Немецкое общество 15в. в Сатирическом Сочинении Себастьяна Бранта "Корабль дураков"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Средних веков
  • 8787 страниц
  • 81 + 81 источник
  • Добавлена 14.12.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Германия накануне реформации.
1.1.Социально-политическое и политическое развитие
1.1.1.Ослабление императорской власти
1.1.2. Система территориальных княжеств.
1.1.3. Развитие городов. Союзы городов как политическая сила
1.1.4. Зарождение раннебуржуазных отношений
1.1.5. Развитие немецкой деревни
1.1.6. Оппозиционные движения в городах и деревне
1.2. Особенности немецкого гуманизма
1.2.1.Гумманизм – определение понятия
1.2 2.Зарождение и распространение немецкого гуманизма. Роль «Нового благочестия» в формировании гуманистического мировоззрения в Германии
1.2.3. Роль Базельского собора в развитии гуманистического движения.
1.2.5. Гуманистические сообщества в Германии
1.2.6. Особенности гуманистической мысли
1.2.7.Традиции исторической мысли гуманизма
ГЛАВА II . Жизнь и творчество Себастьяна Бранта.
2.1. Основные этапы жизненного пути
2.1.1 Основные факты биографии
2.1.2. Связь Себастьяна Бранта с традицией книгопечатания
2.1.3. Литературная деятельность
2.2. «Корабль дураков»: из истории написания и создания
ГЛАВА III. Отображение немецкой действительности в сатире Себастьяна Бранта
3.1. Критика церкви
3.2. Отношение к светской власти
3.2.Город себастьяна Бранта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

XIV и XV вв. в Германии - время кризиса ее феодальной системы, бесконечной чреды княжеских смут. Имперские рыцари постепенно превращались в разбойников на больших дорогах. Страну охватывало брожение, со временем приведшее к потрясениям эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. Именно «склоки» между князьями становятся объектом насмешек Себастьяна Бранта:
Известно, склочник был бы рад
Весь мир вовлечь в раздор, в разлад…
Заодно нападкам подвергаются и представления о благородстве. Сатира Бранта содержала также нападки на рыцарей, занимающихся разбоем на большой дороге, на знатных господ, кичащихся своим «благородным» происхождением, но не имеющих совершенно ни благородства души, ни доблести. Так, Брант писал:
В ком нет ни чести, ни стыда,
И доблестным кого я не считаю,
В том благородства никогда,
Будь родом князь он, — не признаю
Сатира Бранта содержит нападки на имперскую политику. Себастьян Брант опасался того факта, что значительные районы Юго-Восточной Европы завоеваны Турками. Опасность угрожала внешним границам империи. Однако при этом многие князья были более озабочены расширением территории своих княжеств. Чем вопросами целостности территории империи вообще. Империя, ослабленная внутренними раздорами, не смогла бы устоять вторжению турок. Именно поэтому бросает власти свой упрек Брант.
Современники Себастьяна Бранта указывали на опасность ситуации, в которой находилась империя: проблемы были и внутренние (раздробленность) и внешние (угроза из восточной Европы). Пользуясь сравнением, он низводит имперский символ Орла до гуся голого и незащищенного от политической непогоды.
В главе 99 (опускаемой в русскоязычных изданиях) автор дает понять властолюбивым князьям, что они потеряют всю свою силу в случае завоевания. Ясно так же что в главе 99 Брант высказывает позицию верности в отношении императора Максимилиана. Брант возносит Максимилиану хвалу, как тому, кто достоин короны. Как императору, который всегда готов к войне, а она, по мнению автора сатиры, может начаться в любую минуту.
Брант отмечает пассивность верховной власти при необходимости устанавливать и поддерживать определенный порядок. Можно сказать, что при всей лояльности Бранта по отношению к императору, именно в его сторону направлен содержащийся в следующих строках упрек:
Заржавели, лишились блеска
И папский меч, и королевский
И не секут, где надо сечь,
Чтоб беззакония пресечь.
Именно поведение власть имущих становиться образцом для поведения всего населения, на них лежит ответственность за моральное и нравственное состояние народа, подвластного им.
Блаженны страны, в коих славят
Князей за то, что мудро правят,
И где в совете нет мздоимства,
Где не в почете подхалимство
И нет распутства кутежей
Средь власть имеющих мужей.
Однако состояние власти далеко от идеала. Символ власти «мечь» в цитате предстает как безвластный и бездействующий. Критика направляется в ту область, которую Брант считал одной из самых проблемных – область правосудия:
Угодник мерзок нам везде,
И тем презреннее в суде:
Он может истину продать —
За грош тебя оклеветать.
Склонность к пьянству и кутежам, осуждаемая Брантом вообще, особенно опасна и неприятна в том случае если к ней склоняются люди, облеченные властью:
Но горе странам, чей правитель
Глупец и правды не ревнитель:
С утра совет там кутит, пьет,
Не ведая других забот.
Подводя итог размышлениям Бранта о светской власти можно отметить, Брант не осуждает институт императорской и княжеской власти в целом. Он, однако, указывает, что достойные люди должны занимать соответствующие должности:
Как мудрецы скорбеть должны,
Когда глупцы вознесены!
Но там, где глупость не в фаворе,
Там власть и благо не в раздоре.
В чести и силе та держава,
Где правят здравый ум и право
При этом система правления должна основываться не только на разуме, морали. Незыблемая правовая основа должна выступать как ее база. В данном случае у Бранта реализуется традиционная для бюргерства в целом позиция.

3.3.Город Себастьяна Бранта

Произведение Бранта – это цикл стихотворных зарисовок. Он предлагает множество картин, связанных с жизнью современного ему города. Интересно описания Брантом различных видов глупцов-шарлатанов.
Распределяя фигуры разносортных шарлатанов по отдельным картинкам, автор «обстреливает» каждого из них мощными критическими пассажами. Распространенные типажи в сатирической литературе того времени – врачи и аптекари. Брант нещадно обличает жадных неучей такого рода:
…Иные лезут в медицину,
Всего и зная лишь рицину
И то, что в книжке-травнике
И у старух на языке.
…Как в старину, так в наши дни
Любую лечат хворь они
И разбираться не привыкли,
Кто болен – юноша, старик ли,
Какого пола пациент,
Каков природный элемент:
Горяч, прохладен, сух иль влажен, –
И вид у них напыщен, важен!
Древняя теория стихий Гиппократа, как видно, в особом почете у европейской магической медицины. Здесь же упоминается одиозный врач Цуоста с его «клистирными методами», неудачно экспериментировавший в области баланса жидкостей организма, а также Жантили и Мезюэ, которые писали книги о средствах против лихорадки, но от нее, как полагают, сами и погибли.
Автор проводит смелые параллели между авантюристами от медицины и глупцами в области права и теологии.
Подобный врач похож при этом
На адвоката, что советом
Не выручит: не знает он,
Какой к чему приткнуть закон!
Духовнику он также пара,
Не сведущему, что за кара
Вас на суде господнем ждет
За этот грех или за тот.
Интересные и колоритные фигуры представляли собой алхимики.
В XV веке астрология обрела второе дыхание под влиянием учений христианских платоников, в том числе Марсилио Фичино. «Могло показаться, –пишет Ф. Йетс, – что имелось большое различие между платониками, напевавшими орфические гимны, рекомендовавшими (из медицинских соображений) пациентам соответствующие цвета, камни и, с другой стороны, грубой арабской магией средневековья с ее заклинаниями и талисманами. Однако новая магия была преемницей старой. Обе основывались на одних и тех же предположениях, обе верили в духов как канал влияния сверху вниз, обе включались в разработанный философский контекст».
Под влиянием этих тенденций, в частности, в XV веке формируется ряд легенд, насыщенных довольно наивными представлениями о правилах естественного существования древних пифагорейских общин, которые не противоречили и нормам поведения ранних христиан. Эти тенденции оказали, например, влияние на идеологический строй «Утопии» Томаса Мора.
Полагают, что «сама позднеантичная традиция давала гуманистам Возрождения повод сближать Пифагора, Платона и Христа в качестве учредителей или провозвестников идеальной общности придерживается, в основном, тех эстетических идей второй половины XV века, согласно которым принцип «мировой гармонии» формально отделен от законов человеческого бытия. Об этом рассуждает, например, в своих теологических трактатах Иоанн Тинкторис.
А дополнительная вина шарлатана, по мнению Бранта, заключается в том, что он паразитирует на проблемных ситуациях жизни любого человека, от простолюдина до короля. Если первый нуждается в решении вопросов, связанных с куплей-продажей или женитьбой, то другой обращается за советом к астрологу при строительстве города или объявлении войны.
Апеллируя к здравому смыслу народа, Брант обличает зловредные махинации тех, кто, пророча неурожай или падеж скота, провоцирует неурядицы в крестьянской среде: склоняет их к неблаговидным действиям, в результате которых растут цены на товар.
В критические пассажи об астрологах Брант «вписывает» также ряд бродячих сюжетов, в частности легенды о пифагорейце Архите Тарентском, парадоксы которого об «исчислении песка» и «траектории полета мухи» незадолго до этого были открыты гуманистами, дотошно исследовавшими неизвестные европейцам пласты античной культуры.
Они не только бег планет
Истолковать дерзают, – нет! –
По ходу звезд хотят исчислить,
О чем способна муха мыслить
И приговор судьбы грядущей:
Кому привалит куш большущий,
Кто будет счастлив, кто умрет.
Морочат чепухой народ!
В Германии XV века хватало и своих известных астрологов – достаточно упомянуть Иоганна Лихтенберга, Амплония Ратинка, Иоганна Тритгейма,Гартмана Шеделя, Иоганна Мюллера. По прошествии десятилетий, когда частьуказанных ими сроков «совпала» с развитием событий, некоторые из них были реабилитированы и восстановили свой авторитет в памяти потомков. Но в сознании народа ярлык «мага», «мистика» или «шарлатана» был за ними жестко закреплен.
Суровая критика алхимического искусства в сочинении Бранта, многократно усиливаясь, сопрягается с пародией на гастрономические и аптекарские подделки веществ, в частности разбавление вин.
…Сказал нам Аристотель вещий:
«Неизменяема суть вещи».
Алхимик же в ученом бреде
Выводит золото из меди,
А перец – из дерьма мышей
Готовится у торгашей…
Далее автор разоблачает махинации алхимиков, которые прячут золото в специальном приспособлении, где перемешивают расплавленный металл, а затем находят его перед изумленными взорами очевидцев. Можно заметить, что некоторые аргументы против алхимиков совпадают и с выпадами против схоластов – почитателей бессмысленных силлогизмов, сделавших философию «сухой и бесплодной» спекуляцией, основанной на ложных предпосылках. Но, в основном, Брант критикует практическую алхимию, более остальных сопряженную с плутовством, фальшью и обманом.
Он не касается тех терминов и процедур, за счет которых чуть позже алхимия попытается изменить свои функции и представить свою деятельность как накопление своеобразного научного опыта. А кроме того, в этот же период церковь формирует легенды о благочестивых алхимиках, которые совершали духовные подвиги и жертвовали свое богатство на гуманные цели. Это, например, Раймунд Луллий, Никола Фламель, Василий Валентин, Томас Нортон и некоторые другие. Порой Брант
даже как будто сочувствует тем,
…кто честно и безбедно жили,
Все достояние вложили
В дурацкие реторты, в тигли,
А проку так и не достигли.
В этом же ряду у Бранта и старьевщики, чья скорбная участь – пытаться из непригодного хлама создать какую-то ценную вещь. Для него и древняя кладезь алхимической мудрости – хлам, из которого не выстроишь новый храм. В этом он очень точен по отношению к типичному алхимическому тексту, часто напоминавшему бестиарий «нечистых» животных или паноптикум гротескных уродов, окруженных устрашающими атрибутами.
Любые тексты магического содержания, массовым тиражом выходящие из-под печатного пресса, начиная еще с «Сивиллиных книг» Иоганна Гуттенберга, также являются причиной иронической усмешки Бранта:
Мне ль о печатниках смолчать?
Им что ни дай, они – в печать:
Истолкованье снов, судеб –
Все им пожива, все им хлеб.
Срам – тискать книжечки с такой
Невежественной чепухой!
Конечно, фигуры дураков, наполняющие сатиру Бранта, связаны с традицией народного лицедейства. Однако персонажей Бранта связывает с карнавалом дурацкий колпак с бубенчиками, и сатирик не выходит за пределы житейской повседневности. Его дураки — это люди обычные, часто встречающиеся в городах и селах Германии: сатира Бранта лишена сказочного гиперболизма.
Оглядываясь по сторонам, Брант видит великое неустройство, царящее в Германии, как в малом, так и в большом. Не будучи пророком Реформации, обнаруживая подчас консервативные взгляды, Брант в то же время ратует за обновление немецкой жизни. Он понимает, что страну ожидают потрясения.
В духе времени Брант представлял себе эту приближающуюся социальную бурю в грозных образах «Апокалипсиса». «Время близится! Близится время!» — восклицает поэт, и ему кажется, что антихрист стоит у дверей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуемый нами текс относиться к литературе нравоучительной Поэты не упускают случая всемерно подчеркнуть нравоучительную направленность своих произведений. «На этом кончается „Корабль глупцов“, с особым тщанием, старанием и прилежанием составленный Себастианом Брантом ради пользы, спасительного поучения, увещевания и приобретения мудрости, благоразумия и добрых нравов, в котором показано, как следует презирать и наказывать глупость, слепоту, заблуждения и дурачества всех сословий рода человеческого» (из послесловия автора).
Если еще в начале XV века большинство образцов жанра «в духе моралите» отражали разнообразные грехи общества, то к концу века объектом критики становятся виды человеческой глупости
При этом нельзя не констатировать того, что с конца XV в. нравоучительное звучание бюргерских книг даже несколько усиливается, что может быть объяснено теми изменениями в общем положении мелкого бюргерства (напр. ремесленников), которые возникли в результате интенсивного развития товарно-денежных отношений
Рассуждая о сущности и специфических чертах немецкого гуманизма, отечественные исследователи, вслед за западными, обращали внимание на то, что для немецких гуманистов была чрезвычайно важна религиозно – этическая и церковно-политическая проблематика (что вытекает уже из характера истоков немецкого гуманистического движения). Себастьян Брант уделяет в «Корабле дураков» уделяет значительное внимание критики церкви, ее устоев.
Но галерея шарлатанствующих персонажей – ловцов фортуны, хитромудрых обманщиков –благодаря поэзии Бранта уже становится стойкой художественной традицией и переходит в известные произведения гуманистов Северной Европы XVI века: «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского, «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена, «Цех плутов» Томаса Мурнера, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле
Светская власть также оказывается объектом критики, связанной с наиболее актуальными вопросами внешней и внутренней политики.
Рост элементов капитализма (появление мануфактур, постепенное подчинение ремесла торгово-промышленному капиталу), с одной стороны, открывал перед мелким производителем-собственником некоторые возможности возвыситься до экономически более мощных групп бюргерства, с другой стороны, и в гораздо большей степени, угрожал его экономической. независимости.
Отсюда — усиленная реакция бюргерской литературы на опасности и соблазны, связанные с развитием капиталистических отношений, причем дидактика почти повсеместно перерастает в сатиру и инвективу.
Эта проповедь всеспасительной мощи слова (увещевания, предостережения) была вызвана у бюргерства инстинктивной боязнью глубоких социальных потрясений, во время которых руководящая роль может перейти к «господину Omnes (латинское слово, значит „все“, подразумеваются широкие массы крестьянства и бесправного плебейства, уже в XIV в. вышедшего на арену классовой борьбы), который не способен ни понять ни удержать различия между злым и благочестивым»
Книга Брант «Корабль дураков» представляется нам не только историографическим источником, но и своеобразным предметом искусства.
Гравюры, предлагавшие картинки пороков, выполненные в жесткой ксилографической манере, должны служить яркими иллюстрациями к основным тезисам автора.
Язвы социальной жизни для автора названного произведения, в конечном счете, лишь заблуждения («глупость»), могущие быть уврачеваны силою мудрых слов. Отсюда своеобразный проповеднический колорит сочинений Бранта.
Книга дает богатейший материал, иллюстрирующий духовную. Социальную жизнь современников С. Бранта. Демонстрирует позицию художника, как с одно стороны, представителя нового течения, гуманизм. А с другой – бюргера, заботящегося о своих интересах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984. – 346 с.
Барг М.А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики .— М. : Наука, 1973 .— 230 с.
Бауер В.В. Лекции по новой истории. Т.1.: Выс.шк СПб., 1886. – 389 с.
Берд Ч. Реформация XVIв. в ее отношении к новому мышлению и знанию.СПб.: Высш.шк, 1897. – 246 с.
Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - Т. 1,2. Спб: Би.., 1900. – 243 с.
Бибихин В.В. Новый ренессанс / Худож. А. Б, Орешина .— М. : Прогресс-Традиция, 1998 .— 493 с.
Брагина Л.М.. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : Идеалы и практика культуры / Л.М. Брагина .— М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002 .— 383 с.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV – XVIIIвв. - Т. 1-3. - М.: Прогресс, 1986 - 1992. – 456 с.
Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.: РОССПЭН, 2004 – 205 с.;
Буркгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркгардт ; Пер. с нем. С. Брилианта .— Смоленск : Русич, 2002 .— 442 с.
Варбанец Н.В. Печатники – просветители в XV веке / Н.В. Варбанец // Федоровские чтения; под ред. Е.Л. Немировского. – М., 1982. – С.35-56.
Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. - Л., 1934. – 118 с.
Висковатов П.А. Эпоха гуманизма в Германии // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1872, Т. 161. С. 157 - 184;
Возрождение: общественно-политическая мысль, философия, наука : межвуз. сб. науч. тр. / Иван. гос. ун-т им. первого в России Иваново-Вознесен. общегор. Совета рабочих депутатов ; редкол.: Н. В. Ревякина (отв. ред.) и др. — Иваново : ИвГУ, 1988 .— 123 с.
Володарский В.М. Политическая этика немецких гуманистов // Культура Возрождения и власть. -М.: Знание, 1999 - 206 с.
Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. СПб.: б.и., 1922. 115 с.
Вульфиус А.Г. Ренессанс и Реформация // Научный исторический журнал, 1914, Т. 1, Вып. 3, С. 1- 18;
Г. В. Ефимов. А. Д. Люблинская, В. В. Мавродин, Н. Д. Миклуха-Маклай, А. Д. Новичев, Л. В. Разумовская. «Всемирная история», т. III. — «Вопросы истории», - 1959, № 6. – с. 12 -14.
Гершензон, Чегодаева Н.М. Возрождение в немецком искусстве // Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М.: Мысль, 1966 – 78 с.
Горфункель А.Х.. Философия эпохи Возрождения : Учебное пособие / А.Х. Горфункель .— М. : Высш. школа, 1980 .— 368 c.
Горфункель, А.Х. Похвала типографскому искусству: гуманисты о книгопечатании /А.Х. Горфункель // Книга. Материалы и исследования. М.: Мысль, 1994. – Вып. 67. – С.79-82.
Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. - М.: Наука, 1986. – 346 с.
Гращенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типология ипериодизация культуры Возрождения. - М.: Знание, 1978. - С. 201-247.
Гуковский М.А.. Итальянское Возрождение / М.А. Гуковский; Ред. А.Н. Немилов, А.С. Кантор-Гуковская .— Л. : Ленингр. гос. университет, 1990 .— 618,[3] с.
Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения : работы разных лет / И.Е. Данилова ; Авт. предислов. М.Я. Либман .— М. : Советский художник, 1984 .— 271 с. : ил., портр. — (Б-ка искусствознания) .
Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.: Книга, 2000 – 154 с.;
Донин А.Н. Немецкая художественная культура позднего средневековья и эпохи Возрождения. - Нижний Новгород, 2003. – 208 с.
Дубинин Д.А. Ранняя печать в Германии 1450-1520-х годов// Вестник СГУ. – 2002. Вып 3. – с. 45 -61.
Дубинин, С.И. Немецкий литературный язык позднего средневековья / С.И. Дубинин. –Самара: СГУ, 2000. – 200 с.
История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : Учеб. для студ. вузов, обуч. по гуманит. специальностям. / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.; Под ред. Л. М. Брагиной .— М. : Высшая школа, 1999 .— 479 с. : ил. — ISBN 5-06-003216-7 : 38.10
Йетс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Ф. А. Йетс. – М. :Феникс, 2000. – 78 с.
Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М.: Б.и, 1931. – 134 с.
Киселева, Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XVI веков. Кодикологический и книговедческий аспекты / Л.И. Киселева. – Л.: Вымш. шк 1978. – 303 с.
Клячин В.П. Немецкий гуманизм и Просвещение в Германии. - Киев: Полиграфкнига, 1895 – 185 с.
Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии ХVI века. – Долгопрудный, 1994. – 172 с.
Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118
Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 1991. – 234 с.
Культура возрождения XVI века / РАН; Редкол: Л. С. Чиколини (отв. ред.) и др. — М. : Наука, 1997 .— 301, [1] с.
Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи / РАН; Редкол: Л. М. Брагина (отв. ред.) и др. — М. : Наука, 1997 .— 217, [2] с. : ил., [8]л. ил. — ISBN 5-02-011250-X : 29.40.
Культура Возрождения и Средние века : Сборник / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры РАН; Редкол.: Л.С. Чиколини (отв.ред.) и др. — М. : Наука, 1993 .— 220,[1]с.
Культура Западной Европы в эпоху Возрождения : Учебник / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.; Под ред. Л. М. Брагиной .— М. : Мосгорархив, 1996 .— 396, [2] с. — (Десять новых учебников по историческим дисциплинам) .— ISBN 5-7228-0039-2 : 16000.
Лазарев В.Н. Проблема Ренессанса и ее фальсификация в буржуазной науке эпохи империализма / В. Н. Лазарев .— Ереван : Изд-во Акад.наук Арм.ССР, 1951 .— Отд. Отт.: Известия Акад. наук Армян. ССР.- N 4.-1951. -С.47-65.
Либман М. Искусство Германии XV и XVI веков. М.: Книга, 1964. – 124 с.
Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV - XVI вв. - М.: Книга, 1972;
Либман М.Я. Проблема Возрождения в немецком изобразительном искусстве // Типология и периодизация культуры Возрождения. - М.: Мысль, 1978 – 134 с.
Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Книга, 1994. – 456 с.
Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С.П. Маркиш .— М. : Худож. лит., 1971 .— 223 с
Морав П.. Вормсский рейхстаг 1495 г. (Пер. М.А. Бойцова). // Средние века. - Вып. 60. - 1997 г - с. 202 – 206.
Моравский С.П. Немецкие гуманисты и обскуранты в XVI в. - М.: б.и., 1904;
Немецкие шванки и народные книги XVI века : пер. с нем. / сост. с науч. подгот. текста и предисл. Б.И. Пуришева .— М. : Худож. лит., 1990 .— 637, [2] с. : ил. — (Литература эпохи Возрождения / редкол.: Н. Балашов [и др.]) .— ISBN 5-280-01215-7
Немилов А.Н. О хронологических рамках и специфике эпохи Возрождения в Германии// Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. - Л., 1974. Вып. 1. - С. 88 - 95;
Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение// Эразм Роттердамский и его время : [Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения] ; Отв. ред. Л. С. Чиколини .— М. : Наука, 1989 .— 277,[1] с//. С. 9-19.
Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— 167 с.
Нессельштраус Ц.Г. . Немецкая первопечатная книга : Декорировка и ил. / Ц.Г. Нессельштраус; Рос. нац. б-ка .— СПб. : Аксиома: РХГИ, 2000 .— 270,[1] с.
Новая история : Первый период. [Учеб. пособие для вузов по спец. «История» / Юровская Е.Е., Кривогуз И.М., Полтавский М.А. ; Под ред. Е. Е. Юровской и др. — М. : Высш. шк., 1983 .— 399 с. : карт. ; 22 см .— Авт. указаны на 3-й с. — 1 р. 90 к.
О.И. Варьяш. Чудо и повседневность в реальности средневекового города// Средние века. - Вып. 60. - 1997 г. - с. 196 – 198.
Ощепкова М. М. Литература по истории Средних веков и раннего Нового времени, вышедшая в России в 1999 году // Средние века – Вып. 65. – 2004 – с. 123 -132.
Парнов Е. И. Трон Люцифера : критические очерки магии и оккультизма /Е. И. Парнов. – М. : Политиздат, 1991. – 211с.
Подаляк. Н.Г. Ганзейско-датское соперничество и политика Ганзы второй половины XIV в.: пути и методы реализации // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 112 -126.
Пуришев Б.И. Предисловие //Брант С.. Корабль дураков : Пер. с нем. и латин. / С. Брант ; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: Ю. Красный .— М. : Худож. лит., 1971 .— 267 с., [12] л. ил. — (Б-ка всемирной литературы. Т. 33. Серия первая. Литература Древнего Востока, античного мира, средних веков, Возрождения, XVII и XVIII вв.)
Пуришев Б.И.. Зарубежная литература средних веков : Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы: Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов / Б.И. Пуришев .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1975 .— 399 с., ил.
Пуришев Б.И.. Литература эпохи Возрождения : Курс лекций .— М. : Высш. шк., 1996 .— 365 с.
Пуришев Б.И.. Очерки немецкой литературы 15-17вв. / Б.И. Пуришев .— М. : Гослитиздат, 1955 .— 391 с
Рапп М. Немецкая и латинская Сатира Себастьяна Бранта с .1494 по 1498// Средневековье: исследования и тексты. – Зигиаринген. 1993, - т.3. 2002. - с. 77-104.
Ревуненкова Н. В. Эразм и Кальвин //Эразм Роттердамский и его время. - М.: Наука, 1989. – с. 234 – 257.
Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М., 1996.
Реформация и культура// Средние века. - Вып. 60. - 1997 г. – с .234.
Самохина Н. Н., Чистозвонов А. Н. Реформация //Советская историческая энциклопедия. - Т. 12. - М., 1969. - Стб.23-30.
Сапрыкин Ю.М. . История средних веков : Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ист. фак. гос. ун-тов / Ю.М. Сапрыкин ; Науч.-метод. кабинет по заоч. и вечернему обучению МГУ; Под ред. С.Д. Сказкина .— Изд. 5-е перераб. и допол. — М, 1971 .— 104 с.
Сказкин С. Д. Возрождение, гуманизм и Реформация //Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. Материалы научного наследия. М. : Наука, 1981. – 378 с.
Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М.: Наука, 1978. – 346 с.
Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 1962. - 264 с.
Смирин М.М. К истории раннего капитализма в германских землях (XV - XVIвв.). М.: Наука, 1969. – 122 с.
Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией.// «Средние века», - вып. V, - М., 1954 – с. 56 -64.
Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, изд. 2-е, исправленное и дополненное. М., 1955. — «Средние века», вып. VIII, М., 1956 – 345 с.
Смирин М.М. «О характере экономического подъема и революционного движения в Германии в эпоху Реформации» //«Вопросы истории» - 1957, № 6 – с. 24- 33.
Соколов М.Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. М.6 Языки русской культуры, 1999. – 344 с.
Трахтенберг О. В. Развитие материализма и его борьба против идеализма в период первых буржуазных революций (конец XVI - начало XVIII века). Лекции,прочитанные на философском факультете Московского университета. - М.: МГУ,1956. – 456 с.
Трельч Э.. Историзм и его проблемы : Логическая проблема философии истории / Ред. кол.:М.И.Левина и др.;Пер.с нем.М.И.Левина,С.Д.Сказкин .— М. : Юрист, 1995 .— 719 с.
Трёльч Э.. Метафизический и религиозный дух немецкой культуры // Культурология. ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – 704 с.
Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 154 -161.
Феллер В. Эскиз германской истории. – (http://www.vf.narod.ru/)
Фуко С.. История безумия в классическую эпоху. - СПБ: Книга Света, 1997. -576 с.
Херманн,Х. Савонарола: еретик из Сан-Марко / Х. Херманн. – М. : Прогресс, 1982. – 296 с.
Черниенко И.Б. Германия на рубеже XV – XVI вв. Эпоха А. Дюрера и ее видение в творчестве Дюрера: дис. … канд. историч. наук. Пермь, 2004. – 342 с.
Ястребицкая, А.Л. Некоторые формы раннекапиталистических отношений в немецком книгопечатании второй половины XV – середины XVI века / А.Л. Ястребицкая // Средниевека. – М.: Мысль, 1963. – Вып. 24. – С. 199-216.
Joachim Knape: Sebastian Brant. Ihr Leben und Werk In: Deutsche Dichter der frühen Neuzeit (1450 – 1600// Hrsg. von Stephan Füssel. - Berlin 1997, , - 254 P.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Брант с.. Корабль дураков : Избранные сатиры / С. Брант ; Пер.с нем. Л. Пеньковского; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: А. Дюрер .— М. : Худож. лит., 1984 .— 270 с., [1] л. портр. : ил –(http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)

Трельч Э. Историзм и его проблемы : Логическая проблема философии истории / Ред.кол.:М.И.Левина и др.;Пер.с нем.М.И.Левина,С.Д.Сказкин .— М. : Юрист, 1995 .— 719 с.
Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— 167 с.; Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение// Эразм Роттердамский и его время : [Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения] ; Отв. ред. Л. С. Чиколини .— М. : Наука, 1989 .— 277,[1] с//. С. 9-19.
Культура возрождения XVIвека / РАН; Редкол: Л. С. Чиколини (отв. ред.) и др. — М. : Наука, 1997 .— 301, [1] с.; Культура Возрождения и Средние века : Сборник / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры РАН; Редкол.: Л.С. Чиколини (отв.ред.) и др. — М. : Наука, 1993 .— 220 с.
Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии : Сборник : Пер. с латин. / Сост. М.А. Гуковский .— М. : Изд-во АН СССР, 1963 .— 390 с. : ил .— (Науч.-атеистич. б-ка); Гуковский М.А.. Итальянское Возрождение / М.А. Гуковский; Ред. А.Н. Немилов, А.С. Кантор-Гуковская .— Л. : Ленингр. гос. университет, 1990 .— 618 с.
. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии// Маркс К., Энгельс Ф.-
М.:Политиздат,1956.Соч. 2–е изд. Т.7. 670 с.
Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 1962. - 264 с.; М. М. Смирина «О характере экономического подъема и революционного движения в Германии в эпоху Реформации» //«Вопросы истории» - 1957, № 6 – с. 24- 33.); М. М. Смирин. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией. — Сб. «Средние века», вып. V, М., 1954 – с. 56 -64.
Лазарев В.Н. Проблема Ренессанса и ее фальсификация в буржуазной науке эпохи империализма / В. Н. Лазарев .— Ереван : Изд-во Акад.наук Арм.ССР, 1951 .— Отд. Отт.: Известия Акад. наук Армян. ССР.- N 4.-1951. -С.47-65.
Пуришев Б.И.. Литература эпохи Возрождения : Курс лекций .— М. : Высш. шк., 1996 .— 365 с.; Немецкие шванки и народные книги XVI века : пер. с нем. / сост. с науч. подгот. текста и предисл. Б.И. Пуришева .— М. : Худож. лит., 1990 .— 637, [2] с. : ил. — (Литература эпохи Возрождения / редкол.: Н. Балашов [и др.]) .— ISBN 5-280-01215-7; Пуришев Б.И.. Зарубежная литература средних веков : Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы : Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов / Б.И. Пуришев .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1975 .— 399 с., ил.; Пуришев Б.И.. Очерки немецкой литературы 15-17вв. / Б.И. Пуришев .— М. : Гослитиздат, 1955 .— 391 с; Пуришев Б.И. Предисловие //Брант С.. Корабль дураков : Пер. с нем. и латин. / С. Брант ; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: Ю. Красный .— М. : Худож. лит., 1971 .— 267 с., [12] л. ил. — (Б-ка всемирной литературы. Т. 33. Серия первая. Литература Древнего Востока, античного мира, средних веков, Возрождения, XVII и XVIII вв.)
Маркиш С.П.. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С.П. Маркиш .— М. : Худож. лит., 1971 .— 223 с
Данилова И.Е.. Искусство средних веков и Возрождения : работы разных лет / И.Е. Данилова ; Авт. предислов. М.Я. Либман .— М. : Советский художник, 1984 .— 271 с. : ил., портр. — (Б-ка искусствознания)
Сапрыкин Ю.М. . История средних веков : Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ист. фак. гос. ун-тов / Ю.М. Сапрыкин ; Науч.-метод. кабинет по заоч. и вечернему обучению МГУ; Под ред. С.Д. Сказкина .— Изд. 5-е перераб. и допол. — М, 1971 .— 104 с.
Г. В. Ефимов. А. Д. Люблинская, В. В. Мавродин, Н. Д. Миклуха-Маклай, А. Д. Новичев, Л. В. Разумовская. «Всемирная история», т. III. — «Вопросы истории», - 1959, № 6. – с. 12 -14.
Смирин М.М.. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, изд. 2-е, исправленное и дополненное. М., 1955. — «Средние века», вып. VIII, М., 1956 – 345 с.
Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией. — Сб. «Средние века», вып. V, М., 1954 – с. 56 -64.
Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 1962. - 264 с.
Барг М.А.. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики .— М. : Наука, 1973 .— 230 с.
Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— 167 с.
История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : Учеб. для студ. вузов, обуч. по гуманит. специальностям. / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.; Под ред. Л. М. Брагиной .— М. : Высшая школа, 1999 .— 479 с. : ил. — ISBN 5-06-003216-7 : 38.10
Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 1991. – 234 с.
Ревуненкова Н. В. Эразм и Кальвин //Эразм Роттердамский и его время. - М.: Наука, 1989. – с. 234 – 257
Культура возрождения XVIвека / РАН; Редкол: Л. С. Чиколини (отв. ред.) и др. — М. : Наука, 1997 .— 301, [1] с.; Культура Возрождения и Средние века : Сборник / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры РАН; Редкол.: Л.С. Чиколини (отв.ред.) и др. — М. : Наука, 1993 .— 220 с.
Сказкин С. Д. Возрождение, гуманизм и Реформация //Сказкин С. Д. Изистории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. Материалы научного наследия. М. : Наука, 1981. – 378 с.
Горфункель А.Х.. Философия эпохи Возрождения : Учебное пособие / А.Х. Горфункель .— М. : Высш. школа, 1980 .— 368 c
Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— 167 с.
Феллер В. Эскиз германской истории. – (http://www.vf.narod.ru/)
Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 154 -161.
Н.Г.Подаляк. Ганзейско-датское соперничество и политика Ганзы второй половины XIV в.: пути и методы реализации // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 112 -126.
Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М., 1996.
Ощепкова М. М. Литература по истории Средних веков и раннего Нового времени, вышедшая в России в 1999 году // Средние века – Вып. 65. – 2004 – с. 123 -132.
Морав П.. Вормсский рейхстаг 1495 г. (Пер. М.А. Бойцова). // Средние века. - Вып. 60. - 1997 г - с. 202 – 206.
Сапрыкин Ю.М. . История средних веков : Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ист. фак. гос. ун-тов / Ю.М. Сапрыкин ; Науч.-метод. кабинет по заоч. и вечернему обучению МГУ; Под ред. С.Д. Сказкина . — М, 1971 .— с. 123.
Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 1962. - 264 с.
Морав П.. Вормсский рейхстаг 1495 г. (Пер. М.А. Бойцова). // Средние века. - Вып. 60. - 1997 г - с. 203.
Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией.// «Средние века», - вып. V, - М., 1954. – с .56.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV – XVIIIвв. - Т. 1-3. - М.: Прогресс, 1986 - 1992. – с. 211.
Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 154 -161.
Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - Т. 1,2. Спб: Би.., 1900. – 243 с.
Подаляк. Н.Г. Ганзейско-датское соперничество и политика Ганзы второй половины XIV в.: пути и методы реализации // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 112 -126.
Сказкин С. Д. Возрождение, гуманизм и Реформация //Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. Материалы научного наследия. М. : Наука, 1981. – с. 113.
Подаляк. Н.Г. Ганзейско-датское соперничество и политика Ганзы второй половины XIV в.: пути и методы реализации // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 113.
Подаляк. Н.Г. Ганзейско-датское соперничество и политика Ганзы второй половины XIV в.: пути и методы реализации // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 112 -126.
Смирина М.М. «О характере экономического подъема и революционного движения в Германии в эпоху Реформации» //«Вопросы истории» - 1957, № 6 – с. 26.
Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. - М.: Наука, 1986. – 346 с.
Смирин М.М. К истории раннего капитализма в германских землях (XV - XVIвв.). М.: Наука, 1969. – 122 с.
Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. - М.: Наука, 1986. – с. 213.
Морав П.. Вормсский рейхстаг 1495 г. (Пер. М.А. Бойцова). // Средние века. - Вып. 60. - 1997 г - с. 202 – 206.
Смирин М.М. К истории раннего капитализма в германских землях (XV - XVIвв.). М.: Наука, 1969. – с. 113.
Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией.// «Средние века», - вып. V, - М., 1954 – с. 56 -64.
Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией.// «Средние века», - вып. V, - М., 1954 – с. 58.
Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией.// «Средние века», - вып. V, - М., 1954 – с. 56 -64.
Там же- с. 59.
Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией.// «Средние века», - вып. V, - М., 1954 – с. 56 -64.
Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. – М.: «РОССПЭН», 2004, - с.16.
Словарь античности: Пер. с нем. – М.: «Прогресс», 1989, - с. 169.
Бибихин В.В. Новый ренессанс. – М.: «Наука», «Прогресс-Традиция», 1998, - с. 288
История философии: Энциклопедия. – Минск: «Интерпрессервис»; «Книжный дом», 2002, - с. 272.
Чермантеева Т.С. Античное наследие и европейский гуманизм: культурная зависимость. – Автореф. …канд. филос. наук. – Ростов /Д, 1991, - с. 13–14.
Там же. – с. 11.
Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение// Эразм Роттердамский и его время : [Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения] ; Отв. ред. Л. С. Чиколини .— М. : Наука, 1989 .— с. 9.
Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— 167 с.
Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение// Эразм Роттердамский и его время : [Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения] ; Отв. ред. Л. С. Чиколини .— М. : Наука, 1989 .— 277,[1] с//. С. 9-19.
Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии.Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М.: Наука, 1978. – 346 с.
Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение// Эразм Роттердамский и его время : [Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения] ; Отв. ред. Л. С. Чиколини .— М. : Наука, 1989 .— 277,[1] с//. С. 9-19.
Сапрыкин Ю.М. . История средних веков : Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ист. фак. гос. ун-тов / Ю.М. Сапрыкин ; Науч.-метод. кабинет по заоч. и вечернему обучению МГУ; Под ред. С.Д. Сказкина .— Изд. 5-е перераб. и допол. — М, 1971 .— 104 с.
Joachim Knape: Sebastian Brant. Ihr Leben und Werk In: Deutsche Dichter der frühen Neuzeit (1450 – 1600// Hrsg. von Stephan Füssel.. Berlin 1997, - Берлин 1997, - 254 р.
Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— 167 с.
Либман М.Я. Проблема Возрождения в немецком изобразительном искусстве // Типология и периодизация культуры Возрождения. - М.: Мысль, 1978 – с. 56.
Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. - Л., 1934. – 118 с.
Висковатов П.А. Эпоха гуманизма в Германии // Журнал Министерства Народного Просвещения - 1872, Т. 161. -С. 157 – 184.
Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.: РОССПЭН, 2004 – с. 135.
Клячин В.П. Немецкий гуманизм и Просвещение в Германии. - Киев: Полиграфкнига, 1895 – 185 с.
Дубинин, С.И. Немецкий литературный язык позднего средневековья / С.И. Дубинин. –Самара: СГУ, 2000. – с. 89
Варбанец, Н.В. Печатники – просветители в XV веке / Н.В. Варбанец // Федоровскиечтения; под ред. Е.Л. Немировского. – М., 1982. – С.35-56.
Дубинин, С.И. Немецкий литературный язык позднего средневековья / С.И. Дубинин. –Самара: СГУ, 2000. – с. 89
Киселева, Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XVI веков. Кодикологический и книговедческий аспекты / Л.И. Киселева. – Л.: Выш. шк 1978. – 303 с.
Дубинин Д.А. Ранняя печать в Германии 1450-1520-х годов// Вестник СГУ. – 2002. Вып 3. – с. 45 -61.
Брант с.. Корабль дураков : Избранные сатиры / С. Брант ; Пер.с нем. Л. Пеньковского; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: А. Дюрер .— М. : Худож. лит., 1984 .— 270 с., [1] л. портр. : ил –(http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)
Киселева, Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XVI веков. Кодикологический и книговедческий аспекты / Л.И. Киселева. – Л.: Вымш. шк 1978. – 303 с.
Горфункель, А.Х. Похвала типографскому искусству: гуманисты о книгопечатании /А.Х. Горфункель // Книга. Материалы и исследования. М.: Мысль, 1994. – Вып. 67. – С.80
Брант с.. Корабль дураков : Избранные сатиры / С. Брант ; Пер.с нем. Л. Пеньковского; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: А. Дюрер .— М. : Худож. лит., 1984 .— 270 с., [1] л. портр. : ил –(http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)
Варбанец, Н.В. Печатники – просветители в XV веке / Н.В. Варбанец // Федоровскиечтения; под ред. Е.Л. Немировского. – М.: Книга, 1982. – С.35-56.
Висковатов П.А. Эпоха гуманизма в Германии // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1872, Т. 161. С. 157 - 184;
Дубинин Д.А. Ранняя печать в Германии 1450-1520-х годов// Вестник СГУ. – 2002. Вып 3. – с. 45 -61.
Нессельштраус Ц.Г. . Немецкая первопечатная книга : Декорировка и ил. / Ц.Г. Нессельштраус; Рос. нац. б-ка .— СПб. : Аксиома: РХГИ, 2000 .— с. 167.
Немилов А.Н. О хронологических рамках и специфике эпохи Возрождения в Германии// Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. - Л., 1974. Вып. 1. - С. 89.
Брант с.. Корабль дураков : Избранные сатиры / С. Брант ; Пер.с нем. Л. Пеньковского; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: А. Дюрер .— М. : Худож. лит., 1984 .— 270 с., [1] л. портр. : ил –(http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)
Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.: РОССПЭН, 2004 – с. 110.
Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— с. 89.
Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118
Рапп М. Немецкая и латинская Сатира Себастьяна Бранта с .1494 по 1498// Средневековье: исследования и тексты. – Зигиаринген. 1993, - т.3. 2002. - с. 77-104.
Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118
Фуко С.. История безумия в классическую эпоху. - СПБ: Книга Света, 1997. -576 с.
Фуко С.. История безумия в классическую эпоху. - СПБ: Книга Света, 1997. – с. 51.
Фуко С.. История безумия в классическую эпоху. - СПБ: Книга Света, 1997. – с. 51.
Там же. – с. 56.
Фуко С.. История безумия в классическую эпоху. - СПБ: Книга Света, 1997. – с. 59..
Пуришев Б.И.. Очерки немецкой литературы 15-17вв. / Б.И. Пуришев .— М. : Гослитиздат, 1955 .— с. 89.
Ревуненкова Н. В. Эразм и Кальвин //Эразм Роттердамский и его время. - М.: Наука, 1989. – с. 239.
Пуришев Б.И.. Очерки немецкой литературы 15-17вв. / Б.И. Пуришев .— М. : Гослитиздат, 1955 .— с. 89.
Там же – с. 93.
Нессельштраус Ц.Г. . Немецкая первопечатная книга : Декорировка и ил. / Ц.Г. Нессельштраус; Рос. нац. б-ка .— СПб. : Аксиома: РХГИ, 2000 .— с. 118.
Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV - XVI вв. – М.: Книга, 1972 – с. 113.
Черниенко И.Б. Германия на рубеже XV – XVI вв. Эпоха А. Дюрера и ее видение в творчестве Дюрера: дис. … канд. историч. наук. Пермь, 2004. – с. 15.
Черниенко И.Б. Германия на рубеже XV – XVI вв. Эпоха А. Дюрера и ее видение в творчестве Дюрера: дис. … канд. историч. наук. Пермь, 2004. – с. 78.
Черниенко И.Б. Германия на рубеже XV – XVI вв. Эпоха А. Дюрера и ее видение в творчестве Дюрера: дис. … канд. историч. наук. Пермь, 2004. – с. 56.
Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV - XVI вв. - М.: Книга, 1972 – с.89.
Нессельштраус Ц.Г. . Немецкая первопечатная книга : Декорировка и ил. / Ц.Г. Нессельштраус; Рос. нац. б-ка .— СПб. : Аксиома: РХГИ, 2000 .— с. 69.
Соколов М.Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. М.: Языки русской культуры, 1999. – 344 с.
Брант с.. Корабль дураков : Избранные сатиры / С. Брант ; Пер.с нем. Л. Пеньковского; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: А. Дюрер .— М. : Худож. лит., 1984 .— 270 с., [1] л. портр. : ил –(http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)
Клячин В.П. Немецкий гуманизм и Просвещение в Германии. - Киев: Полиграфкнига, 1895 – 185 с.
Joachim Knape: Sebastian Brant. Ihr Leben und Werk In: Deutsche Dichter der frühen Neuzeit (1450 – 1600// Hrsg. von Stephan Füssel. -Berlin 1997,. - Берлин 1997, - 235 с.
Парнов, Е. И. Трон Люцифера : критические очерки магии и оккультизма /
Е. И. Парнов. – М. : Политиздат, 1991. – С. 44.
Все цитаты из «Корабля дураков» С. Бранта даются по изданию: Брант с.. Корабль дураков : Избранные сатиры / С. Брант ; Пер.с нем. Л. Пеньковского; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: А. Дюрер .— М. : Худож. лит., 1984 .— 270 с., [1] л. портр. : ил –(http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm).
Херманн, Х. Савонарола: еретик из Сан-Марко / Х. Херманн. – М. : Прогресс, 1982. – с. 44.
Йетс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Ф. А. Йетс. – М. :
Феникс, 2000. – С. 19.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984. – 346 с.
2.Барг М.А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики .— М. : Наука, 1973 .— 230 с.
3.Бауер В.В. Лекции по новой истории. Т.1.: Выс.шк СПб., 1886. – 389 с.
4.Берд Ч. Реформация XVIв. в ее отношении к новому мышлению и знанию.СПб.: Высш.шк, 1897. – 246 с.
5.Бецольд Ф. История Реформации в Германии. - Т. 1,2. Спб: Би.., 1900. – 243 с.
6.Бибихин В.В. Новый ренессанс / Худож. А. Б, Орешина .— М. : Прогресс-Традиция, 1998 .— 493 с.
7.Брагина Л.М.. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения : Идеалы и практика культуры / Л.М. Брагина .— М. : Изд-во Моск. ун-та, 2002 .— 383 с.
8.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV – XVIIIвв. - Т. 1-3. - М.: Прогресс, 1986 - 1992. – 456 с.
9.Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М.: РОССПЭН, 2004 – 205 с.;
10.Буркгард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркгардт ; Пер. с нем. С. Брилианта .— Смоленск : Русич, 2002 .— 442 с.
11. Варбанец Н.В. Печатники – просветители в XV веке / Н.В. Варбанец // Федоровские чтения; под ред. Е.Л. Немировского. – М., 1982. – С.35-56.
12.Вельфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. - Л., 1934. – 118 с.
13. Висковатов П.А. Эпоха гуманизма в Германии // Журнал Министерства Народного Просвещения, 1872, Т. 161. С. 157 - 184;
14.Возрождение: общественно-политическая мысль, философия, наука : межвуз. сб. науч. тр. / Иван. гос. ун-т им. первого в России Иваново-Вознесен. общегор. Совета рабочих депутатов ; редкол.: Н. В. Ревякина (отв. ред.) и др. — Иваново : ИвГУ, 1988 .— 123 с.
15.Володарский В.М. Политическая этика немецких гуманистов // Культура Возрождения и власть. -М.: Знание, 1999 - 206 с.
16.Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа. СПб.: б.и., 1922. 115 с.
17.Вульфиус А.Г. Ренессанс и Реформация // Научный исторический журнал, 1914, Т. 1, Вып. 3, С. 1- 18;
18.Г. В. Ефимов. А. Д. Люблинская, В. В. Мавродин, Н. Д. Миклуха-Маклай, А. Д. Новичев, Л. В. Разумовская. «Всемирная история», т. III. — «Вопросы истории», - 1959, № 6. – с. 12 -14.
19.Гершензон, Чегодаева Н.М. Возрождение в немецком искусстве // Ренессанс. Барокко. Классицизм. - М.: Мысль, 1966 – 78 с.
20.Горфункель А.Х.. Философия эпохи Возрождения : Учебное пособие / А.Х. Горфункель .— М. : Высш. школа, 1980 .— 368 c.
21.Горфункель, А.Х. Похвала типографскому искусству: гуманисты о книгопечатании /А.Х. Горфункель // Книга. Материалы и исследования. М.: Мысль, 1994. – Вып. 67. – С.79-82.
22.Грановский Т. Н. Лекции по истории средневековья. - М.: Наука, 1986. – 346 с.
23.Гращенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Типология ипериодизация культуры Возрождения. - М.: Знание, 1978. - С. 201-247.
24.Гуковский М.А.. Итальянское Возрождение / М.А. Гуковский; Ред. А.Н. Немилов, А.С. Кантор-Гуковская .— Л. : Ленингр. гос. университет, 1990 .— 618,[3] с.
25.Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения : работы разных лет / И.Е. Данилова ; Авт. предислов. М.Я. Либман .— М. : Советский художник, 1984 .— 271 с. : ил., портр. — (Б-ка искусствознания) .
26.Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. М.: Книга, 2000 – 154 с.;
27.Донин А.Н. Немецкая художественная культура позднего средневековья и эпохи Возрождения. - Нижний Новгород, 2003. – 208 с.
28.Дубинин Д.А. Ранняя печать в Германии 1450-1520-х годов// Вестник СГУ. – 2002. Вып 3. – с. 45 -61.
29.Дубинин, С.И. Немецкий литературный язык позднего средневековья / С.И. Дубинин. –Самара: СГУ, 2000. – 200 с.
30.История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения : Учеб. для студ. вузов, обуч. по гуманит. специальностям. / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.; Под ред. Л. М. Брагиной .— М. : Высшая школа, 1999 .— 479 с. : ил. — ISBN 5-06-003216-7 : 38.10
31.Йетс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Ф. А. Йетс. – М. :Феникс, 2000. – 78 с.
32.Капелюш Ф. Религия раннего капитализма. - М.: Б.и, 1931. – 134 с.
33. Киселева, Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XVI веков. Кодикологический и книговедческий аспекты / Л.И. Киселева. – Л.: Вымш. шк 1978. – 303 с.
34.Клячин В.П. Немецкий гуманизм и Просвещение в Германии. - Киев: Полиграфкнига, 1895 – 185 с.
35.Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии ХVI века. – Долгопрудный, 1994. – 172 с.
36.Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002, с. 88-118
37.Кудрявцев О. Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». - М.: Наука, 1991. – 234 с.
38.Культура возрождения XVI века / РАН; Редкол: Л. С. Чиколини (отв. ред.) и др. — М. : Наука, 1997 .— 301, [1] с.
39.Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи / РАН; Редкол: Л. М. Брагина (отв. ред.) и др. — М. : Наука, 1997 .— 217, [2] с. : ил., [8]л. ил. — ISBN 5-02-011250-X : 29.40.
40.Культура Возрождения и Средние века : Сборник / РАН. Науч. совет по истории мировой культуры РАН; Редкол.: Л.С. Чиколини (отв.ред.) и др. — М. : Наука, 1993 .— 220,[1]с.
41.Культура Западной Европы в эпоху Возрождения : Учебник / Л. М. Брагина, О. И. Варьяш, В. М. Володарский и др.; Под ред. Л. М. Брагиной .— М. : Мосгорархив, 1996 .— 396, [2] с. — (Десять новых учебников по историческим дисциплинам) .— ISBN 5-7228-0039-2 : 16000.
42.Лазарев В.Н. Проблема Ренессанса и ее фальсификация в буржуазной науке эпохи империализма / В. Н. Лазарев .— Ереван : Изд-во Акад.наук Арм.ССР, 1951 .— Отд. Отт.: Известия Акад. наук Армян. ССР.- N 4.-1951. -С.47-65.
43.Либман М. Искусство Германии XV и XVI веков. М.: Книга, 1964. – 124 с.
44.Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии XV - XVI вв. - М.: Книга, 1972;
45. Либман М.Я. Проблема Возрождения в немецком изобразительном искусстве // Типология и периодизация культуры Возрождения. - М.: Мысль, 1978 – 134 с.
46.Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: Книга, 1994. – 456 с.
47.Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама / С.П. Маркиш .— М. : Худож. лит., 1971 .— 223 с
48.Морав П.. Вормсский рейхстаг 1495 г. (Пер. М.А. Бойцова). // Средние века. - Вып. 60. - 1997 г - с. 202 – 206.
49.Моравский С.П. Немецкие гуманисты и обскуранты в XVI в. - М.: б.и., 1904;
50.Немецкие шванки и народные книги XVI века : пер. с нем. / сост. с науч. подгот. текста и предисл. Б.И. Пуришева .— М. : Худож. лит., 1990 .— 637, [2] с. : ил. — (Литература эпохи Возрождения / редкол.: Н. Балашов [и др.]) .— ISBN 5-280-01215-7
51.Немилов А.Н. О хронологических рамках и специфике эпохи Возрождения в Германии// Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. - Л., 1974. Вып. 1. - С. 88 - 95;
52.Немилов А.Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение// Эразм Роттердамский и его время : [Сб. ст. / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения] ; Отв. ред. Л. С. Чиколини .— М. : Наука, 1989 .— 277,[1] с//. С. 9-19.
53.Немилов А.Н.. Немецкие гуманисты XV века / А.Н. Немилов .— Л. : Изд-во ЛГУ, 1979 .— 167 с.
54.Нессельштраус Ц.Г. . Немецкая первопечатная книга : Декорировка и ил. / Ц.Г. Нессельштраус; Рос. нац. б-ка .— СПб. : Аксиома: РХГИ, 2000 .— 270,[1] с.
55.Новая история : Первый период. [Учеб. пособие для вузов по спец. «История» / Юровская Е.Е., Кривогуз И.М., Полтавский М.А. ; Под ред. Е. Е. Юровской и др. — М. : Высш. шк., 1983 .— 399 с. : карт. ; 22 см .— Авт. указаны на 3-й с. — 1 р. 90 к.
56.О.И. Варьяш. Чудо и повседневность в реальности средневекового города// Средние века. - Вып. 60. - 1997 г. - с. 196 – 198.
57.Ощепкова М. М. Литература по истории Средних веков и раннего Нового времени, вышедшая в России в 1999 году // Средние века – Вып. 65. – 2004 – с. 123 -132.
58.Парнов Е. И. Трон Люцифера : критические очерки магии и оккультизма /Е. И. Парнов. – М. : Политиздат, 1991. – 211с.
59.Подаляк. Н.Г. Ганзейско-датское соперничество и политика Ганзы второй половины XIV в.: пути и методы реализации // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 112 -126.
60. Пуришев Б.И. Предисловие //Брант С.. Корабль дураков : Пер. с нем. и латин. / С. Брант ; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: Ю. Красный .— М. : Худож. лит., 1971 .— 267 с., [12] л. ил. — (Б-ка всемирной литературы. Т. 33. Серия первая. Литература Древнего Востока, античного мира, средних веков, Возрождения, XVII и XVIII вв.)
61.Пуришев Б.И.. Зарубежная литература средних веков : Немецкая, испанская, итальянская, английская, чешская, польская, сербская, болгарская литературы: Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических институтов / Б.И. Пуришев .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1975 .— 399 с., ил.
62.Пуришев Б.И.. Литература эпохи Возрождения : Курс лекций .— М. : Высш. шк., 1996 .— 365 с.
63.Пуришев Б.И.. Очерки немецкой литературы 15-17вв. / Б.И. Пуришев .— М. : Гослитиздат, 1955 .— 391 с
64.Рапп М. Немецкая и латинская Сатира Себастьяна Бранта с .1494 по 1498// Средневековье: исследования и тексты. – Зигиаринген. 1993, - т.3. 2002. - с. 77-104.
65.Ревуненкова Н. В. Эразм и Кальвин //Эразм Роттердамский и его время. - М.: Наука, 1989. – с. 234 – 257.
66.Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М., 1996.
67.Реформация и культура// Средние века. - Вып. 60. - 1997 г. – с .234.
68.Самохина Н. Н., Чистозвонов А. Н. Реформация //Советская историческая энциклопедия. - Т. 12. - М., 1969. - Стб.23-30.
69.Сапрыкин Ю.М. . История средних веков : Учеб.-метод. пособие для студентов-заочников ист. фак. гос. ун-тов / Ю.М. Сапрыкин ; Науч.-метод. кабинет по заоч. и вечернему обучению МГУ; Под ред. С.Д. Сказкина .— Изд. 5-е перераб. и допол. — М, 1971 .— 104 с.
70.Сказкин С. Д. Возрождение, гуманизм и Реформация //Сказкин С. Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. Материалы научного наследия. М. : Наука, 1981. – 378 с.
71.Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М.: Наука, 1978. – 346 с.
72.Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 1962. - 264 с.
73.Смирин М.М. К истории раннего капитализма в германских землях (XV - XVIвв.). М.: Наука, 1969. – 122 с.
74. Смирин М.М. Очерки истории политической борьбы в Германии перед реформацией.// «Средние века», - вып. V, - М., 1954 – с. 56 -64.
75.Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, изд. 2-е, исправленное и дополненное. М., 1955. — «Средние века», вып. VIII, М., 1956 – 345 с.
76.Смирин М.М. «О характере экономического подъема и революционного движения в Германии в эпоху Реформации» //«Вопросы истории» - 1957, № 6 – с. 24- 33.
77.Соколов М.Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. М.6 Языки русской культуры, 1999. – 344 с.
78.Трахтенберг О. В. Развитие материализма и его борьба против идеализма в период первых буржуазных революций (конец XVI - начало XVIII века). Лекции,прочитанные на философском факультете Московского университета. - М.: МГУ,1956. – 456 с.
79.Трельч Э.. Историзм и его проблемы : Логическая проблема философии истории / Ред. кол.:М.И.Левина и др.;Пер.с нем.М.И.Левина,С.Д.Сказкин .— М. : Юрист, 1995 .— 719 с.
80.Трёльч Э.. Метафизический и религиозный дух немецкой культуры // Культурология. ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – 704 с.
81.Уколова В.И. Город как парадигма средневековой культуры // Средние века – Вып. 61. – 2000 – с. 154 -161.
82.Феллер В. Эскиз германской истории. – (http://www.vf.narod.ru/)
83.Фуко С.. История безумия в классическую эпоху. - СПБ: Книга Света, 1997. -576 с.
84.Херманн,Х. Савонарола: еретик из Сан-Марко / Х. Херманн. – М. : Прогресс, 1982. – 296 с.
85.Черниенко И.Б. Германия на рубеже XV – XVI вв. Эпоха А. Дюрера и ее видение в творчестве Дюрера: дис. … канд. историч. наук. Пермь, 2004. – 342 с.
86.Ястребицкая, А.Л. Некоторые формы раннекапиталистических отношений в немецком книгопечатании второй половины XV – середины XVI века / А.Л. Ястребицкая // Средниевека. – М.: Мысль, 1963. – Вып. 24. – С. 199-216.
87.. . - , - 254 P.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Брант с.. Корабль дураков : Избранные сатиры / С. Брант ; Пер.с нем. Л. Пеньковского; Авт. предислов. Б. Пуришев; Примеч. Е. Маркович; Илл.: А. Дюрер .— М. : Худож. лит., 1984 .— 270 с., [1] л. портр. : ил –(http://klio.tsu.ru/Narrenschiff1.htm)

Вопрос-ответ:

Каково политическое развитие Германии в 15 веке?

В 15 веке в Германии происходило ослабление императорской власти, формирование системы территориальных княжеств и развитие городов. Также возникали оппозиционные движения в городах и деревне, что отражало некоторую нестабильность политической обстановки.

Какие особенности немецкого гуманизма были в 15 веке?

В 15 веке немецкий гуманизм преимущественно основывался на образовании и изучении древних языков, в частности латинского и греческого. Он был ориентирован на классическое наследие и стремился расширить знания в области философии, литературы и истории. Немецкий гуманизм также активно поддерживал религиозные реформы, которые впоследствии породили Реформацию.

Как развивалась немецкая деревня в 15 веке?

В 15 веке немецкая деревня продолжала развиваться, хотя существовало ряд проблем. Крестьянский класс испытывал тяжелые условия жизни и работы, против которых в некоторых регионах возникали оппозиционные движения. Однако в целом сельское хозяйство продолжало быть основной отраслью экономики, и были некоторые признаки роста производительности и коммерциализации.

Какие были особенности социально-политического развития Германии накануне Реформации?

Социально-политическое развитие Германии накануне Реформации было характеризовано ослаблением императорской власти, формированием системы территориальных княжеств и развитием городов. Города, особенно объединенные в союзы, играли значительную политическую роль, соперничая с князьями за влияние и власть. Германия также переживала зарождение раннебуржуазных отношений, что частично способствовало общему сдвигу в сторону более сильной буржуазной классовой силы.

Как развивалось немецкое общество в 15 веке?

В 15 веке немецкое общество проходило через ряд социально-политических и политических изменений. Императорская власть ослабла, и на ее место вышла система территориальных княжеств. Города стали играть важную роль в политической жизни, формируя союзы городов. В это время также начали зарождаться раннебуржуазные отношения, а в деревне появились оппозиционные движения.

Какими были особенности немецкого гуманизма?

Немецкий гуманизм имел свои особенности. Он объединял гуманитарные науки с религиозными и мистическими идеями. В отличие от итальянского гуманизма, немецкий гуманизм больше уделял внимание религии, богословию и богослужебной литературе. Одним из его представителей был Себастьян Брант, автор сатирического сочинения "Корабль дураков".

Каково было политическое развитие Германии в 15 веке?

В 15 веке Германия переживала ослабление императорской власти и формирование системы территориальных княжеств. Города становились все более влиятельными, создавая союзы городов в качестве политической силы. Параллельно развивались раннебуржуазные отношения, а в деревне возникали оппозиционные движения.

Как развивались немецкие города в 15 веке?

В 15 веке города Германии стали играть все более важную роль в политической жизни. Здесь формировались городские советы и правительства, а также создавались союзы городов, которые становились влиятельными политическими силами. Города также были центрами развития раннебуржуазных отношений.

Чем отличался немецкий гуманизм от итальянского?

В отличие от итальянского гуманизма, немецкий гуманизм больше уделял внимание религии, богословию и богослужебной литературе. Он объединял гуманитарные науки с религиозными и мистическими идеями. Наиболее известным представителем немецкого гуманизма был Себастьян Брант, автор сатирического сочинения "Корабль дураков".

Каковы основные черты политического и социального развития в Германии 15 века?

Основными чертами политического и социального развития в Германии 15 века были ослабление императорской власти, формирование системы территориальных княжеств, развитие городов, зарождение раннебуржуазных отношений, развитие немецкой деревни и возникновение оппозиционных движений.

Какие изменения происходили в системе управления в Германии перед реформацией?

Перед реформацией происходило ослабление императорской власти и формирование системы территориальных княжеств. Это означало, что вместо единого государственного управления императором, власть распределялась между различными князьями и государственными образованиями.

Каковы особенности немецкого гуманизма в 15 веке?

Особенности немецкого гуманизма в 15 веке включают появление новых гуманистических идей, акцент на образовании и развитии человека, обращение к античной культуре и литературе, а также интерес к языку и национальной истории. Гуманисты в то время стали активно изучать и переводить древние тексты, их работы повлияли на развитие науки, образования и культуры в Германии.