Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Понятия и элементы конституционного строя в РФ

  • 31 страница
  • 10 источников
  • Добавлена 03.12.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1.Понятие конституционного строя
2. Политические основы конституционного строя
3. Экономическая и социальная основа конституционного строя
4. Духовные основы конституционного строя
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Указанное противоречие между ст. 13 и ст. 18 Конституции РФ является показательным в плане иллюстрирования двоякого отношения современного Российского государства к проблеме идеологии. С одной стороны, "назвать вещи своими именами" и определить, что в России есть государственная идеология, - значит отойти от традиции острой критики марксистского учения, в рамках которого особенно тщательно разрабатывалось учение об идеологии. С другой стороны, в Конституции, других нормативных источниках, правоприменительных актах и актах толкования права очевидно наличие идеологических установок, пропагандируемых государством.
Одновременно с запретом на государственную идеологию ст. 13 Конституции России устанавливает принцип идеологического и политического многообразия и многопартийности. Таким образом, наличие конституционного запрета на идеологию противоречит принципам формирования и действия политической системы в России. Так, установлен партийный принцип формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. А ведь каждая партия имеет свою программу, значит, и политическую идеологию. Логично утверждать, что партия, победившая на выборах в Государственную Думу, продолжает действовать сообразно своей идеологии. При этом, если парламентская фракция политической партии, действуя вопреки идеологии, заявленной в ходе предвыборной кампании, не оправдывает ожиданий избирателей, партия рискует на следующих выборах не набрать нужного количества голосов.
Следовательно, на уровне законодательной власти наличие идеологии - это необходимое условие существования и функционирования парламента. На уровне же государства в целом идеология запрещена, а исходным началом политики государства является ее деидеологизация. В связи с этим можно привести слова известного российского политолога К.С. Гаджиева: "Высказываемые у нас часто доводы и рассуждения относительно необходимости отказа от идеологии в пользу деидеологизации как непременного условия строительства демократического государства лишены каких бы то ни было серьезных оснований, поскольку в современном мире политика как арена столкновения различных конфликтующих интересов немыслима без идеологии".
Однако, как подчеркивают некоторые исследователи, деидеологизация общественной жизни приводит к кризису общенациональных ценностей, что, в свою очередь, порождает слабую способность государства и общества противостоять сильным идеологическим постулатам, например, исламских фундаменталистов, французских социалистов или фашистов.
Идеология, установленная в государстве, обеспечивает преемственность власти, определяя способы ее легитимации, а также влияет на содержание функций государства. Следовательно, можно утверждать, что четко сформулированная идеология, понимаемая и признаваемая населением, способствует большей стабильности в государстве и в обществе. Таким образом, идеология выступает фактором государственного строительства.
Наличие четко сформулированной на научной основе государственной идеологии необходимо для обеспечения стабильности правовой системы, единообразной логики правотворчества, правоприменения и толкования права. Если идеология в государстве неявная и постоянно меняющаяся, то и в праве появляются внутренние противоречия, нелогичность, а также снижается уровень уважения права обществом, развивается правовой нигилизм и пр.
В качестве примера можно привести удаление из списка видов уголовных наказаний конфискации имущества в 2003 г. и возвращение этого вида наказаний в уголовный закон в немного изменившемся виде в 2006 г. Это показывает отсутствие у государства четко выраженной позиции по вопросу о соотношении экономических прав человека (в данном случае - преступника), интересов потерпевшего, государства и идей социальной справедливости.
Резюмируя изложенное, можно сделать ряд выводов. Во-первых, конституционный запрет на государственную идеологию появился в определенных уникальных исторических условиях и в целом не поддерживается другими правовыми нормами. Во-вторых, образование идеологии в государстве представляет собой объективный процесс, а отказ от государственной идеологии не только нецелесообразен, но и невозможен в принципе. В-третьих, государство должно уделять определенное внимание идеологической деятельности, так как несистематизированные и разрозненные идеологические установки могут привести к противоречиям в правотворчестве и правоприменении, а также в политике в целом.
Конституция РФ провозгласила Российскую Федерацию светским государством. Термин "светский" (введен в оборот Мартином Лютером в трактате "О светской власти", 1523 г.), означающий "мирской, гражданский, нерелигиозный", не слишком удачен с точки зрения юридической точности, но применяется для определения рассматриваемого предмета с незапамятных времен и означает противоположность всему духовному, религиозному.
Светский характер государства раскрывается через указание на запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. При этом под религией понимается совокупность духовных ценностей, вероучений, основанных на божественном их происхождении. Однако Россия - государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений. Возвышение даже наиболее востребованного населением учения о Боге - православия означает оскорбление религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и другие вероучения. Таким образом, действующая Конституция пошла дальше провозглашения России светским государством: как демократическое государство Россия встала на позиции веротерпимости и толерантности по отношению к религиозной жизни населения.
Следует отметить, что в современном демократическом государстве религиозные вероучения выполняют роль регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. Однако, на наш взгляд, Русская православная церковь, ее иерархи в силу особенностей исторического развития утратили эту роль, не готовы к открытому, объективному диалогу с верующими, атеистами, представителями другой веры, государством в целом.
Конституция РФ развивает характеристику России как светского государства, устанавливает равенство религиозных объединений и принцип их отделения от государства. Здесь надо иметь в виду различия между церковью как организационной формой отправления культов и религиозных церемоний и религией как совокупности духовных ценностей, основанных на божественном их происхождении. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозное объединение - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Отделение от государства означает, что государство не вправе вмешиваться в дела церкви, если ее организации не нарушают законы Российской Федерации, а церковь не вправе вмешиваться в осуществление политической власти и иную деятельность государства. Хотя положения ст. 14 явно демонстрируют юридическую преемственность названному выше Декрету СНК РСФСР, в ней, к сожалению, отсутствует указание на отделение школы от церкви. Это досадное, на наш взгляд, упущение позволяет отдельным священнослужителям пытаться навязывать государственным и муниципальным школам в нарушение Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" необходимость преподавания учебного курса закона Божьего. Еще раз подчеркнем: религия, в том числе религиозное обучение и воспитание, - частное дело ребенка и его законных представителей. Само по себе религиозное обучение может осуществляться в организованной форме, но в специализированных учебных заведениях, учрежденных исключительно для выполнения этой цели и на добровольных началах.

Заключение
Итак, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.
В Конституции РФ содержится специальная глава (1), посвященная основам конституционного строя, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.
К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.
С этими основами неразрывно связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным.
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства - и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Многие конституционные государства не являются и республиками (например, Англия, Дания, Швеция). Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации вызвано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.
Список использованных источников

Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.

Научная и учебная литература
Гаджиев К.С. Политология. М., 2000.
Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007.
Мучник А.Г. Комментарий к Конституции Украины. Киев, 2003. Кн. 1.
Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
Старшова У.А. Социальное государство: конституционно-правовой анализ // Вестник СГАП. 2004. N 1.
Стецовский Ю.И. Фашизм в современной Европе // Адвокат. 2008. N 1.
Социальная политика. Толковый словарь. М., 2002.
Чичерин Б. Философия права. М., 1990.
Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. N 3.
Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001.
См., например: Чичерин Б. Философия права. М., 1990. С. 257 - 288.
Подробнее см.: Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001. С. 809, 810.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 27 - 41.
Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007. С. 13 - 14; Старшова У.А. Социальное государство: конституционно-правовой анализ // Вестник СГАП. 2004. N 1. С. 83 - 87.
См., например: Социальная политика. Толковый словарь. М., 2002. С. 35 - 36.
См.: Мучник А.Г. Комментарий к Конституции Украины. Киев, 2003. Кн. 1. С. 64.
Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. N 3. С. 13.
Гаджиев К.С. Политология. М., 2000. С. 382.
См. об этом: Стецовский Ю.И. Фашизм в современной Европе // Адвокат. 2008. N 1.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.


1.Нормативно-правовые акты
1.1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
1.2.Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
1.3.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
1.4.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.

2.Научная и учебная литература
2.1.Гаджиев К.С. Политология. М., 2000.
2.2.Глотов С.А. Социальная политика и социальная безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. М., 2007.
2.3.Мучник А.Г. Комментарий к Конституции Украины. Киев, 2003. Кн. 1.
2.4.Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.
2.5.Старшова У.А. Социальное государство: конституционно-правовой анализ // Вестник СГАП. 2004. N 1.
2.6.Стецовский Ю.И. Фашизм в современной Европе // Адвокат. 2008. N 1.
2.7.Социальная политика. Толковый словарь. М., 2002.
2.8.Чичерин Б. Философия права. М., 1990.
2.9.Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категории // Государство и право. 1999. N 3.
2.10.Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001.

Узнать стоимость работы