражаются в сатире Бранта: дидактическая линия существует наряду с сатирической, а народная наряду с церковной догматикой.
Сатира становится ведущей линией в городской литературе Германии конца XV в., и ее народную грубоватость, тягу к дидактизму и обстоятельному освещению современных пороков позже разовьют гуманисты. Бранта, Эразма Роттердамского, Ганса Сакса, Мурнера и других передовых писателей того времени роднит идея отрицания и осуждение стяжательства, корысти, алчности (рыцари грабят, судьи продажны, ростовщики, менялы и купцы разоряют народ). Они были той демократической силой, которая должна была объяснить обществу, что богатство – это не признак благородности. Такое понимание было крайне актуально во времена беспредельной власти дворянства и чудовищного разрыва между слоями населения – не только имущественного, но и культурного, правового, мировоззренческого.
«Дурацкая литература», начало которой было положено Брантом, ставит дурака (носителя общественных пороков) как бы вне общества, чтобы он олицетворял и разоблачал порок, провоцировал публику в роли простонародного скомороха, помогал автору выражать свою нравственную позицию, назидание и критику в виде общепринятых правил. Тут важна еще установка гуманизма того времени на воспитание, исправление нравов как основной способ перестройки общества. Пафос книги совпадает с патриотическими и гуманистическими задачами века – пробудить разум, исправить нравы, объединить людей ради благого дела вместо эгоистичной корысти, которая разъединяет людей. Церковь, которая, по идее должна была взять на себя роль мудрого объединителя, дискредитировала себя алчностью, корыстью, ложью и не могла стать образцом духовности.
Такая задача отводится литературе, причем, национальной, народной. Брант пишет на немецком языке и обращается к самым широким общественным кругам. В его литературе отражены все тенденции времени, «Корабль дураков» – яркое свидетельство начала новой эпохи разума, когда теологические критерии отходят на второй план, а критерии гуманистические – свобода, личность, разум, красота и самосовершенствование – становятся ведущими. Главное доказательство этой тенденции – смена церковного понятия «греха» на мирскую «глупость».
Роль сатиры и критической литературы вообще в переходные периоды развития общества возрастают. Исполненный патриотических чувств Брант призывает общество вспомнить об общем благе, отмечает все злободневные вопросы современности, и отличается не только заботой о социально-политическом единстве своей страны, но и демонстрирует неподдельную любовь к немецкой литературе и культуре.
«Зерцало дураков» становится истинным «зерцалом общества», поэтому влияние «Корабля дураков» на общество и на развитие литературы столь велико и заслуживает пристального изучения со стороны истории и литературоведения.
Библиографический список

Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996;
Альбрехт Дюрер. Гравюры. Пер. с фр.А.Боре, С.Бон. - М.: Магма, 2003;
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990;
Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков.- М.: МИРОС, 1995;
Брант Себастиан. Корабль дураков. - В серии "Библиотека Всемирной Литературы". Серия 1. Том 33. – М.: Художественная литература, 1971;
Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1989;
Брант С. Корабль дураков. – Сакс Г. Избранные произведения. / Предисловие Б. Пуришева. – М.: Художественная литература, 1990;
Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времён Возрождения и Реформации. – М.: Университетская книга, 2000;
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001;
Гравюры Альбрехта Дюрера. - М.: Русский язык, 1984;
Гривенко А.Н. Немецкая литература от древности до наших дней. Deutsche literature von den Anfängen bis zur Germant: Словарь-справочник/ А.Н. Гривенко. – М.: Флинта, Наука, 2003;
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Избранные труды, Т 2. ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999;
Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003;
Дидактическая литература// Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930;
Добрынин М. Публицистика // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935;
Дранов А.В. Гробианская литература//Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003;
Ермолаев В. А. Бюргерство. Статья//БСЭ, издание 1969-1978 гг.;
Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л.: Художественная литература, 1972;
Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М.: Intrada/ИНИОН РАН, 2004;
Зарницкий С. В. Дюрер.– М.: Молодая гвардия, 1984;
Из истории культуры Средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976;
История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. – М.: Высшая школа, Академия, 2008;
История немецкой литературы в 5 т. Под общей редакцией Н.И. Балашова, В.М. Жирмунского, Б.И. Пуришева, Р.М. Самарина, С.В. Туркаева, И.М. Фрадкина. Том 1. – М.: Издательство академии наук СССР, 1962 ;
История немецкой литературы в 3 т. Том I. От истоков до 1789 года. – М.: Радуга, 1985;
История политических и правовых учений. Учебник. / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997;
История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003;
Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. энцикл., 1966;
Келле В. Ж., Баткин Л. М. Гуманизм// Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983;
Корабль дураков. Литературный клуб Пергам//www.pergam-club.ru;
Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: мировоззренческие принципы и система ценностей. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003;
Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978;
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003;
Немецкая старина. Классическая и народная поэзия Германии XI–XVIII вв. М.: Наука, 1972;
Немецкие волшебно-сатирические сказки. Л.: Наука, 1972;
Немецкие шванки и народные книги ХIV века. М.: Государственное издательство художественной литературы 1990;
Носовский Г. В., Фоменко А. Т. «Казаки-арии: из Руси в Индию.— М.: Астрель, АСТ, 2007;
Пронин В.А. Дурацкая литература// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003;
Пуришев Б. И. Гуманисты XV — начала XVI в.: [Немецкая литература] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т./Т. 3. — 1985;
Пуришев Б.И. очерки немецкой литературы XV-XVII вв. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955;
Реконструкция всеобщей истории. Ханы Новгородцы - Габсбурги. Наследие Великой Империи в истории и культуре Евразии и Америки. В трех книгах. – М.: РИМИС, 2005;
Реутин М.Ю. Народная культура Германии: позднее средневековье и Возрождение. – М.: Государственное издательство художественной литературы 1996;
Русская разговорная речь. / Под ред. Е.А. Земской.– М.: Наука, 1973;
Тимофеев Л. Кольцо // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931
Чешихин-Ветринский В. Сатира // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925;
Чистозвонов А. Н. Социальная природа средневекового бюргерства XIII-XVII вв. – М.: Наука, 1979;
Энциклопедия Брокгауз. 21-е изд., Т.5., 2006;
Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1998;
Яржембовский С. Смех грех. Философский комментарий// «Звезда», 2001, №8;
Billington S. A social history of fool. L., 1986;
Vindlers «Blumeder Tugend», Augsburg, 1486.





Гривенко А.Н. Немецкая литература от древности до наших дней. Deutsche literature von den Anfängen bis zur Germant: Словарь-справочник/ А.Н. Гривенко. – М.: Флинта, Наука, 2003. – с.5
История немецкой литературы в 5 т. Под общей редакцией Н.И. Балашова, В.М. Жирмунского, Б.И. Пуришева, Р.М. Самарина, С.В. Туркаева, И.М. Фрадкина. Том 1. – М.: Издательство академии наук СССР, 1962 – с. 209
Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л.: «Художественная литература», 1972. - 29
Гуманизм (В. Ж. Келле; Л. М. Баткин) // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003 – с. 123
Пуришев Б. И. Гуманисты XV — начала XVI в.: [Немецкая литература] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т./Т. 3. — 1985. — С. 178—182

Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л.: «Художественная литература», 1972. –с. 28
Пуришев Б.И. очерки немецкой литературы XV-XVII вв. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – с. 40
История немецкой литературы в 5 т. Под общей редакцией Н.И. Балашова, В.М. Жирмунского, Б.И. Пуришева, Р.М. Самарина, С.В. Туркаева, И.М. Фрадкина. Том 1. – М.: Издательство академии наук СССР, 1962 – с.210
Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989. – примеч. Е. Марковича

Реконструкция всеобщей истории. Ханы Новгородцы - Габсбурги. Наследие Великой Империи в истории и культуре Евразии и Америки). В трех книгах. - Москва, изд-во РИМИС, 2005.
Альбрехт Дюрер. Гравюры". - Москва, изд-во ООО "МАГМА", 2001. – с. 235
Брант Себастиан. "Корабль дураков". - В серии "Библиотека Всемирной Литературы". Серия 1. Том 33. – М.: "Художественная литература", 1971.
Гравюры Альбрехта Дюрера. - М.: «Русский язык», 1984 – с. 19-32
Альбрехт Дюрер. Гравюры. Пер. с фр.А.Боре, С.Бон. - М.: Магма, 2003. – с. 114-115
Корабль дураков. Литературный клуб Пергам//www.pergam-club.ru
Брант Себастиан. "Корабль дураков". - В серии "Библиотека Всемирной Литературы". Серия 1. Том 33. Москва, изд-во "Художественная литература", 1971. - с.684
Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1998. – с. 64
История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. – М.: Высшая школа, Академия, 2008. – с.135
Носовский Г. В., Фоменко А. Т. «Казаки-арии: из Руси в Индию. (Куликовская битва в Махабхарате. „Корабль Дураков“ и мятеж Реформации. Велесова книга. Новые датировки зодиаков. Ирландские сказания)»,— М.: Астрель, АСТ, 2007. – с. 320
Брант Себастиан. "Корабль дураков". - В серии "Библиотека Всемирной Литературы". Серия 1. Том 33. – М.: "Художественная литература", 1971. - с.683
Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1998. – с. 64
Корабль дураков. Литературный клуб Пергам//www.pergam-club.ru

. Там же. с. 233
Дранов А.В. Гробианская литература//Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003. – с.187
Пронин В.А. Дурацкая литература// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003. – с.252
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003. – с. 609
Там же, с. 245
История немецкой литературы в 5 т. Под общей редакцией Н.И. Балашова, В.М. Жирмунского, Б.И. Пуришева, Р.М. Самарина, С.В. Туркаева, И.М. Фрадкина. – М.: Издательство академии наук СССР, 1962. – с. 319
Реутин М.Ю. народная культура Германии: Позднее Средневековье и Возрождение. – М.:, 1996
Пронин В.А. Дурацкая литература// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003. – с.252
Billington S. A social history of fool. L., 1986, p. 57
Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературе. – Л.: «Художественная литература», 1972. – с.13
История немецкой литературы в 5 т. Под общей редакцией Н.И. Балашова, В.М. Жирмунского, Б.И. Пуришева, Р.М. Самарина, С.В. Туркаева, И.М. Фрадкина. Том 1. – М.: Издательство академии наук СССР, 1962 – с. 209
R. S. [Шор Р.] Дидактическая литература // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 275—277.

Здесь и далее при цит. «Корабля дураков»: Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. - М., Художественная литература, 1989. – с. 4
Чешихин-Ветринский В. Сатира // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.Т. 2. П—Я. — Стб. 754—757

Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературе. – Л.: «Художественная литература», 1972. – с. 28
Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М.: Intrada/ИНИОН РАН, 2004. – с. 488
Примечания С. Марковича// Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. - М., Художественная литература, 1989
Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. энцикл., 1966. - с.16
Яржембовский С. Смех грех. Философский комментарий// «Звезда», 2001, №8
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990. – с. 57
Из примечаний С. Марковича: Теренций Публий Афр (ок. 185—159 гг. до н. э.)— знаменитый римский комедиограф. Брант цитирует здесь слова Теренция из комедии «Девушка с Андроса»: «Правда родит ненависть» (акт первый, сцена первая).
История немецкой литературы : в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Балашова и др. Т.1. IX – XVII вв. – М.: Наука, 1962–1976 гг. – с. 215
Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978. Т. 6, стлб.73. 
Добрынин М. Публицистика // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. — Стб. 355—361.

Русская разговорная речь. / Под ред. Е.А. Земской.– М., Наука, 1973. – С. 448
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001 – с.273
Там же, с. 276
Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: мировоззренческие принципы и система ценностей. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003. – с. 34-83
Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996, с. 19-42
Там же
Примечания С. Марковича// Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. - М., Художественная литература, 1989

История зарубежной литературы. Раннее средневековье и Возрождение. Под общ. ред. В.М. Жирмунского. Б.И. Пуришева, Р.М. Самарина, С.В. Тураева, И.М. Фрадкина. Том 1. – М.: Издательство академии наук СССР, 1962 г. – 209 - 215
Л. Т. [Тимофеев Л.] Кольцо // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. — Стб. 394.

История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003. - С. 26-27
История политических и правовых учений. Учебник. / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997
Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков.- М.: МИРОС, 1995
История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003. - с. 54
Воззрение на мир и исследование человека со времён Возрождения и Реформации; Дильтей В.; Университетская книга; 2000 г. – с. 112

Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976. – с. 58
Воззрение на мир и исследование человека со времён Возрождения и Реформации; Дильтей В.; Университетская книга; 2000 г. – с. 114
Зарницкий Станислав Васильевич. Дюрер.– М.: Молодая гвардия, 1984.
Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972. – с. 28

Ермолаев В. А. Бюргерство. Статья//БСЭ, издание 1969-1978 гг.
Энциклопедия Брокгауз. 21-е изд., 2006. — Т.5, с.129-130
См. Чистозвонов А. Н. Социальная природа средневекового бюргерства XIII-XVII вв. – М.: Наука, 1979.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Избранные труды, Т 2. ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. – с. 135












2


33

1)Аверинцев С. С. Две тысячи лет с Вергилием // Аверинцев С. С. Поэты. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996;
2)Альбрехт Дюрер. Гравюры. Пер. с фр.А.Боре, С.Бон. - М.: Магма, 2003;
3)Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990;
4)Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков.- М.: МИРОС, 1995;
5)Брант Себастиан. Корабль дураков. - В серии "Библиотека Всемирной Литературы". Серия 1. Том 33. – М.: Художественная литература, 1971;
6)Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1989;
7)Брант С. Корабль дураков. – Сакс Г. Избранные произведения. / Предисловие Б. Пуришева. – М.: Художественная литература, 1990;
8)Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времён Возрождения и Реформации. – М.: Университетская книга, 2000;
9)Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001;
10)Гравюры Альбрехта Дюрера. - М.: Русский язык, 1984;
11)Гривенко А.Н. Немецкая литература от древности до наших дней. Deutsche literature von den Anfangen bis zur Germant: Словарь-справочник/ А.Н. Гривенко. – М.: Флинта, Наука, 2003;
12)Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Избранные труды, Т 2. ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999;
13)Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003;
14)Дидактическая литература// Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 3. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930;
15)Добрынин М. Публицистика // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 9. — М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935;
16)Дранов А.В. Гробианская литература//Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003;
17)Ермолаев В. А. Бюргерство. Статья//БСЭ, издание 1969-1978 гг.;
18)Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л.: Художественная литература, 1972;
19)Западное литературоведение XX века. Энциклопедия. – М.: Intrada/ИНИОН РАН, 2004;
20)Зарницкий С. В. Дюрер.– М.: Молодая гвардия, 1984;
21)Из истории культуры Средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976;
22)История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский, А. А. Смирнов. – М.: Высшая школа, Академия, 2008;
23)История немецкой литературы в 5 т. Под общей редакцией Н.И. Балашова, В.М. Жирмунского, Б.И. Пуришева, Р.М. Самарина, С.В. Туркаева, И.М. Фрадкина. Том 1. – М.: Издательство академии наук СССР, 1962 ;
24)История немецкой литературы в 3 т. Том I. От истоков до 1789 года. – М.: Радуга, 1985;
25)История политических и правовых учений. Учебник. / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997;
26)История средних веков / Под ред. С. П. Карпова. В 2 тт. — 4-е изд. — М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003;
27)Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. энцикл., 1966;
28)Келле В. Ж., Баткин Л. М. Гуманизм// Философский энциклопедический словарь. М.: Наука, 1983;
29)Корабль дураков. Литературный клуб Пергам//www.pergam-club.ru;
30)Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: мировоззренческие принципы и система ценностей. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003;
31)Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978;
32)Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003;
33) Немецкая старина. Классическая и народная поэзия Германии XI–XVIII вв. М.: Наука, 1972;
34)Немецкие волшебно-сатирические сказки. Л.: Наука, 1972;
35)Немецкие шванки и народные книги ХIV века. М.: Государственное издательство художественной литературы 1990;
36)Носовский Г. В., Фоменко А. Т. «Казаки-арии: из Руси в Индию.— М.: Астрель, АСТ, 2007;
37)Пронин В.А. Дурацкая литература// Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвалк», 2003;
38)Пуришев Б. И. Гуманисты XV — начала XVI в.: [Немецкая литература] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. — На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т./Т. 3. — 1985;
39)Пуришев Б.И. очерки немецкой литературы XV-XVII вв. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955;
40)Реконструкция всеобщей истории. Ханы Новгородцы - Габсбурги. Наследие Великой Империи в истории и культуре Евразии и Америки. В трех книгах. – М.: РИМИС, 2005;
41)Реутин М.Ю. Народная культура Германии: позднее средневековье и Возрождение. – М.: Государственное издательство художественной литературы 1996;
42)Русская разговорная речь. / Под ред. Е.А. Земской.– М.: Наука, 1973;
43)Тимофеев Л. Кольцо // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 5. — [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931
44)Чешихин-Ветринский В. Сатира // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925;
45)Чистозвонов А. Н. Социальная природа средневекового бюргерства XIII-XVII вв. – М.: Наука, 1979;
46)Энциклопедия Брокгауз. 21-е изд., Т.5., 2006;
47)Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1998;
48)Яржембовский С. Смех грех. Философский комментарий// «Звезда», 2001, №8;
49)Billington S. A social history of fool. L., 1986;
50)Vindlers «Blumeder Tugend», Augsburg, 1486.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает сатирическое сочинение "Корабль дураков" в истории литературы?

Сатирическое сочинение "Корабль дураков" Себастьяна Бранта занимает значительное место в истории литературы XV века. Оно стало одним из самых известных и популярных произведений своего времени и имело большое влияние на развитие сатиры и гуманизма.

Какое значение имело произведение "Корабль дураков" в истории литературы?

Произведение "Корабль дураков" имело огромное значение в истории литературы. Оно стало своеобразным зеркалом немецкого общества XV века, где каждый пассажир корабля представлял определенный тип личности. Такое описание дураков, каких встречаются в реальной жизни, вызывало иронию и негодование среди читателей, однако, одновременно, их иллюстрации пленяли в своей нахальности, высмеивая при этом возвышение дуракистов на общественном пространственном уровне.

Какие особенности стиль и содержание произведения "Корабль дураков" имеют?

Произведение "Корабль дураков" Себастьяна Бранта отличается своим своеобразным стилем и содержанием. В произведении присутствует остроумная сатира и сильное критическое отношение к современному обществу. Оно представляет собой некий образец немецкого юмора того времени. Автор использует разнообразные стилистические приемы, включая стихотворные формы и пародию на библейские тексты.

Каким было отношение общества к произведению "Корабль дураков" во время его публикации?

Отношение общества к произведению "Корабль дураков" во время его публикации было двусмысленным. С одной стороны, оно вызывало негодование и осуждение со стороны религиозных и моральных кругов, которые видели в произведении оскорбление их ценностей. С другой стороны, оно было популярно среди широких масс и вызывало смех и удовольствие. Таким образом, произведение имело своих сторонников и противников, что только усилило его известность.

Какую роль играет произведение "Корабль дураков" в истории литературы?

Произведение "Корабль дураков" Себастьяна Бранта имеет важное значение в истории литературы, так как оно является одной из первых сатирических поэм на немецком языке. Оно разоблачает недостатки немецкого общества XV века и высмеивает его моральные и нравственные проблемы. Также оно вносит вклад в развитие литературного жанра "фолклорной сказки", в котором автор использовал аллегорические образы и моральные наставления. В своей эпохе "Корабль дураков" был популярен и оказал влияние на другие произведения и авторов.

Какие исторические события и общественные проблемы раскрывает "Корабль дураков"?

В "Корабле дураков" Себастьян Брант раскрывает различные проблемы, с которыми сталкивалось немецкое общество XV века. Он высмеивает коррупцию и жадность среди священников и политиков, бессмысленные войны и взаимные обвинения, праздность и празднество несостоятельной знати. Также автор критикует невежество и глупость простых людей, которые следуют бездумным трендам и модам. Общественные проблемы, затронутые в произведении, существуют и в настоящем времени, что делает его актуальным и до сих пор интересным для чтения.

Какую роль играла публикация "Корабля дураков" в истории немецкой литературы?

Публикация "Корабля дураков" имела значительное значение для немецкой литературы. Во-первых, она стала одним из первых массово распространенных печатных изданий на немецком языке. Это способствовало повышению грамотности и образованности населения и стимулировало развитие книжной культуры. Во-вторых, произведение Себастьяна Бранта стало популярным и оказало влияние на других авторов, способствуя развитию сатиры и аллегорического стиля. Таким образом, публикация "Корабля дураков" оказала положительное влияние на развитие немецкой литературы и литературной культуры в целом.

Какую тему освещает статья?

Статья освещает тему немецкого общества XV века в сатирическом сочинении Себастьяна Бранта "Корабль дураков".