Образование в России В XX веке-социологический анализ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 3535 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 03.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Социология образования в XX в.
Глава 2. Женское образование в России
Заключение
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления

К. Жибуев; инспектор классов В.К. Ушинский оставил заметный след в деятельности института.
Весьма показательно, что за 150 лет существования Смольного института в нем сменилось всего 9 начальниц. Смольный институт был аристократическим закрытым учебным заведением. Родители и родственники, которые определяли туда девочку, давали письменное обязательство о том, что они ни под каким предлогом не станут требовать обратно отданную на воспитание девочку.
В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. Повседневная жизнь тут отличалась простотой и однообразием, строгим порядком и дисциплиной. Уместно обратить особое внимание на внешний вид смолянок, который отличался простотой и скромностью: одевались и причесывались строго по форме, никаких вариаций не допускалось. Институт диктовал свои нормы внешнего вида.
В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Считалось полезным для детей движения на свежем воздухе и летом и зимой. Воспитанницы проводили много времени в саду на берегах Невы. Зимой катались на коньках, катание с гор; летом – лапта, пятнашки – для младших – игра в мяч, лаун-теннис, крокет – для старших. В 1840 году кроме педагогической гимнастики вводится врачебная гимнастика. А с начала ХХ века была введена обязательная гимнастика для всех. В 6-7 классах введена ритмическая гимнастика. Устав требовал, чтобы «девицы имели чистый и опрятный вид», чтобы «свежий и проветриваемый воздух был в комнатах».
В 1853 году появились ежедневные трудовые занятия: уроки кройки, шитья, вышивания, вязания, токарного дела. На протяжении всего обучения изучалась экономия и домостроительство с прикладными занятиями. Девочек 12-15 лет обучали ведению хозяйства на практике.
Реестр кушанью (меню) гласит: «Пища должна быть здоровой и в таком количестве, чтоб для удовольствия всех было достаточно».
Строго по возрасту определялось время для сна. Младшим полагалось спать 9 часов, а старшим – семь с половиной, причем вставать они должны были в одно время, а ложиться – в разное.
Екатерина II часто посещала институт, переписывалась с воспитанницами, вникала во все дела Воспитательного общества, жаловала институту много личных средств. Императрица Мария Федоровна управляла институтом 32 года и существенно реформировала его. Мария Федоровна буквально по часам расписала программы преподавания предметов в каждом возрасте. При ней большего расцвета достигли искусства. Императрица Мария Федоровна, сократив установленный императрицей Екатериной 12-летний курс на три года, разделила 9-летний курс обучения на три возраста. Каждый возраст разделен на три параллельных отделения: успешно занимающихся, средних и слабых воспитанниц. Каждый урок продолжался полтора часа. Установлены были полугодичные и годичные экзамены.
При Александре Федоровне начинается усиление учебной части института. Мария Александровна пригласила для работы в Смольный институт известного педагога К.Д.Ушинского, который произвел преобразования учебного процесса на основе новых педагогических воззрениях. Мария Федоровна (жена Александра III) особое внимание уделяла профессиональной подготовке воспитанниц и осуществляла ряд мер по охране и укреплению их здоровья.
Всего за время императрицы Екатерины получили в Обществе воспитание 1316 девушек. При 11 приемах и 7 выпусках окончили курс 850 девиц: 440 на благородной половине и 410 – на мещанской. Среди воспитанниц Смольного были: дочь Суворова А.В.; жена Радищева А.Н.; дочери Тютчева Ф.И.; мать генерала Скобелева М.Ю. из стен Воспитательного Общества вышло много педагогов: Сабо С.И.- начальница Санкт-Петербургского института принцессы Ольденбургской; Неманн Н.К. - начальница первого женского пансиона в Ярославле. Отсюда вышли многие образованные женщины: ученая-физик Богдановская В.Е., первая в России женщина архитектор Новаковская Н.А. и др.
Смольный институт сыграл огромную роль в развитии женского образования в России. Многие годы он служил образцом для устройства возможных женских заведений: пансионатов для девиц, женских институтов, частных женских пансионов. По образцу Смольного возникли 27 таких же учебных заведений во всех губернских городах. Но как бы ни выполняли свою роль институты, их было мало на громадном пространстве России, и далеко не для всех они были доступны.
Впервые в статьях Н.И. Пирогова раздался горячий призыв к обществу обратить внимание на «вопросы жизни» и воспитания, на привлечение и женщины к благам всестороннего образования, к культурной работе на благо семьи и страны. Благодаря Вышнеградскому Н.А. - профессуру педагогики в Главном педагогическом институте, инспектору классов в женском Павловском институте, положило начало открытому гимназическому всесословному образованию женщин в России.
В 1817 году был издан общий план обучения и воспитания для всех учебных заведений. В 1817 году было уже 34 учебных заведений. С 1817 по 1828 годы было учреждено еще 6 учебных заведений. Воспитательные дома под покровительством императрицы дали образование 23 тысячам сирот.
Потребность в образовании для женщин приводит к открытию Мариинской гимназии под попечительством принца Ольденбургского. В том же 1858 году появились новые подобные школы: 8 октября открылось Коломенское училище, 1 ноября - Василеостровское, 5 декабря - Петровское.
Учебный строй женских гимназий оставался в общих чертах неизменным до конца ХХ века. Изменялись программы. Интересно, что к 1906 году «министерских» женских гимназий и прогимназий было больше чем соответствующих им по назначению мужских учебных заведений. Так в 1905 г. в Санкт-Петербурге в ведении Министерства было 18 женских гимназий. В этот же период в 1906 г. в Ведомстве учреждений императрицы Марии в Санкт-Петербурге было 12 женских институтов дававших среднее образование.
Перемены во все институты Ведомства Императрицы Марии внесла реформа 1860 г. – был установлен 7-летний курс обучения с 7 классами вместо трехклассного с двухгодичным курсом в каждом классе. Продолжительность урока сократилась, что дало возможность увеличить число уроков для отдельных предметов.
По инициативе Н.А. Вышнеградского были открыты Мариинское училище для приходящих учениц в Петербурге, затем и другие одноименные училища, в 1862 году переименованные в Мариинские гимназии. К 1905 году программы женских институтов и Мариинских гимназий были унифицированы.
Женские институты создавались как строго сословные, дворянские и мещанские, учебные заведения, преимущественно для сирот и девочек из малообеспеченных семей. Женские институты всегда оставались в числе лучших и наиболее престижных учебных заведений в России. С начала XIX в. принцип сословности не имел решающего значения: ходатайства о зачислении в институты принимались от представителей всех слоев общества, кроме крепостных крестьян. Всего к началу ХХ в. в столице и провинциях было 31 женских институтов с 7500 мест для воспитанниц. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать и писать по-русски и по-французски, считать в пределах четырех действий арифметики. Бесплатно обучались сироты, малообеспеченные, дочери многодетных родителей и лиц, состоящих на государственной службе – статской или военной. Женские институты обеспечивали общее образование, религиозно-нравственное и светское воспитание. Девочек готовили в основном к семейной жизни или же к педагогической деятельности в институтах, гимназиях и для работы гувернантками, домашними учительницами. Особое внимание уделялось изучению новых языков, занятиям искусствами и рукоделием, домоводство. Профессиональная подготовка осуществлялась на педагогических курсах, в музыкальных, чертежных, рисовальных классах и на курсах преподавателей новых языков.
В 1882 г. в качестве переходной ступени между начальными учебными заведениями были созданы новые Мариинские училища. Они подготавливали к изучению ремесел и к практической деятельности в домашнем хозяйстве. По данным переписи 1897 года, в городах России грамотными были лишь 12,4% женщин, в сельской местности - всего 8,6%.
В конце XIX - начале ХХ вв. получили развитие среднее специальное женское образование (коммерческое и др.). Первые педагогические курсы, созданные в 1863 году на базе педагогического класса Петербургской Мариинской гимназии. Такие классы открывались при министерских, мариинских, частных гимназиях и епархиальных училищах. К 1 января 1915 г. в 8-х педагогических классах 913 гимназий обучалось около 20 тыс. девушек.
Создавались женские школы и семинарии земствами и частными лицами. В 1867 году петиция Е.И. Конради о разрешении женщинам посещать университет получила одобрение 1-ого съезда естествоиспытателей. Прошение свыше 400 женщин, поданное ректору Санкт-Петербургского университета в 1868 году по инициативе М.В. Трубниковой, А.П. Шилосовой, Н.В. Стасовой получило поддержку.
Правительство разрешило открытие частных курсов по программе мужских классических гимназий. В 1870 г. открылись Владимирские курсы в Петербурге, «публичные лекции для мужчин и женщин» по словесным и естественным дисциплинам. В 1872 г. при поддержке Д.А.Милютина открылись Курсы для образования ученых акушерок, программа которых была расширена до университетской. Тогда же в Москве возникли Высшие женские курсы В.И. Герье, а в 1878 г. Петербургские Высшие женские курсы, возглавляемые профессором А.Н.Бестужевым. Открылось учебное заведение вместо Владимирских курсов. Состояло из трех отделений: историко-филологическое; физико-математическое; специальное математическое, естественное.
Прием на Бестужевские курсы в 1886-1889 гг. был временно прекращен. Права курсов были восстановлены в 1906 году, была введена предложенная система обучения, появился юридический факультет. С 1911 г. «бестужевки» могли сдавать государственные экзамены в университете. В 1886 году прием на женские курсы был прекращен, а в 1887 году все они кроме Бестужевских, были закрыты. В 1897 году открыт женский медицинский институт. С 1900 года открываются вновь Высшие женские курсы в Москве, Одессе, Петербурге. В 1910 году открыты высшие курсы П.Ф. Лесгафта. В 1905-1910 гг. открываются высшие курсы (женские) в Харькове, Казани, Новочеркасске, Варшаве и др. создавались специальные технические женские курсы. Созданы новые факультеты: экономический, юридический и др. женщины получили доступ в высшие учебные заведения Петербурга.
По данным переписи 1926 года, среди женщин 65,6% составляли неграмотные. С 1929 года в технических вузах и техникумах бронировались места для девушек. В результате политики всеобщего обязательного обучения, открытия большого числа средних общеобразовательных профшкол, средне-специальных и высших учебных заведений уровень женского образования в нашей стране сравнялся с уровнем образования мужчин. Создана единая система высших педагогических заведений без разделения на мужские и женские.
В 1988-1989 гг. было 54 % женщин в составе учащихся средне-специальных учебных заведений.
Все это свидетельствует о безусловном развитии женского образования в России.
Заключение

Российская экономика конца XIX – начала ХХ в. все в большей степени предъявляла спрос на относительно образованного работника. Это обусловило определенный рост грамотности и увеличение различных видов учебных заведений. С 24% в 1897 г. грамотность к 1917 г. выросла до 30%. При этом уровень грамотности зависел от места проживания (в городах значительно выше) и демографических признаков (уровень грамотности мужчин выше, чем у женщин, а у молодежи – чем у старшего поколения). Перед первой мировой войной Дума рассматривала законопроект о введении всеобщего начального образования. Если в 80-е гг. XIX в. в стране было одно коммерческое училище, то к 1914 г. их стало более 200. Были основаны Московский и Киевский коммерческие институты. Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.
Но в целом система образования не соответствовала нуждам страны. Между различными видами школ (одноклассные и двуклассные, реальные, коммерческие училища, гимназии, институты и университеты) не было четкой преемственности. Поэтому в 1915 г. был подготовлен проект преобразования учебных заведений в школы I и II ступени. К 1911 г. училось 33% мальчиков и 14% девочек школьного возраста. Среди гимназистов дети крестьян составляли 15%. Зарплата народного учителя была ниже средней зарплаты промышленного рабочего. Среди призываемых на военную службу в Германии неграмотных было 0,04%, в Англии – 1%, во Франции – 3,4%, в США – 3,8%, в Италии – 30%, в России – 61%, учитывая, что не призывались жители Средней Азии, где неграмотность была еще выше.
Список использованной литературы

Вентцель К.Н. Школа и государство. / К.Н. Вентцель. – М., 1917.
Гуркина, Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. Пособие / Н.К. Гуркина / СПбГУАП. СПб., 2001. – 64 с.
Данилов, А.А. Школьное историческое образование в России в начале ХХI века / А.А. Данилов // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 6. – С. 8-15.
Духавнева, А.В. Внешкольное образование в земской России в начале ХХ века: проекты развития / А.В. Духавнева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2005. - № 59. – С. 101-107.
Мосягина, С.Ю. Исторический опыт организации профессионального образования на европейском севере России в конце ХIХ – начале ХХ века / С.Ю. Мосягина. – 2009. - № 1. – С. 156-159.
Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке / В.С. Поликарпов, И.В. Лысак. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003. 196 с.
Розанов В.В. Сумерки просвещения. / В.В. Розанов. – М., 1920. С. 241.
Семенкова, Т.Г. Высшее образование для женщин в России ХIХ века (страницы истории) / Т.Г. Семенкова // Вестник Финансовой академии. – 1998. - № 1. – С. 101-111.
Турченко В.Н. Социологические и экономические проблемы образования. / В.Н. Турченко. – Новосибирск, 1969.
Шалимова, Л.В. Кризис системы духовного образования в России в начале ХХ века / Л.В. Шалимова // Вестник Евразии. – 2002. - № 4. – С. 52-71.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. / В.В. Розанов. – М., 1920. С. 241.

Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке / В.С. Поликарпов, И.В. Лысак. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003. 196 с.
Вентцель К.Н. Школа и государство. / К.Н. Вентцель. – М., 1917.

Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке / В.С. Поликарпов, И.В. Лысак. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003. 196 с.
Турченко В.Н. Социологические и экономические проблемы образования. / В.Н. Турченко. – Новосибирск, 1969.
Гуркина, Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. Пособие / Н.К. Гуркина / СПбГУАП. СПб., 2001. – 64 с.
Там же.
Данилов, А.А. Школьное историческое образование в России в начале ХХI века / А.А. Данилов // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 6. – С. 8-15.
Духавнева, А.В. Внешкольное образование в земской России в начале ХХ века: проекты развития / А.В. Духавнева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2005. - № 59. – С. 101-107.
Шалимова, Л.В. Кризис системы духовного образования в России в начале ХХ века / Л.В. Шалимова // Вестник Евразии. – 2002. - № 4. – С. 52-71.
Турченко В.Н. Социологические и экономические проблемы образования. / В.Н. Турченко. – Новосибирск, 1969.
Вентцель К.Н. Школа и государство. / К.Н. Вентцель. – М., 1917.
Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке / В.С. Поликарпов, И.В. Лысак. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003. 196 с.
Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке / В.С. Поликарпов, И.В. Лысак. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003. 196 с.
Гуркина, Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. Пособие / Н.К. Гуркина / СПбГУАП. СПб., 2001. – 64 с.
Мосягина, С.Ю. Исторический опыт организации профессионального образования на европейском севере России в конце ХIХ – начале ХХ века / С.Ю. Мосягина. – 2009. - № 1. – С. 156-159.









2

1.Вентцель К.Н. Школа и государство. / К.Н. Вентцель. – М., 1917.
2.Гуркина, Н.К. История образования в России (Х-ХХ века): Учеб. Пособие / Н.К. Гуркина / СПбГУАП. СПб., 2001. – 64 с.
3.Данилов, А.А. Школьное историческое образование в России в начале ХХI века / А.А. Данилов // Преподавание истории в школе. – 2007. - № 6. – С. 8-15.
4.Духавнева, А.В. Внешкольное образование в земской России в начале ХХ века: проекты развития / А.В. Духавнева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – 2005. - № 59. – С. 101-107.
5.Мосягина, С.Ю. Исторический опыт организации профессионального образования на европейском севере России в конце ХIХ – начале ХХ века / С.Ю. Мосягина. – 2009. - № 1. – С. 156-159.
6.Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке / В.С. Поликарпов, И.В. Лысак. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ. 2003. 196 с.
7.Розанов В.В. Сумерки просвещения. / В.В. Розанов. – М., 1920. С. 241.
8.Семенкова, Т.Г. Высшее образование для женщин в России ХIХ века (страницы истории) / Т.Г. Семенкова // Вестник Финансовой академии. – 1998. - № 1. – С. 101-111.
9.Турченко В.Н. Социологические и экономические проблемы образования. / В.Н. Турченко. – Новосибирск, 1969.
10.Шалимова, Л.В. Кризис системы духовного образования в России в начале ХХ века / Л.В. Шалимова // Вестник Евразии. – 2002. - № 4. – С. 52-71.

Вопрос-ответ:

Каким образом Смольный институт отличался от обычных учебных заведений в XIX веке?

Смольный институт был закрытым учебным заведением, прием в который происходил только по приглашению. В него допускались девочки из аристократических семей, которые были определены туда своими родителями или родственниками.

Сколько времени Смольному институту потребовалось для смены начальниц?

За 150 лет существования Смольного института в нем сменилось всего 9 начальниц.

Какую роль в образовательной системе России играл К.Д.Ушинский?

К.Д.Ушинский оставил заметный след в деятельности института. Он разработал педагогические принципы, которые стали основой образования в России. Его идеи и подходы влияли на формирование системы образования и воспитания в России в ХIX веке.

Какие обязательства должны были предоставить родители или родственники при приеме девочки в Смольный институт?

Родители и родственники давали письменное обязательство о том, что они определяют девочку в Смольный институт. Это было необходимо для поступления в закрытое учебное заведение.

Какие темы были затронуты в первой главе статьи "Социология образования в ХХ веке"?

В первой главе статьи "Социология образования в ХХ веке" рассматривается вопрос образования в России во второй половине ХХ века, анализируются социологические аспекты образования и приводятся данные о развитии образовательной системы. Также в главе затрагивается исторический аспект развития образования в России.

Кто оставил заметный след в деятельности Смольного института?

Оставил заметный след в деятельности Смольного института Константин Ушинский.

Каким образом определялись девочки для поступления в Смольный институт?

Для поступления в Смольный институт девочкам требовалось письменное обязательство от родителей или родственников, которые определяли их в это учебное заведение.

Сколько начальниц сменилось за время существования Смольного института?

За 150 лет существования Смольного института сменилось всего 9 начальниц.

Что был Смольный институт?

Смольный институт был аристократическим закрытым учебным заведением.

Какой анализ проводится в главе 1 "Социология образования в XX в."?

В главе 1 "Социология образования в XX в." проводится социологический анализ образования в России в ХХ веке.

Какое влияние оказал К.Д. Ушинский на развитие образования в России?

К.Д. Ушинский оставил заметный след в деятельности института Смольного. Он был одним из основателей этого учебного заведения и внес значительные изменения в его программу обучения. Ушинский разработал принципы обучения, основываясь на научных и психологических аспектах. Его идеи и подходы к образованию оказали влияние на развитие системы образования в России.