Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности моторной сферы у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

  • 49 страниц
  • 9 источников
  • Добавлена 10.11.2009
480 руб. 1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
ГЛАВА 1. Организация исследования особенностей психомоторных функций у детей с ФФНР
1.1. Цель, задачи и методы исследования
1.2. Научно – методические основы методики исследования
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
1.4. Содержание методики исследования
1.5. Метод статистической обработки U-критерий Манна-Уитни
Глава 2. Анализ проведенного исследования
2.1. Качественный и количественный анализ
2.2. Подтверждение достоверности данных экспериментального исследования
2.3. Пути коррекции психомоторных функций у дошкольников с ФФНР
Выводы по Главе 2
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Количественный результат показан на рис. 3.


Рис. 3. Исследование артикуляционной моторики.

Как видно на диаграмме, половина детей из контрольной группы показали высокий уровень, остальные показали средний и выше среднего уровни. Дети из экспериментальной группы только в количестве 40% смогли показать уровень выше среднего, остальные показали средний уровень, ниже среднего и даже низкий уровень.

4. Исследование мимической моторики
Статическая координация
Дети из контрольной группы выполняли все задания правильно, позы удерживали. Некоторые позы удерживали, но отмечались синкинезии, либо мелкие лишние движения мимических мышц, задействованных в задании. Часть детей испытывали трудности выполнения одного из заданий.
Дети из экспериментальной группы позы не удерживали, отмечались синкинезии, либо мелкие лишние движения мимических мышц, задействованных в задании. Некоторые дети испытывали трудности выполнения одного из заданий или выполняли только одно из предложенных заданий.
Динамическая координация
Дети из контрольной группы выполняли все движения правильно. Некоторые дети движения выполняли, но повторяли одно движение несколько раз, испытывали трудности выполнения заданий, связанных с движениями бровей и глаз.
Дети из экспериментальной группы повторяли одно движение несколько раз, испытывали трудности выполнения заданий, связанных с движениями бровей и глаз. Некоторые выполняли только одно из предложенных заданий.
Исследование мимической моторики показало, что дети из контрольной группы легко выполняли упражнения, удерживали позу, делая лишь небольшие недочеты (например, повторяли движение несколько раз). Дети из экспериментальной группы испытывали затруднения при выполнении упражнения, не все удерживали позу.
Количественный результат показан на рис. 4.

Рис. 4. Исследование мимической моторики.
Как видно на диаграмме, половина детей контрольной группы показали высокий уровень, остальные показали средний и выше среднего уровни. Дети из экспериментальной группы показали уровень выше среднего в количестве 60%, остальные показали средний и ниже среднего уровни.
Таким образом, проведенное исследование показало, что дети экспериментальной группы выполняли задание по словесной инструкции, не требуя показывать его на примере, они хорошо удерживали позу до 15 секунд, правильно выполняли все движения, темп движений был нормальный, движения плавные и точные. Трудность для детей данной группы представляли только сложные движения, требующие координации сразу нескольких групп мышц.
Детей экспериментальной группы можно поделить на три части. Первая группа – 4 человека – выполняли задание по словесной инструкции, также не требуя показа примера движения, хорошо выполняли движения на статические и динамические движения, но при этом они не могли выполнять артикуляционные движения, у них выявлялся убыстренный, неровный темп движений, а также слабость работы некоторых мышц артикуляционной мускулатуры.
Дети во второй группу – три человека – не могли выполнить задание по словесной инструкции, им необходимо было показывать движения. Они хорошо выполняли движения на статику, долго удерживали позу (до 15 секунд), но у них наблюдался замедленный темп динамических движений, наибольшую сложность для них представляли движения на мелкую моторику.
И третья группа – тоже 3 человека – не могли выполнять движения по инструкции, их действия были торопливы, они не могли удержать позу дольше 3-5 секунд, наибольшую трудность у них вызвали задания на статику и равновесие.
Итоговый результат показан на рис. 6.

Рис. 6. Итоговый результат
Таким образом, подтверждается гипотеза исследования: у детей с ФФНР существуют нарушения общей, ручной, артикуляторной и мимической моторики
2.2. Подтверждение достоверности данных экспериментального исследования
Для того чтобы понять, достоверны ли полученные результаты, применим U – критерий Манна-Уитни. Чтобы определить, насколько различны результаты детей контрольной и экспериментальной группы, произведем ранжирование баллов и занесем данные в таблицу 1.
Таблица 1. Ранжирование баллов детей контрольной и экспериментальной группы
Контрольная группа Экспериментальная группа результаты ранг результаты ранг 83 20 61 14 62 15 43 9 28 6 56 12 42 8 31 7 70 17 23 4 66 16 48 10 55 11 22 3 80 19 29 5 77 18 21 2 59 13 9 1 ∑ 147 ∑ 77
Вычислим значение U-критерия по формуле:
U эмп. = (n ٠ n,) + n ٠(n +1) /2 – T, где
n – количество испытуемых;
Т – большая из двух ранговых сумм.
Таким образом,
n = 10, Т =121
U эмп. = (10٠10) + 10 ٠ (10 +1) /2 – 147 = 160-147=13
По таблицам определим критические значения для n.
U кр. = 27 (p ≤ 0,05) U кр. = 19 (р ≤ 0,01)
U эмп. = 13, значит, уровень состояния лексики детей в норме не превышает уровня детей с ФФНР, так как U эмп. выше, чем U кр. И результаты данного исследования достоверны.
2.3. Пути коррекции психомоторных функций у дошкольников с ФФНР
Для первой группы детей рекомендуются упражнения на артикуляционную моторику:
Зарядка для язычка (тренировка артикуляционного аппарата)
Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языкам по губам – “облизнуться”)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Для второй группы детей рекомендуются упражнения на развитие ручной моторики:
Массаж пальцев.
Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:
Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.
Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:
Жил на свете Аладдин,
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трем мы лампу Аладдина.
Гимнастика для пальцев с использованием карандашей.
Дети перекатывают между двух ладоней два карандаша, сопровождая действия словами:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).
“Ладонь – кулак”
Руки положить на стол:
а) ладони прижаты к столу;
б) одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);
в) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).
Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, то кулак.

“Колечко”
Большой палец правой руки поочередно соединяются в кольцо с каждым пальцем. Затем то же левой рукой. Затем одновременно обеими руками.
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
Такой массаж будет стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук.
Для третьей группы детей рекомендуются упражнения на развитие статики и равновесия:
1. Прыжки вверх-вниз 20 раз на одной ноге (на правой и левой ноге результат подсчитывается отдельно).
Нарушения:
- выполнение теста в течение более 12 секунд;
- две или более остановки на каждой ноге.
2. Удержание равновесия на одной ноге (на правой и левой отдельно).
Нарушения:
- время удержания менее 10 секунд на каждой ноге.
3. Ходьба, руки вниз в течение 10 секунд.
Нарушения:
- сгибание рук в локтевом суставе на 60 и более градусов;
- отведение плеча;
- наличие синкинезий (движения языка, губ);
4. Диадохокинез - выполнение пронации и супинаций, вытянутых вперед кистей рук 10 секунд каждой рукой отдельно.
Нарушения:
- 10 или несколько супинаций с каждой стороны;
- отставание или неполное поворачивание кистей, неуклюжесть движений;
- горизонтальное движение локтевого сустава на 15 см или более;
- адиадохокинез - невозможность быстрого и равномерного выполнения чередующихся противоположных по
направлению движений.
5. Вырезание круга из бумаги (10 см диаметр) из прямоугольного листа.
Нарушения:
- срезано 20% или более круга;
- оставлено 20% и более около поверхности круга;
- использовано 2 или более минут на выполнение задания.
6. Копирование (используя бумагу и карандаш).
Нарушения:
- исходя из специфики теста.
Выводы по Главе 2
Исследование моторики детей с ФФНР проводилось на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы ребенка, речевого нарушения. В обследовании использовались наглядные, словесные и практические методы, а также проведение бесед с родителями, сбор и анализ анамнестических данных. С их помощью исследовались различные области сенсорной и двигательной систем, а также некоторые психические процессы.
Прежде чем приступить к выполнению задания экспериментатор давал четкую инструкцию, в которой указывалось, что должен сделать испытуемый, или предъявлялся образец.
С целью оценки состояния психомоторики детей дошкольного возраста с ФФНР с позиций уровневого подхода нами были использованы тесты, предложенные Н.И. Озерецким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Серебровской и другими.
На основании этих тестов была адаптирована методика исследования моторики детей дошкольного возраста.
Содержание констатирующего эксперимента включало в себя исследование состояния общей, ручной, артикуляторной и мимической моторики. Также проведена методика на характеристику двигательного анализатора в целом.
В результате было выявлено, что состояние моторики у детей с ФФНР значительно ниже, чем у детей с развитием в норме.






Заключение
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В результате обследования звуковой стороны речи у всех детей было выявлено нарушение фонетического компонента речи, выражавшееся в единичных и множественных искажениях, заменах и отсутствии звуков. Наиболее нарушенными являются группы свистящих, шипящих и сонорных звуков. У некоторых детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих звуков. Их произношение характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции согласных звуков в спонтанной речи, в то время, как изолированно, некоторые звуки произносятся правильно.
У части детей не сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. Эти нарушения касаются не только свистящих и шипящих, но и заднеязычных и звонких звуков.
Выявлено нарушение просодической стороны речи: у многих детей голос тихий, слабый, хриплый, речь невыразительная, дикция смазанная, нечеткая, речевое дыхание укороченное, воздушная струя слабая.
У большинства детей дошкольного возраста с ФФНР выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики, позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и многое другое.
Изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, — на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
В результате обследования общей произвольной моторики были выявлены общемоторные нарушения. Объем активных движений у всех детей несколько ограничен. У некоторых детей наблюдается повышенный мышечный тонус в конечностях. У некоторых детей мышечный тонус понижен, наблюдаются элементы дистонии, что у всех детей неврологическую патологию, которая может обуславливать патологию речи.
Несформированность крупной (грубой) моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций, как по показу, так и по словесной инструкции.
В результате исследования у всех детей были выявлены нарушения ручной моторики, которые проявлялись в нарушении точности, быстроты, координированности движений.
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб.
Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.
Все дети с ФФНР, участвовавшие в обследовании произвольной мимической моторики, показали такие результаты, которые выявляют у них слабое развитие произвольной мимической моторики – маловыразительная мимика, амимичность лица, сглаженность носогубных складок.
В результате исследования у всех детей с ФФНР выявляются нарушения артикуляционной моторики, отмечается недостаточность некоторых моторных функций, которые у каждого ребенка проявляются в разной степени.
Движения не имеют достаточной точности, плавности, легкости. Заданное положение органы артикуляции удерживают с трудом, либо совсем не удерживают. Переход от одного состояния к другому совершается толчкообразно. Наблюдаются паретические и спастические явления в отдельных мышцах артикуляционного аппарата.
У детей нарушена как статика, так и динамика артикуляционных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наибольшие трудности вызывают произвольные движения языка, в заданиях на динамическую координацию – воспроизведение одновременных движений, что характерно для детей с ФФНР.
Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, о тесном функциональном единстве между речевой системой (не только ее моторным компонентом) и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при ФФНР у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с ФФНР значимым и продуктивным является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.
Дифференцированный подход в процессе воздействия при стертой форме дизартрии должен осуществляться с учетом комплекса факторов: симптоматики расстройств фонетической стороны речи, характера конкретных видов дефектов звукопроизношения, уровня несформированности речевых и неречевых функций, зоны ближайшего развития, наличие или отсутствие нарушений фонематической и лексико-грамматической стороны речи, механизмов и структуры речевого дефекта, а также индивидуальных особенностей ребенка.
В процессе коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей с ФФНР наиболее эффективным является комплексное дифференцированное логопедическое воздействие, которое направлено на формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих процесс моторной реализации речевой деятельности. Система комплексной логопедической работы должна включать следующие направления: формирование восприятия устной речи, развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата, воспитание правильной артикуляции звуков и их автоматизацию в различных условиях произношения, формирование интонационной выразительности речи.
Занятия с детьми необходимо начинать в более раннем возрасте, примерно с 4 – 5 лет, так как стойкое нарушение фонетической стороны речи при дизартрии является ведущим в структуре дефекта, с трудом поддается коррекции и требует длительного коррекционно-педагогического воздействия на все его звенья.
Таким образом, в данной работе были решены поставленные задачи:
Сформирован пакет методик для исследования состояния развития общей моторики у детей с ФФНР.
Сформированы две группы для проведения исследования - контрольной (дети с нормальным развитием речи) и экспериментальной (дети с ФФНР).
Проведено экспериментальное исследование уровня состояния психомоторики у детей дошкольного возраста.
Проанализированы полученные результаты и определены особенности психомоторного развития дошкольников с ФФНР.
В результате была подтверждена гипотеза исследования: у детей с ФФНР существуют нарушения общей, ручной, артикуляторной и мимической моторики; их коррекция в дошкольном возрасте является необходимой.















Список литературы
Аханькова Е.В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей.// Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. - М., 2001. - Т. 2. – 177с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста // Развитии двигательных качеств школьников. М,. 1967. – 177 с.
Буцинская П.П., Васюкова В.И. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М, Просвещение, 1990. – 175 с.
Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. – 140 с.
Косенкова О.С. Развитие мелкой моторики.// 7я – июнь 2002. – №6. – . 19 с.
Лопатина Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией // Психологическая наука и образование. –2003. –№2.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ, 1999. – 48 с.
Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики. Методы изучения детей и подростков. М., 1979. – 234 с.






Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
Лопатина Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией // Психологическая наука и образование. –2003. –№2.
Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста // Развитии двигательных качеств школьников. М,. 1967. – 177 с.
Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики. Методы изучения детей и подростков. М., 1979. – 234 с.
Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. – 140 с.









2

Список литературы
1.Аханькова Е.В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей.// Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. - М., 2001. - Т. 2. – 177с.
2.Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
3.Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста // Развитии двигательных качеств школьников. М,. 1967. – 177 с.
4.Буцинская П.П., Васюкова В.И. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М, Просвещение, 1990. – 175 с.
5.Гублер Е. В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. Л., 1973. – 140 с.
6.Косенкова О.С. Развитие мелкой моторики.// 7я – июнь 2002. – №6. – . 19 с.
7.Лопатина Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией // Психологическая наука и образование. –2003. –№2.
8.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М.: АСТ, 1999. – 48 с.
9.Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики. Методы изучения детей и подростков. М., 1979. – 234 с.

Узнать стоимость работы