Формирование коммуникативных изменений и навыков у детей 7-8 летнего возраста посредствам игры

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 116116 страниц
  • 75 + 75 источников
  • Добавлена 20.03.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
I. Развитие коммуникативных умений и навыков социокультурной деятельности
1.1.Определение и классификация знаний, умений и навыков (основные понятия, используемые в работе)
1.2.Ведущая роль социокультурной деятельности как среды развития коммуникативных умений и навыков: основные формы социокультурной деятельности детей 7-8 лет
1.3. Психолого-педагогические основы развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет
1.3.1. Психические процессы 7-8-летнего ребёнка
1.3.2. Особенности развития детей в социуме
1.4. Влияние различных подходов к воспитанию и обучению на систему развития коммуникативных навыков и умений
1.4.1. Педагогика сотрудничества
1.4.2. Педагогика сотворчества
1.4.3. Вальдорфская педагогика
1.4.4. Традиционная педагогика
II. Система развития коммуникативных навыков
через социокультурную деятельность
2.1.Формы и методы деятельности, используемые в эксперименте
2.2.Участники эксперимента
2.3. Результаты повторного исследования
Заключение
Литература
Приложение 1

Фрагмент для ознакомления

Уч: Это волшебник необычный, его дела спрятаны в загадке. Послушайте загадку и доскажите последнее слово:
День уходит навсегда, закрываем мы глаза, и тогда приходит он, Интересный добрый ... (сон).
Д: варианты ответов с объяснением (какие слова в загадке помогли догадаться).
Уч: Ребята, а что такое сон?
Д: свободные высказывания.
Уч: Правильно, чтобы каждый из нас мог учиться, работать, делать полезные дела мы должны вовремя ложиться спать. Кто расскажет, что ему чаще всего снится ночью?
Д: короткие рассказы.
Уч (выбор сюжетов из рассказов детей и обобщение): Да, сны бывают добрые, спокойные, интересные, а бывают тревожными и даже страшными. Знайте, что добрые сны приходят к тем, кто хорошо учился, хорошо трудился, а еще к тем, кто днем делал добрые дела. Фея знает об этих делах и посылает таким людям в награду волшебные сны.
А вот и звонок колокольчика, давайте встречать гостя. Покажите, что вы вежливые дети. Как правильно приветствуют гостей?
Д: приветствуют (каждый индивидуально).
Уч: Здравствуй, милый, добрый Оле-Лукойе . Спасибо за то, что ты прилетел к нам днем. Ребята, мне кажется, что в глазах Оле-Лукойе грусть. (Вопросительная интонация.) Попробуйте расспросить о том, что его печалит.
Д: вопросы и высказывания в адрес Оле-Лукойе .
Уч: (Рассказ феи) Спасибо за то, что вы готовы помочь. Я прилетел сюда из одной далекой страны. Там случилась очень большая беда: все дети разучились правильно вести себя перед сном, и теперь никому из них я не могу посылать добрые сны. Если вы хотите помочь, покажите и расскажите мне, как нужно вести себя перед сном, а я все запомню и передам детям, живущим в той стране.
Д: свободные высказывания, совместное решение о помощи.
Динамическая пауза.
Уч: Оле-Лукойе , не грусти. Поиграй с нами, мы расскажем тебе о наших снах. Игра «Мои любимые сны»: под музыкальный фон ученики «засыпают», тот, кого касается фея сна, «просыпается» и рассказывает о своем любимом сне («Мне снится ...», «Я вижу во сне ...»).
Знакомство с колыбельной песней:
4.1. Уч: Ребята, вам понравилась музыка Оле-Лукойе ?
Д: свободные высказывания.
Уч: Мы, Оле-Лукойе , с ребятами хотим показать тебе, как укладываем спать свои любимые игрушки и поем им особые песни. Эти песни называются «колыбельные».
Д: берут подготовленные куклы или мягкие игрушки, усаживаются в круг, подражают учителю, принимая позу убаюкивания.
4.2. Речевая разминка: произнесение фрагмента колыбельной «Баю, баю, бай» с различной интонацией и силой голоса (подражая учителю), хором и индивидуально.
В ходе разминки дети делают выводы об интонации и силе голоса, подходящих для произнесения колыбельной.
4.3. Знакомство с текстом колыбельной:
Ю.Горей
Спи, моя хорошая, Баю, баю, бай, Куколка, любимая, Глазки закрывай. Я тебя раздену, Застелю кровать. Завтра встанем вместе, Будем вновь играть.
4.4. Работа с текстом и интонацией колыбельной.
Уч: К кому обращается эта колыбельная? (К куколке.)
О чем мы просим ее? (Мы просим куколку спать, закрывать глазки.)
Что мы обещаем куколке в песне, чтобы она уснула? (Мы ее разденем, положим в кровать, а завтра снова будем с ней играть).
Какие мы ласково называем куколку? (Мы называем куколку хорошая, любимая.)
Как вы думаете, такую песенку можно спеть только куколке или кому-то еще?
Д: ответы на вопросы учителя с использованием лексики колыбельной.
4.4. Разучивание колыбельной.
Итог занятия.
Оле-Лукойе : Спасибо, ребята, вы очень мне помогли. Сегодня ночью я спою вашу песенку непослушным деткам. А вам ночью пришлю добрые, волшебные сны.
Расскажите утром маме, учительнице о том, что вам приснилось. До встречи!
Уч: Давайте попрощаемся с волшебником. Оле-Лукойе , мы очень рады были с тобой познакомиться. До новой встречи!
Д:прощаются («До свидания», «До встречи», «Прилетай еще», машут рукой).
Уч:Давайте уложим наши игрушки спать и еще раз споем им колыбельную.
Д:укладывают спать игрушки, говорят им ласковые слова (учитель поощряет использование иных вариантов, не из колыбельной}, поют колыбельную хором.
Урок 2. Уточнение правил речевого этикета перед сном.
Сообщение темы урока.
Уч: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке устной речи?
Д: свободные высказывания, обобщенный ответ о теме речевой ситуации (с помощью учителя), повторение колыбельной.
Беседа о правилах поведения перед сном.
Уч: Ребята, мне кажется, что на прошлом уроке мы не всё успели рассказать фее о том, как правильно вести себя перед сном. Перед сном мы всегда прощаемся со своими близкими и говорим при этом необычные, специальные слова. Какие слова вы говорите своим близким перед сном? (Учитель поощряет ответы, не повторяющие ранее звучавшие фразы).
Д: свободные ответы на поставленный вопрос.
Уч: Чем можно заниматься перед сном?
Д: свободные ответы на поставленный вопрос.
Обобщение опыта учащихся.
3.1. Чтение учителем рассказа «Перед сном» . Уч: Послушайте рассказ о том, как ложатся спать брат и сестра в одной семье. Подготовьтесь объяснить, чье поведение кажется вам правильным.
3.2.  Обсуждение рассказа.
Уч: Как зовут героев рассказа?
Назовите остальных членов семьи.
Как вел себя перед сном брат?
Как вела себя сестра?
Кто из них поступал правильно, почему?
Д: ответы на вопросы учителя.
3.3.  Закрепление словаря по теме урока.
Уч: Послушайте рассказ еще раз и запомните, что говорили друг другу перед сном в этой семье.
Д: воспроизведение пожеланий перед сном, услышанных в рассказе.
Уч: Давайте составим словарик пожеланий перед сном, чтобы использовать их на следующих уроках и научиться по-разному выражать свои добрые пожелания к близким.
Д: воспроизводят ранее звучавшие пожелания, записываются на доске или на большом листе (учителем или учеником).
Динамическая пауза.
Уч: (музыкальный фон) Вы когда-нибудь видели как спят котята?
Д: свободные ответы.
Уч: Представьте себе что вы котята, которые устали и решили отдохнуть.
Этюд «Спящий котенок»: «котята» ложатся на ковер, глаза закрыты, лапки сложены, мерно поднимается и опускается животик.
Составление рассказа «Перед сном» по серии картин.
Уч: (интонация раздумья) Ребята, мы сегодня так много важного сказали, а фея не смогла прилететь. Я предлагаю составить рассказ о том, как нужно ложиться спать. Фея ночью прочитает его, а потом расскажет непослушным детям из далекой страны.
Д: свободные высказывания.
Уч: Составить рассказ нам помогут картинки. (Предъявление серии картин в произвольном порядке.) Расскажите, что вы видите на каждой из них.
Д: высказывания по содержанию картин.
Уч: Как вы думаете, картины правильно стоят по порядку?
Д: участие в обсуждении выбранной последовательности.
Уч: Как бы вы назвали рассказ?
Д: участие в обсуждении, выбор подходящего названия.
Уч: Давайте составим предложение по первой картинке, как можно сказать по другому? (Наступила ночь. — Уже поздно, и т.д.) Аналогичная работа по составлению предложений к остальным картинкам, фиксация каждого условно-графическим изображением.
Уч: Кто запомнил весь рассказ?
Ответ одного ученика.
Уч: Кто сможет рассказать без картинок?
Ответ одного ученика.
Уч: Кто попробует рассказать еще раз, другими словами?
Ответы нескольких учеников.
Итог урока.
Уч: Давайте оставим для феи наш рассказ (символический план). Как фея узнает о том, что каждый из вас делает перед сном?
Я предлагаю каждому нарисовать, как он ложится спать, что делает перед сном.
Что можно изобразить на таком рисунке?
Д: свободные высказывания («Я попробую нарисовать...», «Можно нарисовать...», «Я нарисую, как...»)
Уч: Подготовьте рисунки к следующему уроку.
Урок 3. Составление диалогов по теме речевой ситуации.
Организационный момент.
Уч: Какое задание вы получили на прошлом уроке устной речи?
Д: ответы на поставленный вопрос.
Уч: Достаньте свои рисунки.
Д: подготовка к уроку.
Проверка домашнего задания.
Уч: Мне очень хочется поскорее узнать, что нарисовал каждый из вас. Расскажите.
Д: демонстрация детьми рисунков (Рассказ. «Я нарисовал, как...», «Перед сном я обычно...»). Обсуждение рисунков товарищей («Мне нравится...», «Я думаю...»).
Повторение рассказа из предыдущего урока.
Уч: (с таинственной интонацией) Ребята, сегодня ночью мне приснилось, что Оле-Лукойе прилетел в наш класс и прочел рассказ, который мы с вами составили на прошлом уроке. Он ему очень понравился.
Уч: Кто из вас помнит рассказ, который мы составили на прошлом уроке для Оле-Лукойе ?
Учитель предлагает воспроизвести рассказ:
с опорой на картинный план;
с опорой на символический план;
с подстановкой имени героя (мальчик —> девочка);
от первого лица.
Динамическая пауза.
Уч: Вы отлично потрудились. У вас получились такие интересные рассказы! После трудной работы, когда человек устал, он хочет отдохнуть, поспать. Как мы можем увидеть, что человек хочет спать?
Д: свободные высказывания.
Уч: Как можно показать, что человек хочет спать?
Д: высказывают предложения.
Этюд «Спать хочется» (с музыкальным фоном). Характерные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Составление диалогов по теме речевой ситуации.
Уч: (бодро) Мы отдохнули, у нас появились новые силы. Мы очень много знаем о том, как нужно вести себя перед сном. Давайте используем наши знания в игре.
Учитель определяет сюжет первого диалога и действующих лиц.
Предлагается первая реплика. Совместно с детьми моделируется ход диалога, интонация, мимика и жесты героев.
Диалог представляется несколькими учениками. Действия «актеров» оцениваются «зрителями», оценки аргументируются. Следующие диалоги предлагаются учениками, в них используются слова, выражения и колыбельная прошлых уроков.
Урок 4. Игра-драматизация по теме речевой ситуации.
Организационный момент.
Уч: Ребята, сегодня у меня на столе оказалось странное письмо. Посмотрите, оно адресовано нашему классу. Давайте откроем его?
Д: свободные высказывания.
Уч: (читает письмо про себя, радостно сообщает) К нам сегодня собирается в гости наш старый знакомый, Оле-Лукойе . Вспомнили, кто?
Д: свободные высказывания.
Создание игровой ситуации.
Уч: (предъявляет фею, обращается к ней) Здравствуй, Оле-Лукойе ! Мы очень рады новой встрече.
Д: приветствия в адрес гостя.
Уч: (От имени Оле-Лукойе .) Я очень благодарен вам за помощь. Дети в далекой стране научились правильно ложиться спать, теперь я с радостью посылаю им добрые сны. Я так давно не был у вас в гостях, а мне хочется узнать, чему вы научились за это время.
Покажем наши умения?
Д: свободные высказывания.
Игра-драматизация «Перед сном».
3.1. Уч: Давайте разыграем для Оле-Лукойе сценку. (По аналогии с прошлым уроком.) Какие герои будут в ней участвовать?
Обсуждение сюжета и новых героев, создание образа с помощью необходимых атрибутов (для бабушки — очки, для папы — галстук и т.д.).
Примеры сюжета (бабушка и дедушка укладывают спать непо слушного внука.
Примерные действия и реплики героев в соответствии с сюжетом. Использование речевых оборотов, обсуждавшихся на предыдущих уроках по теме.
3.2.  Игровые действия по сюжету.
3.3.  Включение в действие новых героев, изменение и дополнение сюжетной линии.
3.4. Свободные действия учеников в соответствии с темой игры (например, игра может быть продолжена несколькими группами, с включением игрушек, как действующих лиц).
Итог.
Уч: (Оле-Лукойе ) К сожалению, мне пора возвращаться. До свидания.
Д: прощание с гостем.
Учитель и ученики высказывают свои впечатления от игры. Ученики оценивают действия свои и товарищей.
Проблема обучения общению не может быть поставлена в прямую зависимость от содержания учебной программы, так как необходимость формирования коммуникативных умений продиктована объективными условиями современной жизни и потребностями детей.
Участники эксперимента
На первом этапе работы была проведена диагностика уровня развития коммуникативных навыков. В исследовании приняли участие две группы младших школьников – контрольная, в которой работа проводилась в обычном порядке, и экспериментальная – в ней проводилась комплексная работа по развитию навыков общения. В обследовании принимали участие две группы детей 7-летнего возраста, общее количество 51 человек. В экспериментальной группе 25 человек, в контрольной – 26 человек.
Первичное исследование выявило, таким образом, что в экспериментальной группе и контрольной наблюдается приблизительно одинаковый уровень как отношения к людям, так и развитие навыков общения. Уровень толерантности детей невысок, в ответах преобладают негативные оценки.
Результаты исследования:
Методика «Дружеские выборы»: детям предложено назвать людей, с которыми бы они хотели играть, кого они хотели бы пригласить на день рождения, то есть выборы по критерию высокой коммуникативности. Результаты распределились следующим образом:
Контрольная группа: 8 человек выбрали в друзья 1-2 товарищей, 10 человек – 3-4 товарищей,5 человек хотели бы общаться с 5-6 товарищами, 2 человека показали 7-8 выборов.
Экспериментальная группа: 7 человек – 1-2 выбора, 12 человек – 3-4 выбора, 4 человека – 5-6 выборов, 3 человека – 7-8 выборов.
Таблица 1. Сравнительные показатели по методике «Дружеские выборы»
группа 1-2 выбора 3-4 выбора 5-6 выборов 7-8 выборов контрольная 8 человек 10 человек 5 человек 2 человека экпериментальная 7 человек 12 человек 4 человека 3 человека Очевидно, что положение с состоянием уровня коммуникативности в обеих группах приблизительно одинакова.
На основании тестов «Несуществующее животное» (см. Приложение) можно выделить основные группы детей: дети, адаптировавшиеся к ситуации (новый коллектив) – 1 группа, дети, испытывающие незначительные затруднения в адаптации – 2 группа, дети с серьёзными проблемами адаптации – 3 группа.
Таблица 2. Сравнительные показатели по методике «Несуществующее животное»
группа 1 группа
(высокий уровень адаптации) 2 группа (средний уровень) 3 группа (низкий
уровень) Контрольная 7 человек 12 человек 7 человек экспериментальная 7 человек 10 человек 8 человек Методика Жиля (см. Приложение) выявляет как отношение к одноклассникам и друзьям, так и отношение к членам семьи. Отношения оцениваются по результатам специальных тестов по пятибалльной системе. В экспериментальной группе результаты выглядят следующим образом:
Таблица 3.
Объект отношения 5 баллов 4 балла 3 балла примечания отношение к матери 17 человек 8 человек нет отношение к отцу 12 человек 2 человека 3 человека 8 неполные семьи к братьям и сестрам 3 человека 2 человека 1 человек 19 нет братьев к дедушке и бабушке 15 человек 4 человек 3 человека 3 нет бабушек к другу 8 человек 7 человек 10 человек Таким образом, наблюдается изменение отношения к ровесникам в сравнении с отношением к членам семьи.
2.3. Результаты повторного исследования
В ходе повторного эксперимента были использованы те же методики, что и в первоначальном эксперименте.
Таблица 4. Сравнительные показатели по методике «Дружеские выборы»
группа 1-2 выбора 3-4 выбора 5-6 выборов 7-8 выборов контрольная 7 человек 11 человек 5 человек 2 человека экпериментальная 5 человек 14 человек 6 человека 3 человека Очевидно, что в результате проведённой работы в экспериментальной группе увеличилось число детей, делающих дружеский выбор в пользу большего количества человек. Улучшились отношения, усиливаются дружеские связи. Коммуникативные навыки дали возможность улучшению микроклимата в детском коллективе.
Очевидно, что увеличилась группа детей с нормальной адаптацией и, соответственно, уменьшилось число детей с низким уровнем адаптации.
По отношению к друзьям ситуация тоже изменилась в сторону улучшения. Для сравнения составлен график «Отношение к друзьям». При составлении учитывалось отношение к друзьям одних и тех же детей из экспериментальной группы (на основании методики Жиля)
График 1. Сравнительное отношение к друзьям (выборка)


Методика Жиля показала, что дети чувствуют себя гораздо комфортнее в коллективе. По наблюдениям исследователя и педагога - классного руководителя, коммуникативные навыки детей улучшились. Они чаще обращаются друг к другу, более толерантны, терпимее относятся к недостаткам и особенностям друг друга, начали использовать разные виды коммуникативных навыков. В контрольной группе результаты изменились незначительно. Более того, результаты наблюдения говорят о некотором увеличении количества межличностных конфликтов и активном процессе формирования микрогрупп.
Для подтверждения результатов были составлены диаграммы «Психологический портрет группы» (экспериментальная группа) до и после эксперимента на основании методики «Дружеские выборы»:


К лидерам были отнесены те, кого чаще выбирали другие в качестве тех, с кем хочется общаться, то есть дети с высоко развитыми коммуникативными навыками. В экспериментальной группе уменьшилось количество «отвергаемых» (аутсайдеров), количество же детей в средней группе увеличилось. Таким образом, наша первоначальная гипотеза подтвердилась.

Заключение
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Коммуникативные навыки помогают в этом.
К сожалению, к моменту поступления в школу небольшой процент детей психологически готов к обучению. Это относится как к кругозору детей, словарному запасу, особенностям развития мыслительной деятельности, внимания, мышления, так и развитию коммуникативных навыков. То, что должно быть сформировано в семье и дошкольном учреждении, вынуждена формировать школа. В мире нет одинаковых людей. Но каждому человеку необходимо понимание других людей.
Именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
Для формирования навыков общения необходимы систематические комплексные занятия, включающие различные формы социокультурной деятельности, работу кружков, студий по специальной программе. Обязателен индивидуальный подход педагога, его горячее желание поддержать ученика, уважение к его личности, использование элементов педагогики сотворчества, вальдорфской педагогики. Результаты эксперимента убедительно доказывают это.

Литература
Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986.
Аксенова Е.Б. Социальная психология. М.. 2002.
Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 2005
Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002, с. 176-177, 183-187
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – 376 с.
Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.
Бедельбаева Х.Т. Особенности этикетного общения шестилетних детей с различными категориями собеседников // Культура общения и ее формирование. Вып.6. Воронеж, 1999. С. 67.
Бодалев А.А. Коммуникативное тестирование и возраст // Культура общения и ее формирование. Вып.4. Воронеж, 1997. С. 50. Добрович А.Б. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 124-125
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983, с. 29, с. 76
Бодалев А.А. Психологическое общение. – М., Воронеж. 1996. – 256 с.
Буре Р.С. Проблемы изучения коммуникативного поведения младшего школьника // Вестник ВОИПКРО. Вып. 3. Воронеж, 1999. С. 61-64.
Вердербер Р. Психология общения. М., 2003.
Вердербер Р. Психология. М., 2002
Ветлугина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении со сверстниками // Культура общения и ее формирование: Материалы VI региональной конференции. М, 1999. С. 65-66.
Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
Выготский Л.С. Психология общения. - М., 1999. - 256с .
Галигузова Л.Н. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц. М., 1991. С. 9.
Годовикова Д.Н. Проблемы текстопостроения в коммуникативном поведении младшего школьника // Вестник ВОИПКРО. Вып. 2. Воронеж, 1998. С. 73-77.
Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002, с. 112, 144-145, 167
Гуменюк М.И. Психологические исследования общения. – М., 1985. - 206 с.
Дмитриева Е.Е. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении со сверстниками // Культура общения и ее формирование: Материалы VI региональной конференции. М, 1999. С. 65-66.
Елагина М.Г. Особенности коммуникативного поведения младших школьников // Культура общения и ее формирование: Материалы IV научно-методической конференции. Воронеж, 1997. С. 55-57 3538.
Заширинская О.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. –Киров, 1991. - 267 с.
Каган М.С. . Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. – М., 1986. – 265 с.
Кан-Калик В.А. Культура общения и ее формирование. Вып.5. М, 1998. С. 41.
Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.– Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1981. - 235 с.
Коммуникативное поведение младшего школьника: 42. Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Сб. науч. трудов. Вып. 7. Красноярск, 1998. С. 91-94.
Коммуникативные особенности поведения // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000. С.67.Способности и индивидуальность. – М., 1993. – 205 с.
Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
Кон И.С. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. S. 279-282.
Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1982
Лында А. С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. М.,1973.
Леви В.Л. Детский менталитет и коммуникативное поведение младшего школьника // Язык и национальное сознание: Материалы региональной научной конференции. Воронеж, 1998. С. 70.
Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении с педагогом // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 67.
Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника и его формирование: Программа спецкурса // Сборник дополнительных профессиональных программ: Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. Ч. 3. Воронеж, 1999. С. 81-40.
Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1999. 22 с.
Лемяскина Н.А. Коммуникативные потребности и коммуникативные ожидания первоклассника в отношении учителя // Преемственность дошкольного и начального образования: Областные педагогические чтения. Воронеж, 1999. С. 21-22.
Лемяскина Н.А. Опыт экспериментального исследования коммуникативного поведения младшего школьника // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Екатеринбург, 1998. С. 55-56.
Лемяскина Н.А. Проблема формирования коммуникативного поведения младшего школьника // Проблема развития общества и образования. Философия. История. Педагогика. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1998. С. 146-149.
Лемяскина Н.А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников // Риторика и речевая коммуникация: теория – практика – преподавание: Материалы II Международной конференции по риторике и речевой коммуникации: М., 1998. С. 77-78.
Лемяскина Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача // Гармонизация – формирование одухотворенной личности: Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 1998. С. 207-209.
Лисина М.И. Проблемы генетической психофизиологии человека. – М., 2006.
Личность и общение. – М., 1983. - 356 с.
Ломов Б.Ф. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 С.
Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., Просвещение, 1973
Макаренко А.С. Статьи. Сб. – М., 1980
Маркова Т.А. Психология общих способностей. – СПб., 1999. – 368 с.
Мальцева К. П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников// Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
Мудрик А.В. Коммуникативное поведение. Изд II. Ярославль, 1995.
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.Л., 1989.
Никольская О.С. Межличностное общение: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2002.
Общая психология / Под ред. Г.И. Дмитриевой. М.: Владос, 1995.
Оценочное общение ‘взрослый – младший школьник’ // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. Вып. 1(8). Красноярск, 1999. С. 53-56.
Панферов В.Н. Русская невербальная коммуникация // Актуальные проблемы включенного обучения: организация, научно-методические основы. Воронеж, 1989. С. 188-200.
Парыгин Б.Д. Нормы коммуникативного поведения //Нормы человеческого общения. Горький, 1990. С. 230-232.
Пиклер Э. Социальная психология. Спб.: Питер, 2001.
Плаксина Л.И. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002, с. 214 15. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. – Ленинград, 1989. - 97 с.
Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя/Под ред. Е.Н.Васильевой. – Кемерово, 1996. – 49 с.
Серебрякова Т.А. Массовая коммуникация. М., 2000.
Слепович Е.С. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998. С. 63.
Смирнова Е.О. Организаторские и коммуникативные качества личности. –Талинн, 1998. - 189 с. 16. Б28.
Стребелева Е.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
Стребелева Е.А. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -Киев: Рад. Шк ., 1985.-557 с.
Тригер Р.Д. Вербальное поощрение: коммуникативные ожидания ребенка // Язык и национальное сознание: Материалы научной конференции. Вып. 2. Воронеж, 1999. С. 188-191. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. – М., 1988 .- 278 с.
Уч.. Социальная психология. Под ред. Медведевой Е.А. - М., МГУ, 1988, с. 135
Чернышова Е.А. Коммуникативная подготовка ребенка к школе // Культура общения и ее формирование. Вып.5. Воронеж, 1998. С.37.
58. Эльконин Д.Б. Психология. М.: Владос, 2000, с. 193-219
Эльконин Д.Б. Развивающее обучение. – М., 2002
Приложение 1
Тест «Несуществующее животное» .Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Необходимо объяснить ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер. Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.
Расположение на листе. В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили. Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.
Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего. Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.
Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться.
Голова или заменяющие ее элементы. Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата. Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание. Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении. Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Глаза. Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх. Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности. Рот. Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих. Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.
Уши. Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят. Дополнительные детали. Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная. Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность. Лапы  животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме. О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например. Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.
Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих. Хвост. Отражает самооценку ребенка. Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения. Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость. Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном. Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки. Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих. Анализируя контуры фигуры, нужно обратить внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя. Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей. Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите. Линии. Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии. Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка.
Название животного. Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.
Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка. Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции. Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.
Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности. 
Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность. Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.


Методика Рене Жиля.
Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.
Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Простота и схематичность, отличающие методику Р.Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого - ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, данная проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему межличностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как к семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию,общительность, отгороженность, адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.
Стимульный материал к методике Рене Жиля.
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

3. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

4. А теперь размести нескольких человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз.
Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может, тебе все равно?
Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.
Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
Напиши ниже.
13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже.
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести себя и несколько человек. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где идешь ты.

21. С кем ты любишь играть?
с товарищами твоего возраста
младше тебя
старше тебя
Подчеркни один из возможных ответов.
22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?
Будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме?
Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?
Будешь плакать?Пожмешь плечами?Сам будешь смеяться над ним?Будешь обзывать его, бить?Подчеркни один из ответов.
34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь?
Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов. 35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать?
Плакать? Жаловаться?Кричать?Попытаешься отобрать?Начнешь его бить?
Подчеркни один из ответов.
36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать?
Плакать? Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь?
Начнешь злиться? Подчеркни один из ответов.
37. Отец не разрешает тебе гулять. Что будешь делать?
Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать?Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из ответов.
38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать?
Ничего не ответишь?Надуешься?Начнешь плакать?Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из ответов.
39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?Напиши ниже.
40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?


Методика дружеских выборов: предлагаются назвать имена детей, которых ребёнок хотел бы пригласить на день рождения, с кем бы хотел сидеть за одной партой.


Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 2005
Лемяскина Н.А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников // Риторика и речевая коммуникация: теория – практика – преподавание: Материалы II Международной конференции по риторике и речевой коммуникации: М., 1998. С. 77-78.

Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002, с. 176-177, 183-187
Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника и его формирование: Программа спецкурса // Сборник дополнительных профессиональных программ: Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. Ч. 3. Воронеж, 1999. С. 81-40.
Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя/Под ред. Е.Н.Васильевой. – Кемерово, 1996. – 49 с.
Гуменюк М.И. Психологические исследования общения. – М., 1985. - 206 с.
Общая психология / Под ред. Г.И. Дмитриевой. М.: Владос, 1995.
Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
Чернышова Е.А. Коммуникативная подготовка ребенка к школе // Культура общения и ее формирование. Вып.5. Воронеж, 1998. С.37.

Каган М.С. . Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. – М., 1986. – 265 с.
Кон И.С. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. S. 279-282.
Парыгин Б.Д. Нормы коммуникативного поведения //Нормы человеческого общения. Горький, 1990. С. 230-232.
Кан-Калик В.А. Культура общения и ее формирование. Вып.5. М, 1998. С. 41.
Мудрик А.В. Коммуникативное поведение. Изд II. Ярославль, 1995.
Бодалев А.А. Коммуникативное тестирование и возраст // Культура общения и ее формирование. Вып.4. Воронеж, 1997. С. 50.
Добрович А.Б. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 124-125

Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
Леви В.Л. Детский менталитет и коммуникативное поведение младшего школьника // Язык и национальное сознание: Материалы региональной научной конференции. Воронеж, 1998. С. 70.
Эльконин Д.Б. Психология. М.: Владос, 2000, с. 193-219
Панферов В.Н. Русская невербальная коммуникация // Актуальные проблемы включенного обучения: организация, научно-методические основы. Воронеж, 1989. С. 188-200.
Смирнова Е.О. Организаторские и коммуникативные качества личности. –Талинн, 1998. - 189 с. 16. Б28.
Эльконин Д.Б. Развивающее обучение. – М., 2002
Елагина М.Г. Особенности коммуникативного поведения младших школьников // Культура общения и ее формирование: Материалы IV научно-методической конференции. Воронеж, 1997. С. 55-57 3538.
Пиклер Э. Социальная психология. Спб.: Питер, 2001.
Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
Бедельбаева Х.Т. Особенности этикетного общения шестилетних детей с различными категориями собеседников // Культура общения и ее формирование. Вып.6. Воронеж, 1999. С. 67.
Выготский Л.С. Психология общения. - М., 1999. - 256с .
Ветлугина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении со сверстниками // Культура общения и ее формирование: Материалы VI региональной конференции. М, 1999. С. 65-66.
Серебрякова Т.А. Массовая коммуникация. М., 2000.
Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002, с. 112, 144-145, 167

Дмитриева Е.Е. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении со сверстниками // Культура общения и ее формирование: Материалы VI региональной конференции. М, 1999. С. 65-66.
Стребелева Е.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
Вердербер Р. Психология. М., 2002
Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
Лемяскина Н.А. Проблема формирования коммуникативного поведения младшего школьника // Проблема развития общества и образования. Философия. История. Педагогика. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1998. С. 146-149.

Уч.. Социальная психология. Под ред. Медведевой Е.А. - М., МГУ, 1988, с. 135
Аксенова Е.Б. Социальная психология. М.. 2002.
Стребелева Е.А. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.
Никольская О.С. Межличностное общение: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2002.
Слепович Е.С. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998. С. 63.
Плаксина Л.И. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002, с. 214 15. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. – Ленинград, 1989. - 97 с.

Бодалев А.А. Психологическое общение. – М., Воронеж. 1996. – 256 с.
Оценочное общение ‘взрослый – младший школьник’ // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. Вып. 1(8). Красноярск, 1999. С. 53-56.
Маркова Т.А. Психология общих способностей. – СПб., 1999. – 368 с.
Лемяскина Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача // Гармонизация – формирование одухотворенной личности: Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 1998. С. 207-209.
Заширинская О.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. –Киров, 1991. - 267
Тригер Р.Д. Вербальное поощрение: коммуникативные ожидания ребенка // Язык и национальное сознание: Материалы научной конференции. Вып. 2. Воронеж, 1999. С. 188-191. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. – М., 1988 .- 278 с.

Лисина М.И. Проблемы генетической психофизиологии человека. – М., 2006.
Буре Р.С. Проблемы изучения коммуникативного поведения младшего школьника // Вестник ВОИПКРО. Вып. 3. Воронеж, 1999. С. 61-64.
Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1999. 22 с.

Годовикова Д.Н. Проблемы текстопостроения в коммуникативном поведении младшего школьника // Вестник ВОИПКРО. Вып. 2. Воронеж, 1998. С. 73-77.
Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.
Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении с педагогом // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 67.

Лемяскина Н.А. Опыт экспериментального исследования коммуникативного поведения младшего школьника // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Екатеринбург, 1998. С. 55-56.
Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.Л., 1989.

Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983, с. 29, с. 76

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – 376 с.

Личность и общение. – М., 1983. - 356 с.

Лемяскина Н.А. Коммуникативные потребности и коммуникативные ожидания первоклассника в отношении учителя // Преемственность дошкольного и начального образования: Областные педагогические чтения. Воронеж, 1999. С. 21-22.

Вердербер Р. Психология общения. М., 2003.

Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
Коммуникативные особенности поведения // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000. С.67.Способности и индивидуальность. – М., 1993. – 205 с.
Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.

Эльконин Д.Б. Психология. М.: Владос, 2000, с. 193-219=


Бодалев А.А. Коммуникативное тестирование и возраст // Культура общения и ее формирование. Вып.4. Воронеж, 1997. С. 50.
Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986.

Макаренко А.С. Статьи. Сб. – М., 1980
Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., Просвещение, 1973
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -Киев: Рад. Шк ., 1985.-557 с.

Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1982










94

Литература
1.Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
3.Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.
4.Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986.
5.Аксенова Е.Б. Социальная психология. М.. 2002.
6.Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
7.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 2005
8.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002, с. 176-177, 183-187
9.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – 376 с.
10.Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1.
11.Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.
12.Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.
13.Болотина Л.Р. Классный руководитель в современной начальной школе // Начальная школа. - 1995. - N 6.
14.Бедельбаева Х.Т. Особенности этикетного общения шестилетних детей с различными категориями собеседников // Культура общения и ее формирование. Вып.6. Воронеж, 1999. С. 67.
15.Бодалев А.А. Коммуникативное тестирование и возраст // Культура общения и ее формирование. Вып.4. Воронеж, 1997. С. 50.
Добрович А.Б. Прикладная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001, с. 124-125
16.Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983, с. 29, с. 76
17.Бодалев А.А. Психологическое общение. – М., Воронеж. 1996. – 256 с.
18.Буре Р.С. Проблемы изучения коммуникативного поведения младшего школьника // Вестник ВОИПКРО. Вып. 3. Воронеж, 1999. С. 61-64.
19.Вердербер Р. Психология общения. М., 2003.
20.Вердербер Р. Психология. М., 2002
21.Ветлугина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении со сверстниками // Культура общения и ее формирование: Материалы VI региональной конференции. М, 1999. С. 65-66.
22.Власов В.В. Профессия и семья // Социологические исследования. - 1995.- N 5.
23.Выготский Л.С. Психология общения. - М., 1999. - 256с .
24.Галигузова Л.Н. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека // Прагматические аспекты функционирования языковых единиц. М., 1991. С. 9.
25.Годовикова Д.Н. Проблемы текстопостроения в коммуникативном поведении младшего школьника // Вестник ВОИПКРО. Вып. 2. Воронеж, 1998. С. 73-77.
26.Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002, с. 112, 144-145, 167
27.Гуменюк М.И. Психологические исследования общения. – М., 1985. - 206 с.
28.Дмитриева Е.Е. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении со сверстниками // Культура общения и ее формирование: Материалы VI региональной конференции. М, 1999. С. 65-66.
29.Елагина М.Г. Особенности коммуникативного поведения младших школьников // Культура общения и ее формирование: Материалы IV научно-методической конференции. Воронеж, 1997. С. 55-57 3538.
30.Заширинская О.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. –Киров, 1991. - 267 с.
31.Каган М.С. . Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. – М., 1986. – 265 с.
32.Кан-Калик В.А. Культура общения и ее формирование. Вып.5. М, 1998. С. 41.
33.Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование.– Дисс. …канд. психол. наук. – Ленинград, 1981. - 235 с.
34.Коммуникативное поведение младшего школьника: 42. Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Сб. науч. трудов. Вып. 7. Красноярск, 1998. С. 91-94.
35.Коммуникативные особенности поведения // Культура общения и ее формирование. Вып.7. Воронеж, 2000. С.67.Способности и индивидуальность. – М., 1993. – 205 с.
36.Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.
37.Кон И.С. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. S. 279-282.
38.Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1982
39.Лында А. С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий. М.,1973.
40.Леви В.Л. Детский менталитет и коммуникативное поведение младшего школьника // Язык и национальное сознание: Материалы региональной научной конференции. Воронеж, 1998. С. 70.
41.Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника в общении с педагогом // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 67.
42.Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника и его формирование: Программа спецкурса // Сборник дополнительных профессиональных программ: Для курсов повышения квалификации работников образования Воронежской области. Ч. 3. Воронеж, 1999. С. 81-40.
43.Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Воронеж, 1999. 22 с.
44.Лемяскина Н.А. Коммуникативные потребности и коммуникативные ожидания первоклассника в отношении учителя // Преемственность дошкольного и начального образования: Областные педагогические чтения. Воронеж, 1999. С. 21-22.
45.Лемяскина Н.А. Опыт экспериментального исследования коммуникативного поведения младшего школьника // Детская речь и пути ее совершенствования: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. Екатеринбург, 1998. С. 55-56.
46.Лемяскина Н.А. Проблема формирования коммуникативного поведения младшего школьника // Проблема развития общества и образования. Философия. История. Педагогика. Межвуз. сб. науч. трудов. Воронеж, 1998. С. 146-149.
47.Лемяскина Н.А. Формирование коммуникативных навыков младших школьников // Риторика и речевая коммуникация: теория – практика – преподавание: Материалы II Международной конференции по риторике и речевой коммуникации: М., 1998. С. 77-78.
48.Лемяскина Н.А. Формирование культуры общения младших школьников как педагогическая задача // Гармонизация – формирование одухотворенной личности: Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 1998. С. 207-209.
49.Лисина М.И. Проблемы генетической психофизиологии человека. – М., 2006.
50.Личность и общение. – М., 1983. - 356 с.
51.Ломов Б.Ф. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 С.
52.Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., Просвещение, 1973
53.Макаренко А.С. Статьи. Сб. – М., 1980
54.Маркова Т.А. Психология общих способностей. – СПб., 1999. – 368 с.
55.Мальцева К. П. Самоконтроль в учебной работе младших школьников// Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
56.Мудрик А.В. Коммуникативное поведение. Изд II. Ярославль, 1995.
57.Никифоров Г. С. Самоконтроль человека.Л., 1989.
58.Никольская О.С. Межличностное общение: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2002.
59.Общая психология / Под ред. Г.И. Дмитриевой. М.: Владос, 1995.
60.Оценочное общение ‘взрослый – младший школьник’ // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Вестник Российской риторической ассоциации. Вып. 1(8). Красноярск, 1999. С. 53-56.
61.Панферов В.Н. Русская невербальная коммуникация // Актуальные проблемы включенного обучения: организация, научно-методические основы. Воронеж, 1989. С. 188-200.
62.Парыгин Б.Д. Нормы коммуникативного поведения //Нормы человеческого общения. Горький, 1990. С. 230-232.
63.Пиклер Э. Социальная психология. Спб.: Питер, 2001.
64.Плаксина Л.И. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002, с. 214 15. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. – Ленинград, 1989. - 97 с.
65.Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя/Под ред. Е.Н.Васильевой. – Кемерово, 1996. – 49 с.
66.Серебрякова Т.А. Массовая коммуникация. М., 2000.
67.Слепович Е.С. О некоторых особенностях коммуникативного поведения // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1998. С. 63.
68.Смирнова Е.О. Организаторские и коммуникативные качества личности. –Талинн, 1998. - 189 с. 16. Б28.
69.Стребелева Е.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464с.
70.Стребелева Е.А. Социальная психология личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.
71. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -Киев: Рад. Шк ., 1985.-557 с.
72.Тригер Р.Д. Вербальное поощрение: коммуникативные ожидания ребенка // Язык и национальное сознание: Материалы научной конференции. Вып. 2. Воронеж, 1999. С. 188-191. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. – М., 1988 .- 278 с.
73.Уч.. Социальная психология. Под ред. Медведевой Е.А. - М., МГУ, 1988, с. 135
74.Чернышова Е.А. Коммуникативная подготовка ребенка к школе // Культура общения и ее формирование. Вып.5. Воронеж, 1998. С.37.
58. Эльконин Д.Б. Психология. М.: Владос, 2000, с. 193-219
75.Эльконин Д.Б. Развивающее обучение. – М., 2002

Вопрос-ответ:

Какие навыки и умения развиваются у детей 7-8 лет через игру?

Игра способствует развитию коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет. В процессе игры они учатся эффективно общаться, слушать и понимать других, выражать свои мысли и эмоции, работать в коллективе, решать конфликты и социализироваться.

Какие знания используются для развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет?

Для развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет используются знания о правилах общения, нормах социального поведения, различных способах коммуникации, а также знания о культурных особенностях и традициях.

Какие формы социокультурной деятельности применяются для развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет?

Для развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет применяются различные формы социокультурной деятельности, такие как игровые ситуации, коллективные проекты, драматические игры, обсуждение и анализ текстов и картинок, ролевые игры.

Какие психолого-педагогические основы используются при развитии коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет?

При развитии коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет используются психолого-педагогические основы, такие как создание доверительной обстановки, стимулирование активности и самостоятельности, использование дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей ребенка.

В чем состоит ведущая роль социокультурной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет?

Социокультурная деятельность играет ведущую роль в развитии коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет, так как она предоставляет детям возможность практиковаться в реальных коммуникативных ситуациях, общаться с разными людьми, участвовать в коллективных проектах, адаптироваться к правилам и нормам общения.

Что такое коммуникативные умения и навыки?

Коммуникативные умения и навыки - это способность эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Они включают в себя умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, устанавливать контакт, договариваться, решать конфликты и т.д.

Какая роль социокультурной деятельности в развитии коммуникативных умений и навыков детей 7-8 лет?

Социокультурная деятельность играет ведущую роль в развитии коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет. Она предоставляет детям возможность общаться, сотрудничать, играть ролевые игры, решать задачи вместе с другими детьми. В результате такой деятельности дети учатся адаптироваться к различным ситуациям общения, выражать свои мысли, слушать других и находить общий язык.

Какие формы социокультурной деятельности используются для развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет?

Для развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет используются различные формы социокультурной деятельности, такие как игры, театрализованные представления, проекты, коллективное решение задач, психологические тренинги и др. Все эти формы позволяют детям активно взаимодействовать и общаться со сверстниками, развивать навыки коммуникации и сотрудничества.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет?

В основе развития коммуникативных умений и навыков у детей 7-8 лет лежат психолого-педагогические основы, такие как создание поддерживающей и стимулирующей среды, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, организация разнообразных видов деятельности, участие в ролевых играх и проектах, применение методов обратной связи и др.

Что такое коммуникативные умения и навыки?

Коммуникативные умения и навыки - это набор знаний, умений и навыков, которые помогают ребенку эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Это включает умение слушать и понимать других, адекватно выражать свои мысли и эмоции, устанавливать и поддерживать социальные контакты и т.д.