Девиантное (деликвентное) поведение как теоретическая проблема социальной работы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 1515 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 16.12.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Определение девиантного поведения
2. Причины девиантного поведения
3. Предотвращение девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, каждый социальный институт должен найти свое место в общей работе по профилактике девиантного поведения, обеспечив совместными усилиями эффективности и рациональности этой деятельности. Взаимодействие между ними на этапе создания системы может осуществляться преимущественно через центр социально-педагогической работы. А после возникновения устойчивых отношений – непосредственно по инициативе отдельных образовательных институтов.
Вместе с тем, важнейшую роль в этом должны играть учреждения дополнительного образования, которые по-прежнему в детской и молодежной среде остаются достаточно востребованными, поскольку их деятельность всегда строилась по интересам ребенка и его развитии. Уникальная возможность предупреждение отклонения в поведения учащихся учреждениями дополнительного образования требует сегодня не просто поддержки, а активной научной разработки и создания на этой основе региональных, районных центров, где важной составляющей их деятельности должно стать вовлечение в творческую среду подростков и молодежи, имеющих проблемы в поведении.
Таким образом, при работе по проблеме девиантного поведения должны участвовать все – родители, педагоги и друзья, которые не страдают девиантным поведением.

Заключение
Причиной девиантного поведения может являться статусно-ролевая неопределенность и пограничность социального положения. В подростковом возрасте она характеризуется тем, что по биологическим данным подросток достигает параметров взрослого человека, а его социальные и психологические возможности ограничены (т.е. у него почти отсутствует жизненный опыт, не сложилось мировоззрение, не сформированы защитные механизмы и стратегии адаптации, нет в наличии форм и механизмов поведения необходимого для разрешения многочисленных внешних и внутренних конфликтов и т.п.). Стремление преодолеть это противоречие может приводить к принятию внешних атрибутов взрослости таких, как курение, сквернословие, употребление спиртных напитков и т.д., вплоть до совершения преступлений и правонарушений. С другой стороны, желание казаться взрослым, самостоятельным, эмансипированность школьной молодежи заставляет их подвергать критике или вовсе отвергать нормы поведения и ценности, предлагаемые старшим поколением.
Хотелось бы отметить еще ряд качеств, оказывающих влияние на возможность совершения различных агрессивных действий, направленных на свое здоровье (отрицательные воздействия, такие как: курение, наркомания, самоубийство и т.д.) и общество, эти качества влияют на девиантное поведение.
К ним относится, например, подростковое упрямство, наличие этого качества вызывает у взрослых негативные эмоции, может приводить к конфликту и наказанию подростка. Это в свою очередь вызывает еще большее упрямство, несовершеннолетний может предпринимать попытки ухода из дома, совершения аморальных и асоциальных поступков. За этим следует новая попытка родителей привлечь подростка к порядку и т.д. Это содействует формированию личности с асоциальной направленностью.
Еще одно качество - конформизм, который наиболее ярко проявляется в группе с девиантным поведением. По статистике большинство правонарушений, прием наркотических веществ и т.д. осуществляется под давлением группы.
Современное подрастающее поколение проходит своё становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Подростки пытаются самоутвердиться, избавиться от неуверенности в своих силах, удовлетворить свои социальные потребности, получить признание в обществе. И, если это не происходит, вступают в конфликт с собой и с законом. Отсюда возникает девиантное поведение, происходит «знакомство» с алкоголем, наркотиками и т.д.
Следует вовремя остановить процесс девиации у подростка, помочь ему в этой беде, помнить, что практически всегда молодежные проблемы начинаются с простого стресса, надо просто понять и выслушать человека.
Список литературы
Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. – 113 с.
Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.- 87 с.
Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. – 196 с.
Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987. – 156 с.
Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995. – 210 с.
Борьба с эпидемией курения. Доклад Комитета экспертов ВОЗ по борьбе с курением / Пер. с англ. — М., 2004. – 56 с.
Буркин М.М., Горанская С.В. Основы наркологии, Учебное пособие. Петрозаводск «Карелия», 2002. - 192 с.
Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. – 289 с.
Выбираю жизнь: Программа Л.О.М./ Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей; Авторы составители С.В. Горанская, О.С, Баранова, 2 изд, Петрозаводск: ПетроПресс, 2002. - 192с.
Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.,- 1990. – 91 с.
Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи. // Социс. - 1990.-№9. – 3-5 с.
Гидденс Э. Современная теоретическая социология. М., 2004. – 213 с.
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. // Социс.-1991.-№4. – 23-26 с.
Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1994. - № 3. - С.47-54.
Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
Клышевич Н.Ю. Условия эффективности психической адаптации школьников в социальной среде.//Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой., СПб., 1998. – 276 с.
Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. Москва - Воронеж, 2001. – 124 с.
Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.
Макеева А.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, - 160 с.
Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А.Регуш СПб.: Союз,1999. – 178 с.
Николаева Л.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе.- Москва - Воронеж, 2003. – 76 с.
Практика социальной работы: обзор основных направлений. - Энциклопедия социальной работы (перев.с англ.).-М.: Центр общечеловеческих ценностей.-1994.-т.2.-с.301-308
Психология социальной работы / Ред. М. Гулина. - СПб.: Питер, 2002. -350 с. - Библиогр.: с. 339-346. - (Учебник нового века).
Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. – 145 с.
Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 98 с.
Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др. Профилактика наркомании у подростков. — М.: Генезис, 2001. – 352 с.
Словарь практического психолога. - Минск: “Харвест”, 1997.
Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7. – 212 с.
Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова, - Рост на Дону: Феникс 2002.
Социальные отклонения. М., 1996. – 234 с.

Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. – с.73
Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995. – с. 199
Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – с.14
Социальные отклонения. М., 1996. – с. 56
Социальные отклонения. М., 1996. – с. 58
Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. – с. 38
Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7. – с. 167
Гидденс Э. Современная теоретическая социология. М., 2004. – с. 78
Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988. – с.67
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. – с. 72
Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. – с. 83
Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи. // Социс. - 1990.-№9.-90-91 с.
Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.,- 1990. – с.73
Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. Москва - Воронеж, 2001. – с.59
Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А.Регуш СПб.: Союз,1999. – с.101\
Социальные отклонения. М., 1996. -149 с.
Клышевич Н.Ю. Условия эффективности психической адаптации школьников в социальной среде.//Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой., СПб., 1998. – 276 с.




7

Список литературы
1.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1997. – 113 с.
2.Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.- 87 с.
3.Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. – 196 с.
4.Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1987. – 156 с.
5.Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995. – 210 с.
6.Борьба с эпидемией курения. Доклад Комитета экспертов ВОЗ по борьбе с курением / Пер. с англ. — М., 2004. – 56 с.
7.Буркин М.М., Горанская С.В. Основы наркологии, Учебное пособие. Петрозаводск «Карелия», 2002. - 192 с.
8.Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996. – 289 с.
9.Выбираю жизнь: Программа Л.О.М./ Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей; Авторы составители С.В. Горанская, О.С, Баранова, 2 изд, Петрозаводск: ПетроПресс, 2002. - 192с.
10.Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М.,- 1990. – 91 с.
11.Габиани А.А. Наркотики в среде учащейся молодежи. // Социс. - 1990.-№9. – 3-5 с.
12.Гидденс Э. Современная теоретическая социология. М., 2004. – 213 с.
13.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. // Социс.-1991.-№4. – 23-26 с.
14.Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1994. - № 3. - С.47-54.
15.Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.
16.Клышевич Н.Ю. Условия эффективности психической адаптации школьников в социальной среде.//Гуманистическое формирование личности в современных условиях: Сборник статей под редакцией А.В.Торховой., СПб., 1998. – 276 с.
17.Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. Москва - Воронеж, 2001. – 124 с.
18.Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. - Новосибирск, 1990.
19.Макеева А.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? Педагогическая профилактика детского наркотизма. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, - 160 с.
20.Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А.Регуш СПб.: Союз,1999. – 178 с.
21.Николаева Л.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе.- Москва - Воронеж, 2003. – 76 с.
22.Практика социальной работы: обзор основных направлений. - Энциклопедия социальной работы (перев.с англ.).-М.: Центр общечеловеческих ценностей.-1994.-т.2.-с.301-308
23.Психология социальной работы / Ред. М. Гулина. - СПб.: Питер, 2002. -350 с. - Библиогр.: с. 339-346. - (Учебник нового века).
24.Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. – 145 с.
25.Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 98 с.
26.Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др. Профилактика наркомании у подростков. — М.: Генезис, 2001. – 352 с.
27.Словарь практического психолога. - Минск: “Харвест”, 1997.
28.Смелзер Н. Дж. Девиация и социальный контроль // Социология: Учебник. М., 1994. Гл. 7. – 212 с.
29.Социальная работа. Под. ред. В.И. Курбатова, - Рост на Дону: Феникс 2002.
30.Социальные отклонения. М., 1996. – 234 с.

Вопрос-ответ:

Как определить девиантное поведение?

Девиантное поведение - это отклонение от общепринятых норм и правил поведения в обществе. Оно может проявляться в различных формах, таких как агрессия, нарушение законов, насилие и т.д. Определение девиантного поведения может варьироваться в зависимости от конкретной социальной ситуации и культурных особенностей.

Какие причины могут лежать в основе девиантного поведения?

Причины девиантного поведения могут быть разнообразными. Они могут включать в себя факторы социального окружения, такие как неблагоприятные условия жизни, низкий социально-экономический статус, отсутствие поддержки и позитивного влияния. Также важную роль могут играть психологические факторы, такие как депрессия, тревожность, неуверенность в себе. Генетическая предрасположенность и отсутствие воспитания также могут быть факторами риска для девиантного поведения.

Как предотвратить девиантное поведение?

Предотвращение девиантного поведения является сложной задачей, которая требует множества взаимосвязанных действий. Одним из способов предотвращения является создание благоприятной социальной среды, в которой люди могут удовлетворять свои потребности и реализовывать свои возможности. Это может включать в себя обеспечение доступа к образованию, здравоохранению, возможностью трудоустройства. Также важно проводить просветительскую работу и предоставлять поддержку владельцам девиантного поведения для их реабилитации и интеграции обратно в общество.

Как социальные институты могут помочь в борьбе с девиантным поведением?

Каждый социальный институт может играть свою роль в борьбе с девиантным поведением. Например, семья может обеспечить прочные связи и заботу, школа может предоставить возможности образования и развития, правоохранительные органы могут осуществлять надзор и соблюдение законов. Все эти институты должны взаимодействовать и сотрудничать друг с другом для достижения максимальной эффективности в предотвращении и борьбе с девиантным поведением.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от установленных норм и ценностей общества.

Какие причины могут вызвать девиантное поведение у человека?

Причины девиантного поведения могут быть разнообразными, такими как низкий социальный статус, семейные проблемы, нарушение межличностных отношений и др.

Как можно предотвратить девиантное поведение?

Предотвращение девиантного поведения возможно через сочетание множества мер, включающих в себя образовательные программы, поддержку семей, общественные пространства и предоставление возможностей для развития молодежи.

Каким образом различные социальные институты могут взаимодействовать для более эффективной работы по профилактике девиантного поведения?

Каждый социальный институт должен найти свое место в общей работе по профилактике девиантного поведения и обеспечить совместные усилия и рациональность деятельности. Взаимодействие между институтами может осуществляться преимущественно на этапе создания системы.

Где можно найти дополнительную информацию по данной теме?

Дополнительную информацию по данной теме можно найти в научных статьях, книгах и публикациях по социальной работе и социологии. Рекомендуется обратиться к специализированной литературе.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от социальных норм и ожиданий, установленных в данном обществе. Оно может проявляться в различных формах, включая агрессию, преступность, нарушение правил и т.д.