Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Концепция "естественного права" Т. Гоббса

  • 20 страниц
  • 8 источников
  • Добавлена 18.12.2008
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО УЧЕНИЯ Т.ГОББСА И ЕГО ИСТОКИ
2. ПОНЯТИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ
3. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В условиях же государства они становятся антиобщественным правом произвола. Правда, предваряя веления кантовского категорического императива, Гоббс формулирует целый ряд «правил разума», именуемых им естественными законами, в которых ясно проглядываются основные начала нового, буржуазного этико-правового сознания.Они требуют разграничения своего и чужого, личной свободы и безопасности, соблюдения договоров, равенства вступающих в соглашение сторон, эквивалентности и возмездности взаимных услуг, беспристрастности и независимости судей, соразмерности наказания тяжести преступления, отвергают обратную силу карательного закона и т. п. Но Гоббс не путал их с законами в юридическом смысле. Выражая разумную и моральную природу человека, естественные законы действуют как тенденции, обязывают лишь внутренне, и только приказания государственной власти придают им повелительные свойства права. «При различиях, имеющихся между отдельными людьми, только приказания государства могут установить, что есть беспристрастие, справедливость и добродетель и сделать все эти правила поведения обязательными, а также только государство может установить наказание за их нарушение и поэтому такие приказания являются гражданскими законами. Поэтому во всех государствах мира естественный закон есть часть гражданского закона». Не естественные законы, таким образом, корригируют гражданские законы, как утверждалось естественно-правовой теорией, а наоборот, государство корригирует естественные законы.Одним из первых среди мыслителей нового времени Гоббс начинает отличать право от морали, на что в свое время обратили внимание основоположники марксизма. Новый подход к понятию юридического закона имел научное значение, содержал в себе зародыш подхода к правовым явлениям под углом зрения общественных отношений. «Если признавать силу базисом права, как это делают Гоббс и т. д., то право, закон, и т. д. — только симптом, выражение других отношений, на которых покоится государственная власть». Правда, сам философ не раскрыл реальной основы правовых феноменов. Он стоял на позициях юридического мировоззрения, согласно которому не материальная жизнь является базисом государственно-правовых учреждений, а наоборот, государство и право творят общественные отношения.«Каждый от природы ищет собственного блага» (I, 313), однако те же естественные силы, а именно «страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием» (II, 98), подталкивают людей к тому, чтобы достигнуть мира, а тем самым – ибо это непременное условие мира – вынуждают к справедливости (I, 313). Естественное состояние лишено справедливости, однако оно не лишено естественных законов – т.е. предписаний разума, которыми «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к существованию, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни» (II, 98). Тем самым, естественные законы есть не нормативные явления, относящиеся к сфере непреложно должного, но правила разума, вытекающие из здравых соображений и являющиеся как предписаниями, так и предметом стремлений человека. Они, как и вообще все выводы разума, не достаются сами собой, но требуют определенных условий и усилий со стороны самого человека, которые, однако, вполне посильны каждому:«…Надежда, страх, гнев, честолюбие, корыстолюбие, тщеславие и прочие душевные аффекты мешают каждому познать законы природы до тех пор, пока эти страсти господствуют в его душе. Но нет такого человека, душа которого когда-нибудь наконец не успокаивалась. А это и есть самое удобное время для познания (закона) любым человеком, сколь бы необразован и темен он ни был» (I, 315).Приведенное суждение заимствовано из трактата «О гражданине». В «Левиафане», вышедшем спустя девять лет после опубликования первого сочинения, Гоббс, не отказываясь от критерия очевидности и общей принципиальной доступности естественных законов, высказывается куда более скептично о возможности для большинства людей познать их:«…Хотя неписаный естественный закон легко доступен пониманию тех, кто беспрестанно пользуется своим естественным разумом, и потому этот закон не допускает никакого оправдания для его нарушителей, однако так как имеется очень мало людей или, может быть, даже нет никого, кто в некоторых случаях не был бы ослеплен себялюбием или другой страстью, то естественный закон стал теперь самым темным из всех законов и потому больше всего нуждается в способных толкователях» (II, 213 – 214).Как бы то ни было, руководствуясь своим разумом, человек может вывести естественные законы, из которых два являются основными. Первый гласит:«Всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущества на войне» (II, 99).Из этого следует, во-первых, что следует искать мира и стремиться к нему; во-вторых – право защищать себя любыми (всеми возможными) средствами.Второй закон, вытекающий из самой природы разума, формулируется следующим образом:«В случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (II, 99).Иными словами, здесь на основании теорий естественного права и общественного договора формулируется т.н. «золотое правило» морали, причем, учитывая негативную формулировку свободы, данное правило должно также приобрести негативную форму: quod tibi fieri non vis, alteri ne faceris, т.е. «не делай другому того, чего себе не желаешь». Далее Гоббс формулирует еще семнадцать законов естественного права (законы справедливости, благодарности, взаимной уступчивости, беспристрастности и т.д.), указывая, что к ним могли быть добавлены еще иные, направленные против всяких стремлений, ведущих «к гибели отдельных людей» (II, 121), однако считает такую подробность излишней, поскольку эти законы носят либо излишне ситуативный характер, либо самоочевидны для всякого.Важным является уточнение Гоббса, касающееся силы естественных законов – они «обязывают желать их осуществления, но они не всегда обязывают… к проведению их в жизнь. Ибо тот, кто был бы скромен и мягок и выполнял бы все свои обещания в такое время и в таком месте, когда и где никто другой этого не делает, лишь отдал бы себя на разграбление другим и уготовил бы себе первую гибель, что идет вразрез с основами всех естественных законов, требующих сохранения жизни» (II, 122). Иными словами, в естественном состоянии основное положение естественного права – свобода делать все для сохранения своей собственной жизни – препятствует соблюдению иных естественных законов, «обязывающих совесть» (II, 122), но остающихся неэффективными без надежной гарантии их соблюдения. Тем самым в большинстве случаев в естественном состоянии большинство естественных законов обречены оставаться бездействующими, поскольку их применение оказывается приостановленным в силу второй части первого естественного закона, дающего право «использовать любые средства, дающие преимущества на войне» (II, 99).ЗаключениеВ результате проделанной работы была рассмотрена концепция «естественного права» Томаса Гоббса.По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле "состояние войны всех против всех ". В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение ,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении .Это взаимное самоограничение и называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства ,по убеждению Гоббса ,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу. Список литературыГоббс Т. Соч.: В 2 т. Т. 2. - М.: Инфра-М, 1991. Коников И. А. Материализм Спинозы. - М.: Дело, 1971. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 2004. Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: Юнити, 2000.Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: Социальная философия. – М.: Юристъ, 2002.Лешкевич Т.Г. Философия общества: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002.Шаповалов В.Ф. Основы социальной философии. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гоббс Т. Соч.: В 2 т. Т. 2. - М.: Инфра-М, 1991.
2.Коников И. А. Материализм Спинозы. - М.: Дело, 1971.
3.Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. - М., 2004.
4.Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: Юнити, 2000.
5.Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 2: Социальная философия. – М.: Юристъ, 2002.
6.Лешкевич Т.Г. Философия общества: традиции и новации. - М.:ПРИОР, 2002.
7.Шаповалов В.Ф. Основы социальной философии. – М.: ТД “ГРАНД”, 2002.
8.Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. – М.: Инфра-М, 2001.

Узнать стоимость работы