Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психологическая помощь пострадавшим от насилия в семье

  • 88 страниц
  • 90 источников
  • Добавлена 01.05.2009
1 650 руб. 5 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Глава 1. Теоретические основы психологической помощи пострадавшим от насилия в семье
1.1. Психологические теории насилия в семье
1.2. Основные направления изучения причин насилия в семье
1.3. Динамика форм семейного насилия
1.4. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия и посттравматическом стрессе
1.5. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей пострадавших от насилия в семье
2.1. Организация и методы эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Практические рекомендации по психологической помощи пострадавшим от насилия в семье
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления

Им менее свойственна креативность как ценность в отличии от женщин из экспериментальной группы (p<0,05).
Как показала диагностика ценностных ориентации, женщины, пострадавшие от насилия в семье, выделяют как важные для себя ценности саморазвития, как в профессиональном, так и в личностном плане. Однако они не находят возможности удовлетворения данных потребностей в семейной жизни, возможно вследствие низкого статуса в семье, неравноправного положения. Что сказывается на их гендерной идентичности, приводя к рассогласованию “Я-реального’ и “Я-идеального”, снижает способность самопринятия. С их точки зрения, женщина не должна обладать социальной смелостью и быть ориентирована на достижения. Таким образом, женщины, подвергшиеся насилию в семье, в меньшей степени склонны к самореализации в семье. Возможно, этому мешают страхи и противоречивые чувства по отношению к субъекту насилия. Также у них ниже показатели социального престижа, которые отражают стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других. Можно предположить, что женщины, пережившие насилие в семье, считая себя жертвой, не расчитывают на уважение и признание окружающих. Таким образом особую важность приобретает психологическое сопровождение женщин, пострадавших от насилия в семье.
2.3. Практические рекомендации по психологической помощи пострадавшим от насилия в семье

Психологическое сопровождение понимается как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности. Сопровождение рассматривают как системную интегративную технологию социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа — социально-психологический патронаж (Г. Бардиер, М. Битянова, А. Волосников, А. Деркач, Л. Митина).
Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна. [56]
Наиболее эффективной формой психологического сопровождения жертв насилия является групповая работа. Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. В процессе реабилитации им рекомендуется предлагать следующие установки:
Насилие ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах не может быть приемлемым в интимных и семейных отношениях.
Насилие — это социальная проблема. Женщина, подвергающаяся насилию, потенциально способна позаботиться о себе и своих детях, опираясь на общественную поддержку. Ответственность за насилие лежит на агрессоре, но не на человеке, испытавшем насилие.
Люди, испытавшие семейное насилие, нуждаются в поддержке и информации для самостоятельного принятия решений. Специалист, пытающийся «спасти» такого человека, решить за него проблемы, лишь усугубляет его чувство вины и беспомощности.
При проведении групповых форм работы обязанность психотерапевта, в первую очередь, обеспечить взаимоуважение, уверенность, доверие и уравновешенность членов группы, а также предоставить возможность для того, чтобы рассмотреть проблему насилия более подробно. Необходимо не просто обсуждать значимые события, факты, но и говорить о чувствах, переживаниях в прошлом и настоящем, обсуждать конкретные планы действия. В процессе работы необходимо:
обеспечивать связанность высказываний. Важно спрашивать мнение участниц об услышанном, объединять одно высказывание с другим, резюмировать. В этом случае появляется ощущение целостности группового процесса;
использовать прием «зеркало», то есть отражает сказанное той или иной участницей, перефразируя и уточняя;
направлять ход мыслей членов группы в соответствии с базовой установкой, целью, переориентируя ход дискуссии. У ведущей два «заказчика» — это каждый член группы в отдельности и группа в целом;
стимулировать группу, предлагая вопросы «как?», а не «почему?». Вопрос о решении проблемы ведущая переадресует группе.
При групповой работе обсуждаются следующие основные темы:
насилие в семье (циклы насилия и влияние насилия на женщину и детей);
самозащита и план действий;
самооценка;
отношения между людьми, созависимость;
сексуальная зависимость;
родительская семья, проблемы родительской семьи.
Каждая женщина знает, что все присутствующие в группе имеют схожий травматический опыт. Задачей ведущей является создание как можно более безопасного пространства. Это несложно, если все женщины проходили предварительные консультации и испытывают доверие к кризисному центру и его сотрудницам. Кризисный центр часто является для них тем местом, где они чувствуют себя более безопасно, чем в реальной обыденной жизни. Поэтому при создании подобных групп целесообразна предварительная работа: очное консультирование, психотерапия, встречи с юристами.
Для эффективности психологического сопровождения жертв насилия необходимо соблюдать определенные организационные и психологические условия, включающие в себя организацию пространства и времени консультирования. Помещение консультаций должно быть звукоизолированным и достаточно просторным для выполнения предусмотренных техник. Консультативные беседы организуются с периодичностью не реже одного раза в неделю. Причем для эмоционально неуравновешенных клиентов рекомендуется назначать две-три сессии в неделю. По мере психологического продвижения в работе с клиентом частота встреч уменьшается до одной в неделю. Длительность сеттинга обычно составляет один час. Первая встреча нередко длительнее, до полутора-двух часов.
Психологические условия консультирования включают объективную и субъективную готовность клиента к решению проблем в сотрудничестве с консультантом и готовность консультанта оказать помощь, а также создать особые отношения с клиентом. Готовность клиента к консультированию включает соответствующую мотивацию, доверие к специалисту и достаточно развитое самосознание, необходимое для планируемых форм сопровождения. Готовность консультанта к работе проявляется в безусловном принятии клиента, готовности к личному изменению и умению входить в специальное состояние, роль, а также выходить из нее по окончании сессии. Если клиент вызывает антипатию либо другие неподходящие или сильные чувства, следует либо изменить свое отношение с помощью глубокой проработки, либо найти для него другого специалиста.
Рассмотрим методы, которые могут использовать в психологическом сопровождении женщин, пережившим насилие в семье.
Женщины не всегда готовы к обсуждению и работе в когнитивном стиле, в некоторых случаях, работая с женщинами, пострадавшими от различных форм внутрисемейного насилия, более эффективными методами является включение в арт-терапевтические группы.
Арт-терапия. Травматический опыт не всегда поддается словесному описанию. Изобразительное творчество облегчает доступ к подавленным в результате травмы чувствам, восстанавливает самоуважение и дарит положительные эмоции. На занятиях необходимо помочь женщинам выразить свои чувства и принять их, так как многие считают неприемлемым выражать свой гнев.
В изобразительной деятельности часто выплескиваются агрессивные тенденции, что прерывает новый цикл насилия. Основными задачами арт-терапевтической группы являются усиление позиции женщин, работа с чувством вины, страха, гнева, повышение самооценки, поиск ресурсов для восстановления физического и психического здоровья, работа с будущим. [13]
Каждый цикл занятий имеет свою логику, связанную с особенностями индивидуальной травмы и в зависимости от групповой динамики.
Занятия целесообразно вести в течение пяти-семи недель по три часа в неделю, о чем сообщается группе в начале занятий. По желанию можно продолжить работу в следующем цикле арт-терапевтических занятий.
Уместны упражнения в начале тренинговых занятий на групповую сплоченность, где участницы группы на одном большом листе бумаги все вместе рисуют свои представления, например о безопасности.
При работе со страхами женщины графически рисуют пирамиду страхов, которые расположены по степени возрастания, и каждому страху присваивается свой цвет. У многих женщин в группе появились одинаковые страхи — это страхи, связанные с собственной безопасностью и безопасностью детей, страх нищеты, страх одиночества. Многие указывали на страх общения с другими мужчинами.
Следующим этапом является поиск внешних ресурсов, связанных с людьми, которые могут оказать поддержку женщине, подвергшейся домашнему насилию. В этом блоке возможна работа с представлением женщин об идеальной женщине, матери, идеальном мужчине, об идеальных отношениях, семье, любви и других мифологемах.
Цикл занятий завершают упражнения на видение будущего, построение «линии жизни», обсуждение перспектив, построение планов. Предлагается упражнение, связанное с изображением прошлого, настоящего, будущего, указанием направления дальнейшего движения. Особую роль играет обсуждение возможных трудностей в ближайшем будущем.
Драмотерапия. К эффективным методам групповой работы с женщинами — жертвами насилия могут быть отнесены: группы драмотерапии, изготовление миниатюр-масок, изобразительная деятельность. Метод драмотерапии предполагает разыгрывание драматических сценок с целью отреагирования и трансформации негативного эмоционального опыта. В работе с женщинами, пережившими насилие, этот метод доказал свою эффективность. Одним из приемов работы является драматическое изображение каких-либо предметов, существ, явлений природы с параллельным рассказом о переживаемых чувствах, возникающих мыслях, ассоциациях. Важно, чтобы образ был предложен самим клиентом, в качестве метафоры своего состояния. В отличие от других подходов, в которых также используется проигрывание метафоры собственного состояния (психодрама, гештальт-терапия и др.), драмотерапия предполагает театрализацию экспрессивного акта клиента. Разыгрываемая сценка в некотором смысле представляет собой драматическое искусство. [36]
Механизм психотерапевтического воздействия драмотерапии, таким образом, основан на достижении душевного катарсиса через творческое самовыражение.
Поведенческий подход. Поведенческий подход редко используется самостоятельно в практике психологического сопровождения жертв насилия. Однако он широко применяется в соединении с другими подходами для закрепления желаемого поведения клиента. Методы поведенческого подхода основываются на фундаментальных основах учения, открытых И. П. Павловым, Дж. Уотсоном и Б. Скиннером . Основными бихевиоральными техниками являются систематическая десенсибилизация, релаксация, подкрепление желаемого поведения и подавление проблемного поведения, предъявление модели желательного поведения и систематическое повторение поведенческих навыков. [55]
При систематической десенсибилизации ранжируются ситуации, вызывающие страх, напряжение. Клиент осваивает технику релаксации и, находясь в расслабленном состоянии, шаг за шагом приближается ко все более трудным ситуациям. Между отдельными шагами клиент должен осуществлять релаксацию. Расслабление антагонистично напряжению и снижает страх.
Одним из самых распространенных методов релаксации является (прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона. Методика заключается в поэтапном напряжении групп мышц с последующим их расслаблением. Техника основана на физиологической закономерности естественной смены напряжения расслаблением после физических нагрузок. Для релаксации широко используются также музыка, визуализации и самовнушение.
Техника формирования поведения, основанная на поощрении и наказании, учитывает величину, значимость для клиента, время, последовательность и систематичность подкрепления. Подкрепление может носить как материальный, так и моральный, психологический характер.
Тренинг уверенного поведения и самозащиты, который проводится при завершении психологического сопровождения, основывается на предъявлении модели желательного поведения и систематическом повторении навыков коммуникации вплоть до их закрепления. Методический прием «расскажи — покажи — сделай» предполагает, что ведущий тренинга объяснит смысл конструктивного реагирования на грубость и насилие, продемонстрирует его в игровой ситуации и предложит участникам повторить подобное поведение. Для снижения напряжения в группе создается непринужденная атмосфера с помощью разминочных игр и дискуссий. Применение бихевиоральных методик становится более эффективным, если клиент вовлекается в определение целей совместной работы и постепенно берет на себя контроль за использование этих техник.
Заключение

Семейной насилие – серьезная социальная проблема, решение которой зависит во многом и от особенностей методов и технологий оказания своевременной помощи пострадавшим от домашнего насилия, и от включения данной проблемы в повестку дня социальной политики государства. Несмотря на возрастающий уровень осведомленности о проблеме семейного насилия в обществе в целом и на уровне государственного управления, последствия этой серьезной социальной проблемы все еще остаются не вполне осознанными. Несмотря на частое использование термина “домашнее насилие”, пока не существует единого определения, выработанного и согласованного всеми исследователями. Семейное насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к свои близким с целью обретения над ними власти и контроля. Существует физическое, психологическое и сексуальное насилие в отношении женщин и детей. Подавляющее большинство обидчиков - мужчины. Объясняется это неравенством между мужчинами и женщинами в обществе, которое существует уже на протяжении многих веков. Несмотря на существующие традиционные властные структуры в обществе, насилие в отношении женщин должно рассматриваться как попытка установления власти и контроля на индивидуальном уровне.
Чаще всего насилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотя многие случаи домашнего насилия можно рассматривать как серьезные и повторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейные конфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое время последствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезных психологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств и социальная изоляция. Насилие всегда оказывает влияние на детей пострадавших женщин, даже если они являются не объектами насилия, а его свидетелями.
В группе женщин, подвергшихся насилию в семье, основным видом насилия являлось психологическое (эмоциональное и вербальное), второе место занимало физическое насилие, третье - экономическое, четвертое – сексуальное. В целом насилие против женщины со стороны мужчины, связанного с ней брачными или сексуально-бытовыми отношениями составляет более половины выборки. Почти половина женщин, попавших в эту категорию, является молодыми (от 20 до 30 лет) и имеют детей. В качестве других субъектов насилия (в порядке убывания) оказываются: родители, взрослые дети, родственники мужа.
Как показала диагностика ценностных ориентации, женщины, пострадавшие от насилия в семье, выделяют как важные для себя ценности саморазвития, как в профессиональном, так и в личностном плане. Однако они не находят возможности удовлетворения данных потребностей в семейной жизни, возможно вследствие низкого статуса в семье, неравноправного положения. Что сказывается на их гендерной идентичности, приводя к рассогласованию “Я-реального’ и “Я-идеального”, снижает способность самопринятия. С их точки зрения, женщина не должна обладать социальной смелостью и быть ориентирована на достижения. Таким образом, женщины, подвергшиеся насилию в семье, в меньшей степени склонны к самореализации в семье. Возможно, этому мешают страхи и противоречивые чувства по отношению к субъекту насилия. Также у них ниже показатели социального престижа, которые отражают стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других. Можно предположить, что женщины, пережившие насилие в семье, считая себя жертвой, не расчитывают на уважение и признание окружающих. Таким образом особую важность приобретает психологическое сопровождение женщин, пострадавших от насилия в семье.

В работе предложены практические рекомендации по психологической помощи пострадавшим от насилия в семье. Групповые психотерапевтические технологии для женщин, подвергающихся насилию, направлены на оказание психологической помощи через групповую поддержку и выявление позитивных личностных ресурсов. При групповой работе обсуждаются следующие основные темы: насилие в семье (циклы насилия и влияние насилия на женщину и детей); самозащита и план действий; самооценка; отношения между людьми, созависимость; сексуальная зависимость; родительская семья, проблемы родительской семьи. В работе могут использоваться методы арт-терапии, драмотериапии, поведенческой терапии, тренинг уверенного поведения и самозащиты. Консультативные беседы организуются с периодичностью не реже одного раза в неделю.
Цель работы достигнута, результаты позволяют подтвердить гипотезу.
Список литературы


Алексеева Л.С. Методики адресного социального патроната. М., 2001.
Алексеева Л.С. Социально-психологические аспекты семейного насилия // Гендерный подход к проблеме насилия: исследовательские стратегии и роль образовательных программ / Ред. коллег.: Беляева Г.Ф. и др. - М.: Макс Пресс, 2002. - С.10-13.
Алексеева Л.С. Социальная гостиница – структурное подразделение Центра социальной помощи семье и детям: Методические рекомендации по организации деятельности. М., 2002.
Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания». М., 2000.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: [Практ. пособие]. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 203 с.
Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Антонова Ю.А. Домашнее насилие в отношении женщин: законодательный опыт России и США // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново. 15-16 сентября 2000 г. - Иваново: Издат. центр «Юнона», 2000. - Часть II. Социология, политология, юриспруденция, экономика. - С.153-159.
Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005 - 431 с.
Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. - М.-СПб. 1997.
Бойченко Л.Д. Гендерное насилие: причины и следствие. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - 200 с.
Бойченко Л.Д. Кризисные центры как новые социальные технологии: опыт Норвегии, Швеции, Финляндии и возможность его использования в России // Права женщин в России. Законодательство и практика. - 2004. - №4-2. - С.48-53.
Большой толковый психологический словарь. М., 2003- 682с.
Бурлачук Л. Ф. Психотерапия. СПб., 2001— 572с.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000, №2 июнь
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988. - 142 с.
Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 202 с.
Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 160 с.
Владимиров В.Л. Квалификация преступлений против личной собственности. М., 1968. С. 83.
Всероссийский конкурс памяти Матери Терезы. Программа «Детство без насилия и жестокости», 1998
Гаухман Л.Д. Насилие как средство совершения преступлений. М., 1974. С. 75-80.
Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. - 64 с.
Горшкова И.Д., Шурыгина И.И.. Насилие над женами в современных российских семьях. М.: МАКС Пресс, 2003.
Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие против жен как проблема социологического анализа // Общество и гендер» Материалы летней школы, Рязань, 2003. - Рязань: «Поверенный», 2003.
Градскова Ю. Анализ обращений женщин на телефон доверия центра «Ярославна» // Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. - М., 1998.
Градская Ю. В. Женщина как объект домашнего насилия. Женский вопрос накануне 21 века. МГУ., 1998
Грановская Р.М. Элементы практической психологии., СПб., 2000— 611 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2005— 671 с.
Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002 – 148с.
Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Москва. 1999.
Дружинин В.Н. Психология семьи. -М., Екатеринбург.2000. - 158 с.
Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001- 368 с.
Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения, часть II-III, 2000.
Забелина Т. Ю. Россия и СНГ: кризисные центры в действии // Достижения и находки: кризисные центры России. М., Пресс-Соло, 1999. С. 35-44.
Исраелян Е.В. Насилие в отношении женщин: поиски путей искоренения (из опыта Канады)/ США: экономика, политика, идеология. 1996. № 3.
Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье // СОЦИС. - 1999. - №12. - С.114-117.
Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. ( М.: Академический проект 1999. — 240 с.
Крайг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002. - 940 с.
Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1998. - 336
Краткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 1985, с.109.
Кривощекова Н.В. О криминологическом понятии "насильственная преступность". В сбор. Методологические вопросы криминологических исследований. М., 1983. С. 86-87.
Кригер Г.Л. Ответственность за разбой. М., 1968. С. 20-22.
Кризисный центр для женщин опыт создания и работы / Отв. ред. и сост. Е.В. Исраелян, Т. Ю. Забелина. - М.: «Преображение», 1998. - С.243 с.
Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб. «Питер» 2001— 624 с.
Лысова А.В. Насилие в семье: основные теоретические проблемы. - Владивосток: изд-во ДВГУ, 2001. - 206 с.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000- 682 с.
Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116 с. 
Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям// Семья в России, № 2 , 1996. 
Мещерякова О.М. Насилие в семье как социальная проблема (по результатам пилотажного исследования в г. Иваново) // Женщина в российском обществе. - Иваново, 2006. - № 1-2. - С. 83-85.
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 295 с.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 223 с.
Насилие и социальные изменения. Альманах. Центр «Анна». - М., 2000. - Вып.1. - 112 с.
Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: Учебное пособие для вузов (под ред. Платоновой Н.М., Платонова Ю.П.) СПб., 2004 - 154 с.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004- 392 с.
Насилие в отношении женщин .тренинг для профессионалов. М., 2005. – 148с.
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. ( СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
Немов Р.С. Основы психологического консультирования. ( М.: Владос, 1999. - 291 с.
От Я до Мы. Азбука семейной жизни. Рецензент: А.С. Спиваковская. М. «Педагогика» 1990- 334 с.Психология семейных кризисов. СПб., 2006, - 360с.
Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. - С. 182-187.
Писклакова М., Синельников А. (2001) Анатомия насилия // Социальному работнику о проблеме домашнего насилия. Составители: Е. Потапова, А.Синельников, М., 2001.
Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье".
Практическая психодиагностика. Ред. Райгородский Д. Я., М., 2000- 667 с
Программа социальных реформ в РФ на период до 2000 года. 12 марта 1997 год.
Психология экстремальных ситуаций. Составители: Проф. Сельчонок К., Тарас А.. М., 2001
Психологические тесты. В 2 т.— М: Владос. 1999. Т. 2 — С. 69—77.
Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Асаdemia, 1999.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. ( М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер, 2002 — 720 с.
Руденко И. Кратчайшее расстояние. М., 1985.
Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 314 с.
Сатир В. Психотерапии семьи. СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
Сафоновой Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
Середа Н. «Настолько широко, что даже и не видно» // Насилие и социальные изменения. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А 2/2000
Сидоренкова Т. Насилие в семье: частное дело или социальная проблема? // Вестник ИЦ НЖФ «Нет насилию в семье». - 1997. - №10.
Синельников А Усмирение агрессии (1998) // Забелина Т., Исраелян Е. Редакторы. Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. М., 1998.
Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 367 с.
Социальная работа с семьей /Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 1995.
Солодников В. В. Социология социально-дезадаптированной семь. СПб., 2007 – 384 с.
Хайл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии. СПб, 2001
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М., 1979.
Хасина А. Женщины, домашнее насилие, стресс. // Насилие и социальные изменения. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А 2/2000
Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. – М.: Институт общегум. исследований, 2001. – 448 с.
Ходырева Н. Причины физического насилия: сущность рода или дисбаланс власти? // О муже(N)ственности. М., 2002. С.161-185
Цимбал Е. Проблемы домашнего насилия в России. В кн. Сексуальные домогательства на работе. М., 1996. С. 54.
Черников А.В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 202 с.
Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Метод. пособие. – СПб.: Фолиум, 1996. – 63 с.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстискис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 651 с.
Энциклопедия социальной работы. Т. 2. М., 1994. С. 106.
Энциклопедия социальной работы. Т. 3. М., 1994. С. 130.
Приложения
Приложение 1.
Инструкция:
Ответьте, пожалуйста, на каждый из следующих далее вопросов так, чтобы это выражало Ваше личное мнение, Ваши собственные представления. Для этого просто щелкните мышью рядом с нужным ответом. В каждом ряду должен быть отмечен лишь один из вариантов ответов.
Постарайтесь, пожалуйста, как можно реже использовать средний, неопределенный ответ (не чаще, чем 1 раз на каждые 3-4 вопроса).
Для обработки теста требуются некоторые сведения о Вас:

Даже если я отвратительно себя чувствую, я слежу за тем, чтобы не испортить настроение другим
В присутствии авторитетной персоны (начальства) я всегда смущаюсь
Я - довольно независимый человек
В спорах с близкими мне людьми я склонен к тому, чтобы поддаваться и не вступать в пререкания
Если вблизи моего рабочего места появляется мой начальник, то я чувствую себя неловко
Я легко выбираю ту линию поведения, которая дает мне наибольшие шансы достичь своих целей
Мне приходится отказываться от многого, поскольку обстоятельства сильнее меня
Я чувствую себя неловко, если другие предлагают мне свою помощь
Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу
Мне трудно открыто говорить о своих чувствах
Я вынужден бороться со своей робостью
Есть много вещей, которыми я могу гордиться
Мне приходится скрывать свои чувства
Если пауза в разговоре затянулась, то я...
Я принимаю решения быстро, без долгих сомнений
Мне легко удается потребовать чего-либо
Я стесняюсь обращаться с моими служебными проблемами к начальству или сведущему человеку
Я уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах
Если мне срочно нужен мой друг, то я звоню ему даже поздно ночью
Часто я не решаюсь звонить в официальные учреждения
Обычно я добиваюсь того, что мне нужно
Если близкий и уважаемый мною родственник чем-то разозлит меня, то я ... предпочитаю скрыть свою злость и не говорить ему об этом нечто среднее , тотчас же говорю ему об этом
Мне очень трудно начать разговор с незнакомым человеком
У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное
Я избегаю говорить что-либо, что может обидеть других
Если кто-либо смотрит, как я работаю, то
Бывает, что мне приходят в голову мысли о моей неполноценности
Я стараюсь не обременять друзей своими проблемами
Я смущаюсь, если мне говорят комплимент
Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя

Приложение 2.

1. Верящий в себя
2. Умеющий уступать
3. Способный помочь
4. Склонный защищать свои взгляды
5. Жизнерадостный
6. Угрюмый
7. Независимый
8. Застенчивый
9. Совестливый
10. Атлетический
11. Нежный
12. Театральный
13. Напористый
14. Падкий на лесть
15. Удачливый
16. Сильная личность
17. Преданный
18. Непредсказуемый
19.Сильный
20. Женственный
21. Надежный
22. Аналитичный
23. Умеющий сочувствовать
24. Ревнивый
25. Способный к лидерству
26. Заботящийся о людях
27. Прямой, правдивый
28; Склонный к риску
29..Прнимающий других
ЗО.Скрытный
31. Быстрый в принятии решений
32. Сострадающий
33. Искренний
34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)
35. Способный утешить
36. Тщеславный
37. Властный
38. Имеющий тихий голос
39. Привлекательный
40. Мужественный
41. Теплый, сердечный
42. Торжественный, важный
43. Имеющий собственную позицию
44. Мягкий
45. Умеющий дружить
46. Агрессивный
47. Доверчивый
48. Малорезультативный
49. Склонный вести за собой
50. Инфантильный
51. Адаптивный, приспособляющийся
52. Индивидуалист
53. Не любящий ругательств
54. Не систематичный
55. Имеющий дух соревнования
56. Любя щи и детей
57. Тактичный
58. Амбициозный, честолюбивый
59. Спокойный
60. Традиционный, подверженный условностям Приложение 3.
Испытуемым был предложен следующий бланк опросника:
Инструкция: Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-балльной шкале следующим образом:
"1" – если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения;
"2" – если для Вас это имеет небольшое значение;
"3" – если для Вас это имеет определенное значение;
"4" – если для Вас это важно;
"5" – если для Вас это очень важно.
Просим Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов и самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому мы надеемся на Вашу искренность.
1. В работе быстро достигать намеченных целей.
2. Создавать что-то новое в изучаемой Вами области знаний.
3. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.
4. Иметь интересную работу, полностью поглощающую Вас.
5. Учиться, чтобы не отстать от людей Вашего круга в образовании.
6. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом.
7. Чтобы люди Вашего круга в свободное время увлекались тем же, чем Вы.
8. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.
9. Чтобы облик Вашего жилища постоянно изменялся.
10. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру; или получить ученую степень.
11. Чтобы Ваша семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния.
12. Избегать конформизма в своих общественно-политических взглядах.
13. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей.
14. Учиться, чтобы «не затеряться в толпе».
15. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.
16. Состоять членом какого-либо клуба по интересам.
17. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.
18. Вместе с семьей посещать театры, художественные выставки, концерты.
19. Чтобы Ваше увлечение подчеркивало Вашу индивидуальность.
20. Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальное положение.
21. Как оценивают Вашу работу другие люди.
22. Общаться с разными людьми, активно участвуя в общественной деятельности.
23. Учиться, чтобы «не зарывать свой талант в землю».
24. Чтобы Ваши дети опережали в своем развитии сверстников.
25. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.
26. Чтобы Ваша профессия подчеркивала Вашу индивидуальность.
27. Чтобы не отстать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью.
28. Чтобы уровень Вашей образованности позволял Вам чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.
29. Сохранять полную свободу и независимость от членов Вашей семьи.
30. Чтобы Ваше увлечение помогало Вам укрепить свое материальное положение.
31. Быть рационализатором, новатором.
32. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью.
33. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний.
34. Быть лидером в Вашей семье.
35. Знать свои способности в сфере Вашего хобби.
36. Чтобы на работе можно было бы приобретать различные дефицитные товары.
37. Применять свои собственные методы в общественной деятельности.
38. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки Вашей натуры.
39. Полностью сосредоточиться на своем занятии, проводя свободное время за хобби.
40. Быть полезным для общества.
41. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
42. Чтобы лидером в Вашей семье был какой-либо другой ее член, кроме Вас.
43. Получать удовольствие не от результатов Вашей работы, а от ее процесса.
44. Знать, какого уровня образования можно достичь с Вашими способностями.
45. Занимать такое место в обществе, которое укрепило бы Ваше материальное положение.
46. Тщательно планировать свою семейную жизнь.
47. Чтобы во время работы сослуживцы постоянно были рядом.
48. Чтобы жизнь нашего общества постоянно изменялась.
49. Иметь супругу (супруга) из семьи высокого социального положения.
50. Чтобы уровень Вашего образования помог бы Вам занять желаемую должность.
51. Иметь собственные политические убеждения.
52. Перед началом работы четко ее планировать.
53. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье.
54. Увлекаясь чем-то в свободное время, общаться с людьми, увлекающимися тем же.
55. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.
56. Занимаясь общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения.
57. Чтобы Ваша работа была не хуже, чем у других.
58. Чтобы Ваш супруг (супруга) получал(а) высокую зарплату.
59. Чтобы Ваше образование давало возможность для получения дополнительных материальных благ (гонорары, приобретение на льготных условиях дефицитных товаров, путевок и т.п.).
60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми.
61. Чтобы Ваша работа не противоречила Вашим жизненным принципам.
62. В супружестве быть всегда абсолютно верным.
63. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель и т.п.).
64. Повышать уровень своего образования, чтобы быть в кругу умных и интересных людей.
65. Чтобы Ваши общественно-политические взгляды совпадали с мнением Ваших авторитетов.
66. Иметь высокооплачиваемую работу.
67. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.
68. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности.
69. Приспособиться к характеру Вашего супруга (супруги), чтобы избежать семейных конфликтов.
70. Тратить время на изучение новых веяний в Вашей профессиональной сфере.
71. Чтобы увлечение занимало большую часть Вашего свободного времени.
72. Вносить различные усовершенствования в сферу Вашего хобби.
73. Чтобы уровень Вашего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого Вы цените.
74. Завоевать уважение людей благодаря своему увлечению.
Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.
75. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия.
76. Чтобы Ваши взгляды на жизнь проявлялись в Вашем увлечении.
77. Учиться, получая при этом удовольствие.
78. Чтобы приемы Вашей работы изменялись.
79. Чтобы круг Ваших увлечений постоянно расширялся.
 Интерпретация. При интерпретации полученных данных следует учитывать, что в первую очередь, интерпретации подлежат показатели, выходящие за пределы диапазона от 4 до 7 стенов, т.к. все показатели, находящиеся в этом диапазоне, можно считать близкими к среднему значению.












3

1.Алексеева Л.С. Методики адресного социального патроната. М., 2001.
2.Алексеева Л.С. Социально-психологические аспекты семейного насилия // Гендерный подход к проблеме насилия: исследовательские стратегии и роль образовательных программ / Ред. коллег.: Беляева Г.Ф. и др. - М.: Макс Пресс, 2002. - С.10-13.
3.Алексеева Л.С. Социальная гостиница – структурное подразделение Центра социальной помощи семье и детям: Методические рекомендации по организации деятельности. М., 2002.
4.Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания». М., 2000.
5.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: [Практ. пособие]. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 203 с.
6.Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
7.Антонова Ю.А. Домашнее насилие в отношении женщин: законодательный опыт России и США // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново. 15-16 сентября 2000 г. - Иваново: Издат. центр «Юнона», 2000. - Часть II. Социология, политология, юриспруденция, экономика. - С.153-159.
8.Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005 - 431 с.
9.Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. - М.-СПб. 1997.
10.Бойченко Л.Д. Гендерное насилие: причины и следствие. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - 200 с.
11.Бойченко Л.Д. Кризисные центры как новые социальные технологии: опыт Норвегии, Швеции, Финляндии и возможность его использования в России // Права женщин в России. Законодательство и практика. - 2004. - №4-2. - С.48-53.
12.Большой толковый психологический словарь. М., 2003- 682с.
13.Бурлачук Л. Ф. Психотерапия. СПб., 2001— 572с.
14.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2000, №2 июнь
15.Витек К. Проблемы супружеского благополучия. – М., 1988. - 142 с.
16.Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 202 с.
17.Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 160 с.
18.Владимиров В.Л. Квалификация преступлений против личной собственности. М., 1968. С. 83.
19.Всероссийский конкурс памяти Матери Терезы. Программа «Детство без насилия и жестокости», 1998
20.Гаухман Л.Д. Насилие как средство совершения преступлений. М., 1974. С. 75-80.
21.Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. - 64 с.
22.Горшкова И.Д., Шурыгина И.И.. Насилие над женами в современных российских семьях. М.: МАКС Пресс, 2003.
23.Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие против жен как проблема социологического анализа // Общество и гендер» Материалы летней школы, Рязань, 2003. - Рязань: «Поверенный», 2003.
24.Градскова Ю. Анализ обращений женщин на телефон доверия центра «Ярославна» // Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. - М., 1998.
25.Градская Ю. В. Женщина как объект домашнего насилия. Женский вопрос накануне 21 века. МГУ., 1998
26.Грановская Р.М. Элементы практической психологии., СПб., 2000— 611 с.
27.Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2005— 671 с.
28.Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002 – 148с.
29.Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Москва. 1999.
30.Дружинин В.Н. Психология семьи. -М., Екатеринбург.2000. - 158 с.
31.Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001- 368 с.
32.Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения, часть II-III, 2000.
33.Забелина Т. Ю. Россия и СНГ: кризисные центры в действии // Достижения и находки: кризисные центры России. М., Пресс-Соло, 1999. С. 35-44.
34.Исраелян Е.В. Насилие в отношении женщин: поиски путей искоренения (из опыта Канады)/ США: экономика, политика, идеология. 1996. № 3.
35.Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье // СОЦИС. - 1999. - №12. - С.114-117.
36.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. ? М.: Академический проект 1999. — 240 с.
37.Крайг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002. - 940 с.
38.Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1998. - 336
39.Краткий психологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 1985, с.109.
40.Кривощекова Н.В. О криминологическом понятии "насильственная преступность". В сбор. Методологические вопросы криминологических исследований. М., 1983. С. 86-87.
41.Кригер Г.Л. Ответственность за разбой. М., 1968. С. 20-22.
42.Кризисный центр для женщин опыт создания и работы / Отв. ред. и сост. Е.В. Исраелян, Т. Ю. Забелина. - М.: «Преображение», 1998. - С.243 с.
43.Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб. «Питер» 2001— 624 с.
44.Лысова А.В. Насилие в семье: основные теоретические проблемы. - Владивосток: изд-во ДВГУ, 2001. - 206 с.
45.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000- 682 с.
46.Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М.: Наука, 1989. 116 с.
47.Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям// Семья в России, № 2 , 1996.
48.Мещерякова О.М. Насилие в семье как социальная проблема (по результатам пилотажного исследования в г. Иваново) // Женщина в российском обществе. - Иваново, 2006. - № 1-2. - С. 83-85.
49.Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 295 с.
50.Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 223 с.
51.Насилие и социальные изменения. Альманах. Центр «Анна». - М., 2000. - Вып.1. - 112 с.
52.Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации: Учебное пособие для вузов (под ред. Платоновой Н.М., Платонова Ю.П.) СПб., 2004 - 154 с.
53.Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004- 392 с.
54.Насилие в отношении женщин .тренинг для профессионалов. М., 2005. – 148с.
55.Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. ? СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
56.Немов Р.С. Основы психологического консультирования. ? М.: Владос, 1999. - 291 с.
57.От Я до Мы. Азбука семейной жизни. Рецензент: А.С. Спиваковская. М. «Педагогика» 1990- 334 с.
58.Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. - С. 182-187.
59.Писклакова М., Синельников А. (2001) Анатомия насилия // Социальному работнику о проблеме домашнего насилия. Составители: Е. Потапова, А.Синельников, М., 2001.
60.Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье".
61.Практическая психодиагностика. Ред. Райгородский Д. Я., М., 2000- 667 с
62.Программа социальных реформ в РФ на период до 2000 года. 12 марта 1997 год.
63.Психология экстремальных ситуаций. Составители: Проф. Сельчонок К., Тарас А.. М., 2001
64.Психологические тесты. В 2 т.— М: Владос. 1999. Т. 2 — С. 69—77.
65.Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Асаdemia, 1999.
66.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. ? М.: Про¬гресс, 1994. — 480 с.
67.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер, 2002 — 720 с.
68.Руденко И. Кратчайшее расстояние. М., 1985.
69.Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 314 с.
70.Сатир В. Психотерапии семьи. СПб.: Речь, 2000. - 320 с.
71.Сафоновой Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
72.Середа Н. «Настолько широко, что даже и не видно» // Насилие и социальные изменения. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А 2/2000
73.Сидоренкова Т. Насилие в семье: частное дело или социальная проблема? // Вестник ИЦ НЖФ «Нет насилию в семье». - 1997. - №10.
74.Синельников А Усмирение агрессии (1998) // Забелина Т., Исраелян Е. Редакторы. Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. М., 1998.
75.Системная семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2002. – 367 с.
76.Социальная работа с семьей /Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 1995.
77.Солодников В. В. Социология социально-дезадаптированной семь. СПб., 2007 – 384 с.
78.Хайл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии. СПб, 2001
79.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М., 1979.
80.Хасина А. Женщины, домашнее насилие, стресс. // Насилие и социальные изменения. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А 2/2000
81.Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии. – М.: Институт общегум. исследований, 2001. – 448 с.
82.Ходырева Н. Причины физического насилия: сущность рода или дисбаланс власти? // О муже(N)ственности. М., 2002. С.161-185
83.Цимбал Е. Проблемы домашнего насилия в России. В кн. Сексуальные домогательства на работе. М., 1996. С. 54.
84.Черников А.В. Системная семейная терапия. Интегративная модель диагностики. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 202 с.
85.Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.
86.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Метод. пособие. – СПб.: Фолиум, 1996. – 63 с.
87.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
88.Эйдемиллер Э.Г., Юстискис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 651 с.
89.Энциклопедия социальной работы. Т. 2. М., 1994. С. 106.
90.Энциклопедия социальной работы. Т. 3. М., 1994. С. 130

Узнать стоимость работы