Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Традиции празднования Нового года в России.

  • 35 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 16.12.2008
360 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
Из истории празднования Нового года
Христианское празднование с 1 марта
Перенос начала года на 1 сентября
Перевод начала года на 1 января
Исследование современных традиций празднования Нового года в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Накануне нового года улицы посыпали ельником, а дома украшали зелеными ветвями. В полночь начались во всех церквях всенощная, а поутру обедни, после которых отправлялось молебное пение, при колокольном звоне с испрашиванием благословения Божьего на новоначавшийся год. В то время, бывшее в Москве войско, выступало строем из разных частей города и шло с распущенными знаменами, барабанным боем и воинскою музыкой в Кремль. Государь, расставив войско на Ивановской площади, отправился со всем двором и вельможами, одетыми в великолепные одежды, в Успенский собор, для слушания Божественной литургии, которую отправлял рязанский Метрополит Стефан, со всем духовенством; по окончании службы он говорил проповедь, доказывая ею необходимость такой перемены. После проповеди, святитель Стефан со всеми архиереями и многочисленным духовенством, совершал благодарственный молебен с коленопреклонением. При возглашении Монарху и всему Царскому дому многолетия, начался колокольный звон во всей Москве, пушечная пальба и троекратный беглый огонь от расставленных полков. Государь поздравлял всех с новым годом, и сам от народа принимал поздравления. Потом он угостил пышным столом первенствующее духовенство и всех знатных русских и иностранных особ. Последние находились за столом со своими женами и дочерьми; во время обеда играла музыка, сопровождаемая хором придворных и патриарших певчих. Для народа были выставлены перед дворцом и триумфальными воротами разные кушанья и чаны с пивом и вином. Ввечеру улицы и дома были освещены разными огнями, а немного позже, перед дворцом и в разных частях города сожжены фейерверки и потешные огни, в сопровождении многочисленных пушечных выстрелов. Потом во дворце был великолепный бал и ужин, и сим заключалось торжественное введение нового года. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но после он и многие знатные стали роптать, не понимая: как Государь мог переменить течение солнца! В предположении, что Бог сотворил весь мир в сентябре месяце, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю.
В эпоху преобразования России Петром I личность народная сильно изменилась от влияния европейского образования, многие старые обычаи в городах вытиснились новыми, иноземными, или запрещались Царскими указами.
К этому времени можно отнести начало повсеместного празднования в российских городах Елки. В России в сельской среде не засвидетельствован обычай рождественской елки. Этот обычай занесен к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском фольклоре не пользовались особым почетом. Любимое дерево русских песен и русских обрядов - березка. Поэтому обычай этот всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя елка не соответствует никаким религиозным или обрядовым традициям. Возжигание ее на рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя елка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом елки как дерева, хранящего летнюю зеленую окраску даже зимой, и следовательно, обладающей какой-то особой способностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась елка.
В Европе существовал с давних времен связанный с елкой обычай, одаривать детей какими-нибудь подарками перед Рождеством Христовым и на Новый год.
Какие же черты приобрело в России празднование Елки? Для празднования избирали преимущественно дерево елку, от коей детское празднество получило наименование. Елку обвешивают детскими игрушками, которые раздают им после забав. Богатые празднуют с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную елку вышиною в 3 1/2 аршина, которая была обвита дорогой материю и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви ею были увешаны дорогими игрушками и украшениями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами и конфетами.
Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 – 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, - вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.
Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и др. местах. Уже в середине 19-го века елка становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, - многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели – шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское “Новый век” и “Конец века”. Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием “Новый век” серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал “Новый век”, издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами “На рубеже столетий” и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса “Мировое обозрение”. Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться “поповским” обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 –1940; сов., парт. деятель, репрессирован) “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
Исследование современных традиций празднования Нового года в России

Как видно из исторического обзора празднования Нового года менялась не только дата праздника, но и уклад жизни человека, что не могло не отразиться на традициях. Современный горожанин и древнерусский крестьянин имеют между собой не много общего, однако некоторые сходства сохранились до наших дней.
Для того чтобы изучить насколько изменились традиции празднования Нового было проведено изучение литературного обзора по данной теме с целью составления общих традиционных закономерностей. Далее была составлена специальная анкета, основанная на данных проведенного культурного анализа, которая включала следующие вопросы:
Возраст.
Пол.
Отмечаете ли вы Новогодний праздник?
Является ли Новый год вашим самым любимым праздником?
Новый год для вас является символом начала нового этапа в жизни?
Считаете ли вы Новый год семейным праздником?
Наряжаете ли вы на Новый год елку?
Присутствуют ли на вашем празднике Дед Мороз и Снегурочка?
Знаете ли вы какие-нибудь новогодние песни?
Устраиваете ли вы новогодние гулянья?
Шьете ли вы новогодний наряд?
Накрываете ли вы праздничный стол на Новый год?
Знаете ли вы о новогодних гаданиях?
Обмениваетесь ли вы новогодними подарками?
Существуют ли у вас новогодние традиции?

В анкетировании приняли участие 30 человек обоих полов в возрасте от 14 до 60 лет. По полученным результатам были составлены соответствующие диаграммы.










Таким образом, на основании проведенных исследований можно составить вывод о степени сохранения новогодних традиций на сегодняшний день. Если посчитать среднюю величину положительных ответов, то получим процент сохранения традиционного празднования Нового года в России. В данном случае он будет равен 64%. Из этого можно сделать заключение о том, что традиции, берущие начало из древности живут в нашем современном обществе и сегодня. Степень их сохранения достаточно велика, что свидетельствует о том, что любимый народный праздник продолжает оставаться традиционным.
Заключение

Согласно распространенному общественному мнению, которое подтверждается многочисленными социологическими исследованиями, Новый год в России является самым любимым народным праздником. История этого праздника уходит своими корнями в древность и берет истоки из язычества. Несмотря на все изменения, которые претерпел этот праздник за все время своего существования, от смены религии до изменения даты, он продолжает оставаться самым популярным в нашей стране.
Причин этому существует множество. Одной из перспектив исследования в этой области можно обозначить как раз изучение причин значимости этого праздника для россиян. Однако одной из них является ожидание перемен и чего-либо нового, сопровождающееся сказочным новогодним настроением. Этот волшебный праздник создает ощущение того, что все мечты и ожидания сбываются, возникает особая атмосфера чуда.
Традиции празднования Нового года складывались на Руси веками. Однако согласно проведенным исследованиям можно утверждать, что сохранились они и сегодня. Конечно, поменялся и быт, и образ жизни современного человека, но, несмотря на это, новогодние традиции продолжают свое существование.
Сегодня, так же как и в древние времена, можно достоверно утверждать, что Новый год является самым ожидаемым и любимым праздников в России.
Список литературы
История:
Бердеяв Н. А. Смысл истории. М., 1990. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства российского. М. 1991.
Социология:
Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М 1987.
Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие/ Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские. СПб, 1992.
Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов В. А., Самыгин С. И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1999.
Гидденс Э. Социология. – М., 1999.
Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX - ХХ вв.: Учеб. пособие. - М.: Онега, 1995.
Зборовский Г. Е. Общая социология: Курс лекций/ Ин-т управления и экономики; УГППУ. - Екатеринбург, 1997.
Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
Коган Л. Н. Социология культуры: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1992.
Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М., 2001.
Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1996.
Практикум по социологии/ Под ред. И. М. Слепенкова, Н. И. Дряхлова, В. Я. Нечаева и др. М.: Изд-во МГУ, 1992.
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др.; Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Социология. Учеб. - метод. пособие Вып. 1./ Авт. Ю. Р. Вишневский, Л. Н. Коган, Г. Б. Кораблева и др. - Екатеринбург: УрАГС, 1995.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1999.
Философия:
Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
Культурология:
Данилович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. РостовнаДону, 1979.
Емелях Л. И. Происхождение христианского культа. Л., 1971.
Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. М 1986.
Зезина М. P., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.
Банфи А. Философия искусства. М., 1989.

Бердеяв Н. А. Смысл истории. М., 1990. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М., 2001.

Данилович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. РостовнаДону, 1979.

Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М 1987.

Емелях Л. И. Происхождение христианского культа. Л., 1971.

Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства российского. М. 1991.

Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX - ХХ вв.: Учеб. пособие. - М.: Онега, 1995.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др.; Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.

Гидденс Э. Социология. – М., 1999.









1

Список литературы

1.Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие. М 1987.
2.Банфи А. Философия искусства. М., 1989.
3.Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие/ Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. - М.: Аспект Пресс, 1996.
4.Бердеяв Н. А. Смысл истории. М., 1990. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.
5.Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские. СПб, 1992.
6.Бушуев С. В., Миронов Г. Е. История государства российского. М. 1991.
7.Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов В. А., Самыгин С. И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1999.
8.Гидденс Э. Социология. – М., 1999.
9.Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX - ХХ вв.: Учеб. пособие. - М.: Онега, 1995.
10.Данилович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. РостовнаДону, 1979.
11.Емелях Л. И. Происхождение христианского культа. Л., 1971.
12.Завадский С. А., Новикова Л. И. Искусство и цивилизация. М 1986.
13.Зборовский Г. Е. Общая социология: Курс лекций/ Ин-т управления и экономики; УГППУ. - Екатеринбург, 1997.
14.Зезина М. P., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990.
15.Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.
16.Коган Л. Н. Социология культуры: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1992.
17.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М., 2001.
18.Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1996.
19.Практикум по социологии/ Под ред. И. М. Слепенкова, Н. И. Дряхлова, В. Я. Нечаева и др. М.: Изд-во МГУ, 1992.
20.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов/ Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др.; Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996.
21.Социология. Учеб. - метод. пособие Вып. 1./ Авт. Ю. Р. Вишневский, Л. Н. Коган, Г. Б. Кораблева и др. - Екатеринбург: УрАГС, 1995.
22.Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1999.

Узнать стоимость работы