Вам нужен реферат?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Предмет и методология экономической теории.

  • 26 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 10.12.2008
360 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Предмет и методология экономической теории.

Введение
1. Основные этапы развития экономической науки
2. Предмет и методология экономической теории
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, открывают тенденции и законы хозяйственного развития. В западной литературе в этом случае пишут о позитивной экономической теории, которая путем анализа фактов и данных выводит научные обобщения о хозяйственном поведении людей. При этом применяются: экономический анализ (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности); экономические модели (абстрактное, отвлеченное от второстепенных моментов обобщение действительности) и экономические принципы, законы (обобщение мотивов и практики хозяйственного поведения людей). Все это позволяет лучше предвидеть ход экономического развития.
Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и Показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства. (7, с.16)
В экономике хозяйственное предвидение часто сводится только к способности частных предпринимателей принимать рациональное или целенаправленное решение, основанное на учете выгод и производственных затрат, которые могут быть следствием их действий. 
Практическая функция экономической теории состоит в научном обосновании экономической политики государств, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования. В западной литературе в таком случае пишут о нормативной экономической теории - научном направлении, которое определяет, какой должна быть экономика и хозяйственная политика государства.
В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 г., Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Эту премию, в частности, получили:
в 1970 г. Пол Самуэльсон (США) - за вклад в повышение уровня научного анализа в экономических науках;
в 1973 г. Василий Леонтьев (США) - за разработку метода «затраты – выпуск»;
в 1974 г. Фридрих фон Хайек (Великобритания) и Гуннар Мюрдаль (Швеция) - за работы в области теории денег, конъюнктурных колебаний и анализ взаимозависимости экономических, социальных и структурных явлений;
в 1975 г. Тьяллинг (США) и Леонид Канторович (Советский Союз) - за разработку теории оптимального использования ресурсов;
в 1988 г. Морис Аллэ (Франция) - за разработку теории взаимосвязей экономического роста, инвестиций, процентах ставок.
Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем. С их трудами мы познакомимся в последующих темах.
Выделяют также методологическую функцию экономической теории.
Методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.
Хотелось бы подробнее остановиться на методологической функции экономической теории, т.к. методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.(9, с.24)
Следует иметь в виду как субъективный, так и объективный подходы.
Методы – инструменты, совокупность приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.
Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как:
метод научной абстракции
анализ и синтез
индукцию и дедукцию
исторический и логический методы.
Все эти методы и инструменты используются в единстве.
При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.
При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.
Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.
В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи.
Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.
Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.
Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.
Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция – переход от общего к частному.
Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.
Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.
Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, Ф. Тэйлора, на макроуровне – с именами Дж. М. Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.
В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.
Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.
Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, – это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.
Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.
В современной экономической теории широко распространен предельный анализ – технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.
Итак, экономическая теория как методологическая наука выполняет взаимосвязанные функции: познавательную, прогностическую, методологическую и практическую.
Заключение
Итак, подводя итоги нашему исследованию сформулируем следующие выводы.
Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в несколько этапов: научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); этап меркантелизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли); этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство); классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо, Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко). Они утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, прибыль, заработная плата; этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия). Они утверждали, что классовое общество - это вечное общество и частная собственность - это вечная собственность; марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Содержание марксизма сводилось к тому, чтобы показать историю возникновения и развития капиталистического способа производства, а так же место и роль пролетариата в этом обществе;
Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ:
ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм;
австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк). Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага;
кембриджская (Альберт Маршалл). Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной произво дительности;
регулируемый капитализм (Джон Кейнс). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе;
школа экономического роста (Ростоу). Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста от единого индустриального до пост индустриального общества.
Существует несколько различных определений предмета экономической теории.
Марксистское определение. Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.
Самуэльсон. Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.
Существуют несколько функций экономической теории.
познавательная функция;
методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.
практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику.

Список использованной литературы

Гукасьян Г. М. Экономическая теория : учебное пособие / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова . - 6-е изд . - СПб. [и др.] : Питер , 2008. - 233 с.
Камаев В. Д. Экономическая теория. Краткий курс : учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2008. - 382 с.
Курс экономической теории : учебник для ВУЗов / общ. ред. М. Н. Чепурин, общ. ред. Е. А. Киселева . - Изд. 6-е, доп. и перераб . - Киров : АСА , 2007. – 658 с.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики : учебное пособие / рук. авт. коллектива и ред. А. В. Сидорович . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ДИС , 2007. - 1035 с.
Носова С. С. Экономическая теория : учебник / С. С. Носова . - М. : КноРус , 2007. - 792 с.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2006.-479 с.
Экономика: учеб. пособие / Т.С.Бутырнова и др.; Под ред. К.И.Вахитова, Т.С.Ванеркиной, -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-296 с.
Экономическая теория : учебник для вузов / В. И. Антипина, [и др.], ред. И. П. Николаева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2007. - 573 с.
Экономическая теория : учебник для ВУЗов / ред. Е. Н. Лобачева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Высш. образование , 2008. - 515 с. - (Университеты России)













3

1.Гукасьян Г. М. Экономическая теория : учебное пособие / Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова, В. В. Амосова . - 6-е изд . - СПб. [и др.] : Питер , 2008. - 233 с.
2.Камаев В. Д. Экономическая теория. Краткий курс : учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская . - 3-е изд., стер . - М. : КноРус , 2008. - 382 с.
3.Курс экономической теории : учебник для ВУЗов / общ. ред. М. Н. Чепурин, общ. ред. Е. А. Киселева . - Изд. 6-е, доп. и перераб . - Киров : АСА , 2007. – 658 с.
4.Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики : учебное пособие / рук. авт. коллектива и ред. А. В. Сидорович . - 3-е изд., перераб. и доп . - М. : ДИС , 2007. - 1035 с.
5.Носова С. С. Экономическая теория : учебник / С. С. Носова . - М. : КноРус , 2007. - 792 с.
6.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2006.-479 с.
7.Экономика: учеб. пособие / Т.С.Бутырнова и др.; Под ред. К.И.Вахитова, Т.С.Ванеркиной, -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.-296 с.
8.Экономическая теория : учебник для вузов / В. И. Антипина, [и др.], ред. И. П. Николаева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2007. - 573 с.
9.Экономическая теория : учебник для ВУЗов / ред. Е. Н. Лобачева . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Высш. образование , 2008. - 515 с. - (Университеты России)

Узнать стоимость работы