Вам нужен реферат?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Этикет и культура речи

  • 19 страниц
  • 13 источников
  • Добавлена 29.12.2008
250 руб. 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
Речевой этикет
Понятие речевого этикета и важность его применения
Этикетные формулы
Формулы благодарности
Формулы приветствия
Формулы извинения за беспокойство и за поступок
Формулы вежливого отказа.
Современная русская речевая культура
Наука – вежливость в речевом этикете
Культура речи
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления

Речевой этикет гласит, что при защите своей точки зрения не следует оказывать давление на личность партнера: «У вас устаревшие представления...», «Вы лжете!». Такие нападки всегда вызывают защитную реакцию. Опровергая аргументы оппонента, следует использовать слова: «Не кажется ли вам...», «Не следует ли учитывать ...». Специалисты о работе с персоналом считают целесообразным использовать следующие выражения: «нужно признать, что я принял неверное решение», « вы прекрасно справились с заданием», «каково ваше мнение?», «давайте решать проблему вместе», «я признателен вам за выполненную работу» и др.
Эффективность общения заключается в том, что следует употреблять чаще слово «мы» вместо раздражающего «я». Иногда полезно вначале согласиться с другой стороной, чтобы затем по частям опровергнуть изложенную оппонентом точку зрения. «Вы говорите, в принципе, верно, но здесь следует иметь в виду следующие моменты...» и поэтапно опровергать его аргументы [1, 27]. В данном случае предварительным согласием ослабляется стремление противника защищать себя, и, как правило, стороны соглашаются быстрее. Не следует опускаться до споров. Лучше задать вопрос: «Вы не согласны со мной, а как, по-вашему, следует действовать?»
Восточная мудрость гласит: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего». Умение слушать — это один из самых важных и эффективных элементов хорошего тона и речевого этикета. « Не слушать, — писал Бальзак, — это не только отсутствие вежливости но и признак пренебрежения... Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания...» Руководитель, следующий речевому этикету, соблюдающий культуру речи, уважающий мнение других, не позволяющий личным эмоциям брать верх над собой, как правило, вызывает глубокую симпатию у персонала.
Умение слушать является одним из главных показателей культуры делового человека. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя.. Умение слушать — профессиональная черта руководителя.
Руководителю часто приходится представительствовать в разных организациях, выступать на семинарах, конференциях, по культуре его речи судят о всей организации, утверждают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка схемы выступления, подбор материалов, крылатых слов, анекдотов, проработка тезисов и всего выступления — залог его успеха.
Современная аудитория не приемлет менторского тона, ей нравится разговор по принципу «равный с равным». Привлечь внимание аудитории нужно сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, юмором. Заканчивая его, можно вернуться к началу, призвать людей к соучастию в решении какой-либо задачи, акцентировать внимание на проблеме.
Штампы в речи никогда не произведут впечатление на собеседника, а вот актерские способности выступающего, несомненно, привлекут внимание. Элементы артистизма необходимо использовать при общении и особенно в работе руководителей.
Многие считают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и его житейский опыт и является вспомогательным в среде делового общения. Но проведенные исследования показали, что это не так. От культуры речи и речевого этикета зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении — степень убежденности аудитории в правоте ваших слов. Люди, как правило, не замечают, что даже их поведение программируется теми словами, которые они употребляют.
Богатство языка предоставляет человеку различные возможности для описания себя. Чем богаче культура речи и больше в языке человека слов и выражений, относящихся к его внутреннему миру, к особенности его личности, тем более позволяет этот язык понять себя, тем больше различий между собой и другими людьми он может заметить. Руководитель должен знать последствия употребления им слов и выбирать те, что работай на созидание, а не на разрушение.

Заключение
Я считаю, что всем людям надо постигать правила речевого этикета с любовью и прилежанием. Они сослужат нам в жизни огромную службу, так как научат нас жить в большом ладу с окружающими.
Мы вместе с моим учителем познакомили учащихся с употреблением этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, извинения, благодарности, проведя внеклассные мероприятия: классные часы по культуре речевого общения (приложение 5) Я обогатила себя интересными сведениями о речевом этикете, о русской культуре в целом.
«Когда-то в России умели и из быта извлекать если не удовольствие, то уж во всяком случае полное удовлетворение, не затрудняя себя рассуждениями о необходимости этикета, изящества манер, вежливости, уважения к старшим и младшим, об умении вести себя в общественном месте, в гостях и в собственном доме. Судя по классической литературе, большая часть населения старой России точно знала, как одеваться, как вести себя за столом, что делать со знакомой и незнакомой дамой, равно и с кавалером; у каждого был наготове целый набор вежливых и даже учтивых выражений, которыми в обязательном порядке учили дома и в школе, а сверх того была еще и церковь, которая с рождения прививала правила нравственного поведения и обращения с ближним, который, будь он простым человеком или генералом, был братом перед Богом, наделившим всех своих чад равными правами и возможностями. И как нам не хватает всего этого сейчас.
Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной.» - это слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив».
Я не хочу, чтобы так было, поэтому я и занялась данной исследовательской работой и дальше буду продолжать работать над ней, а разработки классных часов помогут классным руководителям в работе над развитием культуры речевого общенияучащихся.
Список используемой литературы
Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-дону, 2001. (Библиотека ГНА). Вербицкая Л.А. давайте говорить правильно. М., 2001.
Виноградов С.И., Граудина Л.К., даниленко В.П. Культура русской речи. М., 2003.
Гольдникова А.. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 2007 г.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2003.
Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2003.
Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 2001г.
Иссерс О.С. Коммуникативньие стратегии и тактика русской речи. М.., 2003.
Колтунова М.И. Язык и деловое общение. М., 2000. (Библиотека ГПА).
Львов М.Р. Риторика. Культура речи, М,.2003.
Романенко А.П., Сиротинина О.Б. Советская словесная культура: образ ритора. М., 2003.
Стернин И.А. Практическая риторика - 2-е изд. -. М., 2005. (Библиотека ГПА).
Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.
Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. М., 2002.











3

1.Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-дону, 2001. (Библиотека ГНА). Вербицкая Л.А. давайте говорить правильно. М., 2001.
2.Виноградов С.И., Граудина Л.К., даниленко В.П. Культура русской речи. М., 2003.
3.Гольдникова А.. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Перевод с польского, Москва, Молодая гвардия, 2007 г.
4.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2003.
5.Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2003.
6.Ирина Они. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Лениздат, фирма «Человек, 2001г.
7.Иссерс О.С. Коммуникативньие стратегии и тактика русской речи. М.., 2003.
8.Колтунова М.И. Язык и деловое общение. М., 2000. (Библиотека ГПА).
9.Львов М.Р. Риторика. Культура речи, М,.2003.
10.Романенко А.П., Сиротинина О.Б. Советская словесная культура: образ ритора. М., 2003.
11.Стернин И.А. Практическая риторика - 2-е изд. -. М., 2005. (Библиотека ГПА).
12.Энциклопедия для детей. Я познаю мир, Москва, 2000 г.
13.Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. М., 2002.

Узнать стоимость работы