Социальное партнерство

  • 28 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 15.11.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1 Общая характеристика социального партнерства
1. Социальное партнерство: понятие, стороны, система и формы
2. Основные принципы социального партнерства
3. Органы социального партнерства
Глава 2 Коллективные договора и соглашения
1. Коллективный договор
2. Соглашения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, закреплённые в коллективном договоре иные меры дисциплинарного воздействия, выражающиеся в лишении работника дополнительных льгот и гарантий по сравнению с действующим законодательством, являются ничем иным, как, собственно, дисциплинарными взысканиями, а, следовательно, практику закрепления в коллективном договоре иных мер дисциплинарного воздействия нельзя признать законной, как противоречащей ст. 192 ТК РФ, а также целям и задачам коллективного договора, как правового акта, призванного защищать права и интересы работников.2. СоглашенияПомимо коллективных договоров, заключаемых на предприятии, в учреждении, организации, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соглашениями. Что представляют собой заключаемые между работниками и работодателями соглашения, что объединяет и отличает их от коллективных договоров?Порядок заключения, содержание, участники соглашений предусмотрены Законом РФ от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон). В соответствии со ст. 2 этого Закона под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, отрасли, профессии.К соглашениям применимы следующие положения Закона о: - принципах заключения коллективного договора; - процедуре работы комиссии по ведению коллективных переговоров; - соотношении договора с законодательством и трудовыми договорами (контрактами) работников; - порядке разрешения разногласий при коллективных переговорах; - процедуре работы комиссии для ведения коллективных переговоров; - представителях сторон и гарантиях их участия в коллективных переговорах; - регистрации коллективных договоров; - контроле и видах ответственности за невыполнение коллективного договора. При этом основным различием коллективных договоров и соглашений, независимо от их видов, закон называет более высокий уровень правовой регламентации социально-трудовых отношений между работниками и работодателями (например, соглашение регулирует эти отношения начиная от уровня района, города до федерального уровня, в то время как действие коллективного договора ограничено пределами предприятия, учреждения, организации). Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений: - генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000–2001 годы заключено 16 декабря 1999 года; - региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации; - отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей); - профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий; - территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования. Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть: - генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации; - отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ; - профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду; - регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ; - отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ; - территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления. Согласно ст. 20 Закона порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров. Эта же комиссия, созданная на паритетной основе представителями работников и работодателей, разрабатывает проект соглашения, который затем подписывается представителями сторон. Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, то представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключить соглашение от имени представляемых ими работников.Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 т. № 92-ФЗ. В состав комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения ее деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229. Содержание соглашения определяется сторонами и может состоять из положений (условий) по различным трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству: - об оплате, условиях и охране труда; - о механизме индексации оплаты труда и ее уровне исходя из выполнения показателей, установленных соглашением; - о компенсационных доплатах, минимальный размер которых установлен законодательством; - о содействии занятости и переобучении работников; - о мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; - о соблюдении интересов работников при приватизации предприятий; - о льготах работодателям при создании дополнительных рабочих мест для инвалидов и молодежи; - о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества; - об экологической безопасности и охране здоровья на производстве; - по другим трудовым и социально-экономическим вопросам.Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в нем. Срок действия соглашения не может превышать 3 лет. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников этого соглашения заключить его от их имени.Заключенные на федеральном уровне отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение или профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которых включены не менее чем 50% работников отрасли (отраслей) или профессии, могут распространить свое действие и на работодателей, не участвовавших в их заключении. Необходимыми условиями для этого закон устанавливает: направление министром труда РФ этим работодателям предложения о присоединении к соглашениям и отсутствие заявленного несогласия работодателей или соответствующих представителей работников с предложением в течение 30 дней с момента его получения.В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, для них действуют наиболее благоприятные условия соглашений.Подписанное сторонами соглашение с приложениями в 7-дневный срок направляется для уведомительной регистрации представителями работодателей — участниками соглашения: - заключенного на федеральном уровне — в Минтруд России; - заключенного на уровне субъектов РФ — в орган по труду субъекта РФ. Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется сторонами и их представителями, а также соответствующими органами по труду.ЗаключениеСпецифика российской модели социального партнерства обусловлена историческими условиями развития данного института в нашей стране. На особенности ее формирования оказали влияние следующие факторы: во-первых, наследие советских времен, а именно: неразвитость субъектного состава партнерских отношений, сильное участие государства, а не гражданского общества в становлении нового типа общественных отношений; во-вторых, интеграция зарубежного опыта построения системы партнерских взаимосвязей (однако при относительно небольшом количестве ратифицированных международно-правовых документов в указанной области); в-третьих, существующие значительные региональные особенности в практике становления и развития социального партнерства из-за значительной административно-территориальной протяженности РФ.Перспективы развития института участия работников в управлении определяются в расширении прав трудящихся по управлению предприятиями, принадлежащими неэффективным собственникам, работников - по управлению хозяйственными обществами, четкой регламентации вопросов обмена информацией между социальными партнерами. Правовому регулированию информирования работников уделяется недостаточно внимания. Содержание этого института, не слишком объемное сегодня, но объективно требующее расширения, превратит получение информации работниками в самостоятельную и одну из важнейших форм социального партнерства в сфере труда.Список литературы«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «О коллективных договорах и соглашениях»// «Ведомости СНД и ВС РФ», 23.04.1992, № 17, ст. 890;Гумерова Э.Ф. Проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений // Дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид, наук: Казань, 2005. РГБ, 2005;Даниленко В.М. Коллективный договор на современном этапе. Автореферат кандидатской диссертации - М., 1969. С. 9.; Даниленко В.М. Субъекты и стороны в коллективно-договорных правоотношениях. - Учёные записки ВНИИЗ. 1968. выпуск 12. С. 123.Иванов С. А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории - М., 1978. С.292, 293.Киселёв И.Я. Сравнительное трудовое право. Учебник. М, «Проспект». 2005; Комментарий постатейный к Трудовому кодексу Российской Федерации. / Ответственные редакторы Гладков Н.Г., Снигирева И.О. М., Профиздат. 2006. 1032 с; Костян И.А. Трудовые споры: судебный порядок рассмотрения трудовых дел. 2-е изд., доп. и перераб. М., МЦФЭР. 2006. Лях Г.И. Коллективный договор на предприятии - Минск, 1981. С. 37; Архипова Б.А. Коллективный договор на предприятии - М., 1975. С. 8; Александров Н.Г. Советское трудовое право - М., 1963. С. 149; Клёнов Е.А. Коллективный договор- М., 1977. С. 15, 16.Пашерстник А.Е. Коллективный договор - М., 1951. С.56; Советское трудовое право / Под ред. А.С. Пашкова- Л., 1966. С. 72; Снигирева И.О. О социальном партнёрстве // Новое в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях: практический комментарий. М., 1992.. С. 49.Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда :Становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации : автореф. дисс. д.ю.н. -М.,2004. -50 с.Швейцер А.Д. Коллективный договор в СССР - М.,1958. С. 5, 6.Щербаков, А. В. Эволюция института социального партнерства в России : историко-правовое исследование : автореф. Дисс. к.ю.н. - Мытищи, 2010. -25 с.

Список литературы
1.«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступаю-щими в силу с 01.01.2010)// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
2.Закон РФ от 11.03.1992 № 2490-1 (ред. от 29.06.2004) «О коллектив-ных договорах и соглашениях»// «Ведомости СНД и ВС РФ», 23.04.1992, № 17, ст. 890;
3.Гумерова Э.Ф. Проблемы коллективно-договорного регулирования трудовых отношений // Дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид, наук: Казань, 2005. РГБ, 2005;
4.Даниленко В.М. Коллективный договор на современном этапе. Ав-тореферат кандидатской диссертации - М., 1969. С. 9.; Даниленко В.М. Субъ-екты и стороны в коллективно-договорных правоотношениях. - Учёные за-писки ВНИИЗ. 1968. выпуск 12. С. 123.
5.Иванов С. А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории - М., 1978. С.292, 293.
6.Киселёв И.Я. Сравнительное трудовое право. Учебник. М, «Про-спект». 2005; Комментарий постатейный к Трудовому кодексу Российской Федерации. / Ответственные редакторы Гладков Н.Г., Снигирева И.О. М., Профиздат. 2006. 1032 с;
7.Костян И.А. Трудовые споры: судебный порядок рассмотрения тру-довых дел. 2-е изд., доп. и перераб. М., МЦФЭР. 2006.
8.Лях Г.И. Коллективный договор на предприятии - Минск, 1981. С. 37; Архипова Б.А. Коллективный договор на предприятии - М., 1975. С. 8; Александров Н.Г. Советское трудовое право - М., 1963. С. 149; Клёнов Е.А. Коллективный договор- М., 1977. С. 15, 16.
9.Пашерстник А.Е. Коллективный договор - М., 1951. С.56; Советское трудовое право / Под ред. А.С. Пашкова- Л., 1966. С. 72;
10.Снигирева И.О. О социальном партнёрстве // Новое в законодатель-стве о коллективных договорах и соглашениях: практический комментарий. М., 1992.. С. 49.
11.Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда :Становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации : автореф. дисс. д.ю.н. -М.,2004. -50 с.
12.Швейцер А.Д. Коллективный договор в СССР - М.,1958. С. 5, 6.
13.Щербаков, А. В. Эволюция института социального партнерства в России : историко-правовое исследование : автореф. Дисс. к.ю.н. - Мытищи, 2010. -25 с.


Узнать стоимость работы