Роль средств массовой информации в политическом процессе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 3030 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 24.12.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Роль средств массовой информации в политических процессах мира
1.1 Роль средств массовой информации в политических процессах общества
1.2 Значение информационной политики
Глава 2. Роль средств массовой информации в политических процессах России
2.1 Особенности информационной политики России
2.2 Средства массовой информации и политические процессы в российском обществе
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

В результате телевизионное пространство оказывается очищено от репортажей и интерпретаций, неожиданных или неприятных для федеральной власти, — подобное может появиться разве что как побочный продукт внутриэлитной борьбы».
Если сравнивать современную ситуацию с советским режимом, то можно отметить свою особенность – сегодня власти не стремятся насаждать какую бы то ни было идеологию, они просто влияют на подачу информации в нужном ключе о тех событиях, которые важны для их системы принятия решений.
Ситуация с печатными средствами информации немного иная. Так, М. Липман пишет о том, что российские власти не рассматривают эту прессу как инструмент воздействия на общественное мнение, что связано с «отмиранием» культуры их чтения.
«Печатные СМИ, которые теоретически могли бы служить институтом, обеспечивающим общественный контроль и подотчетность государственной власти, в действительности этой цели не достигают и практически лишены влияния на политический процесс».
Липман пишет: «некоторые из российских газет представляют собой высококачественные издания, в них работают серьезные, профессиональные журналисты, способные даже в условиях закрытости власти добывать важную, политически значимую информацию. В сегодняшней России эта информация еще может быть опубликована, но не вызывает никакой реакции — у печатной прессы практически нет обратной связи ни с обществом, ни с властью».
Однако мы позволим себе не согласиться с такой точкой зрения. Если мы обратимся к анализу содержания ключевых журналов и газет, работающих на российском рынке, то станет очевидно, что их мнение не всегда объективно. Так, можно четко проследить тенденцию проправительственных и прозападных печатных СМИ.
В качестве примера данному тезису приведем анализ позиции некоторых российских газет на события в Беслане в 2004 году. Газеты «Коммерсант» и журнал «Newsweek» осудили реакцию российских властей и в частности В.В. Путина на произошедшую трагедию (что события в Беслане дали ему повод усилить свою власть, имеется в виду новая реформа по изменению порядка избрания на должность глав субъектов федерации). Газета «Российская газета», известная своей проправительственной точкой зрения, не представляла достаточную объективную информацию о том, сколько человек было взято в заложники, каково было количество террористов, кем они были и каковы были их требования.
Однако наличие таких изданий как «Коммерсант» и «Newsweek», во многом формирует отрицательный имидж России за рубежом.
Липман также отмечает факты проявления заинтересованности со стороны властей в печатной прессы. «Пространство СМИ, независимых от государства, постепенно сужается. Важным объектом стала газета «Известия», наиболее тиражное из нетаблоидных ежедневных изданий. Установление контроля осуществляется путем смены собственника - тем же способом, который ранее доказал свою эффективность применительно к общенациональным телеканалам. Если собственник вызывает сомнения в лояльности, ему велят продать принадлежащий ему медиаактив, который затем приобретает более надежный владелец. Редакционную политику не обязательно менять радикально и сразу, главное, чтобы можно было рассчитывать, что в нужное время - и, уж конечно, во время выборов - издание «не подведет» и обеспечит должное освещение важных для верховной власти сюжетов».
Такая тенденция действительно прослеживается в России и зачастую именно она определяет особенности участия средств массовой информации в политических процессах государства.


Заключение

Средства массовой информации в современном мире играют одно из ключевых значений. Их иногда даже называют «четвертой властью», так как именно в сфере политики нужны опосредованные формы общения, а именно печатные издания, радио, телевидение, Интернет.
Из всех средств массовой информации на первое место по силе своего влияния выходит аудиовизуальные СМИ, особенно телевидение.
СМИ выполняют целый комплекс функций в системе общества, среди которых можно выделить информационную, общественную, образовательная, социальная, контрольная, мобилизационная, инновационная, оперативная, формирования общественного мнения. Все эти функции рассматриваются во взаимодействии друг с другом.
Кроме жизненно важных функций СМИ могут использоваться с опасными для общества целями. Здесь речь идет, прежде всего, о проблеме политического манипулирования, когда с помощью того или иного вида средства массовой информации осуществляется манипулирование политическим сознанием и поведением населения.
Кроме того, следует отметить, что сегодня стремительно развиваются и широко используются информационно-коммуникационные технологии. ИКТ позволили говорить о вступлении человечества на совершенно иную ступень развития, которая стала результатом революции в области информатизации. Это привело в свою очередь к широкому использованию электронных СМИ, связанных с массовым распространением Интернета.
При анализе роли СМИ в политических процессах общества приобретает ключевое значение проведение государством информационной политики, которая является особой сферой деятельности людей и связана с воспроизводством и распространением информации, которая бы удовлетворяла интересы всех без исключения социальных групп, а также общественных институтов. Она должна учитывать такие вопросы, как средства массовой информации могут формировать идеологические, политические и другие мнения, оказывающие воздействие на все сферы жизни людей.
В России в настоящее время много внимание уделяется развитию Доктрины информационной безопасности, в которой уделяется важное место СМИ и их влиянию на общественное развитие.
Говоря о России и политических процессах в российском обществе, в первую очередь следует назвать проблему зависимой точки зрения журналистов, особенно это свойственно для телевидения, которое сегодня стало самым популярным средством информации у населения страны. Российские власти стараются контролировать те передачи, тематика которых важна для их дальнейшего принятия решений.
С печатными СМИ ситуация немного иная. М. Липман говорит об отмирании культуры читать газеты и журналы в России, однако мы можем четко отметить несвободу точек зрения ключевых изданий нашей страны. Данная ситуация будет усугубляться в связи с приближением президентских выборов.
Список использованных источников и литературы

Источники:

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm

Литература:

Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997. 198 с.
Волчинская Е.К. Интернет и право: состояние и перспективы правового регулирования // Официальный сайт журнала «Информационное право» // URL: http://www.infolaw.ru/lib/2005-1-internet-and-law
Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Под ред. Е.П. Тавокина. М., 2001. 82 с.
Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека 2004. 88 с.
Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения безопасности информационного общества // URL: http://www.iis.ru/events/19981130/streltsov.ru.html
Комиссаров С.С. Государственная информационная политика в условиях реформирования Российского общества. Автореф. дис. ... к.п.н. М., 1998. 21 с.
Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. 433 с.
Липман М. Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 291.
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003. С. 203.
Мур Н. Права и обязанности в информационном обществе. // Научные и технические библиотеки. 1999. №1. С. 15-23.
Нисневич Ю.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М., 1999. 176 с.
Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. М., 2002. С. 10-22.
Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. С. 4.
Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник МГУ. - Серия 12: Политические науки. 1995. №5. С. 65-73.
Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.,1998. 386 с.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2001. 603 с.
Тавокин Е.П. Системные основы государственной информационной политики. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. М., 2002. С. 46.
Технологии в политике и политическом управлении. / Под ред. Анохина М.Г., Комаровского В.С., Матвеенко Ю.И. М., 2000. 564 с.
Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 2003. С. 179.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
Шретмен К.А. Управление информацией в 90-е годы: концептуальные основы // Международный форум по информации и документации. 1993. №2. T. 18.
Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2000. 325 с.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования.: Очерки. М., 2002. С. 10-22; Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001.
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003.
Тавокин Е.П. Системные основы государственной информационной политики. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. М., 2002.
Липман М. Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 291.
Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 2003. С. 179.
Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник МГУ. - Серия 12: Политические науки. 1995. №5. С. 67.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 293.
Цит. по: там же. С. 294.
Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека 2004. С. 39.
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003. С. 123.
Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. С. 5.
Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003. С. 125.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
Цит. по: Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003. С. 124.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm
Липман М. Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Липман М. Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Там же.
Липман М. Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
Липман М. Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf




3

Список использованных источников и литературы

Источники:

1.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 28 сентября.
2.Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // URL: http://www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/2.htm

Литература:

3.Бачило И.Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., 1997. 198 с.
4.Волчинская Е.К. Интернет и право: состояние и перспективы правового регулирования // Официальный сайт журнала «Информационное право» // URL: http://www.infolaw.ru/lib/2005-1-internet-and-law
5.Государственная информационная политика: концепции и перспективы. Под ред. Е.П. Тавокина. М., 2001. 82 с.
6.Дичев Т. Теория адаптации и здоровья человека 2004. 88 с.
7.Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения безопасности информационного общества // URL: http://www.iis.ru/events/19981130/streltsov.ru.html
8.Комиссаров С.С. Государственная информационная политика в условиях реформирования Российского общества. Автореф. дис. ... к.п.н. М., 1998. 21 с.
9.Копылов В.А. Информационное право. М., 2002. 433 с.
10.Липман М. Свобода прессы в условиях управляемой демократии // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/briefings/brif1.pdf
11.Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 291.
12.Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003. С. 203.
13.Мур Н. Права и обязанности в информационном обществе. // Научные и технические библиотеки. 1999. №1. С. 15-23.
14.Нисневич Ю.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы. М., 1999. 176 с.
15.Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. М., 2002. С. 10-22.
16.Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2001. С. 4.
17.Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник МГУ. - Серия 12: Политические науки. 1995. №5. С. 65-73.
18.Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.,1998. 386 с.
19.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2001. 603 с.
20.Тавокин Е.П. Системные основы государственной информационной политики. Массовые информационные процессы в современной России: Очерки. М., 2002. С. 46.
21.Технологии в политике и политическом управлении. / Под ред. Анохина М.Г., Комаровского В.С., Матвеенко Ю.И. М., 2000. 564 с.
22.Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 2003. С. 179.
23.Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
24.Шретмен К.А. Управление информацией в 90-е годы: концептуальные основы // Международный форум по информации и документации. 1993. №2. T. 18.
25.Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2000. 325 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль средств массовой информации играет в политическом процессе?

Средства массовой информации играют важную роль в политическом процессе, поскольку они являются основным каналом передачи информации о политических событиях, действиях государственных органов и политических лидеров. Они не только информируют общественность, но и оказывают влияние на ее мнение и восприятие политики. Средства массовой информации могут формировать общественное мнение, создавать образы политических деятелей, критиковать или поддерживать определенную политику. Они также могут служить инструментом контроля за властью и движущей силой общественных протестов.

Какое значение имеет информационная политика в политическом процессе?

Информационная политика играет важную роль в политическом процессе, поскольку позволяет государству и политическим организациям контролировать поток информации, которая поступает к общественности. Государство может использовать информационную политику для поддержки своей политической агенды, формирования определенных образов и образования определенного мнения у населения. Информационная политика также важна для обеспечения свободы слова и доступа к информации в обществе, а также для защиты журналистской независимости и неприкосновенности средств массовой информации.

В чем особенности информационной политики России?

Особенности информационной политики России заключаются в том, что государство имеет значительное влияние на средства массовой информации. Существуют законы, которые ограничивают свободу слова и деятельность журналистов, а также контролируют информационный поток. Телевидение и газеты часто подчиняются политическим интересам власти, а противникам политического режима ограничивается доступ к СМИ. Это создает неравенство в информационном поле и ограничивает свободное общение и свободу выбора для населения.

Какую роль играют средства массовой информации в политическом процессе?

Средства массовой информации играют важную роль в политическом процессе, так как они являются основным каналом передачи информации о политических событиях и процессах общества. Они позволяют людям получать информацию о политических лидерах, их взглядах и программах, о решениях, которые принимаются в правительстве, и о важных событиях, происходящих в стране и в мире. Медиа также формируют общественное мнение и повлияние на политическое решение.

Какое значение имеет информационная политика в политическом процессе?

Информационная политика является важной составляющей политического процесса. Она включает в себя организацию и распространение информации о политических событиях, идеологии, принимаемых решениях и принципах правительства. Через информационную политику государство может контролировать и направлять общественное мнение, обеспечивая поддержку своих политических решений и формируя образ своих лидеров.

Какие особенности информационной политики присутствуют в России?

Информационная политика в России имеет свои особенности. В последние годы стало заметно усиление государственного контроля над средствами массовой информации, что ограничивает свободу слова и независимость журналистики. Российское правительство также активно использует средства массовой информации для пропаганды и распространения своей идеологии. Критическое мышление и свободные СМИ получают меньше возможностей для выражения своей позиции.

Какие роль средств массовой информации в политическом процессе в российском обществе?

Средства массовой информации играют важную роль в политическом процессе российского общества, но они ограничены в своей независимости и имеют ограничения на свободу слова. В то же время, они являются основным источником информации для большинства людей, делятся разнообразными точками зрения и помогают формировать общественное мнение. Однако, их влияние ограничено контролем и надзором со стороны правительства.

Какова роль средств массовой информации в политических процессах мира?

Средства массовой информации играют важную роль в политических процессах мира. Они являются основными источниками информации для общества, формируют общественное мнение, влияют на политические предпочтения граждан и оказывают влияние на принятие решений в политической сфере. СМИ активно освещают политические события и актуальные вопросы, осуществляют политическую агитацию и дезинформацию. Они также могут играть роль контроля над властью, проверять и раскрывать коррупцию и злоупотребления в политике. В целом, СМИ являются важным инструментом для формирования общественного мнения и влияния на политические процессы.