Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социальное государство: понятие и сущность.

  • 33 страницы
  • 18 источников
  • Добавлена 17.12.2008
300 руб. 1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Особенности формирования социальной государственности
1.1. Формирование идей социальной государственности
1..2. История развития Российской Федерации как социального государства
Глава 2. Основные критерии социальной государственности, специфика их проявления в России
2.1. Конституционно-правовые основы социальной государственности
2.2. Основные направления государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в РФ
2.3. Перспективы развития Российской Федерации как социального государства
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Данная позиция отражает реальное положение вещей, так как социально-экономические показатели не позволяют прийти к выводу о созданном в России обществе благосостояния.
Последние годы в России ведется интенсивный поиск объединяющей идеи, оптимальной модели будущего, приемлемой для большинства общества. При этом даже активные вчерашние сторонники и проводники либеральных реформ все более охотно говорят о «левом центре» и даже «новом социализме». В свою очередь основная часть левой оппозиции практически отказалась от ортодоксальных вариантов «реального» социализма. Тем не менее и те, и другие явно недооценивают огромный созидательный, политический и пропагандистский, мобилизующий потенциал идеи социального государства.
Одной из основных причин этого является отождествление социального государства с чрезвычайно высоким уровнем жизни в развитых странах. Однако, в данном случае в значительной степени имеет место нарушение последовательности событий и неверная трактовка их причинно-следственной связи. Так, даже в энциклопедическом словаре по политологии утверждается, что понятие социального государства возникло «для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики».
В плане своего социально-политического назначения как института российское социальное государство должно стать общенародным государством большинства и для большинства, при этом гарантирующего и соблюдающего установленные законом права и свободы каждого отдельного гражданина.
Экономический фундамент российского социального государства должна составлять высоко развитая, социально ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонию природы и общества. При таком подходе неизбежно встает вопрос о значительном, закрепленном в Конституции повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Потребуется и вернуться к основательно забытым в годы строительства олигархического и бюрократического капитализма идеям времен конца перестройки и начала реформ о развитии коллективных форм собственности и максимальном увеличении числа собственников, о том что только экономическая свобода и высокий уровень достатка делают людей действительно свободными.
Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.
В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан.
Прежде всего, это означает восстановление гарантий на труд и занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.
В то же время совершенно недопустимы потворство возникновению сверхсостояний, целенаправленная политика государства, направленная на искусственное создание класса крупнейших собственников путем издания благоприятствующих этому законов, указов, постановлений, фактическое отсутствие реального преследования за грубейшие нарушения даже таких нормативных актов.
Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Она должна включать в себя, во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т.д.; в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.
К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов.
Исключительно важной заботой социального государства именно в России является весь комплекс демографических проблем. Нарастающая угроза вымирания коренного населения страны за счет сокращения продолжительности жизни и сокращения рождаемости ставит вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней демографической экспансии в число наиболее приоритетных.
Для воплощения принципа социальности в деятельность российского государства серьезные коррективы должны быть внесены и в его политическую сферу. Прежде всего необходима конституционная реформа, направленная на действительное утверждение равноправия ветвей власти за счет значительного повышения статуса и роли власти законодательной. Именно представительные органы власти по определению отражают весь спектр интересов различных слоев общества и позволяют осуществлять их гармонизацию. Повышению статуса законодательной власти и одновременно упрочению политической стабильности будет способствовать исключение из Конституции нормы о праве президента на роспуск Государственной Думы. Кстати, президент США такого права не имеет. Наряду с этим необходимо продолжать совершенствование избирательного законодательства в целях обеспечения свободного волеизъявления граждан и избрания в органы власти представителей народа, а не олигархических и криминальных кругов.
В рамках конституционной реформы принцип социального государства должен быть распространен и на вопросы, касающиеся формы государственного устройства, характера отношений между органами власти различных уровней, а также системы межнациональных отношений и статуса отдельных наций. В настоящее время, вопреки формально провозглашенному принципу равенства субъектов федерации (ст.5, ч.4 Конституции РФ), фактически эта норма не соблюдается. Продолжается заключение договоров Центра с отдельными из них. При этом объем полномочий, передаваемых национальным республикам значительно превосходит объем полномочий, предоставляемых, например, областям. В результате республики и проживающее в них население получают экономические и социальные преимущества. В национальных республиках практикуется предоставление различных политических и иных преимуществ так называемым «титульным нациям», составляющим в большинстве республик меньшинство населения, что фактически ведет к дискриминации граждан других национальностей. Все эти явления противоречат принципам социального государства, которые должны в равной степени распространяться на всю территорию страны и на всех ее граждан, независимо от их национальности.
В российском социальном государстве существенное значение и свои специфические черты будет иметь и духовная сфера. Во главу угла забот государства и общества должно быть поставлено формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Глубокие народные традиции гуманизма и нравственности, высочайшие достижения отечественной культуры делают эту цель вполне достижимой. Для этого должен быть открыт доступ гражданам и прежде всего молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства и литературы, прекращена фактически насильственная вестернизация духовной жизни. Примеры защиты национального языка и культуры, поощрения развития фольклора дают многие развитые европейские страны.
Принципиально важное значение имеет прекращение пропаганды насилия, жестокости, аморализма, индивидуализма, внедрения в массовое сознание иллюзий о широких возможностях случайного счастливого обогащения и т.д. Интересам общества и традициям народов России в гораздо большей степени отвечает воспитание молодежи в духе гуманизма, нравственности, коллективизма и взаимопомощи, служения людям и Отечеству. Большие задачи перед государством и обществом стоят и в области формирования правовой культуры населения и борьбы с преступностью.

















Заключение

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Социального государства – это такое государство, в котором принципы социальной справедливости и солидарности законодательно закреплены и последовательно реализуются во всех сферах общественной жизни.
Сущность социального государства раскрывается в его взаимосвязи с правовым и демократическим государством и определяется совокупностью следующих устойчивых характеристик:
Законодательное закрепление функции государства по перераспределению доходов через налогообложение и социальные программы с целью недопущения резкого материального и социального неравенства.
Универсальная система социальной защиты населения, призванная обеспечить всеобщую доступность важнейших социальных благ на уровне стандартов современного развитого общества, основанная на принципах социального страхования, социального обеспечения, вспомоществования, социальной солидарности;
Социальная поддержка со стороны государства сочетается с созданием условий для максимальной трудовой занятости граждан, социальной ответственностью предпринимательских структур и некоммерческого сектора.
Социальная политика государства - это система мероприятий, направленных на увеличение возможностей и ресурсов личности и общества для повышения благосостояния, уровня и качества жизни всех его членов.




Список использованных источников

Конституция РФ, 12 декабря 1993г.
Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. М., 2006.
Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2005.
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, виды, принципы//Вестник Российского Университета дружбы народов, 2004. № 2.
Еременко Ю.П. Конституция и законность, М., 2002.
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007.
Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. – «Конституционное развитие России», М., 2005.
Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003.
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие, М., 2001.
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. - М.: Издательство «Зерцало», 2004.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Отв. ред. Б.А.Страшун, М.,2003.
Кутафин О.Е. Козлова Е.И. Государственное право РФ. Учебник, М., 2006.
Лафитский В.И. Конституционное право зарубежных стран, М., 2004.
Левашов В.А. Россия: социальное государство и стратегия устойчивого развития. // Обозреватель. 2006. № 8.
Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных государства, М., 2005.
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007.
Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления, М., 2004.
Теория права и государства/ Под ред. Г.Н.Манова, М., 2005.





Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С. 12
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, виды, принципы//Вестник Российского Университета дружбы народов, 2004. № 2. С. 46
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С. 12
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007. С. 269, 292
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С. 12
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007. С. 270
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007. 294
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, виды, принципы//Вестник Российского Университета дружбы народов, 2004. № 2. С. 49
Там же
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, виды, принципы//Вестник Российского Университета дружбы народов, 2004. № 2. С. 49
Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003. С. 27
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, виды, принципы//Вестник Российского Университета дружбы народов, 2004. № 2. С. 49
Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003. С. 29
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007. С. 367, 369, 397-398
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С.22
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007. С. 412
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007. С. 437
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С.29
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С. 33
Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003. С. 54
История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007. С. 367, 369, 397-398
Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003. С. 59

Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003. С. 62

Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003. С. 69

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С.176
Теория права и государства/ Под ред. Г.Н.Манова, М., 2005. С.272-274.
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С. 28
Там же. С. 29
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 196.
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С. 31
Там же. С. 32
Левашов В.А. Россия: социальное государство и стратегия устойчивого развития. // Обозреватель. 2006. № 8. С . 75
Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007. С. 37
Политология, 2003. С. 359
Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. М., 2006. №8. С. 74
Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. М., 2007. № 8. С. 79












33

Список использованных источников

1.Конституция РФ, 12 декабря 1993г.
2.Баталов Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. // Российская Федерация. М., 2006.
3.Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2005.
4.Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, виды, принципы//Вестник Российского Университета дружбы народов, 2004. № 2.
5.Еременко Ю.П. Конституция и законность, М., 2002.
6.История политических и правовых учений/под редакцией В.Н.Нерсесянца, М., 2007.
7.Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. – «Конституционное развитие России», М., 2005.
8.Калашников С.В. Становление социального государства в России, М., 2003.
9.Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие, М., 2001.
10.Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. - М.: Издательство «Зерцало», 2004.
11.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Отв. ред. Б.А.Страшун, М.,2003.
12.Кутафин О.Е. Козлова Е.И. Государственное право РФ. Учебник, М., 2006.
13.Лафитский В.И. Конституционное право зарубежных стран, М., 2004.
14.Левашов В.А. Россия: социальное государство и стратегия устойчивого развития. // Обозреватель. 2006. № 8.
15.Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных государства, М., 2005.
16.Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика, М., 2007.
17.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления, М., 2004.
18.Теория права и государства/ Под ред. Г.Н.Манова, М., 2005.





Узнать стоимость работы