Условия, договоры и торговые обычаи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Право
  • 38 38 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 01.05.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Порядок определения условий договоров
2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок поставки
3. Определения качества товара
4. Торговые обычаи
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Как же использовать договор для содействия улучшению качества?
Важно прежде всего определять в договоре конкретные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что неосновательно ориентирует ГК РФ. Следует до закупки выяснять, какие недостатки наиболее часто встречаются в соответствующих товарах, и включать в договоры условие о недопустимости таких дефектов. Нужно консультироваться у своих специалистов (мастеров, товароведов), проводить опросы потребителей о том, какие пожелания у них имеются к улучшению качества товара, затем включать их в договоры в виде требований к продавцам о качестве.
Договор надлежит использовать для последовательного, поэтапного улучшения качественных показателей. Наиболее пригодны для этого долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматриваться более высокие пороги качества. Вместе с тем даже в годовых договорах при систематических связях можно каждый раз вводить дополнительные требования к качеству товара, предусматривать улучшение тех или иных характеристик. Подвижки с качеством начнутся тогда, когда в миллионах договоров появятся подобные условия.
Закон предусматривает, что поставщик удостоверяет качество товара соответствующим документом. Документы о качестве высылаются вместе с товаром, если иное не установлено договором. Вид документа и его содержание определяются стандартом на конкретный товар. Если в стандарте эти вопросы не решены, то вид и содержание документа, а также порядок его представления определяются договором.
Документы о качестве могут быть различными, практика выработала множество их видов. Таковы удостоверение о качестве, паспорт, технический паспорт, ярлык качества и др. Роль этого документа возросла. Статья 464 ГК РФ установила, что если документы, относящиеся к товару, не переданы в установленный срок, то покупатель вправе отказаться от товара. Поэтому в договоре должны определяться содержание и порядок высылки такого документа, т. е. какие сведения о товаре в нем указывать, в каком количестве представлять: один экземпляр на партию товара или на каждое изделие, высылать ли его вместе с товаром или отдельно от него.
Высылка документа, с необходимой полнотой удостоверяющего качество товара, крайне важна для проверки товара покупателем, определения надлежащей цены, оперативной передачи в производство или в розничную продажу.
В договорах предусматриваются также требования к маркировке товаров и тары. В отличие от товарного знака, обозначающего принадлежность товара определенному изготовителю, маркировка содержит сведения, необходимые пользователю. Это данные о виде изделия, его назначении, количестве, порядке применения, мерах предосторожности при пользовании, дате изготовления.

4. Торговые обычаи

Торговые обычаи (англ. rules, франц. usages, немецк. Usancen) — правила и приемы торговли различными товарами, молчаливо принятые к исполнению среди известных категорий торгующих. Чем более разнообразна и развита торговля, тем сильнее в ней влияние обычая, быстро приспособляющегося к изменчивым условиям жизни, чего не в состоянии достигнуть ни одно законодательство; чем первобытнее в стране торговые сношения, тем, наоборот, меньше в ней торговых обычаев, которые, притом, обыкновенно не собираются и не записываются (не говоря уже о более или менее правильной их кодификации), а существуют только в своей первичной стадии — в умах и сознании торгового люда.
Наибольшее значение торговому обычаю придается, поэтому, в Англии и Голландии, где, при торговых спорах, не делается существенного различия между обычаями и законом, и где суды, при рассмотрении торговых дел, применяют торговые обычаи всего торгующего мира.
Весьма распространены торговые обычаи и в США, где множество торговых дел и отношений всецело регулируется только ими. Затем, по значению обычая в торговле, идут Германия, Австрия и Бельгия. Во Франции, стране правительственного вмешательства, с малоразвитой биржевой торговлей, влияние торгового обычного права значительно слабее. То же следует сказать о России и других, более мелких государствах (исключая, впрочем, Данию).
Одно лишь румынское право совершенно не знает торговых обычаев, как дополнения закона. Русское законодательство признает силу за торговым обычаем в качестве не только дополнения, но иногда и замены общих законоположений.
В наших законах не предусмотрены такие распространенные виды торговых сделок, как, например, коммерческая купля-продажа, экспедиция товаров, уплата железнодорожного фракта, страхование товаров, выдача авансов, обращение чеков; нет также никаких указаний, определяющих закономерность недавно появившихся у нас онкольных счетов, реверсных сделок и других современных биржевых комбинаций.
О торговых обычаях упоминают как Устав судопроизводства торговли (напр. ст. 154, 352 и др.), так и Устав гражданского судопроизводства, особенно для прибалтийских (ст. 18 и 19 приложения к ст. 1805) и привислянских губерний (ст. 1486).
Проект нового гражданского уложения также отводит подобающее место торговому обычаю, например, в вопросах о дополнении договора, о расчете покупной цены по весу проданного товара, о комиссионном вознаграждении.
Знание торговых обычаев (так называемых в законе "правил по коммерции") признается в Уставе торговом обязательным для многих должностных лиц биржи, являющейся собирательницею и хранительницею торговых правил: биржевых маклеров, корабельных маклеров, диспашеров, браковщиков и т. д., а также всех вообще корабельщиков и, наконец, консулов.
Торговые обычаи существуют в каждой отрасли торговли, но особенно видное место они занимают в крупной оптовой, главным образом — международной купле-продаже. Не на всех биржах они собираются, записываются и издаются для всеобщего сведения; у нас они, в форме "постановлений", "правил", "оснований", скрыты пока в недрах биржевых канцелярий.
Несколько большую гласность среди торгующих приобретают так называемые "договоры" или соглашения между собою наиболее крупных торговых фирм с целью упорядочения какой-либо одной отрасли торговли.
Так как подобные договоры обыкновенно заключаются самыми влиятельными местными фирмами, то им поневоле приходится следовать и остальным, более мелким торговцам теми же товарами в данном районе. Дальнейшей ступенью в выяснении и кодификации торговых обычаев представляются рукописные сборники торговых правил местного рынка; такой сборник, касающийся обычаев местной хлебной торговли, существует, например, на Нижегородской бирже. За границей, где обычаи торговли стали давно записываться, существовали раньше сборники так называемые "паремий", т. е. поговорок и выражений, в которых ясно признавалось существование известного юридического положения, как результата фактически сложившихся торговых отношений.
Высшую форму таких сборников составляют за границей своды местных торговых обычаев, служащие главным основанием для решения споров по торговле в третейских и арбитражных судах. У нас более или менее полные своды торговых обычаев существуют только у прибалтийских бирж — рижской (самый ранний печатный сборник, 1783 г.), ревельской, либавской и перновской.
Появлению таких сводов внутри империи препятствуют невысокая, в общем, культурность нашего торгующего класса, изолированность отдельных бирж друг от друга, привычка к чрезмерному соблюдению "торговой тайны", поддерживаемая законом, и, наконец, излишнее вмешательство администрации, требующей своды обычаев на просмотр и утверждающей их иногда лишь по истечении нескольких лет, когда некоторые из обычаев уже заменены другими.
Каждый новый факт в сфере торгово-промышленного оборота неизбежно отражается на изменении торгового обычая: появление новых путей и способов передвижения товаров, тарифные и таможенные нововведения — все это влияет на те или иные стороны торговых сделок и, следовательно, может порождать новые приемы и правила торговли. Торговые обычаи оказываются, однако, замечательно устойчивыми. Так, например, в щетинной торговле С.-Петербурга установился обычай рассчитываться за товар на ассигнации; появившись еще при Канкрине, этот обычай пережил серебряную валюту и дожил до золотой, немало не изменившись.
Вообще, чем старее какая-либо отрасль торговли, тем скорее можно натолкнуться в ней на пережитки прошлого, особенно если они касаются способов определения количества (веса или меры) товаров. Только с большим трудом и особенною медленностью прививается в международной торговле метрическая система, несмотря на свою ясность и простоту — и наоборот, зачастую фигурируют старые меры и вес, давно уже оставленные даже на местах своего происхождения. Для примера можно указать на лесную торговлю наших портов, не только более старых (прибалтийских), но и сравнительно молодых (вроде Одессы, Херсона и др.): многие сорта лесного товара измеряются до сих пор по старофранцузской, старогамбургской и староамстердамской мерам.
Иногда в торговле господствует не одна мера товаров, а несколько различных способов измерения, принятых в главных пунктах и распространившихся оттуда, но другим местам; в лесной торговле существуют, например, два стандарта для измерения досок, заключающие в себе различное количество кубических футов этого товара. Такая условность торговых приемов — одна из ярких особенностей обычного торгового права. Здесь, с одной стороны, играет роль убеждение торгующих в полной осведомленности и тонком знании дела со стороны контрагентов (без такой осведомленности немыслимо разобраться в возникающих сложных расчетах), с другой — необходимость сообразоваться с трудно иногда предвидимыми условиями (например, урожаем хлебов, качеством снятого льняного волокна и пр.) и вводить, в зависимости от них, известные изменения в текущие цены товара.
Не выходя из области той же лесной торговли, можно указать, как на пример условности при определении качества товара, на правила так наз. "редукции" клепки, продающейся или на копу (60 шт.), или на милле (1000 шт.), причем существуют два способа расценки этого товара — мемельский и французский. При обоих способах принимаются в расчет червоточины, суки, пояса, гниль, оболонь и другие недостатки; при этом теряется всякая определенность в расценке товара, от чего нередко страдают малоопытные продавцы. Также условен способ продажи круглого леса "по дурхшнитту", т. е. по среднему размеру длины всех бревен в партии. Особенною условностью торговые обычаи отличаются в вопросе об определении фрахта за разного рода нагружаемые на суда товары. В одних местах (Рига) за единицу фрахта принимается стоимость его за тонну льна или пеньки 1-го и 2-го сорта, и к нему приравниваются различные количества других товаров (тонна воска брутто, 3000 заячьих шкур, 60 штук парусины и т. п.); в других (Либава) в основание расчета фрахта полагается действительно нагруженный ласт, заключающий разное количество весовых или иных единиц для различных товаров (брутто 150 пд. меди, 135 пд. ржи, 100 пд. коровьего масла; нетто — 120 пд. соли, 10 бочек сельдей, 144 ведра спирта, 80 куб. фт. мерных товаров и пр.).
Подобная сложность и запутанность вычислений вызывает издание справочных таблиц о способах измерения, о различных единицах фрахта и т. п. приемах торговли, принятых на основании местных торговых обычаев. Таковы, например, таблицы для редукции клепки (Зарецкого, 1898), гамбургская таблица измерения веса хлебов, рижские таблицы для исчисления фрахта. Подобные таблицы, хотя и не часто, но пересматриваются и переиздаются компетентными учреждениями; например, вышеупомянутая гамбургская таблица была пересмотрена в 1899 г. местной правительственной комиссией мер и весов, что внесло на первое время большое замешательство в торговлю гамбургского порта.
На русских биржах и вообще в русской торговле обычаи касаются следующих сделок:
покупки и продажи ценных бумаг, золота, серебра, таможенных купонов и переводных векселей (тратт);
покупки и продажи товаров;
посреднических дел;
морской перевозки товаров;
морского страхования;
бодмереи, покупки, доставки и постройки судов;
контокоррента;

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
В любом договоре можно выделить два вида условии: подразумеваемые и вырабатываемые сторонами. Подразумеваемые условия входят в договор из закона, иных нормативных актов, а также из судебной практики и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия обычно не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся обязательными для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными всегда являются относящиеся к данному виду договоров императивные положения закона и иных нормативных актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали свою формулировку соответствующего условия. Сторонам приходится учитывать также обычаи делового оборота и судебную практику, касающуюся определения отдельных условий обязательств.
Для торговых договоров, как и для любых других, существенным является условие о предмете. В российском законодательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено в ст. 455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара.
Помимо обычаев, имеющих нормативно-правовой характер и применяющихся так же, как и любая другая норма права, в доктрине и практике выделяются еще так называемые обыкновения (торговые обычаи или обычаи делового оборота), играющие особенно большую роль при регулировании отношений сторон по торговым сделкам. Пункт 1 ст. 5 ГК России определяет обычаи делового оборота как "сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Как указывается в п. 3 ст. 28 Закона РФ о международном коммерческом арбитраже 1993 г., "во всех случаях третейский суд принимает решения в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке".
В настоящее время по сравнению с другими источниками права обычаи делового оборота и торговые обычаи играют вспомогательную роль и применяются в большинстве своем в тех случаях, когда в национальном законе или международном договоре вообще отсутствует соответствующее предписание или оно недостаточно полно.

Список литературы

Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций – М.: Юстицинформ, 2006г.
Брагина Л.А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело. Учебник ГрифМО РФ. Изд-во Инфра-М, 2006г.
Булатецкий Ю.Е. Торговое право, Высшая школа, Изд-во МЦФЭР, 2004г.
Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций – М.: МНЭМП, 2005г.
Гражданское и торговое право зарубежных государств. М, - Изд-во Международные отношения, 2005г.
Захарьина А.В. Договоры предприятий торговли. Составление, заключение, исполнение. Изд-во Омега-Л, 2008г.
Каминка А.И. Очерки торгового права. Изд-во «ЗЕРЦАЛО-М», 2007г.
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М.: «Статут», 2004г.
Лазарева Т. Международное торговое право: Расчеты по контрактам. Учебное пособие. Изд-во Юстицинформ, 2005г.
Малышев Н.И. Избранные труды по конкурсному процессу и иным институтам торгового права, М.:, 2007г.
Международное торговое право. Учебное пособие под ред. Попондопуло В.Ф., Изд-во Омега-Л, 2005г.
Сашков А.А. Гражданское право России. Обязательное право. Курс лекций. Изд-во Юристъ, 2004г.
Удинцев В.А. Избранные труды по торговому и гражданскому праву. Изд-во ЮрИнфоР, 2004г.
Ханьярова С.К. Коммерческое право. Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009г.
Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. В 2-х томах. Том 1. Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским. Изд-во «Статут», 2005г.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Том 2. Изд-во «Статут», 2004г.

Сашков А.А. Гражданское право России. Обязательное право. Курс лекций. Изд-во Юристъ, 2004г.
Каминка А.И. Очерки торгового права. Изд-во «ЗЕРЦАЛО-М», 2007г.
Булатецкий Ю.Е. Торговое право, Высшая школа, Изд-во МЦФЭР, 2004г.
Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
Брагина Л.А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело. Учебник ГрифМО РФ. Изд-во Инфра-М, 2006г.
Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
Захарьина А.В. Договоры предприятий торговли. Составление, заключение, исполнение. Изд-во Омега-Л, 2008г.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Том 2. Изд-во «Статут», 2004г.
Удинцев В.А. Избранные труды по торговому и гражданскому праву. Изд-во ЮрИнфоР, 2004г.
Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций – М.: МНЭМП, 2005г.
Сашков А.А. Гражданское право России. Обязательное право. Курс лекций. Изд-во Юристъ, 2004г.
Малышев Н.И. Избранные труды по конкурсному процессу и иным институтам торгового права, М.:, 2007г.
Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций – М.: Юстицинформ, 2006г.
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М.: «Статут», 2004г.
Ханьярова С.К. Коммерческое право. Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009г.
Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. В 2-х томах. Том 1. Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским. Изд-во «Статут», 2005г.
Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций – М.: Юстицинформ, 2006г.
Каминка А.И. Очерки торгового права. Изд-во «ЗЕРЦАЛО-М», 2007г.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Том 2. Изд-во «Статут», 2004г.
Ханьярова С.К. Коммерческое право. Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009г.
Сашков А.А. Гражданское право России. Обязательное право. Курс лекций. Изд-во Юристъ, 2004г.
Малышев Н.И. Избранные труды по конкурсному процессу и иным институтам торгового права, М.:, 2007г.
Сашков А.А. Гражданское право России. Обязательное право. Курс лекций. Изд-во Юристъ, 2004г.
Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций – М.: Юстицинформ, 2006г.
Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций – М.: МНЭМП, 2005г.
Гражданское и торговое право зарубежных государств. М, - Изд-во Международные отношения, 2005г.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Том 2. Изд-во «Статут», 2004г.
Лазарева Т. Международное торговое право: Расчеты по контрактам. Учебное пособие. Изд-во Юстицинформ, 2005г.
Международное торговое право. Учебное пособие под ред. Попондопуло В.Ф., Изд-во Омега-Л, 2005г.
Удинцев В.А. Избранные труды по торговому и гражданскому праву. Изд-во ЮрИнфоР, 2004г.
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М.: «Статут», 2004г.









2

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации - Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.
2.Беляева О.А. Коммерческое право России. Курс лекций – М.: Юсти-цинформ, 2006г.
3.Брагина Л.А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело. Учебник ГрифМО РФ. Изд-во Инфра-М, 2006г.
4.Булатецкий Ю.Е. Торговое право, Высшая школа, Изд-во МЦФЭР, 2004г.
5.Голышев В.Г. Коммерческое право: Конспект лекций – М.: МНЭМП, 2005г.
6.Гражданское и торговое право зарубежных государств. М, - Изд-во Международные отношения, 2005г.
7.Захарьина А.В. Договоры предприятий торговли. Составление, заключение, исполнение. Изд-во Омега-Л, 2008г.
8.Каминка А.И. Очерки торгового права. Изд-во «ЗЕРЦАЛО-М», 2007г.
9.Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М.: «Статут», 2004г.
10.Лазарева Т. Международное торговое право: Расчеты по контрактам. Учебное пособие. Изд-во Юстицинформ, 2005г.
11.Малышев Н.И. Избранные труды по конкурсному процессу и иным институтам торгового права, М.:, 2007г.
12.Международное торговое право. Учебное пособие под ред. Попондопуло В.Ф., Изд-во Омега-Л, 2005г.
13.Сашков А.А. Гражданское право России. Обязательное право. Курс лекций. Изд-во Юристъ, 2004г.
14.Удинцев В.А. Избранные труды по торговому и гражданскому праву. Изд-во ЮрИнфоР, 2004г.
15.Ханьярова С.К. Коммерческое право. Учебный курс. Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009г.
16.Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву. В 2-х томах. Том 1. Учебник торгового права. К вопросу о слиянии торгового права с гражданским. Изд-во «Статут», 2005г.
17.Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Том 2. Изд-во «Статут», 2004г.

Вопрос-ответ:

Какие условия определяются в договоре?

В договоре определяются условия поставки, ассортимент товара, сроки и порядок поставки, а также определения качества товара.

Что следует определить в договоре для улучшения качества товара?

В договоре следует определить конкретные показатели качества товара, чтобы не оставлять их неурегулированными и не основываться на общих положениях Гражданского кодекса РФ.

Какие проблемы стоит выяснить перед закупкой товара?

Перед закупкой товара следует выяснить, какие недостатки наиболее часто встречаются, чтобы предотвратить возможные проблемы с качеством товара.

Какие торговые обычаи следует учитывать в договоре?

В договоре следует учитывать торговые обычаи, принятые в данной отрасли, чтобы обеспечить правильное исполнение договорных обязательств.

Как использовать договор для содействия улучшению качества товара?

Для содействия улучшению качества товара следует указывать в договоре конкретные требования к качеству товара и предусматривать меры ответственности за его ненадлежащее качество.

Как определить условия договора?

Определение условий договора происходит в соответствии с требованиями законодательства и обычаями делового оборота. В договоре должны быть прописаны такие параметры, как предмет договора, ассортимент товара, сроки и порядок поставки.

Что входит в предмет договора?

Предметом договора является товар, который обязуется поставить одна сторона другой стороне. В договоре должны быть указаны все существенные характеристики товара, такие как вес, размеры, цвет и т.д.

Как определяются качество и характеристики товара?

Качество и характеристики товара должны быть описаны в договоре. Важно учесть, что требования к качеству товара могут быть установлены законодательством, стандартами или договором между сторонами. Также имеют большое значение торговые обычаи и стандарты качества, установленные в отрасли, в которой осуществляются поставки.