Николаевская Россия в работах советских историков. Царствование Николая I

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 2121 страница
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.02.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Биография Николая I
2. Николаевская Россия в работах советских историков
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

В записке поэту Николай I написал: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Жуковский, привезший это письмо Государя, писал потом, что Пушкин просил его: «Скажи Государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастия в его сыне, что я желаю ему счастия в его России». Друзьям Пушкин перед смертью признавался: «Жаль, что умираю: весь его был бы», – имея ввиду Царя. Государь заплатил все долги Пушкина и взял на себя материальную заботу о многочисленной семье поэта.
Николай I обладал не только крепким здоровьем, но и нравственно крепким здравым смыслом. Он считал, что здоровое общество следует строить в строгой гармонии сословий по модели патриархальной семьи, где каждый имеет свое назначение, младшие члены семейства беспрекословно подчиняются старшим и за все отвечает глава семьи - отец, с которым он отождествлял Самодержца. Иерархическим оформлением этого идеала стала знаменитая уваровская триада, три священных начала Российского государства: Православие–Самодержавие–Народность - эта триада позже стала знаменем русских народных сил в сопротивлении революции. Как ни "проста" она кажется тем, кто не особенно чтит эти основополагающие ценности, – она представляет собой их верную иерархию, значимую также и в наши дни (что легло в основу воссоздания в 2005 году Союза Русского Народа). Свое самодержавное правление Государь Николай Павлович ощущал как исполнение долга Помазанника перед Богом, как обязанность вести народ вместе с Церковью к спасению в Царстве Божием. В своем служении Богу он видел и смысл жизни: «Я смотрю на человеческую жизнь только как на службу, так как каждый служит». В личной жизни и сам Император подавал пример благочестия, чему удивлялись непривычные к Православию иностранцы. Так, прусский посол в Англии Бунзен писал о посещении русским Императором храма в Берлине в 1844 году: «В посольской церкви шла обедня и читались молитвы с коленопреклонением. Император остался у входа и, сделав знак, чтобы никто не вставал, сам опустился на колени...». Бунзен поражался: «В каждом вершке виден в нем Император». Именно глубокая религиозность Государя с самого начала царствования побуждала его разрешить и больной вопрос о крепостном праве. Он создал 11 секретных комитетов по этому вопросу, однако в итоге пришел к такому выводу, что нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом, еще более гибельным. Поэтому, полностью подготовив почву для отмены крепостного права, он ограничился умеренной реформой графа П.Д. Киселева, оставив окончательное решение проблемы своему сыну Императору Александру II. Оказывая покровительство и защиту христианским народам Кавказа и Балкан, Государь Николай I значительно расширил территорию России после войн с Персией (1826-1828) и Турцией (1828-1829). В 1829 г. генерал Дибич взял Андрианополь, а граф Паскевич - Карс и Эрзерум, была провозглашена независимость Греции и автономия Сербии, Молдавии и Валахии. Западные державы всячески стремились воспрепятствовать этому усилению России. По их интригам в 1830 г. началось восстание в Польше, которое хотя и было подавлено этими же генералами, но ослабило результаты Русско-турецкой войны. В 1833 г. Россия заключила с Турцией Ункяр-Искелесийский договор, по которому Турция обязывалась закрывать по требованию России черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы) для иностранных военных судов (договор отменен в 1841 г.). В 1848 г. только вмешательство Русской армии предотвратило победу организованной еврейскими банкирами цепи прогрессивных революций в Европе и гибель Австро-Венгерской монархии, за что Царь Николай I получил от революционеров кличку жандарм Европы. Этот презрительный ярлык был в сущности почетным признанием мировой закулисой того факта, что Россия – удерживающий (в смысле слов апостола Павла), препятствующий распространению мировой тайны беззакония. Это очень проницательно выразил тогда Ф.И. Тютчев, хорошо знавший Европу по своей долгой дипломатической службе там. Он говорил, что давно уже в Европе существуют только две действительные силы – революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой. От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой когда-либо мир был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества. Точно так же в царствование Государя Николая I удерживающую роль России как своего главного врага осознали основоположники марксизма. Им было ясно, что революция имеет только одного действительно страшного врага – Россию. Роль России – роль предназначенного свыше спасителя порядка. В те годы Маркс писал в "Новой Рейнской газете" (органе "Союза коммунистов"), что Россия стала колоссом, не перестающим вызывать удивление. Россия – это единственное в своем роде явление в истории: страшно могущество этой огромной Империи... в мировом масштабе. В России, у этого деспотического правительства, у этой варварской расы, имеется такая энергия и активность, которых тщетно было бы искать у монархий более старых государств. Славянские варвары – природные контрреволюционеры, особенные враги демократии. Марксу вторил Энгельс, что необходима безжалостная борьба не на жизнь, а на смерть с изменническим, предательским по отношению к революции славянством... истребительная война и безудержный террор. Кровавой местью отплатит славянским варварам всеобщая война. Да, ближайшая всемирная война сотрет с лица земли не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы, – и это также будет прогрессом. Для подготовки внутреннего оружия в такой войне против удерживающей России еврейский Финансовый Интернационал именно в царствование Государя Николая I создал разрушительное коммунистическое движение, финансируя подготовку "Манифеста коммунистической партии" Маркса-Энгельса (1848). И на внешнем фронте мировая закулиса собирала воедино все антирусские силы. Очередной (после нашествия Наполеона) репетицией Мировой войны апостасийно-христианских демократий против православной России, на этот раз уже в союзе с мусульманской Турцией, стала Крымская война (1853–1856). После первых блестящих побед русского оружия (разгром турецкого флота адмиралом П.С. Нахимовым при Синопе) европейские христианские державы напали на жандарма Европы. Был атакован не только Крым, но и российские укрепления в Балтийском море (Аланские острова и финское побережье), в Белом море (Соловецкий монастырь и Архангельск), Петропавловск-Камчатский, а на Кавказе в спину русским ударили горские отряды Шамиля – союзника Турции и Англии. У России не оказалось союзников - предала даже спасенная русской армией австрийская монархия, и германская тоже. Несмотря на героическую оборону пал Севастополь, война завершилась поражением России. (Об этой войне мы пишем подробнее в другом месте календаря.) Император Николай Павлович скончался еще в ходе войны от воспаления легких, осложненного гриппом. По его требованию, врач дал клятвенное обещание не скрывать признаки приближающейся смерти, известие о которой Государь воспринял спокойно, приказал отправить прощальные телеграммы в оборонявшийся Севастополь и Москву, пригласил сына-наследника для последнего напутствия: «Держи всё, держи всё», гренадеров и слуг своих (с каждым попрощался лично), затем духовника для исповеди и приобщения Святых таин. Удерживающий Император Николай I отошел ко Господу 18 февраля 1855 г., с улыбкой, торжествуя над приблизившейся смертию, и с молитвой: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».




Заключение
В данной работе было проведено рассмотрение николаевской России в работах советских историков.
По словам одного из современников, лично знавшего Николая Павловича, он поразительным образом совмещал в себе качества противоположные: рыцарство и вероломство, храбрость и трусость, ум и недомыслие, великодушие и злопамятность. Он был верующий, но отличался жестокостью. Другим бросалось в глаза сочетание в нем суровости и даже жестокости с сострадательностью и великодушием.
Царь Николай I получил от революционеров кличку жандарм Европы. Этот презрительный ярлык был в сущности почетным признанием мировой закулисой того факта, что Россия – удерживающий (в смысле слов апостола Павла), препятствующий распространению мировой тайны беззакония.
Это очень проницательно выразил тогда Ф.И. Тютчев, хорошо знавший Европу по своей долгой дипломатической службе там. Он говорил, что давно уже в Европе существуют только две действительные силы – революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой и, быть может, завтра они вступят в борьбу. Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой. Точно так же в царствование Государя Николая I удерживающую роль России как своего главного врага осознали основоположники марксизма. Для подготовки внутреннего оружия в такой войне против удерживающей России еврейский Финансовый Интернационал именно в царствование Государя Николая I создал разрушительное коммунистическое движение, финансируя подготовку "Манифеста коммунистической партии" Маркса-Энгельса (1848). И на внешнем фронте мировая закулиса собирала воедино все антирусские силы. Очередной (после нашествия Наполеона) репетицией Мировой войны апостасийно-христианских демократий против православной России, на этот раз уже в союзе с мусульманской Турцией, стала Крымская война (1853–1856).
Список использованной литературы

Выскочков Л.В. Николай I. М.: Молодая гвардия, 2006. – 693с.
Капустина Т.А. Николай I. СПб: Инфра-М, 2003. – 457с.
Тальберг Н.Д. Человек вполне русский. М.: Юнити, 2005.-345с.
Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. Николай Первый. М.: Юнити-Дана, 2005. -780с.
Шильдер Н.К. Император Николай I, его жизнь и царствование. М., 2006. – 418с.


Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. Николай Первый. М.: Юнити-Дана, 2005. -401с.

Шильдер Н. К. Император Николай I, его жизнь и царствование. М., 2006. – 211с.

Капустина Т.А. Николай I. СПб: Инфра-М, 2003. – 198 с.













2

1.Выскочков Л.В. Николай I. М.: Молодая гвардия, 2006. – 693с.
2.Капустина Т.А. Николай I. СПб: Инфра-М, 2003. – 457с.
3.Тальберг Н.Д. Человек вполне русский. М.: Юнити, 2005.-345с.
4.Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. Николай Первый. М.: Юнити-Дана, 2005. -780с.
5.Шильдер Н.К. Император Николай I, его жизнь и царствование. М., 2006. – 418с

Вопрос-ответ:

Какие сведения о жизни и царствовании Николая I есть в биографии?

Биография Николая I содержит информацию о его жизни, родителях, детстве, образовании, браке, политической и военной деятельности, а также о характерных чертах его личности.

Каким образом историки изучают времена Николая I?

Советские историки изучали времена Николая I, используя различные источники материалов, такие как архивные документы, свидетельства очевидцев, письма и дневники, а также работы других историков и литературы того времени.

Какую роль играл Николай I в истории России?

Николай I играл важную роль в истории России, он был императором, который правил страной в период усиления абсолютизма, проведения реформ и военных конфликтов, таких как Крымская война и Польское восстание. Он также оказывал влияние на развитие экономики, образования, культуры и искусства в России.

Какая была реакция Пушкина на письмо Николая I?

Пушкин просил Жуковского передать Государю свое прощение и последний совет умереть христианином. Он не беспокоился о своей жене и детях, так как Николай I взял их на свои руки. Таким образом, реакция Пушкина на письмо императора была смиренной и благосклонной.

Какие работы советских историков могут быть посвящены Николаевской России?

Советские историки могли публиковать работы о различных аспектах периода царствования Николая I, таких как политическая история, социальная и экономическая история, культурная история, военная история и др. Эти работы могли содержать анализ политических реформ, внешней политики, военных конфликтов, социальных неравенств, проблем образования и т.д.

Какие сведения из биографии Николая I были включены в его записку поэту?

В записке поэту Николай I упомянул, что, если Бог запрещает им встречаться на земле, он прощает поэта и советует умереть как христианин. Николай I также обещал взять на себя заботу о жене и детях поэта.

Как журналисты и историки оценивают царствование Николая I в Николаевской России?

Оценки царствования Николая I в Николаевской России отличаются. Некоторые историки считают его эпохой консерватизма и репрессий, другие признают его заслуги в укреплении государства и развитии экономики.

Что Николай I думал о смерти и о послании для поэта Пушкина?

В своей записке Николай I утверждал, что если им не предстоит встретиться на земле, он прощает поэта и советует умереть как христианин. Это говорит о его религиозных убеждениях и отношении к смерти.

Как поэт Жуковский описал записку Николая I для Пушкина?

Жуковский, который передал записку Пушкину, отметил, что сам Пушкин попросил его передать государю свои пожелания о долгом царствовании. Здесь мы видим проявление уважения и поддержки со стороны Пушкина к Николаю I.