Юридическая характеристика Указа 9 ноября 1906

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 2121 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 25.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Необходимость принятия Указа 9 ноября 1906 г.
1.1. Предпосылки реформирования аграрного сектора в России и роль Столыпина
1.2. Проблема принятия Указа 1906 г
2. Юридический анализ Указа 1906 г.
2.1. Основные положения Указа 1906 г
2.2. Сущность переселенческой политики
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Во-первых, увеличилась на 10,5 млн. десятин площадь посевов за счет освоения целины в Сибири и Казахстане. Во-вторых, возрос общий валовой сбор зерна: пшеницы на 12%, ржи - на 7,4%, овса - на 6,6% как за счет расширения посевных площадей, так и роста урожайности. Но увеличение сбора зерна было не таким уж значительным и было использовано не на рост животноводства (“перегон зерна и кормов на мясо и масло”), что является показателем интенсивности сельского хозяйства, а на увеличение экспорта зерна за рубеж, в том числе и за счет сокращения внутреннего потребления. По расчету на 100 жителей населения число скота уменьшилось из-за нехватки кормов.
Однако эти положительные сдвиги нельзя связывать только со столыпинской реформой. Серьезнейшую роль сыграла отмена выкупных платежей, которые составляли 89 млн. рублей золотом в год, почти половина той суммы, которую выручали за экспорт хлеба. Немалую роль сыграли и удачные погодные условия, обусловившие хорошие урожаи в 1909 и 1910 гг. Однако вслед за этим последовал тяжелый неурожай 1911 г., поразивший более 20 губерний. Десятки миллионов крестьян были вновь обречены на муки голода. Характерно: больнее всего неурожай ударил по тем губерниям, где наиболее активно насаждались хутора и отруба, показав тем самым, что община оказалась более устойчива по отношению к стихийным бедствиям и иным чрезвычайным ситуациям.
В целом столыпинская реформа не дала тех результатов, на которые надеялось правительство.
Во-первых, неурожай 1911 г. показал, что реформа не создала устойчивой тенденции к росту сельскохозяйственной продукции, во-вторых, реформа не решила главный вопрос: не устранила крестьянское малоземелье и аграрное перенаселение.
Хотя часть крестьян и переселилась за Урал, а часть, продав землю, ушла в города, но, во-первых, до полумиллиона из них вернулись обратно, а, во-вторых, численность крестьянского населения за счет рождаемости росла примерно на 2% в год, что вело к дальнейшему дроблению крестьянских дворов, а, следовательно, и крестьянских наделов. (10;108)
Так и не удалось создать слой богатых фермеров-собственников земли, которые вели бы хозяйство по-капиталистически, с применением наемного труда, такой слой, чтобы он мог стать прочной социальной опорой царского режима. Хотя применение машин в сельском хозяйстве увеличилось, все же серьезных сдвигов в улучшении агротехники на селе добиться не удалось. Ведь по-прежнему почти половина пахотных земель принадлежала помещикам, значительная часть из которых сдавала землю крестьянам в аренду на кабальных условиях. И крестьяне ее обрабатывали своим инвентарем в порядке отработки арендных платежей. Более того, как уже говорилось, в ходе реформы и часть крестьянских надельных земель перешла к новым землепользователям-рантье, которые также сдавали землю крестьянам в аренду. Иными словами, площадь арендованных земель, обрабатывавшихся крестьянским инвентарем, увеличивалась, что отнюдь не способствовало распространению прогрессивной агротехники. Увеличение арендных платежей, общая сумма которых к 1917 г. вместе с расходами на покупку земель дошла до 700 млн. рублей в год, тяжелым прессом ложилось на крестьянство.
Столыпину не удалось ликвидировать крестьянскую общину. Как уже говорилось, из общины несмотря на административный нажим вышло не более 1/6 части крестьянских семей. Причем наибольшая их часть вышла в 1908-1909 гг. В дальнейшем этот процесс постепенно затухает. Кроме того, переселившиеся в Сибирь крестьяне стали вновь объединяться в общины. Что же обусловило устойчивость общины? Некоторые историки объясняют это консервативностью крестьянства. Частично это так. Но главная причина в другом. Община давала крестьянам чувство определенной социальной защищенности: окажись крестьянская семья в критическом положении, община (мир) не даст ей погибнуть. Особенно это было важно в условиях России, где большая часть сельскохозяйственных угодий находится в зоне рискованного земледелия. Нельзя не учитывать и жесткости российского климата, из-за чего затраты на обеспечение жизнедеятельности общества и ведение сельского хозяйства значительно выше, чем на Западе. Российское крестьянство на своем историческом опыте убедилось, что противостоять силам природы путем коллективных усилий легче. Поэтому у него выработался своеобразный общинный (коллективистский) менталитет, отличный от менталитета крестьянства на Западе. Наконец, община содержала определенную сельскую инфраструктуру (сельские школы, богадельни для престарелых, ссудно-кредитные товарищества, ремонт дорог, мостов местного значения и т.д.). В рамках общины развивались крестьянские кооперативные общества по совместному использованию сельскохозяйственной техники (жаток, молотилок, сепараторов и т.д.), сбытовые, закупочные, овощеводческие и иные сообщества. Характерно, что большую часть земель, выставленных на продажу, покупали сельские общины. Так, частные лица купили за 1913 г. 3,67 млн. десятин, а крестьянские кооперативы и сообщества - свыше 10 млн. десятин (8;79).
Заключение

Указ 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянам выходить из общины в любое время и становиться собственниками земли. Община обязывалась выделить в собственность выходившим из нее крестьянам ту землю (усадебную, полевую и пр.), которая находилась в их постоянном пользовании после последнего передела. Если количество этой земли превышало положенную дворохозяину долю при следующем переделе, он выплачивал обществу стоимость земельного излишка. При этом крестьяне сохраняли за собой право пользования в неизменной доле сенокосными, лесными и другими угодьями, которые подлежали переделу на особых основаниях, а также непеределяемыми угодьями: мирской усадебной землей, выгонами, пастбищами и пр. При отказе общины или промедлении в принятии решения (более месячного срока по подаче заявления) выдел мог осуществляться принудительно под руководством земского начальника или другого должностного лица в местах, где их не было.
Крестьяне и их правопреемники получили при этом право свободного отчуждения надельной земли (общим крепостным порядком), в том числе продажи и залога ее в банках или частным лицам. Но, предусмотрев свободу наследования земли, законодатель в целях предотвращения ее дробления ввел ограничение:
1) По кругу лиц, призываемых к наследованию. При передаче земли по наследству запрещалось делить ее дальше установленного предела, за которым земельные участки считались неделимыми. Неделимая часть участка переходила к преимущественному наследнику (как правило, он определялся по старшинству возраста, сначала в мужской, а затем в женской линии).
2) Требовалось также совместное его проживание с наследодателем. Преимущественный наследник обязан был вознаградить остальных наследников за их наследственные доли.
Составной частью реформы стало также переселение крестьян в Сибирь. Крестьянам были переданы для освоения огромные массивы
Столыпинская реформа не решила аграрную проблему в стране. Наоборот, она ее обострила. Сохранение в стране крупного помещичьего землевладения с его полуфеодальными методами эксплуатации, новые финансовые тяготы для крестьян в виде расходов на покупку земли и арендные платежи, обезземеливание значительной массы крестьян и превращение их в батраков существенно способствовало приближению революции в России.


















Список литературы

Алешкин А. Политик, которому нужна была великая Россия. О государственной деятельности П.А.Столыпина. // Парламентская газета 2004. – 24 сентября. С. 6
Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб.: Лань, 1999
Бородин А.П. Государственный Совет и Указ 9 ноября 1906 г. // Отечественная история 1994. - № 2. С. 74-89
Власть и реформы: от самодержавной к советской России. – СПб, 1996
Гимельфарб Ф. Столыпинский указ. К 100- летию аграрной реформы России. // Европа – экспресс 2006. – 20 ноября
Гурвич В. Один и вся Россия. О государственной деятельности П.А. Столыпина. // Российская газета 2002. – 12 апреля. С.26
Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. – М., 1996
История отечественного государства и права России. // Под ред. С.А. Чибиряева. – М., 1998
История отечественного государства и права. // Под ред. О.И. Читсякова. – М., 2005
Крыжановский С.Е. Заметки русского консерватора. (О Столыпине). // Вопросы истории 1997. - № 4. С. 107-118
Коржихина Т.П. История российской государственности. – М.. 1995
Леонтович В.В. История либерализма в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991
Мамонтов А.Г. Расследование преступлений в российском судопроизводстве в первой половине XIX в. – М.: МУ МВД, 2003
Столыпин П.А.. // История государства Российского. Жизнеописания ХХ в.// Сост. С.Н.Синегубов и другие. – М.: Кн. Палата, 1999. – С. 82-97












21

1.Алешкин А. Политик, которому нужна была великая Россия. О государственной деятельности П.А.Столыпина. // Парламентская газета 2004. – 24 сентября. С. 6
2.Беляев И.Д. История русского законодательства. – СПб.: Лань, 1999
3.Бородин А.П. Государственный Совет и Указ 9 ноября 1906 г. // Отечественная история 1994. - № 2. С. 74-89
4.Власть и реформы: от самодержавной к советской России. – СПб, 1996
5.Гимельфарб Ф. Столыпинский указ. К 100- летию аграрной реформы России. // Европа – экспресс 2006. – 20 ноября
6.Гурвич В. Один и вся Россия. О государственной деятельности П.А. Столыпина. // Российская газета 2002. – 12 апреля. С.26
7.Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. – М., 1996
8.История отечественного государства и права России. // Под ред. С.А. Чибиряева. – М., 1998
9.История отечественного государства и права. // Под ред. О.И. Читсякова. – М., 2005
10.Крыжановский С.Е. Заметки русского консерватора. (О Столыпине). // Вопросы истории 1997. - № 4. С. 107-118
11.Коржихина Т.П. История российской государственности. – М.. 1995
12.Леонтович В.В. История либерализма в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991
13.Мамонтов А.Г. Расследование преступлений в российском судопроизводстве в первой половине XIX в. – М.: МУ МВД, 2003
14.Столыпин П.А.. // История государства Российского. Жизнеописания ХХ в.// Сост. С.Н.Синегубов и другие. – М.: Кн. Палата, 1999. – С. 82-97

Вопрос-ответ:

Что такое Указ 9 ноября 1906 года?

Указ 9 ноября 1906 года - это законодательный акт, принятый в Российской империи, который ввел переселение крестьян на свободные земли в Сибири и Казахстане.

Какова была необходимость принятия Указа 9 ноября 1906 года?

Необходимость принятия Указа 9 ноября 1906 года вызвана проблемами и нестабильностью в аграрном секторе России, в том числе высокой концентрацией земли в руках дворянства. Указ предусматривал переселение крестьян на пустые земли в Сибири и Казахстане, чтобы улучшить ситуацию в аграрном секторе и стимулировать развитие территорий.

Какие были предпосылки реформирования аграрного сектора в России и какую роль сыграл Столыпин?

Предпосылками реформирования аграрного сектора в России были существующие проблемы в землепользовании, концентрация земли в руках дворянства и отставание в развитии сельского хозяйства. Столыпин, являясь премьер-министром Российской империи, играл ключевую роль в проведении реформ. Он поддерживал инициативы по переселению крестьян на свободные земли и содействовал их освоению и развитию.

Какая была проблема, с которой столкнулся Указ 9 ноября 1906 года?

Проблемой, с которой столкнулся Указ 9 ноября 1906 года, была необходимость организовать массовое переселение крестьян на пустые земли в Сибири и Казахстане. Это требовало значительных материальных и организационных затрат, а также решения множества организационных и правовых вопросов.

Какие основные положения содержались в Указе 9 ноября 1906 года?

Основные положения Указа 9 ноября 1906 года включали в себя установление порядка переселения крестьян на свободные земли, предоставление им там земельных наделов и привилегий, а также создание специальных органов для организации и контроля процесса переселения.

Что такое Указ 9 ноября 1906 года?

Указ 9 ноября 1906 года - это правовой акт, принятый в России столыпинской реформаторской администрацией, направленный на реформирование аграрного сектора страны.

Какая была необходимость принятия Указа 9 ноября 1906 года?

Необходимость принятия Указа 9 ноября 1906 года обусловлена проблемами в аграрном секторе России, такими как низкая эффективность земледелия, нерациональное использование земельных ресурсов и отсталость крестьянского хозяйства. Указ был разработан для улучшения сельскохозяйственной деятельности и увеличения продуктивности земли.

Какие предпосылки привели к реформированию аграрного сектора в России, а также какую роль сыграл Столыпин?

Реформирование аграрного сектора было необходимо из-за экономической отсталости России и низкой производительности земледелия. Александр Столыпин, реформаторский политик, играл важную роль в этом процессе. Он внедрил ряд мер, включая земельную реформу, цель которой была стимулировать крестьянство к более эффективному использованию земли и повышению уровня жизни.

Почему Указ 9 ноября 1906 года вызвал проблему?

Указ 9 ноября 1906 года вызвал проблему, так как в нем содержались контроверзные положения, включая обязательность облигационного насилия по отношению к крестьянам, которые могли быть выселены с их земли в случае нарушения обязательств. Это вызвало недовольство и социальные конфликты.

Какие основные положения содержал Указ 9 ноября 1906 года?

Основные положения Указа 9 ноября 1906 года включали в себя: обязательность крестьянских обязательств, возможность выселения с земли и передачи ее в частную собственность, а также предоставление крестьянам возможности выкупить земельные участки. Это были ключевые меры для реформирования аграрного сектора и стимулирования развития крестьянского хозяйства.